Сборщикам и переработчикам отходов могут предоставить льготы по НДС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сборщикам и переработчикам отходов могут предоставить льготы по НДС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В любом учреждении в процессе его хозяйственной деятельности образуются бумажные отходы (макулатура). Это могут быть документы с истекшим сроком хранения, картонная тара от поступивших товаров, списанные книги, газеты и журналы, в образовательных учреждениях — тетради и письменные работы учащихся и т.д.

Налог на имущество организаций в 2023 году

Начиная с 2023 года облагаться налогом на имущество, может только недвижимость организаций. Это сказано в законе № 302-ФЗ от 03.08.18.

Начиная с 2023 года, расчет налога на имущество будет осуществляться на основании кадастровой стоимости, информация о которой внесена в единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Порядок расчета налога отражен в законе № 334 от 03.08.18.

В 2023 году организациям дали право пересчитать налог на имущество, за все то время, когда налог на имущество считали по завышенной стоимости, а до 2023 года можно было пересчитать только с момента обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.

В 2023 году сдавать декларацию по налогу на имущество нужно по новой форме. Декларация содержится в Приказе № ММВ-7-21/575 от 04.10.18 .

В настоящее время операции по реализации макулатуры облагаются налогом на прибыль и НДС у всех типов государственных (муниципальных) учреждений.

Стоимость оприходованной макулатуры, образовавшейся в результате списания объектов библиотечного фонда и в иных случаях, является внереализационным доходом учреждения (п. п. 8, 13 ст. 250 НК РФ).

Доход от продажи макулатуры отражается в составе доходов от реализации (ч. 1 ст. 249 НК РФ). Данный доход учреждение вправе уменьшить:

  • на ее стоимость, включенную в состав внереализационных доходов (п. 2 ст. 254, пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ);
  • на расходы на хранение, упаковку, транспортировку, связанные с реализацией макулатуры, если они оплачены за счет приносящей доход деятельности (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Мы рассмотрели общий порядок исчисления НДС покупателями макулатуры – налоговыми агентами. К данной ситуации применимы разъяснения компетентных органов в отношении всех товаров, указанных в п. 8 ст. 161 НК РФ.

Добавим несколько слов об уплате налога налоговыми агентами. Порядок расчета суммы НДС, которую налоговый агент должен уплатить в бюджет по итогам квартала, установлен п. 4.1 ст. 173 НК РФ. Налог исчисляется совокупно в отношении всех товаров, перечисленных в п. 8 ст. 161 НК РФ, и в отношении всех операций за истекший налоговый период. Общая сумма налога, исчисляемая в соответствии с п. 3.1 ст. 166 НК РФ, увеличивается на восстановленные суммы на основании пп. 3, 4 п. 3 ст. 170 НК РФ и уменьшается на суммы вычетов, предусмотренных п. 3, 5, 8, 12 и 13 ст. 171 НК РФ, в части операций, осуществляемых названными налоговыми агентами.

Что касается декларации по НДС, то в настоящее время в форму, формат и порядок ее заполнения внесены изменения. Теперь для налоговых агентов, указанных в п. 8 ст. 161 НК РФ, прописан четкий порядок.

Налог на добавленную стоимость относится к косвенным и взимается в России в размере 20% при продаже товаров или оказании услуг. Усилиями российского Министерства финансов сейчас в стране действует две системы начисления и взимания НДС.

В обычной схеме уплаты НДС плательщиком налога является продавец товара. Каждый из участников цепочки создания добавленной стоимости выплачивает государству разницу между суммой НДС, полученной при реализации товара, и суммой, затраченной при покупке товаров и услуг.

В отдельных видах деятельности — реализации сырых необработанных шкур животных, лома черных и цветных металлов, вторичного алюминия, а с 1 января текущего года и макулатуры — действует агентская схема уплаты НДС. Ее отличие от обычной в том, что обязанность начислять и уплачивать налог передана от продавца покупателю. Последний, таким образом, выступает в роли налогового агента для продавца. При прочих равных условиях обычная и агентская схема обеспечивают поступление одной и той же суммы налога.

С четвертого квартала 2016 года по конец 2018-го реализация макулатуры была освобождена от НДС. Такой порядок налогообложения, получивший в отрасли название «НДС Фокина» по фамилии инициатора закона члена комитета Госдумы по экологии Александра Фокина, повлек за собой целый ряд положительных последствий, но наиболее очевидные из них — резкий рост поступлений в бюджет и быстрое развитие отрасли переработки макулатуры.

Необходимость перехода на НДС Фокина заключалась в том, что обычная схема исчисления НДС часто использовалась недобросовестными плательщиками для прямого хищения денег из бюджета, признает директор Ассоциации налоговых консультантов Владимир Саськов. Так, отмечается в экспертном заключении по вопросу обложения сделок и реализации макулатуры НДС, проведенном РЭУ имени Г. В. Плеханова, только выплаты из бюджета по данному налогу в 2012–2014 годах превысили сумму полученного налога, в результате чего убытки бюджета составили 45 млн рублей, то есть изъяли (попросту говоря, украли) из бюджета больше, чем заплатили в него. Развитие отрасли оказалось фактически блокировано: добросовестные заготовители проигрывали в конкуренции фирмам-однодневкам и не могли развивать свой бизнес; переработчики страдали от недостатка сырья и претензий ФНС в связи с неуплатой налогов заготовителями и экспортерами макулатуры.

И на этом фоне Министерство финансов продавливает через Госдуму агентский НДС в сегменте заготовки макулатуры, отбросив отрасль на три года назад и блокировав ее развитие.

Чем руководствовалось ведомство, предлагая и продвигая свою инициативу? Гармонизацией законодательства? Но почему гармонизация должна идти в сторону усложнения — или, по крайней мере, не должна учитывать специфику предметов регулирования? В оборот макулатуры вовлечены фактически все действующие в России юридические лица: в соответствии с последней редакцией ст. 161 Налогового кодекса «макулатурой признаются бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения». Неизбежные ошибки при оформлении реализации макулатуры в рамках агентской схемы НДС ударят по любой из действующих в России организаций. Желающих передать накопившуюся макулатуру на переработку в таких условиях будет все меньше.

Усилением контроля? Но, продавив введение налога, Минфин сам себе создал предмет и объект контроля: если налога нет, то и контролировать нечего. В каком случае контроль будет проще и эффективнее: когда плательщиков налога 84 или когда их сотни тысяч? Насколько потребуется увеличить ресурс, выделяемый на налоговый контроль в отрасли? Если во время действия НДС Фокина один инспектор на одно перерабатывающее предприятие обеспечивал поступление более 107 млн рублей налога, то какая сумма придется на одного инспектора при агентской схеме?

Отрасль бьется за свое спасение

Уже понятно, что вступление в силу новых поправок к Налоговому кодексу серьезно сказывается на всей отрасли и несет значительные риски и для экономики, и для экологии, так как именно на макулатуре завязано до 50% бумажной промышленности. И если говорить о последствиях, наиболее очевидным из них представляется снижение объемов заготовки макулатуры вследствие уменьшения количества заготовителей, говорит Артем Кирьянов. За этим последуют уменьшение объемов выпуска и реализации продуктов переработки макулатуры; снижение доходности и падение инвестиционной привлекательности отрасли.

Читайте также:  Разъяснения Минфина и ФНС об уплате транспортного налога

Наиболее очевидное решение в сложившейся ситуации, уверен Артем Кирьянов, — вернуться к НДС Фокина, отлично зарекомендовавшему себя в 2016–2018 годах. Это позволит отрасли развиваться, а бюджету — получать НДС в полном объеме, при этом как минимум не ухудшая экологическую ситуацию в стране.

Не исключено, что поправки будут пересмотрены, возможно, все это даже может перерасти в новый отдельный законопроект, но уже с более детальным анализом от всех имеющих отношение к этому правительственных ведомств. Но мгновенно этого не произойдет, а значит, в 2019 году время уже упущено и бюджет недополучит существенные средства, тогда как сама отрасль серьезно пострадает. Ясно одно: отрасли необходим НДС Фокина и его следует вернуть как можно быстрее.

Восстанавливать ли НДС общепиту в связи с налоговыми льготами 2022 года?

Некоторое время (с 2021 по 2021 год) действовал период освобождения от НДС при реализации макулатуры. Однако при приобретении бумажных изделий НДС мог быть начислен ранее. В связи с этим у организаций, являющихся продавцами, возникал вопрос – требуется ли восстановить при продаже сырья налог, ранее принятый к возмещению? Однозначного ответа не было.

После того, как вновь стали совершаться продажи макулатуры с НДС, проблема с восстановлением налога исчезла. Продавцы бумажных отходов могут принять НДС к вычету, даже с учетом того, что оплата произведена налоговыми агентами.

Факт продажи и поступления бумажных отходов фиксируется в учете у поставщика и у покупателя. Поставщик отразит операцию следующими записями:

  • Дт 91 – Кт 10 – сырье списано с баланса;
  • Дт 62 – Кт 91 – макулатура отгружена покупателю.

Покупатель поступление бумажных отходов регистрирует проводками:

  • Дт 41 – Кт 60 – поступление макулатуры;
  • Дт 19 – Кт 76 НА – начисление налога на вторсырье (при необходимости).

При покупке сырья у плательщика НДС обязанность по формированию декларации НДС появляется не только у продавца, но и покупателя. При этом не имеет значения, какой режим налогообложения использует последний.

Реализация макулатуры должна быть отражена в разделе 3 декларации, поступление – в разделе 2.

Покупатель вправе учесть сумму начисленного НДС, но только в том случае, если сырье будет использоваться в налогооблагаемой деятельности.

Несмотря на вступившие с начала 2021 года изменения, покупатели вторсырья не всегда могут быть признаны налоговыми агентами. Закон устанавливает следующие случаи, при которых обязанность по начислению НДС остаются за продавцами:

  • сырье отгружается физическим лицам, не имеющим статуса ИП;
  • реализация макулатуры на экспорт;
  • продавец на момент совершения сделки утратил право на освобождение от НДС.

Как в 2021 году учитывается НДС по рекламным расходам?

До 01.01.2019 действовал пп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ, по которому реализация макулатуры освобождалась от обложения НДС.

С названной даты норма утратила силу, вследствие чего реализация макулатуры (бумажных и картонных отходов производства и потребления, отбракованной и вышедшей из употребления бумаги, картона, типографских изделия, деловой бумаги, в том числе документов с истекшим сроком хранения) попала в облагаемые НДС операции. Однако продавец не исчисляет и не уплачивает налог в данном случае, эта обязанность возлагается на покупателя (получателя) макулатуры – налогового агента (абз. 2 п. 3.1 ст. 166 , п. 8 ст. 161 НК РФ).

К сведению:

В целях применения п. 8 ст. 161 НК РФ получателями товаров являются организации и индивидуальные предприниматели, имеющие право собственности на товар, в том числе на безвозмездной основе .

Порядок исчисления НДС налоговым агентом применяется при реализации макулатуры после 01.01.2019 вне зависимости от того, что этот товар приобретен до 01.01.2019 либо предварительная плата за него получена в 2018 году (Письмо Минфина России от 25.01.2019 № 03‑07‑11/3969).

Если макулатуру продает «спецрежимник» (организация или ИП, не являющиеся плательщиком НДС) либо плательщик НДС, освобожденный от обязанности налогоплательщика по ст. 145 и 145.1 НК РФ (здесь же могут быть плательщики ЕСХН, которые с 01.01.2019 уплачивают НДС, однако подошли по условиям и воспользовались освобождением по ст. 145 НК РФ), обязанностей налогового агента у покупателей не возникает. В таком случае продавец в договоре и первичном учетном документе сделает соответствующую запись или проставит отметку «Без налога (НДС)».

К сведению:

Счет-фактуру лица, освобожденные от уплаты НДС, не составляют, такая обязанность возложена лишь на плательщиков данного налога (п. 3 ст. 169 НК РФ, Письмо Минфина России от 28.02.2018 № 03‑07‑11/12711).

При покупке металлолома у «физиков» (в силу п. 1 ст. 143 НК РФ они не признаются плательщиками НДС, за исключением случаев, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза) покупатели макулатуры также не обязаны исчислять и уплачивать НДС .

Сказанное подтверждает и Минфин в Письме от 28.11.2018 № 03‑07‑14/85863: в случае приобретения макулатуры у неплательщиков налога на добавленную стоимость, в том числе физических лиц, обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость у покупателей макулатуры отсутствует.

Реализация макулатуры теперь облагается НДС. Исчислять и выплачивать налог, как и в случае реализации чермета и сырых шкур, будет покупатель.

Давно не новость, что с 2019 года ставка НДС увеличена на 2%, а в некоторых случаях обязанность исчислять и выплачивать этот налог отныне возложена на покупателей.

Изменения коснулись также купли/продажи макулатуры. Ранее ее реализация освобождалась от обложения НДС. Однако с 1 января 2019 года при сделке с макулатурой применяется особый порядок налогообложения. В статье мы рассмотрим нововведения подробнее.

  1. Под редакцией Дмитриевой И. К., Куренного А. М. Трудовое право России. Практикум; Юстицинформ — Москва, 2011. — 792 c.
  2. Кони, А.Ф. Уголовный процесс: нравственные начала; М.: Современный гуманитарный университет; Издание 3-е, испр. и доп., 2011. — 150 c.
  3. Горский, Г. Ф. Судебная этика / Г.Ф. Горский, Л.Д. Кокорев, Д.П. Котов. — М.: Издательство Воронежского Университета, 2015. — 272 c.
  4. Казанцев, С.Я. Информационные технологии в юриспруденции / С.Я. Казанцев. — М.: Академия (Academia), 2012. — 369 c.
  5. Марченко, М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие. Гриф МО РФ / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2017. — 535 c.
  • покупатель выступает в качестве налогового агента;
  • начисление и уплата налога в бюджет выполняется покупателем;
  • родавцом составляется счет-фактура, в котором указывается, что НДС начисляется налоговым агентом.

Налоговый агент, являющийся плательщиком НДС, может принять к вычету сумму налога при реализации макулатуры (п. 3 ст. 171 НК РФ).

  • в договоре в первичных учетных документах делается пометка «Без НДС»;
  • в контракте обязательно указываются, по каким причинам сделка освобождена от налогообложения.

Существуют исключения, когда НДС с макулатуры платит продавец, а не покупатель. Это происходит в следующих случаях (при условии, что продавец является плательщиком НДС):

  • в договор без какого-либо основания внесена запись об осуществлении сделки без НДС;
  • покупатель – физическое лицо, не зарегистрированное как ИП.

НДС / 14:57 6 июня 2021 Макулатуру освободили от НДС

Прошлый год принес много перемен, по этой причине 2021-й год может стать самым событийным в истории современной гофропромышленности.

  • 07.12.2020
    С Новым 2021 годом, или не локдауном единым
  • 01.11.2020
    Впереди паровоза
  • 10.09.2020
    Хоумлендеры уже тут
  • 05.08.2020
    Ледяное решение
  • 02.07.2020
    Новые приоритеты
  • 01.06.2020
    Качели гофроиндустрии и фактор X
  • 01.05.2020
    Системно значимая
  • 01.04.2020
    На карантине
  • 04.03.2020
    Вот тебе и скотч
  • По оценке ведущего специалиста-эксперта отдела лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности Минпромторга России Елены Клевановой, в период действия 174-ФЗ в отрасли наблюдалась положительная динамика, а поступления в бюджет выросли до 138%. Сейчас же отмечается подорожание макулатуры, спад поступления налоговых средств в бюджет и падение загрузки производственных мощностей. С учетом этих факторов профильный департамент Минпромторга России также поддерживает возвращение предыдущего механизма.

    Директор Ассоциации налоговых консультантов Владимир Саськов отметил, что работавшая с 2021 по 2021 годы налоговая льгота доказала свою эффективность, тогда как новый закон пока не показывает роста уплаты НДС на участке заготовки макулатуры. Это свидетельствует о том, считает эксперт, что рынок не перестроился, и он не готов ни морально, ни психологически, ни компетенционно войти в исчисление НДС по агентской схеме. «Мы как практики не понимаем, зачем принимать решения, которые возвращают в негативное поле ту благоприятную систему налогообложения, которая была выстроена в последние два года. Мы готовы поддержать систему возврата льгот по НДС. Это уникальная система, когда нулевая ставка приводит к максимальному поступлению в бюджет. Нигде в мире я подобного не видел», — высказывает мнение Саськов.

    В конце мероприятия член Общественной палаты Артем Кирьянов согласился с экспертами, что для выхода из ситуации необходимо упростить условия для бизнеса. Таким образом будет возможно обеспечить реализацию нацпроектов «Экология» и «Развитие малого и среднего предпринимательства».

    «Мы говорим, что есть серьезная опасность коллапса отрасли, банкротства предприятий, потери рабочих мест. Это очень важный момент. С учетом всего прозвучавшего здесь мы сформируем резолюцию, которую направим заинтересованным ведомствам. Вопрос должен быть рассмотрен всесторонне: надо получить корректные расчеты, дать социальную и политическую оценку, принять решения, которые устроят и бюджет, и отрасль, и, главное, граждан РФ», — подвел итоги мероприятия Кирьянов.

    При реализации учреждением культуры макулатуры в пункт приема последний выступает в качестве налогового агента, формируя налоговую базу по НДС, исчисляя, удерживая НДС из доходов продавца и уплачивая налог в бюджет.

    Если учреждение культуры применяет УСНО или освобождено от исполнения обязанностей плательщика НДС на основании ст. 145 НК РФ, реализация макулатуры не облагается НДС. В такой ситуации в договоре и первичном документе нужно делать соответствующую запись или проставить о. Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение, №2, 2021 год

    Итак, у компании в результате ее деятельности образуются разные бумажные (картонные) отходы. К примеру, фирма покупает много материалов, которые поступают в картонных коробках. Склад собирает пустые коробки, которые впоследствии планируется продать как макулатуру. Или накопились документы, у которых уже истек срок хранения. Кроме того, в любом офисе найдутся прочие ненужные бумажки, старые газеты и журналы, которые уже бессмысленно хранить.

    До 01.01.2019 действовал пп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ, по которому реализация макулатуры освобождалась от обложения НДС.

    С названной даты норма утратила силу, вследствие чего реализация макулатуры (бумажных и картонных отходов производства и потребления, отбракованной и вышедшей из употребления бумаги, картона, типографских изделия, деловой бумаги, в том числе документов с истекшим сроком хранения) попала в облагаемые НДС операции. Однако продавец не исчисляет и не уплачивает налог в данном случае, эта обязанность возлагается на покупателя (получателя) макулатуры – налогового агента (абз. 2 п. 3.1 ст. 166, п. 8 ст. 161 НК РФ).

    К сведению:

    В целях применения п. 8 ст. 161 НК РФ получателями товаров являются организации и индивидуальные предприниматели, имеющие право собственности на товар, в том числе на безвозмездной основе.

    Порядок исчисления НДС налоговым агентом применяется при реализации макулатуры после 01.01.2019 вне зависимости от того, что этот товар приобретен до 01.01.2019 либо предварительная плата за него получена в 2021 году (Письмо Минфина Ро��сии от 25.01.2019 № 03‑07‑11/3969).

Читайте также:  Кадровые документы: необходимо и достаточно

Как заполнить универсальный передаточный документ

УПД — это универсальная форма бланка, которая объединяет в себе сразу несколько документов, что существенно упрощает деловой документооборот и снижает издержки. Такая потребность давно назрела, но получила правовую поддержку только, после вступления в силу Федерального закона № 402-ФЗ « О бухгалтерском учете ». Закон упростил формы первичных учетных документов, но определил перечень обязательных реквизитов для них (ст.9 402-ФЗ ), ведь каждый факт хозяйственной жизни подлежит обязательному оформлению.

Важно! С 1 июля 2022 г. внесены изменения в Постановление Правительства № 1137, следовательно, с июля 2022 г. форма УПД отличается от счет-фактуры, строкой, которую включили в форму счет-фактуры. Строка 8 счет-фактуры «Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)» является отличительным показателем между формой счет-фактуры и УПД. Использование УПД рекомендовано, и руководители организаций самостоятельно принимают решение о том, какие формы документов использовать. Несмотря на то, что УПД содержит реквизиты счет-фактуры, применять его можно организациям на любых формах налогообложения.

Алгоритм перехода на УПД

Для того чтобы внедрить в организации использование (полное или частичное) УПД, налогоплательщику необходимо провести ряд предварительных мероприятий. Приведем последовательность действий по переходу на применение УПД.

Этап 1. Установить виды деятельности, договора, текущие сделки, в отношении которых бухгалтерский документооборот будет проводиться с использованием универсального передаточного документа, а также конкретные подразделения в структуре организации, которые предполагается перевести на новую учетную форму (если таковая будет использоваться не в целом по организации, а только в отдельных подразделениях).

Согласно разъяснениям ФНС УПД может использоваться при проведении операций по купле-продаже, НИОКР, оказанию услуг, выполнению обязательств по договорам (доверительного управления, поручения, подряда, агентирования, комиссии, и проч.).

Этап 4. Применение УПД в обязательном порядке должно быть согласовано с контрагентами. Уведомить контрагентов о переходе на использование новой учетной формы и предложить оформить необходимые дополнительные соглашения к действующим договорам, налогоплательщик должен письменно. Отправить сообщение можно в электронном порядке, либо письмом через почтового оператора.

Этап 5. Издать и довести до сведения должностных лиц приказ о применении УПД в организации. После проведения необходимых мероприятий и подписания приказа можно использовать универсальный передаточный документ в системе учета.

И что же произошло с отраслью, что может ее затормозить?

– «Фокинский НДС» приняли на 2 года, в рамках эксперимента. Но теперь эту систему решили изменить. Хотя глава ФНС Михаил Мишустин дал заключение о многократном росте поступлений в федеральный бюджет, но Минфин проигнорировал, и выступил с инициативой ввести реверсную систему сбора НДС.

Это новая экзотическая система сбора налога, работающая с 1 января 2018 года в отношении сырых шкур животных и лома черных и цветных металлов.

– И как она себя зарекомендовала?

– Если у нас в отрасли сбора макулатуры результаты подведены, и рост собираемости НДС в 2,5 раза, то с реверсивной системой взимания НДС никто еще ничего не посчитал. Да и сравнивать макулатуру с этими отраслями бессмысленно и бесполезно.

Почему?

– Шкуры животных – это сельскохозяйственное направление, и там подавляющее большинство предприятий – на упрощенке. Да и сколько вообще предприятий поставщиков шкур? Это, может быть, сотни, тысячи, но не миллионы. С металлоломом – то же самое, не во всех компаниях образуется в ходе их деятельности металлолом: у нас в офисе металлолома отродясь не бывало. При этом в каждой компании в России, в каждом офисе образуются бумажные отходы, которые они все больше стремятся отправлять на переработку, как и наши граждане.

А что такое реверсивная система НДС?

– Вы мне продаете макулатуру, я плачу деньги, но ваш НДС оставляю у себя и плачу в бюджет за Вас. Вы как заготовитель покупаете макулатуру у поставщика, и вы этот НДС тоже оставляете у себя и платите. Тут гарантированно все заготовители становятся налоговыми агентами. В результате они просто начнут терять деньги.

Нужна ли предприятию лицензия, чтобы продавать макулатуру?

Все зависит от целей этого предприятия. Так, если реализация макулатуры является основным или дополнительным видом деятельности предприятия, то проводки в учете данной операции будут строиться на основании того, что изначально макулатура является товаром. Т.е. если реализуемая предприятием макулатура ранее приобреталась у других предприятий, населения и предпринимателей с целью ее дальнейшей перепродажи, или с целью переработки для последующей перепродажи, или просто даже принималась на хранение, но не для собственных производственных целей, то в этом случае лицензия необходима! Но при условии, что такая макулатура относится к отходам I-IV класса опасности (п.1 пп.30 статьи 12 федерального закона No 99-ФЗ от 04 мая 2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Читайте также:  Можно ли прикрепиться к поликлинике не по месту прописки?

При этом лицензировать необходимо деятельность, которая связана со сбором, перевозкой, переработкой, с утилизацией, обезвреживанием и хранением указанных отходов. Лицензия получается на конкретный класс опасности отходов и на конкретный вид деятельности. Например, на обработку, или на сбор и обработку, и т.д. Это означает, что тот вид деятельности или тот вид отходов, который не зафиксирован в лицензии, не может быть без нее реализован.

Однако вернемся к макулатуре. Другой закон Российской Федерации No 89-ФЗ от 24.06.98г. «Об отходах производства и потребления» в статье 4.1 перечисляет виды классов опасности для отходов и уточняет, какие именно могут быть причислены к определенному классу:

  • к 1-му классу относятся отходы – чрезвычайно опасные;
  • ко 2-му классу – отходы – опасные;
  • к 3-му классу – отходы, характеризуемые, как умеренно опасные;
  • к 4-му классу относят отходы, степень влияния которых на окружающую среду не велика. Поэтому они признаются малоопасными;
  • к 5-му классу опасности причисляют те виды отходов, которые практически безопасны.

Обычно макулатуру относят к отходам либо IV-го, либо V-го класса опасности, поскольку она не вся обладает токсичными свойствами. А это означает, что для обращения макулатуры, если у нее будет признан IV-й класс опасности, лицензия обязательно потребуется (на основании п.1 пп.30 ст.12 закона No99-ФЗ).

Однако, разрешение необходимо только в том случае, если организация приобретает макулатуру для дальнейшей ее перепродажи, или принимает ее для хранения и т.д. Тогда бухгалтерский учет макулатуры у такого предприятия будет организован:

  • с позиции приобретения товара (т.е. через счет 41 «Товары»), если планируется ее последующая перепродажа переработчику. Причем, если закупка макулатуры в данном случае производится у обычного населения (не у предпринимателей!), то такие операции следует оформить с помощью товарно-закупочного акта, разработанного самим предприятием. От организаций и предпринимателей, которые продают свою макулатуру, достаточно будет получить, например, накладную ТОРГ-12;
  • либо с позиции предоставлению услуг по хранению, захоронению, утилизации, и т.п. (то есть через счет 20 «Основное производство», или через счет 91 «Прочие доходы и расходы» – если деятельность не носит основного характера). В этом случае, если речь идет только о хранении макулатуры, как правило, оформляется акт по форме МХ-1 (утвержден Госкомстатом РФ в Постановлении No 66 от 09.08.99г.). Этот акт оформляется на основании заключенного договора хранения.

А вот если предприятие продает макулатуру, которая появилась у него в ходе производственного процесса или в процессе потребления (например, в виде документов, у которых срок хранения истек), то в этом случае лицензии не требуется. Более того, учет макулатуры в бухгалтерском учете фирмы в данной ситуации будет строиться по принципу возвратных отходов.

Как определяется цена макулатуры?

Фактическая стоимость материальных запасов, остающихся у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества, определяется исходя из их текущей оценочной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования (например, демонтаж) (п. 106 Инструкции № 157н).

Полученные материалы оцениваются по справедливой стоимости в соответствии с п. 52 – 53 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н (далее – СГС «Концептуальные основы»).

Справедливая стоимость материалов или металлолома, полученных при списании ОС, определяется методом рыночных цен (п. 54 СГС «Концептуальные основы»).

При определении справедливой стоимости данные о рыночных ценах, полученные от независимых экспертов (оценщиков) либо сформированные самостоятельно путем изучения цен в открытом доступе, должны быть документально подтверждены (п. 59 СГС «Концептуальные основы»).

Продавец – организация, не являющаяся плательщиком НДС, либо физическое лицо.

Если макулатуру продает «спецрежимник» (организация или ИП, не являющиеся плательщиком НДС) либо плательщик НДС, освобожденный от обязанности налогоплательщика по ст. 145 и 145.1 НК РФ (здесь же могут быть плательщики ЕСХН, которые с 01.01.2019 уплачивают НДС, однако подошли по условиям и воспользовались освобождением по ст. 145 НК РФ), обязанностей налогового агента у покупателей не возникает. В таком случае продавец в договоре и первичном учетном документе сделает соответствующую запись или проставит о.

К сведению:

Счет-фактуру лица, освобожденные от уплаты НДС, не составляют, такая обязанность возложена лишь на плательщиков данного налога (п. 3 ст. 169 НК РФ, Письмо Минфина России от 28.02.2018 № 03‑07‑11/12711).

При покупке металлолома у «физиков» (в силу п. 1 ст. 143 НК РФ они не признаются плательщиками НДС, за исключением случаев, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза) покупатели макулатуры также не обязаны исчислять и уплачивать НДС.

Сказанное подтверждает и Минфин в Письме от 28.11.2018 № 03‑07‑14/85863: в случае приобретения макулатуры у неплательщиков налога на добавленную стоимость, в том числе физических лиц, обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость у покупателей макулатуры отсутствует.

Принят закон об освобождении от НДС реализации макулатуры

Прежде чем приступать к анализу ситуации, давайте выясним, какие отходы в нашей стране относят к макулатуре. В соответствии со статьей 161 пунктом 8 НК РФ макулатурой называют:

  • деловые документы и бумаги, а также другие бумажные изделия, у которых истек срок хранения;
  • отходы из картона и бумаги, которые были получены в ходе потребительского или производственного процесса;
  • забракованные или вышедшие из употребления типографские изделия, картон, бумага и документы.

Выплачивать НДС во время продажи макулатуры теперь придется покупателю. В такой сделке он является налоговым агентом. Заплатить НДС покупатель обязан вне зависимости от того, какой режим налогообложения действует в организации, у которой совершается покупка. В некоторых ситуациях сделка может не облагаться налогом.

Если продавец макулатуры является плательщиком НДС, покупатель становится налоговым агентом. Продавец выписывает покупателю счет-фактуру, в котором отмечает, что НДС будет оплачивать налоговый агент. Если же продавец не платит НДС, сделка освобождается от налогообложения. Информация об этом заносится в учетные документы.

Продавцу придется самостоятельно выплачивать налог на добавленную стоимость, если:

  • покупателем выступает физическое лицо, на которое не оформлено ИП;
  • в договор внесены данные о совершении сделки без НДС, однако оснований для этого нет.

Эти условия принимаются в расчет, только в случаях, когда продавец признается плательщиком НДС.

В случаях, когда покупатель самостоятельно оплачивает НДС, он обязан внести его сумму в налоговую декларацию. Это требование действует даже на тех граждан, которые освобождены от уплаты этого вида налогов и составления отчетности.

Поступление макулатуры от продавца, признанного плательщиком НДС, сопровождается счетом-фактурой. Заполнение документа осуществляется на особых условиях:

  • в графе 7 проставляется надпись «НДС исчисляется налоговым агентом»;
  • в графе 8 сумма налога не указывается;
  • по графе 9 отсутствует итоговая сумма с налогом.

Получение подобного документа обязывает покупателя уплатить НДС в качестве налогового агента. При этом появляется право на вычет входного налога, если плательщик исчисляет НДС на общих основаниях. Операции по поступлению сырья должны быть отражены в налоговой декларации, обязанность по составлению которых возлагается на всех налоговых агентов, в том числе находящихся на льготных системах налогового обложения.

В случае, когда продавец не признается плательщиком НДС, не возникает обязанности по перечислению налога и у покупателя сырья. Выставлять счет-фактуру не требуется, в первичных документах будет проставлена о.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *