Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как в 1С провести анализ учета по налогу на прибыль?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Периодичность проверки сальдо ЕНС следует подбирать индивидуально в зависимости от масштабов бизнеса и количества операций. Необходимый минимум – один раз в квартал, именно трехмесячный срок оговорен для направления в адрес плательщика требования об уплате налога при задолженности по ЕНС свыше 3 000 рублей (ст. 70 Закона № 263-ФЗ).
Если вы не согласны с остатками на едином налоговом счете, придется искать источник расхождений.
5 действий бухгалтера для поиска источника расхождений:
1. Поиск ошибок в собственном учете. Все ли документы корректно проведены? Правильно ли сформировано входящее сальдо? Как учтены суммы, которые не входят в состав ЕНП и не учитываются на ЕНС в соответствии с действующим законодательством?
2. Проведите сверку с ФНС. Корректно оформите акт сверки. Укажите ФНС на наличие расхождений. Проследите, чтобы все разногласия были документально оформлены в акте.
3. ФНС может запросить документы. Будьте готовы. Если налоговики не учли какой-то платеж или отчет, придется предоставить платежное поручение или уточненную декларацию.
4. Ошибку в своих данных ФНС обязана устранить сама. Подпишите финальный акт сверки. Через неделю-две проконтролируйте еще раз сальдо ЕНС, чтобы убедиться, что все в порядке.
5. Если нашли свою ошибку, придется откорректировать свой учет и, возможно, доплатить налоги.
Какие разницы умеет автоматически выявлять отчет?
- Экспортная реализация (ожидание подтверждения 0% ставки НДС)
- Неподтвержденная реализация 0%
- Возвраты поставщику
- Возвраты от покупателя (текущего года)
- Корректировка реализации (по соглашению сторон, текущего года)
- Корректировка реализации (исправление в первичных документов с учетом дополнительных листов)
- Внереализационные доходы (необходимо настроить перечень доходов, которые облагаются НДС)
- Неподтвержденная реализация 0%
- Доходы по основной деятельности, не облагаемые НДС (реализация ЕНВД, без НДС)
- Безвозмездная передача
- Отгрузка без перехода права собственности
- Разная база НДС при реализации товаров в валюте
- Возвраты от комиссионера
Показатели, которые сопоставляют инспекторы
-----------T-----------------T-------------T---------------------¬
¦ Что ¦ Показатели ¦ Сопоставимые¦ Возможная причина ¦
¦сравнивают¦ декларации по ¦ показатели ¦ отклонений ¦
¦ ¦налогу на прибыль¦ формы N 2 ¦ ¦
L----------+-----------------+-------------+----------------------
Доходы от Из Приложения N 1 Показатель по - суммовые разницы;
реализации к листу 02 берут строке 010 - производство с
показатель по длительным циклом
строке 010, из
него вычитают
показатели по
строкам 013 и 014
------------------------------------------------------------------
Общая Сумма показателей Сумма - проводились
сумма строк 010 и 020 показателей операции с ценными
доходов листа 02 строк 010, бумагами;
060, 080, 090 - в налоговом учете
и 120 применялась методика
определения рыночных
цен при
товарообменных
операциях при
безвозмездном
получении товаров
(работ, услуг,
имущественных прав);
- производство с
длительным циклом;
- в бухгалтерском
учете была проведена
переоценка имущества;
- в налоговом учете
была пересчитана
выручка по ст. 40
Налогового кодекса РФ
------------------------------------------------------------------
Общая Сумма показателей Сумма - у фирмы есть
сумма по строкам 030 и показателей расходы, которые не
расходов 040 листа 02 по строкам могут быть учтены для
020, 030, целей налога на
040, 070, прибыль;
100, 130 - дата признания
расходов в
бухгалтерском и
налоговом учете
различна
------------------------------------------------------------------
Сумма Показатель по Показатель по - в текущем году
налога на строке 180 строке 150 выявлено искажение по
прибыль листа 02 налогу на прибыль за
прошлые годы и в
бухучете произведена
корректировка
текущего налога
------------------------------------------------------------------
Сопоставление расходов организации
При камеральной проверке налоговики обязательно посмотрят, соответствуют ли виды тех расходов, которые отражены в форме N 2, расходам в декларации по налогу на прибыль.
Допустим, в форме N 2 заполнены строки 070 и 100, то есть в бухучете есть операционные расходы. Это значит, что и в декларации по налогу на прибыль должны быть проставлены значения в строках, где показываются такие расходы. Например, в соответствующих строках Приложения N 3 к листу 02.
А вот сравнивать размер бухгалтерских и налоговых расходов налоговики вряд ли будут. Ведь на практике они практически никогда не совпадают из-за того, что у большинства фирм есть расходы, которые не учитываются для целей налога на прибыль (например, материальная помощь сотрудникам, суточные сверх норм и т.д.). А также из-за того, что многие расходы в бухгалтерском и налоговом учете признаются разными методами. Еще одна причина расхождений — при налоге на прибыль ряд расходов учитывается только в пределах норм. В то время как в бухгалтерском учете они отражаются в полной сумме.
Однако если ревизоры все же попытаются сравнить сумму строк 030 и 040 листа 02 декларации со значением всех расходов, которые отражены в форме N 2, и запросят пояснения полученных расхождений, бухгалтеру придется их представить. Чтобы избежать дальнейших придирок, четко распишите каждую хозяйственную ситуацию, по которой порядок бухгалтерского учета отличается от налогового.
Подача электронного запроса
Плательщик может не посещать лично налоговую и обратиться туда дистанционно. Вместо заявления на бумажном носителе в ИФНС можно направить электронный запрос. Сделать это реально через личный кабинет на сайте ФНС, а также посредством ТКС. На портале Гоуслуг его не подают.
Используя форму такого запроса, заявитель может получить (запросить) не только акт сверки, но и:
- справку о состоянии расчетов либо об исполнении налогоплательщиком его налоговых обязательств;
- выписку по расчетам, касающимся бюджетных платежей;
- перечень деклараций в бухотчетности.
Акт сверка с налоговой по налогу на прибыль
Подскажите пожалуйста.
По акту сверки от налоговой не понятна цифра по начисленно (доначисленно) в п.2.2.1.
где нам нужно смотреть цифры в декларации по налогу на прибыль?
Это что за зверь?
Начисление налога в КРБ отражается на основании раздела 1. Там и смотрите.
Это что за зверь?
Начисление налога в КРБ отражается на основании раздела 1. Там и смотрите.
как расшифровывается КРБ?
цифры из декларации по налогу на прибыль берут из исчисленного налога на прибыль стр.190 фед бюджет и стр200 республ бюджет) или из начисленных авансовых платежей?
Карточка расчетов с бюджетом.
Еще раз. Цифры берутся из раздела 1. Вы ежемесячные авансы платите, раздел 1.2. подаете или только 1.1.?
Карточка расчетов с бюджетом.
Еще раз. Цифры берутся из раздела 1. Вы ежемесячные авансы платите, раздел 1.2. подаете или только 1.1.?
да подаем авансовые платежи
Проверяйте 1.1. и 1.2., сверяйте платежи. И все же что есть
т.е я подсчитываю к примеру в п.п 1 респуб к уменьшению +п1,2 республ бюджет ежемес авансовые платежи.
Есди так посчитать то все равно не сходится
Ну ошибки в лицевых счетах не редкость. А выписку из лицевого счета налогоплатльщика не дают? Срез по каждой декларации, платежке, начисление/уплата пеней. Вы не по ТКС сдаетесь?
как расшифровывается ТКС?
Если я поеду в налоговую сверяться, то что с собой нужно взять?
Телекоммуникационные каналы связи.
Сделайте реестр начислено-уплачено. На основании деклараций и платежек.
в акте сверки от налоговой в п.2.2.1 начислено (до начислено) мы же тоже проводки должны какие-то делать?
Вас еще пицот раз надо спросить что есть п.2.2.1? И почему в акте сверки вы собираетесь делать какие-либо проводки?
п2, за сверяемы период с 01,01,12 по 12,08,12 п2,2,начислено (доначислено) (по расчетам, перерасчетам и решениям, вынесенным по результатам рассмотрения материалов нологовых проверок, по судебным актам): п2,2,1 налог (сбор) сумма.
Сумма больше, чем у вас на 68 счете? Вы не забывайте, что ежемесячные авансы в карточке начисляются по сроку уплаты, а в БУ (как правило) проводок по авансам не делают. Если в 3 кв. вы обязаны их платить, то в начислениях по данным налоговой будет проводка по авансу на июль.
Налог на имущество, транспортный и земельный налоги
Суммы недоимки по налогу на имущество, транспортному или земельному налогу, выявленные при проверке, уменьшают облагаемую базу по прибыли (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Случается, что ревизоры сами отражают это в решении. Но чаще формировать затраты и пересчитывать облагаемую базу приходится бухгалтерам.
Проще всего включить доначисленные суммы в расходы текущего налогового периода. В бухучете их также следует показать в издержках текущего года на дату решения по проверке. Разницы между налоговым и бухгалтерским учетом здесь не будет.
Выездная проверка показала, что организация в 2010 году занизила налог на имущество в размере 55 000 руб. и транспортный налог в размере 23 000 руб.
Бухгалтер списал доначисления в расходы в налоговом учете и сделал проводки:
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68
– 55 000 руб. — доначислен налог на имущество за 2010 год;
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68
– 23 000 руб. — доначислен транспортный налог за 2010 год.
Если организация собирается оспорить решение по проверке
В случае, когда компания не согласна с решением по проверке, она вправе обжаловать его в арбитражном суде. Должен ли бухгалтер отразить в учете доначисления, пени и штрафы, не дожидаясь исхода судебного процесса?
Некоторые специалисты считают, что должен. А потом, если арбитраж встанет на сторону налогоплательщика, сделанные ранее корректировки и проводки можно сторнировать.
Однако мы полагаем, что вплоть до вынесения окончательного вердикта никаких исправлений делать не нужно, так как они сильно осложнят учет. Тем более что суды разных инстанций, вероятно, будут приходить к противоположным выводам. В этом случае бухгалтеру пришлось бы несколько раз вносить и отменять корректировки. Добавим, что не следует забывать и о требованиях ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Согласно им необходимо оценить вероятность судебного решения, отрицательного для предприятия. Если вероятность велика, то в бухучете нужно сформировать оценочное обязательство по дебету счета 91 и кредиту счета 96 (подробнее об этом читайте в статье «Когда и как применять новое ПБУ об условных и оценочных обязательствах и условных активах»).
Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.
Как провести сверку с инспекцией по расчетам с бюджетом
Согласно действующим положениям Налогового кодекса, инспекторы проверяют рыночные цены по сделкам, которые признаны контролируемыми. К категории контролируемых относятся сделки, заключенные между взаимозависимыми лицами и отвечающие определенным условиям (подробнее о контролируемых сделках читайте в статье «В Налоговом кодексе появился новый раздел о взаимозависимых лицах и рыночных ценах»). При этом проверка рыночных цен, назначенная в отношении контролируемой сделки, не относится ни к камеральным, ни к выездным проверкам, а является отдельным видом контрольных мероприятий.
Проверка налога на прибыль – необходимое условие для успешной сдачи отчетности. Налоговые органы осуществляют камеральную проверку налога на прибыль не только логически, но и во взаимосвязи с другими отчетными материалами. Любые выявленные при проверке неувязки приводят к требованию о предоставлении дополнительных пояснений. Рассмотрим, на какие моменты при составлении декларации по прибыли необходимо обратить особое внимание и как подготовиться к камеральной проверке по налогу на прибыль.
Порядок проведения камеральной проверки установлен ст. 88 НК РФ. Налогоплательщикам, представляющим декларации по прибыли, следует обратить внимание на следующие положения этого порядка.
1. Проверке подлежит только представленная в налоговый орган декларация (п. 1 ст. 88 НК РФ). Однако если декларация не представлена, налоговый орган вправе камерально в те же сроки проверить информацию о налогоплательщике по имеющимся у него источникам (п. 2 ст. 88 НК РФ).
2. Проверка проводится без специального решения руководителя налогового органа (п. 2 ст. 88 НК РФ) и без уведомления налогоплательщика.
3. Срок проведения камеральной проверки – 3 месяца с даты представления декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).
4. При получении декларации с убытком, выявлении ошибок, расхождений и несоответствий с другими сведениями налоговый орган направляет налогоплательщику требование о предоставлении пояснений по выявленным несоответствиям или внесении соответствующих исправлений в декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ).
5. Пояснения должны быть представлены налоговому органу любым доступным организации способом в течение 5 рабочих дней со дня получения требования (п. 3 ст. 88 НК РФ).
6. В подтверждение данных, входящих в пояснения, налогоплательщик вправе дополнительно предоставить бухгалтерские и налоговые регистры, а также любые другие документы (п. 4 ст. 88 НК РФ).
Если, несмотря на представленные пояснения и дополнительные мероприятия налогового контроля, налоговый орган считает нарушение выявленным, то в течение 10 рабочих дней с даты завершения проверки им составляется акт камеральной налоговой проверки. Акт должен быть вручен налогоплательщику не позднее 5 рабочих дней после даты составления.
В течение 1 месяца налогоплательщик вправе представить возражения на акт камеральной проверки. Возражения должны быть рассмотрены руководителем налогового органа в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений. По результатам этого рассмотрения может быть вынесено решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности. Руководителем налогового органа может быть вынесено также решение о продлении сроков проверки (на срок не более 1 месяца) и о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
С учетом изложенного становится очевидной важность самостоятельной проверки декларации по прибыли перед сдачей ее в налоговые органы и готовность к представлению исчерпывающих пояснений в ответ на запрос налоговых органов.
Как считать налог на прибыль, узнайте здесь.
Проведение сверки расчет налогоплательщика по налогам проводится согласно пункту 3 Регламента из приказа ФНС России от 9.09.2005 № САЭ-3-01/444 @.
Обратиться в ИФНС по вопросу проведения сверки можно по-разному:
- При личном визите или направив представителя. Необязательно ехать в «свою» налоговую — можно посетить любой территориальный орган ФНС. Если направляете представителя, не забудьте дать ему доверенность — оригинал и копию.
- Через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. Этот вариант подойдет зарегистрированным пользователям. Чтобы стать таковым, придется все же посетить ИФНС. Однако при наличии доступа к порталу «Госуслуг» этого можно избежать.
- В электронном виде по ТКС. Подходит тем, кто подключил электронный документооборот с Налоговой службой.
Сразу отметим, что никакого специального бланка для заявления на проведение сверки не утверждено. Можно составить обращение в произвольной форме, в обязательном порядке указав все важные параметры:
- наименование компании или ФИО предпринимателя;
- все коды — ОГРН/ОГРНИП, ИНН, КПП;
- контактные данные — адрес, телефон;
- список налогов, которые необходимо проверить;
- наименование «своего» налогового органа;
- дата, на которую осуществляется сверка;
- способ получения акта сверки (лично, по почте).
Обратите внимание! Если выбран вариант получения акта сверки по почте, следует указать почтовый адрес. Иначе документы будут отправлены на юридический.
Налоговый орган в течение 5 дней должен рассмотреть обращение и направить акт сверки налогоплательщику в 2-х экземплярах.
Теперь пришло время сверить данные своего учета и информацию, которой располагает налоговый орган. Она представлена в акте сверки. Документ состоит из титульного листа и двух разделов. Титульный лист содержит информацию о налогоплательщике и налоговом органе, а также период, по которому происходит сверка. Разделы 1 и 2 заполняются по каждому налогу или сбору в отдельности.
Если в акте выявлены расхождения, инспекция проведет проверку своих информационных систем и запросит у налогоплательщика документы. Будьте готовы представить платежные поручения, подтверждающие уплату спорных сумм.
Далее в зависимости от того, кто ошибся, события развиваются по-разному:
- Ошибка на стороне налоговой инспекции. Ошибка должна быть устранена специалистами ИФНС. Делается это на основании служебной записки в течение 5 рабочих дней.
- Ошибка налогоплательщика. Выявляется, какая именно ошибка была допущена. В зависимости от этого нужно будет подать уточненную декларацию, уточнить платеж или заплатить налог. Что именно сделать — об этом проинформирует инспектор по телефону или направив уведомление.
Когда все расхождения устранены, ИФНС согласует с налогоплательщиком подписание нового акта. Следует еще раз все проверить и удостовериться, что расхождений нет. Если все в порядке, акт подписывается с соответствующей пометкой, а в разделе 2 указывается информация о том, что разногласия устранены.
Если же по-прежнему имеют место какие-то расхождения, акт подписывается с пометкой «Согласовано с разногласиями». При этом в разделе 2 налогоплательщик может указать, почему расхождения до сих пор не устранены, и что, по его мнению, следует предпринять.
Согласно правилам, если разногласий нет, то весь процесс сверки должен занимать не более 10, а если есть — не более 15 рабочих дней. В этот срок не включаются периоды почтовой доставки.
Как сверить расчеты с ИФНС по новым правилам
Важно узнать, какому инспектору поручили выверять платежи вашей фирмы. Чтобы это выяснить, можно позвонить в налоговую дня через три после подачи заявления. Познакомившись с «вашим» контролером, попросите его указать на расхождения между вашим реестром и данными инспекции. Не стесняйтесь напомнить о себе лишний раз.
Может оказаться, что в карточке лицевого счета вашей компании не хватает начислений. Обычно в этом случае инспектор, проводящий сверку, согласно регламенту должен написать служебную записку в отдел ввода отчетности. В письме он просит найти недостающую отчетность в архиве и ввести ее в лицевой счет.
Дело в том, что отдел, занимающийся сверкой, не занимается начислениями. Эта процедура займет время.
Возьмите инициативу в свои руки! Ведь вам значительно проще и быстрее, чем архиву, найти недостающий документ.
- При анализе мы сравниваем данные регламентированных отчетов. Причем, в отчет попадают максимально поздние корректировочные декларации
- Для вычисления разрешенных разниц используются учетные данные программы
- Показатели считаются в полных рублях
- «Разрешенные разницы» разбиты на две группы:
- Переходящие разницы (разницы в моменте признания дохода)
- Неизменные разницы
- Контроль считается пройденным, если итоговая колонка «Разница» равна нулю
- Мы планируем развивать функциональность отчета:
- дополнить перечень разрешенных разниц
(например, показатель реализации, по которой ставка НДС 0% не подтверждена в течение 180 дней)Реализовано -
добавить расшифровки показателей из учетных данныхРеализовано - добавить автоматическое формирование ответа на требование налоговой инспекции
- Также мы готовы прислушиваться к вашим практикам и пожеланиям и реализовывать дополнительные проверки.
Год бесплатной поддержки (если обновится конфигурация или изменится форма, то мы все поправим)
Год дополнительной поддержки стоит — 3000 руб.
Прочая информация:
Обработка тестируется на актуальных версиях программы «1С:Бухгалтерия предприятия».
Код обработки полностью открыт.
При необходимости мы можем оказать платные консультации по выявлению разниц между налогом на прибыль и НДС.
Для учета индивидуальных нюансов и доработки для работы в измененных конфигурациях работа оплачивается по часам.
Реализованные проверки
- Еще не подтвержденная реализация на экспорт
- Внереализационные доходы (не облагаемые НДС)
- Возвраты поставщикам
- Возвраты покупателям
- Корректировка реализаций (частично, полная информация приведена ниже)
- Реализация без НДС, ЕНВД, Патент
- Операции безвозмездной передачи
- Отгрузка без перехода права собственности
Варианты корректировки реализации
- интерфейсные исправления
Кого проверят в первую очередь
Справедливости ради нужно отметить, что есть фирмы на спецрежимах, которые налоговая не трогает годами. Это не значит, что ими вообще не интересуются. Просто при камеральных проверках деклараций УСН, ЕНВД, ЕСХН инспекторы не находят ничего подозрительного, и деятельность фирмы не вызывает вопросов.
В план выездных проверок УСН и других спецрежимов в первую очередь попадут компании, которые приближаются к пороговым значениям показателей, дающих право применять льготный налоговый режим. Это прописано в Общедоступных критериях самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.
Еще очень важный критерий: если у налогового органа имеются сведения об участии «спецрежимника» в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) если результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о повышенной вероятности совершения налоговых правонарушений.
1С-WiseAdvice следит за показателями, сообщает клиентам о приближении к пороговым значениям и дает экспертные советы, как избежать рисков.
В группу риска фирма попадает, если приблизилась к пороговым значениям меньше чем на 5%, например:
- при лимите доходов для «упрощенцев» в 150 млн руб. доход фирмы составил 145 млн руб.
Сальдо задолженности в пользу кто кому должен
Во внешней торговле это разность между страновым экспортом и импортом. С помощью анализа платежного баланса можно анализировать плавающие курсы валют РФ и определять давление на курс национальной валюты. В платежах – разность между оплаченными и полученными от контрагентов суммами.
В квитанциях на оплату услуг ЖКХ – это остаток (то есть переплата с предыдущего месяца) по лицевому счёту квартиры.
Что такое сальдо в бухгалтерии простыми словами Как уже говорилось выше, для бухучёта данное понятие носит едва ли не сакральное значение.
Важно Отражая разность между дебетом и кредитом счетов, сальдо может быть и на левой, и на правой стороне счёта.
Напомним, что правая сторона – это кредит, показывающий поступления на счет, когда он пассивный и расход, когда счет активный.
Левая сторона – это дебет, где наоборот, поступления отображаются, когда счет активный, а расход, когда счет пассивный.
Правовые основания проведения сверок с ФНС
Вопросы сверки данных о расчетах по налогам и сборам между налоговым органом и налогоплательщиком в Налоговом кодексе РФ затрагиваются лишь косвенно, а само понятие сверки в действующей редакции вообще не используется. Так, в п. 3 ст. 78 НК РФ указывается, что в случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком. Минфин России в Письме от 23.03.2005 N 03-02-07/1-67 разъяснил эту норму как не обязывающую налоговые органы проводить с налогоплательщиками сверки расчетов по налогам. Основанием стало наличие в тексте формулировки «вправе».
Сверка с налоговой: «подводные камни» и «засады»
Согласно п/п. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право «на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам». Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная п/п. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов «осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта». Кроме этого законодатель (в следующем абзаце) поручил ФНС России разработать и утвердить Порядок проведения сверки и форму Акта сверки.
Так как до настоящего времени регламент данной процедуры официально не введён в действие, есть возможность пофантазировать в стиле газетной рубрики «Если бы директором был Я».
Согласно буквальному значению процитированных правовых норм налоговый орган обязан организовать сличение своих учетных данных с данными налогоплательщика по его налоговым обязательствам и выдать налогоплательщику оформленный Акт совместной сверки расчетов.
Сверка данных в любой сфере организуется по принципу «от простого к сложному»: сначала сравнивают итоговое «сальдо»; если не сходится, стороны совместно проверяют исходные данные и устанавливают источник ошибки.
Исходя из закреплённых в НК РФ взаимных прав и обязанностей (в том числе «принуждение» сторон к конструктивному сотрудничеству), в Порядок сверки расчётов должен быть заложен примерно такой алгоритм.
1) или налоговый орган по результату выездной налоговой проверки (правомерность инициации других мероприятий налогового контроля сомнительна; в тоже время проверяемые вопросы могут быть существенно сужены) устанавливает факты нарушений законодательства о налогах и сборов (в том числе неправильный учет) и, в конечном итоге по результату налоговой проверки (после вступления в силу соответствующего решения) обязывает налогоплательщика привести свои учетные данные к надлежащим показателям (налогоплательщик по ходу этой процедуры вправе обжаловать действия налогового органа в установленном порядке);
2) или налоговый орган по результату внутреннего служебного расследования устанавливает факты нарушений учета (а также виновного сотрудника) и исправляет допущенные ошибки.
К сожалению, реальное положение в комментируемой сфере отнюдь не радужное.
Поручение законодателя (абз. 2 п/п. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) на текущий момент исполнено только частично:
Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@ утверждена форма Акта сверки расчётов.
Так выглядит Раздел 2 (более менее «адекватная» часть)
Порядок же проведения совместной сверки расчётов существует пока только как Проект, размещённый в открытом доступе для обсуждения. Не утверждённый и, соответственно, «неофициальный».
При этом территориальные налоговые органы, хотя и негласно, строго руководствуются им при проведении сверки расчётов с налогоплательщиками.
Несправедливо не упомянуть об одном малозначительном (во всяком случае для предпринимателей и организаций) исключении.
Порядок проведения сверки в отношении имущественных налогов физических лиц утверждён Приказом ФНС России от 18.11.2016 N ММВ-7-12/629@.
Отметим, что сверка расчетов с физическими лицами по имущественным налогам весьма простая (с точки зрения технологии) процедура, так как налоговый орган, во-первых, имеет полную объективную информацию об объектах налогообложения (которая поступает из государственных информационных ресурсов в режиме реального времени), во-вторых, самостоятельно ведёт учёт как налоговых начислений (извещая об обязанности налогоплательщиков), так и о поступивших в их погашение платежей.
Если не углубляться в детали, то можно отметить три глобальных недостатка Проекта, делающие практически невозможной совместную сверку расчетов (особо интересующиеся могут лично ознакомиться с Проектом и досконально его исследовать).
Как было отмечено выше, для проведения совместной сверки расчетов по налогам стороны должны иметь в момент сверки сопоставимые данные.
Налогоплательщик во исполнение п. 1 ст. 45 НК РФ самостоятельно ведёт учет своих налоговых обязанностей (налоговые начисления) и их исполнение (платежи в бюджет). Поэтому в любой момент времени (даже ИП, ведущий свой налоговый учет буквально «на коленке») обладает полной информацией о состоянии своих налоговых обязательств (начисления и их исполнение). Соответственно его данные всегда актуальны. Это относится, кстати, и к текущему (не оконченному) налоговому периоду.
В учете налогового органа картина прямо противоположная.
Поступившие в бюджет платежи налогоплательщиков (во исполнение налоговых обязанностей) отражаются в интерактивных информационных ресурсах налоговых органов в автоматизированном режиме. По времени это буквально на второй — третий день после банковской операции налогоплательщика. Соответственно во «внутреннем» учёте налогового органа (далее — карточка «Расчеты с бюджетом», КРСБ) эти суммы постоянно формируют положительное сальдо в пользу налогоплательщика. А вот налоговая обязанность (начисленный налог) будет отражена в КРСБ и, соответственно, «обнулит» сальдо, только по окончании «декларационной кампании» — то есть спустя полгода после окончания налогового периода. Поэтому весьма продолжительное время в КРСБ отражается заведомо недостоверная (по объективной причине) информация. Усугубляя положение, налоговые органы полностью безосновательно квалифицируют такое положительное сальдо как «переплату».
Об этой проблеме известно ФНС России и Минфину России, однако положение вещей воспринимается как вполне нормальное. Например, Минфин России в письме от 02.08.2019 № 03-02-08/58397 констатирует:
Таким образом, налоговый орган сможет представить объективные данные по состоянию расчетов с налогоплательщиком, во-первых, только после окончания камеральной налоговой проверки полученной от этого налогоплательщика декларации. Во-вторых, только в отношении истекших (и уже проверенных) налоговых периодов. Однако комментируемый Проект данную специфику напрочь игнорирует.
В Проекте прямо предписано налоговому органу представлять для сверки данные в разрезе календарных лет («налоговый период» по тексту ни разу не упоминается), и даже предусмотрена возможность провести сверку расчётов по состоянию на текущую дату.
Проектом как таковая «сверка» вообще не предусмотрена (в понимании квалифицированных специалистов).
Согласно Проекту сверка расчётов считается завершенной сразу же после того, как налоговый орган в срок 5 дней «отреагирует» на заявление налогоплательщика (о сверке) и выдаст налогоплательщику (направит по почте или по электронным каналам коммуникации) автоматически сформированный на основании данных КРСБ (заметим — заведомо недостоверных) Акт сверки. То есть, вообще проигнорирована элементарная логика нормальной процедуры взаимной сверки расчётов сторон.
Нельзя не отметить, что некоторые положительные «сигналы» от центрального аппарата ФНС России всё-таки «исходят»: проблема явно известна.
Во-первых, критикуемый Проект так и не утверждён до настоящего времени (хотя прошло уже более 2-х лет).
Во-вторых, ФНС России в ответе на запрос о порядке проведения взаимной сверки расчётов ( Письмо ФНС России от 25.12.2018 № ГД-03-19/10036 ) указало следующее:
Отметим, что в одном абзаце коротко и ёмко изложен оптимальный механизм сверки расчётов (сравнение данных, зарегистрированных в учётных регистрах сторон).
Однако далеко не факт, что такое прогрессивное «мнение» ФНС России подвигнет сотрудников территориальных налоговых органов «нарушить» общепринятый Порядок. Тем более, что в официально утверждённую форму Акта сверки такой алгоритм сличения данных никак не «втиснешь».
Общий порядок оформления сверки
Результаты сверки инспекторы оформляют актом, который может быть передан организации одним из следующих способов:
передан руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации лично под расписку;
направлен по почте заказным письмом;
передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Об этом сказано в подпункте 11 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ.
Порядок направления акта по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом ФНС России от 29 декабря 2010 г. № ММВ-7-8/781. Акт считается принятым, когда в налоговую инспекцию от организации поступит извещение о получении электронного документа. Это следует из положений пункта 10 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 декабря 2010 г. № ММВ-7-8/781.
Форма акта утверждена приказом ФНС России от 20 августа 2007 г. № ММ-3-25/494. Акт сверки состоит из титульного листа и двух разделов. Первый раздел предназначен для краткой сверки, а второй раздел – для более подробной.
По данным лицевого счета организации представитель налоговой инспекции заполняет первый раздел акта сверки (п. 3.1.1 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444, приказ ФНС России от 20 августа 2007 г. № ММ-3-25/494). В нем будут отражены только сальдо расчетов по налогам, пеням, штрафам и процентам за пользование бюджетными средствами на конец сверяемого периода.
Если расхождений с данными организации нет, срок проведения сверки и оформления акта не должен превышать 10 рабочих дней. В этот срок не включаются дни на доставку акта по почте. Представители организации и инспекции подписывают акт сверки. Такие правила установлены в пункте 3.1.2 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.
Если показатели расходятся, срок сверки не должен превышать 15 рабочих дней (п. 3.1.2 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444). В этом случае инспектор заполняет второй раздел акта сверки (приказ ФНС России от 20 августа 2007 г. № ММ-3-25/494). После уточнения данных заполняется первый раздел акта сверки с учетом изменений на текущую дату. Такие правила установлены в пунктах 3.1.4 и 3.1.6 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.
Первый экземпляр акта сверки (первый раздел) вручается организации, второй с подписью представителя организации остается в налоговой инспекции. Акт сверки (первый раздел) может быть отправлен по почте. В этом случае к нему прилагается уведомление, из которого следует, что организация должна отправить подписанный акт в инспекцию. Такие правила изложены в пунктах 3.1.3, 3.1.7, 3.1.8 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.
Ситуация: можно ли не подписывать акт сверки, если организация не согласна с данными налоговой инспекции?
Да, можно.
Если организация не согласна с данными налоговой инспекции, она может не подписывать акт сверки. Обязанность организации подписывать этот документ в Налоговом кодексе РФ не закреплена, и никакой ответственности за это не предусмотрено. Поэтому, если организация приняла такое решение, это не должно привести в дальнейшем к ущемлению ее прав. В частности, не может препятствовать регистрации в другой налоговой инспекции по новому местонахождению организации.
Такое решение принял суд в постановлении Президиума ВАС РФ от 6 сентября 2005 г. № 4083/05.