Малые электронные закупки: что такое «закупки с полки» и как в них участвовать

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Малые электронные закупки: что такое «закупки с полки» и как в них участвовать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) предоставляет определенную свободу заказчикам при формировании объекта закупки либо отдельного лота. Но при этом должно соблюдаться обязательное требование, обеспечивающее конкуренцию между участниками: объединять в одну сделку или один лот можно только те товары, которые имеют функциональную или технологическую связь (ч. 3 ст. 17 закона № 135-ФЗ о конкуренции).

Поставка компьютерной техники по 44-ФЗ

В свете этого не всегда получится обосновать одновременную закупку компьютерного оборудования и программного обеспечения (в том числе и операционной системы). Чтобы не привлекать внимания контролирующих служб, лучше не объединять эти объекты. Но иногда выполнить данное требование нереально, так как, например, компьютеры уже продаются с предустановленной ОС. В этом случае заказчику надо будет обосновать объединенную закупку.

При размещении заказов на поставку компьютерной техники по 44-ФЗ заказчику необходимо знать, как действовать в нестандартных ситуациях. Например, среди поданных заявок нет двух таких, которые соответствовали бы условиям, описанным в первом разделе. В частности, только один участник предложил товар из реестра.

Если поставщик выбирается через конкурс, то для оценки этой единственной заявки нужно применить коэффициент, понижающий цену на 30 %. Если по итогам отборочной процедуры данный участник оказывается победителем, то с ним заключается контракт на поставку компьютерной техники по 44-ФЗ и софта по той цене, которую он предложил.

Если же в ходе проведения электронного аукциона самую выгодную цену предложил поставщик импортных товаров, то заказчик заключает с ним контракт, установив цену на 30 % меньше той, что содержалась в заявке.

Заказчик будет обязан установить в извещении требование о необходимости предоставить обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн руб. Обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн руб. Сейчас у заказчиков нет обязанности требовать обеспечение заявки в запросе котировок.

Новая «форма» — обеспечение в виде независимой гарантии. На сегодняшний день участники предоставляют обеспечение в виде банковской гарантии или денежных средств, которые необходимо перечислить на счет заказчика до подписания контракта. В отдельных случаях для СМП и СОНКО при выполнении условия наличия опыта обеспечение исполнения контракта можно не предоставлять. В 2022 году участники закупок смогут приобретать независимые гарантии в государственной корпорации ВЭБ РФ, также можно получить такую гарантию у региональных гарантийных организаций. Участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогут предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.

В закупках на заключение контрактов жизненного цикла появится раздельное предоставление обеспечения. При заключении контракта поставщикам необходимо будет предоставлять обеспечение на поставку товаров, а после того как поставка состоялась — обеспечение на последующее обслуживание. В контракте будет прописана стоимость каждого из этапов отдельно.

Кроме того, вводится понятие «этап исполнения контракта». Минфин России поясняет, что новация направлена на удешевление обеспечения участниками закупок исполнения контрактов жизненного цикла.

Недостатки при нормировании закупок

28 (из 84) органов приняли акты, утверждающие нормативные затраты, в полной мере соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации (33,3 %). Наиболее распространенным несоответствием, выявленным в актах, стало указание нормативных затрат не по всем группам расходов, а также отсутствие нормативов цены и (или) количества.

Вместе с тем в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2022 г. № 1084 (далее — постановление Правительства Российской Федерации № 1084) [11] федеральные государственные органы и органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации утверждают и размещают в ЕИС нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений (далее – нормативные затраты). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2022 г. № 927 (далее — постановление Правительства Российской Федерации № 927) [12] федеральные государственные органы и органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации разрабатывают и утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) (далее – требования к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг).

Преференции, ограничения и запреты

Код 26 содержит большое количество дочерних кодов. Разберемся, какие из них попадают под национальный режим.

Установлен запрет на допуск товаром из иностранных государств по постановлению Правительства №616 для следующих позиций:

  • 26.11.30 — Схемы интегральные электронные
  • 26.12.30 — Карты со встроенными интегральными схемами (смарт-карты)
  • 26.20.11 — Компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие, как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата, электронные записные книжки и аналогичная компьютерная техника
  • 26.20.13 — Машины вычислительные электронные цифровые, содержащие в одном корпусе центральный процессор и устройство ввода и вывода, объединенные или нет для автоматической обработки данных
  • 26.20.14 — Машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных
  • 26.20.15 — Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода
  • 26.20.2 — Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных
  • 26.20.40.150 — Устройства числового программного управления

Приказ Минфина №126н устанавливает преференции для товаров из стран ЕАЭС. Если победитель аукциона предлагает иностранный товар, то цена контракта будет снижена от предложенной на 15% для следующих кодов:

  • 26.11 (за исключением 26.11.9, 26.11.30) — Компоненты электронные
  • 26.12.10 — Платы печатные смонтированные
  • 26.12.20 — Платы звуковые, видеоплаты, сетевые и аналогичные платы для машин автоматической обработки информации
  • 26.2 (за исключением 26.20.11, 26.20.13, 26.20.14, 26.20.15, 26.20.2, 26.20.40.150, 26.20.9) — Компьютеры и периферийное оборудование
  • 26.30 (за исключением 26.30.9) — Оборудование коммуникационное
  • 26.40.1 — Радиоприемники широковещательные
  • 26.40.20.110 — Приемники телевизионные (телевизоры) цветного изображения с устройствами записи и воспроизведения звука и изображения
  • 26.40.20.120 — Приемники телевизионные (телевизоры) цветного изображения без устройств записи и воспроизведения звука и изображения
  • 26.40.31.190 — Аппаратура для воспроизведения звука прочая
  • 26.40.32.190 — Аппаратура для записи звука прочая
  • 26.40.33 — Видеокамеры для записи и прочая аппаратура для записи или воспроизведения изображения
  • 26.40.34.110 — Мониторы, не предназначенные специально для использования в качестве периферийного оборудования
  • 26.40.4 — Микрофоны, громкоговорители, приемная аппаратура для радиотелефонной или радиотелеграфной связи
  • 26.40.5 — Части звукового и видеооборудования
  • 26.51 (за исключением 26.51.9) — Оборудование для измерения, испытаний и навигации
  • 26.60 (за исключением 26.60.9) — Оборудование для облучения, электрическое диагностическое и терапевтическое, применяемые в медицинских целях
  • 26.70 (за исключением 26.70.9) — Приборы оптические и фотографическое оборудование
  • 26.80.12.000 — Носители данных оптические без записи
  • 26.80.13.000 — Носители данных прочие, включая матрицы и основы для производства дисков
  • 26.80.14.000 — Карты магнитные

А также на 20% для кодов из списка ниже:

  • 26.2 (за исключением 26.20.11, 26.20.13, 26.20.14, 26.20.15, 26.20.2, 26.20.40.150, 26.20.9) — Компьютеры и периферийное оборудование
  • 26.30 (за исключением 26.30.9) — Оборудование коммуникационное
  • 26.40.12.000 — Радиоприемники широковещательные, не работающие без внешнего источника питания
  • 26.40.31.190 — Аппаратура для воспроизведения звука прочая
  • 26.40.4 — Микрофоны, громкоговорители, приемная аппаратура для радиотелефонной или радиотелеграфной связи
  • 26.40.52.000 — Части радиоприемной и радиопередающей аппаратуры
  • 26.51 (за исключением 26.51.9) — Оборудование для измерения, испытаний и навигации
  • 26.60 (за исключением 26.60.9) — Оборудование для облучения, электрическое диагностическое и терапевтическое, применяемые в медицинских целях
  • 26.70 (за исключением 26.70.9) — Приборы оптические и фотографическое оборудование

Как учитывать компьютеры и комплектующие

С точки зрения Инструкций по бухгалтерскому учету в учреждениях госсектора, компьютер является «обособленным комплексом конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы».

Читайте также:  Льготы ветеранам боевых действий

Ранее в письмах Минфина не раз разъяснялось, что комплектующие, являющиеся составными частями компьютера, не могут выполнять свои функции по отдельности. Следовательно, компьютер должен учитываться как основное средство, единый инвентарный объект, а монитор, системный блок, клавиатура, мышь, до сборки компьютера, как материальные запасы.

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций госсектора «Основные средства» содержит такое же определение: «объектом основных средств признается обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы».

Пример

Компьютер состоит из:

В соответствии с методологией бюджетного учета системный блок, монитор, блок питания, клавиатура, мышь приобретались учреждением в 2016 г. как материальные запасы, принимались к учету на счет 105 36. Сборка компьютера отражалась на счете 106 31, и уже собранный компьютер учитывается на счете 101 34.

При списании неисправного системного блока происходит ликвидация части объекта основного средства.

Учреждению следует не списывать компьютер полностью, а списать лишь системный блок, пришедший в негодность, а затем включить в инвентарную карточку компьютера новый системный блок.

При жалобе на документацию, пожалуй, все будет зависеть от решения конкретной комиссии ФАС.

Итак, наиболее приемлемый для заказчика вариант, по мнению автора, –раздельная закупка компьютерной техники и ПО (даже операционных систем), хотя это и менее удобно. Заказчику трудно будет доказать правомерность формирования «объединенного» лота.

Например, представить соответствующий документ от официального дилера или дистрибьютора. И здесь теоретически может быть принят во внимание аргумент экономии времени на установку программного обеспечения на компьютеры, особенно если закупается их крупная партия, а у заказчика в штате мало программистов.

Напоследок, нельзя не отметить позицию арбитражных судов по этому поводу. Так, в одном из разъяснений Верховного арбитражного суда было подчеркнуто, что любое программное обеспечение связано с компьютером, так что закупать его без «железа» нет смысла.

Что делать, если купили прослеживаемый монитор для перепродажи

Весь документооборот в системе прослеживаемости проходит только в электронном виде. И продавец, и покупатель должны быть подключены к ЭДО и иметь электронные подписи. Иначе они не смогут обменяться счетами-фактурами или УПД, то есть не выполнят обязанности участников системы прослеживаемости.

Если вы от имени организации или ИП покупаете монитор для компьютера:

  1. Заключите со спецоператором договор и подключитесь к электронному документообороту (ЭДО).
  2. Через бухгалтерскую программу отправьте приглашение контрагенту на обмен данными через ЭДО и получите от него документы.
  3. В счетах-фактурах или УПД должны быть заполнены реквизиты прослеживаемости. В частности, регистрационный номер партии товара – РНПТ.
  4. Документы должны быть подписаны обеими сторонами электронной подписью.
  5. До 25-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом, сдайте в налоговую инспекцию отчёт по прослеживаемым товарам. То есть, если приобрели мониторы 21 февраля, отчитайтесь по ним с 1 по 25 апреля 2022 года.

Поэтому практически всем бухгалтерам бюджетных учреждений приходится сталкиваться с различными проблемами, связанными с учетом компьютеров и комплектующих к ним. Одна из таких проблем возникает в случае, когда производится замена монитора. Причем конкретный порядок учета зависит прежде всего от причины такой замены.

В настоящее время производители предлагают огромное количество самых разнообразных приспособлений для освещения помещений. Но именно к осветительным приборам относятся: ·приборы наружного освещения (фонари, прожекторы); ·приборы внутреннего освещения (светильники, люстры, бра, торшеры, настольные лампы и т.д.); ·специализированные осветительные приборы (например, лампа-фотовспышка, лампы для проекторов, кварцевые лампы для бактерицидного облучения, световое сценическое оборудование и др.); ·декоративные осветительные приборы (например, гирлянды). Освещение при помощи осветительных приборов называют искусственным освещением в отличие от естественного солнечного света.

Расшифровка и применение КОСГУ 310 и КОСГУ 340 в 2021 году

На эту статью относятся расходы по договорам на приобретение, строительство или изготовление объектов ОС, а также на модернизацию (с дооборудованием или без него), реконструкцию и расширение. Если произведены расходы, увеличившие стоимость здания, взятого в аренду или безвозмездное пользование, их следует тоже отнести на код 310. Методические рекомендации по применению 209н (Письмо Минфина от 29.06.2021 года № 02-05-10/45153) уточняют, что на эту статью относится и приобретение ветхого жилья в подлежащих сносу домах, выкупаемого у собственников.

Читайте также:  Срок полезного использования спецодежды нормы в таблице в 2023 году

Картридж является запасной частью для принтера, поэтому должен учитываться в составе материальных запасов по КОСГУ 346. При установке его нужно списать на расходы учреждения или себестоимость. Услуги по заправке картриджа относятся на статью 225.

Рекомендуем прочесть: Как получить землю под родовое поместье бесплатно в сочи

Как отразить в учете расходы?

Согласно Указаниям N 65н расходы на приобретение компьютера в полной комплектации необходимо отражать по коду вида расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» с отнесением на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н.

Расходы на приобретение крупных узлов и составляющих (процессора, монитора) компьютера, которые в дальнейшем будут приняты к учету как отдельный самостоятельный инвентарный объект, также следует отразить по статье 310.

Если учреждение приобретает отдельные комплектующие и самостоятельно собирает системный блок, происходит закупка материальных запасов, которые впоследствии необходимо списать как вложения в основное средство. Расходы на приобретение материальных запасов относятся на статью 340 КОСГУ (Письмо Минфина РФ от 14.07.2017 N 02-05-10/44839).

Рассмотрим, как отражаются данные операции в учете, на примерах.

Пример 1. В соответствии с выделенными на текущий финансовый год лимитами бюджетных обязательств казенное учреждение ФСИН заключило договор на поставку четырех компьютеров по цене 45 000 руб. за единицу.

В силу п. 23 Инструкции N 157н, п. 5 Инструкции N 162н компьютер принимается к бухгалтерскому учету в составе основных средств по первоначальной (фактической) стоимости и отражается на счете 0 101 34 000 «Машины и оборудование — иное движимое имущество учреждения».

Коды ОКОФ – это длинные шифры с продуманной структурой, необходимые для систематизации учета оборудования, а также составления по операциям, связанным с движением внеоборотного имущества, первичной документации и отчетных форм.

Компьютер обычно учитывается в совокупности с составляющими его комплектующими: монитором, принтером, клавиатурой и т.д. Потому что лишь в сочлененном виде эти элементы могут функционировать и, соответственно, использоваться для получения прибыли. А это одно из ключевых условий отнесения активов к основным средствам (наряду с требованиями к сроку эксплуатации и стоимости).

Код для компьютера – 320.26.2. Для систематизации сведений в бухгалтерии используются отдельные коды по принтерам, МФУ, мониторов, системных блоков.

Информация обо всех этих моментах представлена в статье.

Учет персональных компьютеров в казенном учреждении

  • могут включаться как в состав АРМ, так и в состав самостоятельного объекта компьютерной техники;
  • приобретаются за счет статьи 340 КОСГУ;
  • в инвентарной карточке АРМ (самостоятельного объекта) указывается полный перечень принадлежностей с техническими характеристиками и заводскими номерами;
  • на каждый объект наносится инвентарный номер АРМ (самостоятельного объекта);
  • в случае, когда приобретенная принадлежность списывается на замену вышедшей из строя принадлежности соответствующего АРМ (самостоятельного объекта), стоимость списываемой принадлежности относится на затраты;
  • в случае, когда в состав АРМ (самостоятельного объекта) включается принадлеж¬ность, которой ранее не было, стоимость списанной принадлежности относится на увеличение стоимости соответствующего АРМ;
  • в случае, когда приобретается комплект составных частей и принадлежностей для комплектации нового АРМ, приобретение принадлежностей производится за счет статьи 340 КОСГУ, приобретенные принадлежности списываются на вложения в основные средства;
  • в случае обмена аналогичных по функциональному назначению принадлежностей между разными АРМ (самостоятельными объектами), факт замены отражается в инвентарных карточках соответствующих объектов путем изменения данных о составе компонент объекта без изменения его балансовой стоимости.

Рекомендуем прочесть: Льготы воспитателя дс

Что есть что

  • служат для комплектации АРМ;
  • приобретаются за счет статьи 340 КОСГУ;
  • в инвентарной карточке АРМ указывается полный перечень составных частей с указанием технических характеристик и заводских номеров;

В соответствии с 160-ФЗ заказчик должен предотвратить конфликт интересов во время закупок. Закон требует отсутствия конфликта в требованиях к участникам. Заказчики внедряют новые требования к участникам тендеров и закупок, касающиеся отсутствия взаимных финансовых выгод и родственных связей с:

  • директором заказчика,
  • руководителем контрактной службы,
  • контрактным управляющим,
  • членами закупочной комиссии.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *