Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реверсивное движение — что это и зачем нужно?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Реверсивное движение – вынужденная организованная мера, цель которой – разгрузка количества автомобилей на части дороги. Подобные действия сокращают время, необходимое для того чтобы добраться в конкретную точку и повышают пропускную способность проезжей части.
Зачем нужно реверсивное движение?
В утреннее время автомобилисты едут к месту работы, а в конце дня возвращаются обратно домой. Именно в эти моменты формируются самые сложные заторы. В остальное же время «пробок» на улицах города может не быть. То есть нагрузка на дороги неравномерна: она постоянно меняется. Реверсивное движение позволяет изменять пропускную способность улиц по мере необходимости.
В переводе с английского языка «reverse» означает «обратный». При таком способе организации движения на дорожном полотне присутствуют полосы, по которым автомобили могут попеременно перемещаться то в одну, то в другую сторону. То есть к основным полосам периодически «подключаются» реверсивные, как бы помогая им пропускать транспорт. Направление, в котором открывается путь, зависит от того, куда движется основная масса машин. Благодаря этому пропускная способность улицы варьируется.
Реверсивное движение часто организуется на выезде из населенного пункта. Здесь оно особенно актуально летом: когда перед выходными автомобилисты выезжают за город, а в преддверии будних дней возвращаются назад.
Особенности реверсивного движения
Введение реверсивного передвижения машин фактически означает, что на определенный отрезок времени на данной полосе или же ином фрагменте дороги вводятся новые правила, во многом отличающиеся от обыкновенных. Понятно, что это значительно увеличивает вероятность риска и нарушений правил дорожного движения, поэтому в таки случаях водитель должен быть максимально сконцентрированным на управлении своим автомобилем, предельно внимательно фиксируя и выполняя все указания, предписания тех, кто регулирует реверс, а также организованных на этот случай светофоров и знаков.
Предельно бдительным специалисты советуют быть при осуществлении правого поворота направо, а также в случаях перестройки в крайние ряды направо там, где как раз и начинается движение подобного рода. Если светофоры имеются, перестраиваться на полосы реверсивного формата позволено исключительно в зоне их видимости. Маневры должны выполняться только на работающие разрешающие сигналы. Если светофоры подают знаки запрещения, полосы с реверсным движением необходимо освобождать, как только окажется такая возможность.
Организация реверсивного движения при работе реверсивного устройства
Действие реверсивного светофора влияет на ограниченную линию, а начало и конец реверсивного движения определяют дорожные знаки на синем фоне. Выделяют следующие позиции:
1. Если знак в виде стрелок, обозначающих движение вверх-вниз — это начало реверсивного движения и работы реверсивных светофорных установок.
2. Если стоит такой же знак с перечеркнутой красной линией — это означает конец движения по обозначенной реверсивной полосе и окончание действия светофора для этой полосы.
Важно, чтобы водители отличали, где обычные полосы для движения, а где — реверсивные. Это важно для организации правильного проезда по автомагистрали, потому что на реверсивной полосе можно поочередно двигаться в двух направлениях, согласно светофорным сигналам.
Отличить реверсивные полосы, на которые распространяется действие специальных светофоров, можно по следующим признакам:
● располагаются только в центре автодороги;
● выделяются на асфальте двойным пунктиром (при этом сплошная черта в 3 раза длиннее промежутка между пунктирами).
Когда реверсивная разметка нанесена строго по центральной части автомагистрали, светофор сверху регулирует движение и по левой, и по правой стороне от разметки. Есть проблема, над которой думают сейчас организаторы дорожного движения: связана она с тем, что светофор для реверса не показывает длину и ширину реверсивного участка.
Да, есть разметка, но она может с течением времени либо стать не такой заметной, либо стереться или спрятаться под слоем наледи, грязи. Именно поэтому так важно устанавливать знаки, указывающие на начало и конец реверсивной полосы.
К сожалению, на территории РФ расстановке таких знаков не везде уделяют должное внимание, отсюда и проблемы, которые возникают при организации движения транспорта, особенно по реверсивным полосам. А за нарушения на соответствующем участке предусмотрена ответственность.
Как правильно ездить по дорогам с реверсом
Любое передвижение по вышеупомянутым полосам должно происходить только в соответствии с правилами, чтобы не создавать аварийноопасные моменты. Именно поэтому так важно знать главные постулаты, прописанные в ПДД. Выезд на дорогу с реверсивным движением возможен с любого перекрестка, а вот выехать с данной части дороги, возможно, лишь предварительно перестроившись в крайнюю правую полосу. Как только вы оказались на участке с реверсивным движением, вам следует переместиться в крайнюю полосу справа. Опережение допустимо лишь при условии, что ваш маневр не будет мешать всем остальным участникам движения. Пересекать линии разметки реверса слева от вас не разрешено, подобное действие равносильно к выезду на встречку и имеет те же последствия.
Задача любого водителя заключается в обеспечении максимально безопасного движения для себя и других автомобилистов, велосипедистов, мотоциклистов и пр.
В случае с РД следует запомнить несколько ключевых правил:
- при выезде на перекресток, где есть РД, всегда занимайте крайнюю правую от себя полосу;
- лишь потом можно перемещаться в полосу реверса;
- двигаться нужно согласно указателям светофора;
- при выключенном реверсном светофоре полоса считается закрытой;
- выезд на полосу РД без работающего светофора равносилен выезду на встречку;
- останавливаться в реверсивной полосе категорически запрещено;
- пересекать двойную прерывистую слева нельзя;
- пересекать ее справа можно, если нет светофоров или они выключены.
Думаю, с этим вы разобрались. Лучше всего посмотреть видео и наглядно понять суть разметки и особенности работы всех используемых указателей.
Действия водителей и пешеходов в ответ на желтый сигнал светофора
6.14. Водители, которым подан желтый сигнал светофора (или равнозначное ему поднятие руки регулировщика), должны остановиться. Но если ТС движется быстро, и остановка невозможна без экстренного торможения, то в местах, которые определены п. 6.13 ПДД, можно не останавливаться.
Пешеходы, которых сигнал застал на проезжей части, должны ее освободить. При невозможности сделать это, им нужно остановиться на линии, разделяющей разнонаправленные транспортные потоки.
Если зеленый сигнал светофора сменяется желтым, а транспортное средство имеет высокую скорость движения, которая не позволяет остановиться в нужном месте без экстренного торможения, водителю дано право согласно п. 6.14 продолжить движение. Наличие этого правила побуждает некоторых водителей проезжать на желтый свет светофора даже, если они могут остановиться без форсированного торможения.
Такое поведение несет в себе потенциальную опасность, поскольку случается, что на пересекаемом направлении в это время другой водитель начинает движение, не дождавшись, пока желтый сигнал его светофора сменится разрешающим зеленым. Результат такой ситуации – ДТП, в которое попадают водители, экономящие время в ущерб безопасности.
Пешеходы могут попасть в сложную ситуацию при смене разрешающих сигналов на запрещающие гораздо чаще. Особенно те из них, кто не способен быстро перебежать дорогу или возвратиться обратно. Единственный приемлемый безопасный вариант для них – остановиться на линии, разделяющей разнонаправленные потоки транспорта.
Знаки реверсивного светофора
Как уже было указано выше, реверсивный светофор представлен в виде знаков, разрешающих и запрещающих движение по реверсивной полосе.
Сигнал светофора, имеющий форму буквы «Х» в красном свете запрещает движение по реверсивной полосе, поскольку в это время машины двигаются в противоположном направлении. При работе такого сигнала запрещается любое движение по дорожному полотну, в том числе съезд на обычную полосу. Поскольку при нарушении данного правила существует угроза создания аварийной ситуации и как следствие блокирование определенного участка дороги.
Существует также знак, изображенный в виде стрелки, направленной в правый или левый угол квадрата по диагонали. Если работает такой знак, это означает, что у водителя появляется право перестроиться с одной дорожной полосы в другую, при чем, именно в том направлении, в котором указывает стрелка. Обычно такой знак также указывает на смену с запрещающего сигнала на разрешающий и наоборот, в скором времени. Следует иметь в виду, что, в отличие от обычного светофора, желтый сигнал не запрещает движение, а дает возможность сменить полосу до момента включение иного сигнала светофора. В тоже время смена полосы является вашим правом, а не обязанностью. То есть продолжать движение по реверсивной полосе после смены сигнала светофора на зеленый, не запрещается.
Разрешающим движение по реверсивной полосе является сигнал, представленный в виде зеленой стрелки направленной вверх. При работе такого сигнала, вы можете, не опасаясь двигаться по реверсивной полосе, однако следует помнить, что реверсивный светофор регулирует только движение по реверсивной полосе и не распространяет свое действие на остальное дорожное пространство. Во время работы такого сигнала также запрещено перестраивать автомобиль в другую полосу.
Светофоры для трамваев
Движение маршрутных ТС (трамваев, автобусов и пр.), перемещающихся по выделенным полосам, может управляться светофорами с круглыми одноцветными линзами бело-лунного цвета. В народе их называют «светофорами для трамваев».
Располагаются такие светофоры в форме буквы «Т» (три верхних сигнала расположены горизонтально, нижний – по центру относительно верхних) и разрешают движение только при одновременном включении нижнего сигнала и какого-нибудь/каких-нибудь из верхних. Разрешенное направление движения определяется местоположением включенного верхнего сигнала. Если включен левый сигнал, значит, разрешено движение налево, если правый – направо, средний – прямо. Если включены все верхние сигналы, а нижний выключен, значит, движение запрещено.
«Трамвайные» светофоры
управляют движением маршрутных ТС, перемещающихся по выделенным полосам. Согласно п.п.13.6 и 13.11 ПДД при одинаковых правах с безрельсовыми ТС трамваи в этом случае имеют преимущество. Это означает, что если на «трамвайном» светофоре горит сигнал, одновременно разрешающий движение безрельсовому ТС и трамваю, то водитель безрельсового ТС должен пропустить трамвай.
Подобное правило действует и тогда, когда «трамвайный» светофор соседствует с обычным трехцветным. То есть трамвай и здесь имеет преимущество в движении перед безрельсовыми ТС. Чтобы не возникало противоречий в интерпретации сигналов обычных и «трамвайных» светофоров, все водители независимо от того, каким транспортом они управляют, должны знать, что означают бело-лунные сигналы Т-образных светофоров.
Основы реверсивного движения
На магистралях больших городов сегодня все чаще начинает появляться дорожный знак обозначающий реверсивное движение по полосам.
Направление проезда по этим полосам изменяется на противоположное, в зависимости от времени суток. Утром, большинство авто направляется в центр города — на выезд дорога свободная.
Вечером и в выходные дни выбраться из центра можно только простояв немало времени в .
Сегодня на многих загруженных участках оперативно переключают транспортные потоки на въезд или выезд, благодаря чему пропускная способность дороги увеличивается. В соответствии с ПДД, регулировка проезда ТС по таким участкам дорог производится:
- дорожными знаками; разметкой; специальными светофорами.
Понять что такое реверсивное движение можно только, внимательно изучив и поняв как действует каждый знак особых предписаний — приложение 1 раздел 5 ПДД.
8 — главный знак, всегда устанавливается при въезде на реверсивную дорогу, (на синем фоне белая, двунаправленная вертикальная стрелка).
Основные правила передвижения в реверсивном потоке
Как правило, реверсивное движение устанавливается на прямых участках дорог и на автомагистралях с минимальным количеством перекрестков. Однако в больших городах часто возникают проблемы, особенно если подъезд осуществляется с соседней улицы или района.
В этом случае необходимо соблюдать следующие правила:
- Не пересекайте всю проезжую часть, если вам, например, нужно повернуть налево.
- Вы должны влиться в общий поток транспорта и доехать до ближайшего перекрестка, двигаясь параллельно по крайней левой полосе, чтобы совершить маневр разворота на перекрестке, если это не запрещено законом.
Правила дорожного движения:
- Согласно правилам дорожного движения, въезжать на дорогу задним ходом можно с любого направления, а выезжать — по крайней правой полосе.
- Обгон разрешен только в том случае, если это позволяет дорожная ситуация.
- Запрещается переходить дорогу по левой стороне полосы с разметкой 1.9, разделяющей разные направления движения, так как это будет классифицироваться как встречное движение.
Реверсивное движение — новаторское решение, которое в России появилось сравнительно недавно, используется оно только в Москве и нескольких других крупных городах-миллионниках. Этот тип движения способствует возможной разгрузке наиболее оживлённых трасс. Ежедневно по утрам огромный поток машин направляется в «сердце» города, в вечернее время, наоборот, — весь транспорт движется к спальным районам. Пробки на дорогах появляются именно в это время, причём соседние полосы при этом «простаивают», в обратном направлении передвижение осуществляется без видимых проблем. Если изменить на некоторое время направление движения транспорта, автовладельцы смогут сэкономить время. Именно эту процедуру выполняют дороги с реверсом движения, прекрасно зарекомендовавшие себя в крупных городах ближнего зарубежья. Для осуществления передвижения по правилам необходимо обращать внимание на специальный знак реверсивного движения.
Введение реверсивного движения целесообразно только на тех участках дороги, где интенсивность транспортных потоков в разных направлениях является неравномерной. Это может происходить в час пик, при выполнении дорожно-ремонтных работ или в случае дорожно-транспортного происшествия на отдельном участке дороги. Чаще всего реверсивные полосы можно встретить на выездах из больших населенных пунктов, где перед выходными основной поток автомобилей направлен за город.
Практика реверсивного регулирования достаточно давно применяется в Европе, странах Северной Америки, Австралии. Реверсивное движение в России ещё имеет множество недоработок. Очень много организационных вопросов, которые мешают достижению положительного итогового результата.
Учитывая специфику системы отечественных ПДД и менталитет водителей, можно говорить о высоком уровне аварийности на таких дорожных отрезках. Постепенное введение реверсивных полос вызывает множество дискуссий среди водителей.
Несмотря на организационные сложности, практика показывает, что реверсивное регулирование позволяет увеличить скорость передвижения автомобилей в общем транспортном потоке до 10 км/ч. При этом количество транспортных средств в разные стороны не увеличивается.
С целью увеличения количества реверсивных полос в России необходима разработка ряда мероприятий, которые могли бы дисциплинировать водителей. Также следует отметить необходимость оценки финансовой целесообразности таких полос. И главным требованием при этом является снижение уровня аварийности на таких дорожных отрезках.
Реализация реверсивных полос требует от водителей максимальной концентрации внимания. Владелец транспортного средства должен четко понимать при этом меру возможной ответственности и строго соблюдать установленные правила. Все это позволит минимизировать количество аварийных ситуаций на отдельном участке.
Значение сигналов реверсивного светофора
Как уже упоминалось, движение на полосе регулирует реверсивный светофор. Правила проезда, согласно его сигналам, схожи с обычным. Основное отличие — это внешний вид. Если в обычном светофоре сигнал выглядит как круг красного, желтого или зеленого цвета, то в реверсивном — это знаки.
Символы:
- Сигнал светофора в виде красной буквы Х — запрещает движение по реверсивной полосе, над которой он установлен, так как в это время по ней начинает ехать встречное направление.
- Знак, изображающий наклоненную стрелу. Её острие направленно в правую либо левую сторону. Он сообщает о скорой смене запрещающего на разрешающий сигнал или наоборот. Причем водитель обязан перестроиться в ту полосу, на которую указывает стрелка. Желтый сигнал обычного круглого светофора запрещает движение, у реверсивного — нет. Вы имеете полное право начать движение и не менять полосу до включения красного.
- Сигнал светофора в виде зелёной стрелки разрешает перемещаться на транспортном средстве по ряду, над которым он установлен.
Не стоит забывать, что светофор регулирует движение лишь на реверсивной полосе, над которой он находится.