Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ближний свет или габариты: когда включать и за что могут оштрафовать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На 2021 год наказание водителей за отсутствие ближнего света при движении днем составляет 500 руб. Этот вопрос регулируется ст. 12.20 и предполагает нарушение использования внешних осветительных приборов автомобиля. Часто госавтоинспекторы ограничиваются предупреждением о необходимости включения ближнего света. Если же езда без света стала причиной аварийного столкновения, то размер штрафного взыскания может многократно вырасти.
Наказание за езду без света
Наказать могут даже за то, что не горит только одна фара. Только такое правонарушение трактуется госавтоинспекторами и законодательством несколько иначе. В подобной ситуации автовладелец не нарушает правила использования осветительного внешнего оборудования, он эксплуатирует неисправный автомобиль, что запрещено ПДД.
Как правильно использовать штатные дневные ходовые огни
Дневными ходовыми огнями оснащены далеко не все автомобили, несмотря на то, что данная конструкция отличается удобством и функциональностью. Водителю стоит воздержаться от попыток самостоятельного монтажа этих элементов, так как своевольное изменение параметров авто неизменно приведет к штрафу.
Скрыть подобного рода нововведения в конструкцию практически невозможно. Даже если уполномоченные сотрудники дорожных служб не смогут выявить нарушение, правда будет раскрыта при следующем прохождении технического осмотра. Избежать ответственности возможно только при своевременном получении разрешения на осуществление преобразований.
Более современные ТС оборудованы системой дневных ходовых огней. Это обстоятельство предотвращает возможность получения штрафной квитанции за езду без осветительных приборов, так как огни включаются одновременно с запуском силового агрегата. Также габариты при включении фар ближнего света моментально становятся менее яркими.
Это позволяет использовать приборы в качестве дополнительных габаритов. Инспектор не может привлечь водителя к ответственности за езду без света фар, но при наличии работающих штатных дневных ходовых огней.
Как правильно использовать штатные дневные ходовые огни
Дневными ходовыми огнями оснащены далеко не все автомобили, несмотря на то, что данная конструкция отличается удобством и функциональностью. Водителю стоит воздержаться от попыток самостоятельного монтажа этих элементов, так как своевольное изменение параметров авто неизменно приведет к штрафу.
Скрыть подобного рода нововведения в конструкцию практически невозможно. Даже если уполномоченные сотрудники дорожных служб не смогут выявить нарушение, правда будет раскрыта при следующем прохождении технического осмотра. Избежать ответственности возможно только при своевременном получении разрешения на осуществление преобразований.
Более современные ТС оборудованы системой дневных ходовых огней. Это обстоятельство предотвращает возможность получения штрафной квитанции за езду без осветительных приборов, так как огни включаются одновременно с запуском силового агрегата. Также габариты при включении фар ближнего света моментально становятся менее яркими.
Это позволяет использовать приборы в качестве дополнительных габаритов. Инспектор не может привлечь водителя к ответственности за езду без света фар, но при наличии работающих штатных дневных ходовых огней.
Штрафы за езду при отключенном свете
В статье №12.20 КоАП указано, что за движение с выключенными фарами на нарушителя должен быть наложен штраф, размер которого составляет 500 руб.
Статья 12.20. Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки
Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Однако если нерадивый водитель сможет объяснить причину такого нарушения, и инспектор посчитает её уважительной, то в качестве наказания может быть применено устное предупреждение.
Тем не менее, рассчитывать на такую удачу владельцам транспортных средств все же не стоит.
Какое наказание за езду без ближнего света? Ответ в этом видео:
Указанная статья также содержит пункт, предусматривающий наказание за выключенные ближние огни, которые стали причиной ДТП.
Как оплатить штраф, если нет квитанции? Где взять квитанцию и реквизиты оплаты? Смотрите по ссылке.
В рассматриваемом случае размер штрафа будет существенно превышать установленную сумму в 500 рублей.
В таких ситуациях точный размер штрафа определяют два основных фактора:
- Последствия аварии.
- Размер нанесенного ущерба.
Инспектор ДПС имеет полное право устанавливать сумму штрафа самостоятельно, на месте дорожно-транспортного происшествия, предварительно оценив его масштабы.
Правда ли, что водителям не нужно включать днем ближний свет фар или ДХО с 1 апреля 2021 года
Итак, что говорится в интернет-слухах относительно изменений в ПДД. Если верить появляющимся на эту тему статьям, в летний сезон, с апреля по сентябрь, в России разрешат не использовать дневные ходовые огни (ближний свет фар) в светлое время суток.
Как объясняют авторы подобных материалов, в обозначенный период года световой день достаточно продолжительный, наиболее длинный в году. Днем авто и так хорошо заметны, а значит, не имеет смысла дополнительно их обозначать включением фар. На безопасность это якобы никак не влияет.
Но появляется логичный вопрос: а разве с октября по март в нашей стране нет светлого времени суток, а транспортные средства днем зимой видны хуже, нежели летом?
Понятно, что это не соответствует действительности, и дело в очередной фейковой информации. На самом деле, если посмотреть на действующий текст ПДД (пункт ПДД 19.5), то будет видно, что данный пункт, касающийся применения дневных ходовых огней (ближнего света фар) не изменялся с 10 мая 2010 года.
Правила однозначно предписывают водителям использовать днем фары/ДХО, какие-либо сезонные исключения на этот счет не предусмотрены.
Ряд интернет-СМИ, озаботившихся проблемой возникновения данного слуха, нашли его потенциальный источник. Нечто похожее несколько лет тому назад вводилось в Приднестровье. Там на самом деле в летний сезон не обязательно использовать фары днем, хотя смотрится подобное правило довольно необычно даже для данного государства, которое не признано мировым сообществом. К России правила соседнего государства никак не относятся.
09.02.2018 Автовладельцы нередко самостоятельно устанавливают на собственное ТС (транспортное средство) светодиодное освещение, несмотря на то, что подобные лампы от галогенных значительно отличаются по техническим характеристикам.
Специалисты заявляют, что фары с китайскими светодиодами (СД) обеспечивают освещение очень низкого качества, уменьшают обзор.
Учитывая это, важно уточнить, можно ли монтировать такой вид ламп во внешние передние оптические элементы и предусмотрен ли штраф за светодиодные лампы ближнего света.
С развитием машиностроения совершенствуется и оптика.
Современные автофары – это оптические устройства с различными источниками света.
- Лампы накаливания. Это классические фары, до сих пор остаются наиболее распространенными. Отличаются высокими энергозатратами и невысоким уровнем освещения.
- Галогенная оптика. Более яркие и долговечные фары.
- Светодиоды. Набор мощных, ярких СД излучает белый свет, имеет множество преимуществ: яркость, долговечность, надежность.
- Ксеноновая оптика. Обеспечивает хорошую видимость, как и галогенный источник света, но более экономичный вариант.
- Лазерная оптика. Эффективные фары, серийный выпуск которых не налажен, но некоторые модели BMW ими уже оснащены.
Претерпели изменений и внешний вид, и конструкция оптических элементов авто. Один из способов смены имиджа ТС – .
Основания для наложения штрафа
Неработающее освещение независимо от времени дня является нарушением и влечет за собой составление протокола и штраф. Он же предполагается за нанесение на фары пленки хамелеон, меняющей структуру и интенсивность света. Чтобы избежать наказания, необходимо, двигаясь по трассе, всегда его включать.
Если водитель забыл это сделать и попал в ДТП, то его признают виновным, даже если по факту причиной было другое обстоятельство. Получить штраф можно и за некорректное использование света в разных ситуациях. Основаниями для этого являются следующие пункты:
- Включение света с дальним лучом при движении по населенному пункту.
- Неправильная эксплуатация противотуманки, расположенной сзади.
- Использование ходовых огней или одних габаритов в ночные часы или сумерки.
- Неактивированный ближний свет в дневное время при передвижении по трассе.
- Использование ксенона, если он не предусмотрен штатной комплектацией.
Как правильно использовать штатные дневные ходовые огни
Дневными ходовыми огнями оснащены далеко не все автомобили, несмотря на то, что данная конструкция отличается удобством и функциональностью. Водителю стоит воздержаться от попыток самостоятельного монтажа этих элементов, так как своевольное изменение параметров авто неизменно приведет к штрафу.
Скрыть подобного рода нововведения в конструкцию практически невозможно. Даже если уполномоченные сотрудники дорожных служб не смогут выявить нарушение, правда будет раскрыта при следующем прохождении технического осмотра. Избежать ответственности возможно только при своевременном получении разрешения на осуществление преобразований.
Более современные ТС оборудованы системой дневных ходовых огней. Это обстоятельство предотвращает возможность получения штрафной квитанции за езду без осветительных приборов, так как огни включаются одновременно с запуском силового агрегата. Также габариты при включении фар ближнего света моментально становятся менее яркими.
Это позволяет использовать приборы в качестве дополнительных габаритов. Инспектор не может привлечь водителя к ответственности за езду без света фар, но при наличии работающих штатных дневных ходовых огней.
- Использование ксеноновых фар не противоречит действующему законодательству, если они установлены легально.
- Для легализации ксенона после модернизации фар нужно документально зафиксировать такие изменения в ПТС и свидетельстве о регистрации транспортного средства.
- При установке «колхозного» ксенона, будьте готовы понести наказание.
- За установку нештатного ксенона на авто для физлиц предусмотрен — штраф в размере 3 тыс. руб. с изъятием таких приборов/устройств.
- За управление таким ТС вас ждет лишение прав сроком на 6-12 месяцев с конфискацией такого оборудования. При этом для лишения прав необходимо наличие одновременно двух условий — несоответствие цвета и режима работы таких световых приборов.
- Если при управлении таким авто нарушено только одно условие из вышеперечисленных, ответственность наступает в виде одного из наказаний — предупреждение/административный штраф в размере 500 руб.
- Не могут применяться вышеуказанные наказания, если газоразрядные лампы предусмотрены в конструкции ТС производителем.
- Если суд квалифицировал нарушение по ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ и при этом нарушено только одно из условий (цвет или режим работы), обжалуйте постановление и ссылайтесь на абз. 4 п. 6 ПП ВС РФ № 20.
А вам приходилось сталкиваться с проблемами после установки ксенона? Применялось ли в отношении вас административное наказание в виде штрафа либо лишения прав?
Возбуждение дела об административном нарушении
Если вы установили ксенон и вас остановил инспектор ДПС, то в отношении вас будет возбуждено дело о административном нарушении. Сначала представитель власти обязан вынести вам постановление о правонарушении, затем разъяснить ваши права. Если вы не согласны с предъявленными вам обвинениями, то следует написать свои возражения в протоколе, так вы сможете доказать свою правоту в суде, которого вам не избежать.
Протокол должен составляться либо на месте правонарушения, либо в течении двух суток сотрудником полиции. А через трое суток протокол отправляют в суд на рассмотрение.
При обнаружении нарушения 12 статьи КоАП о эксплуатации осветительных приборов, ксенон будет снят с вашего автомобиля. Но если лампы не подаются демонтажу, то транспортное средство арестуют и отправят на штрафстоянку.
Согласно статистике, не многий инспектор отправляет производит арест автомобиля, чаще автомобилисты самостоятельно снимают лишний осветительный ксеноновый прибор.
Будет ли наказание за езду с негорящими фарам днем?
Ожидать ли пени за не включенные днем фары? Перед тем, как начинать движение, любой автомобилист должен проверить – все ли приборы работают (о том, какой штраф предусмотрен, если перегорела лампа ближнего или дальнего света, читайте тут). Особое внимание следует обратить на работу фар ближнего света, которые необходимо непременно включить перед выездом. Даже днем отправляться в дорогу без ближнего света нельзя – за такую езду будет назначен штраф.
Справка! Запрещается движение с одними только габаритными огнями. Они могут быть включены только совместно с какими-либо другими приборами – противотуманными или ближним светом фар.
Чаще всего свет не включают просто по забывчивости. Днем не так-то просто заметить отсутствие света, особенно если не приглядываться специально. Встречается немало и других подобных данному нарушений, которые влекут за собой штраф.
Сводная таблица правил пользования дальним светом в городе и вне населённых пунктов
Давайте теперь закрепим наши знания в простом виде, запомнив раз и навсегда, когда можно, а когда нельзя пользоваться дальним светом.
Таблица правил использования дальних фар
Дорожные и погодные условия | В населённом пункте | Вне населённого пункта |
При освещённой дороге | Нельзя, кроме освещённого тоннеля при отсутствии встречного транспорта ближе 150 метров | Можно при отсутствии встречного транспорта ближе 150 метров |
На неосвещённой дороге | Можно при отсутствии встречного транспорта ближе 150 метров | Можно при отсутствии встречного транспорта ближе 150 метров |
Если есть встречные машины | Нужно переключить на ближний, если менее 150 метров или если вам подали сигнал морганием фар | Нужно переключить на ближний, если менее 150 метров или если вам подали сигнал морганием фар |
Если вас ослепляют дальним | Вы обязаны включить «аварийку», снизить скорость и остановиться | Вы также обязаны включить «аварийку», снизить скорость и остановиться |
В дневное время | Спорно (ПДД регулируют переключить дальний на ближний на освещённой дороге – днём дорога освещена, хотя, законодатели, вероятно, предполагали совершенно иное). | То же самое, что в населённом пункте |
При недостаточной видимости (туман, дождь, снег с видимостью дороги менее 300 метров) | Можно, вне зависимости от освещения дороги и не ближе 150 метров от встречки | Можно, вне зависимости от освещения дороги и не ближе 150 метров от встречки |
Япония стала первой страной, где автоматический свет фар — обязателен
Рекомендуется ездить все время с включенными ходовыми огнями. Таким образом, вы сможете полностью избежать штрафования по этой теме. Во время остановки на обочине или т. п. ближний свет отключается, а габаритные огни зажигаются.
Что касается движущегося авто, ближний свет должен освещать путь при любой погоде независимо от времени суток.
Самые распространенные причины штрафования:
- ближний свет не включен в дневное время. Частый повод для штрафования, когда сотрудник ДПС замечает выключенные ходовые огни;
- ночью включен не тот свет. Как должно быть известно всем водителям, днем включают ходовые огни, а ночью – ближний свет. Если же будет наоборот, положено материальное взыскание согласно ПДД;
- на территории населенного пункта включен дальний свет фар. На освещенных участках дороги, в том числе и на территории населенного пункта, водитель обязан переходить на ближний свет, иначе от штрафа не отвертеться;
- неправомерное использование противотуманного фонаря. Противотуманный фонарь относится к осветительным приборам, но его применение разрешено исключительно при определенных условиях – плохая видимость из-за плотного тумана. Включенный без видимых на то причин данный прибор считается нарушением, что тоже подлежит штрафованию.
Таким образом, получается, что невнимательно относясь к осветительным устройствам своего авто вы нарушаете ПДД, тем самым раз за разом рискуя получить штраф, если их копилка уже не полниться.
Невключенный ближний свет – это одна из самых частых причин остановки автомобилей сотрудниками дорожной инспекции.
Правилами дорожного движения ограничено использование авто с не горящими осветительными приборами. При этом не имеет никакого значения, установлены ли вообще на автомобиле такие приборы, находятся они в исправном состоянии или нет.
Несколько лет назад в правила дорожного движения были внесены существенные изменения, в соответствии с которыми все водители транспортных средств могут перемещаться только с включенным ближним светом фар, с противотуманными фарами или с ходовыми огнями. Как говорят сотрудники ГИБДД, передвижение авто с включенными осветительными приборами делает его заметнее на дорогах и в населенных пунктах, вне зависимости от времени суток.
Можно ли продолжать движение с нерабочей (не горящей) фарой (задним габаритом)
Весьма интересно складывается ситуация с такой неисправностью на практике и в законе. Вроде как статья 27.13 КоАП РФ «Задержание ТС» не предусматривает задержание машины для такой неисправности. Однако есть приказ 664, об «Административном регламенте…». В нем можно найти весьма интересные рекомендации для инспектора полиции. Они основаны как раз на требованиях запрета к эксплуатации ТС согласно «Перечня неисправностей и условий при которых запрещена эксплуатация ТС»
68. При выявлении факта управления транспортным средством с негорящими (отсутствующими) фарами и задними габаритными огнями в темное время суток или в условиях недостаточной видимости либо недействующим со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада сотрудник требует прекратить движение данного транспортного средства до устранения соответствующих неисправностей или условий. При этом стоянка транспортного средства не должна создавать угрозу безопасности дорожного движения.
Абзац 2 пункта 2.3.1 Правил дорожного движения.
Назначение административного наказания не освобождает водителя от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено .
Часть 4 статьи 4.1 Кодекса.
В случае невыполнения водителем законного требования сотрудника о прекращении движения транспортного средства до устранения неисправностей или условий, указанных в абзаце первом настоящего пункта, сотрудник возбуждает дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса.
То есть водитель вполне может «прилипнуть» на всю ночь, если не починит фару, а на дворе темно. Ведь в этом случае условия, когда задние габариты будут не нужны, настанут только в светлое время суток. Таким образом неисправность фары может повлечь за собой целую цепочку неприятностей.