Ремонт автомобиля по ОСАГО в 2023 году: процедура, сроки и нюансы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ремонт автомобиля по ОСАГО в 2023 году: процедура, сроки и нюансы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Отремонтировать автомобиль должны максимум за 30 дней (п. 15.2 ст. 12 40-ФЗ). Отсчитывается данный срок с того самого момента, когда владелец привозит свой автомобиль на СТО или передаёт его страховщику для транспортировки к месту проведения ремонта . Крайне важно, чтобы максимальный срок ремонта по ОСАГО не был превышен.

Итак, в целом вся процедура возмещения ущерба состоит из следующих этапов:

  1. Вы собираете документы для возмещения ущерба от страховой по ОСАГО,
  2. обращаетесь с ними и с заявлением в страховую компанию,
  3. страховая по ОСАГО решает, выплатить компенсацию Вам деньгами или выдать направление на ремонт,
  4. выдаёт направление, с которым Вы обращаетесь за восстановлением машины в заранее утверждённый СТОА, в выборе которого Вы должны договориться со страховщиком,
  5. Вам ремонтируют автомобиль, Вы его забираете или оспариваете качество ремонта и далее Вам бесплатно переделывают работы либо мотивированно отказывают в этом.

Что будет за нарушение срока ремонта?

Аналогичная неустойка, как и в случае просрочки выдачи направления в СТОА. Но размер её, увы в 2 раза ниже – 0,5% за каждый день просрочки.

Требование о возмещении за просрочку по ремонту также нужно подать отдельно – автоматически Вам её никто не начислит. Претензия подаётся в страховую, но ни в коем случае не в сервис, так как возмещение осуществляет именно страховщик.

Кстати, неустойка за пропуск обоих сроков не может быть в сумме больше суммы страхового возмещения. То есть если сумму ущерба Вам насчитали в 200 000 рублей, то даже если просрочка составила более 100 дней, то максимальная сумма по неустойке, на которую Вы можете рассчитывать – ещё 200 000 рублей сверху. Но по судебной практике, к сожалению, и эта сумма чаще всего снижается судьями до так называемой «адекватной» на основании статьи 999 Гражданского кодекса, согласно которой судья может просто посчитать, что Вы необоснованно хотите обогатиться, и такой неустойки для Вас слишком много.

Но в случае, если дело дойдёт до суда, Вам положены и дополнительные «бонусы» от страховой. Речь идёт о штрафе в Вашу пользу за нарушение сроков или отказ в возмещении. Штраф этот достаточно большой в ряде случаев и он составляет 50% от суммы невыплаченного ущерба (если Вам вообще не отремонтировали машину или не выплатили – незаконно отказали прямо либо до даты подачи в суд не перечислили ни копейки), неустойки и дополнительных расходов (на почтовые отправления, услуги юриста, проведение независимой экспертизы и другие).

Плюсом для Вас является и то, что Вы можете найти для суда юриста – дёшево и достаточно легко. Большинство автоюристов имеют практический опыт и знают законодательство об ОСАГО, так как это очень распространённый спор в судах. А, благодаря высокой конкуренции, их услуги не будут стоить дорого. Кроме того, в случае выигрыша суда Вам обязаны возместить затраты на юриста, равно как и все остальные.

Отказ от ремонта по ОСАГО

В соответствии с правилами поврежденный автомобиль должен восстанавливаться в сервисе, выбранном страховой компанией. Однако в законе предусмотрены случаи, когда автовладелец может отказаться от ремонта и получить материальную компенсацию. К ним относятся следующие ситуации:

  • машина имеет значительные повреждения и не может быть восстановлена;
  • смерть страхователя;
  • инвалидность страхователя;
  • стоимость ремонта больше максимально установленного лимита в 400 тыс. рублей;
  • получение тяжелого или среднего вреда здоровью;
  • страховщик не имеет возможности провести восстановление авто в техцентре, с которым подписан договор (например, невозможно обеспечить доставку машины в сервис);
  • регулятор ограничил страховую в праве направлять на ремонт машины по причине неоднократного нарушения с ее стороны правил натурального возмещения (в этом случае восстановление выполняется только с согласия клиента).
Читайте также:  Обязана Ли Страховая Компания Возместить Ндс Страховой Случай

Независимая экспертиза при автогражданке: когда она требуется


Как оговаривается абзацем 1 пункта 11 статьи 12 закона № 40-ФЗ, необходимость в независимой экспертизе поврежденного автотранспорта возникает лишь тогда, когда автостраховщик и потерпевший не могут согласовать список, характер, обстоятельства очевидных повреждений, нанесенных машине вследствие аварии. В других ситуациях не требуется экспертная оценка вреда, причиненного автомашине.

Данная экспертиза может проводиться как автостраховщиком, так и пострадавшим. Однако обязанность по выполнению такой экспертизы в первую очередь возлагается именно на компанию-автостраховщика (пункт 13 статьи 12 закона № 40-ФЗ). Если же страховая организация не провела надлежащий осмотр автомашины или отказалась обеспечить данную экспертизу, пострадавшая сторона вправе самостоятельно её осуществить.

Срок ремонта по ОСАГО в 2022 году

В 2022 году пострадавший заинтересован как можно раньше поставить в известность страховую компанию по ОСАГО о произошедшем ДТП и произвести осмотр автомобиля. В течение 20 дней с этого момента страховщик должен произвести расчет стоимости деталей и работ и выписать направление в автосервис. Если по согласию со страховой компании восстановление авто проводит сторонняя станция технического обслуживания, то ждать направления придется 30 дней.

На восстановление дефектов в 2022 году законодатель отводит не более 30 дней. Срок может быть увеличен при сложных повреждениях, но только по согласованию с владельцем машины. Если работы затягиваются, страхователя обяжут заплатить неустойку в размере 0,5% от суммы за каждый день.

Выплачивают ли деньги по ОСАГО в 2022 году

Благодаря автогражданке можно получить компенсацию различных видов ущерба, в том числе причинённый автомобилям в дорожно-транспортной ситуации. Пострадавший может получить выплаты, которые покрывают следующее:

  • убытки, которые связаны с простоем коммерческого транспорта, потерей товарной стоимости и невозможностью выполнения взятых на себя ранее обязательств;
  • расходы на приобретение деталей и восстановление авто.

Благодаря автогражданке можно получить компенсацию различных видов ущерба, в том числе причинённый автомобилям в дорожно-транспортной ситуации. Пострадавший может получить выплаты, которые покрывают следующее:

  • убытки, которые связаны с простоем коммерческого транспорта, потерей товарной стоимости и невозможностью выполнения взятых на себя ранее обязательств;
  • расходы на приобретение деталей и восстановление авто.

Как не доплачивать за ремонт по ОСАГО?

Страховщик ОСАГО оценивает ущерб от аварии строго по методике 2023 года ЦБ РФ. В расчет берут стоимость штатных деталей и запчастей для данной конкретной марки транспортного средства. Если машина была укомплектована дополнительными деталями, и они пострадали в аварии, их стоимость учитываться не будет, за восстановление придется доплатить.

В этом случае, чтобы сэкономить, можно отказаться от тюнинга и довольствоваться стандартными опциями. Второй вариант – обсудить со страховщиком возможность установления запчастей, бывших в употреблении. Это снизит общую стоимость работ, и доплату делать не придется. Третий вариант – взыскать стоимость ремонта, превышающую выплату по полису обязательного страхования, с виновника ДТП в судебном порядке. Такую возможность автовладельцам предоставил Конституционный суд.

Особенности ремонта по ОСАГО в 2023 году

По новым правилам, в 2023 году компенсация ущерба по ОСАГО будет производиться в натуральном выражении. Прежде чем выбрать страховую компанию и оформить полис, нужно внимательно ознакомиться со списком сотрудничающих с ней СТО. В случае аварии эти компании будут производить ремонт машины. Если автовладелец постоянно обращается в один и тот же сервис и доволен качеством обслуживания, лучше узнать, с какой страховой компанией он сотрудничает.

При текущем ремонте транспортного средства необходимо сохранять все чеки, подтверждающие стоимость запчастей. Они будут являться доказательством при возникновении спорных моментов со страховщиком.

Закон запрещает использовать запчасти, бывшие в употреблении, при восстановлении машины после аварии. Стоимость ремонта будет рассчитываться исходя из цены новых деталей. За восстановление запчастей, не входящих в штатную комплектацию, доплату прозводит пострадавший.

Страховщик должен соблюдать сроки ремонта и качество оказываемых услуг. При возникновении нарушений ответственность будет нести не автосервис, а страховая компания ОСАГО.

Нововведения 2023 года в закон об обязательном страховании в части компенсации ущерба пострадавшему в ДТП владельцу автотранспортного средства имеет своей целью избавить водителей от дополнительных затрат на ремонт, так как теперь сервис устанавливает новые детали, без учета амортизации. Кроме этого, страховые компании надеются сэкономить на недобросовестных водителях, получающих выгоду от денежных выплат по ОСАГО.

Читайте также:  Правовые последствия лишения родительских прав

Законодательные нормативы о сроках выплаты ОСАГО и других параметрах

Ключевым законодательным актом выступает Федеральный закон «Об ОСАГО» в последней редакции. Последние корректировки сделаны ФЗ №49 от марта 2023 года. Он регламентирует следующее:

  • максимальный срок определения ущерба после дорожного происшествия – 5 дней;
  • максимальный срок подачи претензии от владельцев автомобилей к страховым организациям – 10 календарных дней;
  • период осмотра страховой организацией повреждённой машины – 5 дней;
  • срок действия полиса ОСАГО – 1 год и больше;
  • максимальная страховая выплата: 400 тысяч рублей на имущество и 500 тысяч рублей при причинении ущерба здоровью и жизни людей;
  • денежное возмещение ущерба по автогражданке заменяется прямым возмещением (ремонт).

На стоимость страховки влияют тарифы, установленные в каждом населённом пункте, для юридических лиц и автопарков цена более высокая.

Поскольку КАСКО — это добровольное страхование, то в законодательстве нет жестких условий по срокам рассмотрения заявлений и возмещению страховых сумм.

В договоре стороны могут сами установить срок рассмотрения страхового события. Компании чаще всего устанавливают сроки без участия клиента. Самый распространенный срок — 15 дней.

Законные причины продления периода рассмотрения страхового случая:

  • возбуждение уголовного дела и расследование причин наступления страхового события;
  • подозрение на недостоверность информации в документах;
  • недостаточный объем данных — отправление запроса в компетентный орган для устранения пробела.

Если не получили выплату в 30-дневный срок после обращения, нужно подать жалобу в компанию страховщика. Нет результата? Тогда в Центральный банк. Если и это не помогло, тогда придется обратиться в суд за получением страховки и компенсацией за моральный ущерб.

Когда страховая компания может не заплатить

Страховая не всегда удовлетворяет требования о возмещении. В выплате откажут, когда ДТП произошло из-заобстоя­тельств, не связанных с дорожной ситуацией: стихией, беспорядками, военными действиями и т.п. Право­мерен отказ и в случае, если предо­ставлены не все документы, есть подозрения в мошен­ничестве. Кроме того, аварии во время автогонок, обучения вождению или тест-драйва считаются резонными поводами для отказа в выплате по ОСАГО. Во всех случаях компания обязана дать письменный мотиви­рованный отказ, который, конечно, можно попробовать обжаловать в суде.

А по ряду причин страховая просто не имеет права платить, и эту обязан­ность выполняет Россий­ский союз авто­страховщиков. Его выплата офици­ально называется не возмещением, а компен­сацией. Так происходит, когда у виновного в аварии нет ОСАГО или его полис поддельный. Другой случай: полис есть, но виновник в него не вписан. По сути, всё это разно­видности одного и того же проступка — незастрахо­ванной автограж­данской ответ­ственности. В PСА нужно обращаться и когда виновник аварии скрылся с места происше­ствия и остался неизвестен.

Почему автовладелец должен доплачивать при отсутствии вины?

Выше отмечалось, что расчет размера выплат производится по методу ЦБ, в котором учитывается множество показателей, начиная с площади повреждения и заканчивая объемом утечки расходных материалов в процессе ремонта. Владелец машины не может требовать залить привычное масло или установить свечи конкретного производителя. Страховщик берет во внимание данные из специального справочника и учитывает информацию, полученную от эксперта. Вот почему денег на ремонт иногда не хватает, а автовладелец вынужден доплачивать из кармана.

Для снижения расходов можно договориться об установке б/у деталей, но такое соглашение должно быть оформлено письменно. Даже при отсутствии вины ОСАГО редко когда покрывает стоимость ремонта, но по закону пострадавшее лицо вправе требовать доплату с виновной стороны.

Когда страховой компании выгоден ремонт, а когда — выплата

Бывает так, что страховой компании выгоднее выплатить пострадавшему деньги, чем оплачивать ремонт по ОСАГО. В этом случае с компанией будет гораздо проще договориться о денежной компенсации.

Страховая рассчитывает стоимость восстановительного ремонта по специальной методике. При расчете учитывается износ деталей автомобиля: чем старше машина, тем выше износ, расчетная цена запчастей и итоговая стоимость ремонта.

Но по закону при страховом ремонте на автомобиль можно ставить только новые запчасти, а они могут стоить больше, чем цена с учетом износа. И тогда страховой компании при закупке деталей придется доплачивать.

Поэтому страховым компаниям невыгодно направлять на ремонт старые машины — проще отдать автовладельцу стоимость ремонта деньгами. И наоборот: если машина относительно новая, не старше пяти лет, то выгоднее направить ее на ремонт.

Условия денежной компенсации

После ДТП страховая компания выплачивает деньги или отправляет на ремонт. Возмещение деньгами будет произведено в следующих случаях:

  1. Стоимость ремонта больше 400 000 рублей.
  2. Всех участников аварии признали виновными, а потерпевший не хочет проводить доплату СТО.
  3. Нет станции техобслуживания, которая соответствует всем условиям в конкретной ситуации.
  4. Потерпевшему нанесен средний или тяжкий вред здоровью и он выбрал денежное возмещение.
  5. Пострадавший имеет инвалидность, его авто соответствует медицинским показаниям и он хочет получить компенсацию деньгами.
  6. Полная гибель машины.
  7. Смерть водителя авто.
  8. Письменное соглашение между страховой компанией и пострадавшим.
Читайте также:  Размер доплаты к пенсии за несовершеннолетних детей пенсионерам в 2023 году

Общий порядок действий для ремонта по ОСАГО

По общему правилу после ДТП страховое возмещение по ОСАГО производится в форме восстановительного ремонта автомобиля (эту форму возмещения иногда называют натуральной).

Однако в некоторых ситуациях натуральная форма невозможна и выплата производится только деньгами. К таким случаям относятся:

  1. полная гибель автомобиля;
  2. смерть потерпевшего;
  3. превышение стоимости восстановительного ремонта автомобиля 400 тысяч рублей или 100 тысяч рублей (только для случаев оформления ДТП без участия сотрудников полиции).

В статье рассмотрен только порядок действий для ремонта по ОСАГО в 2023 году, то есть порядок для ситуаций, для которых установлен приоритет возмещения вреда по договору ОСАГО в виде восстановительного ремонта.

Для организации и осуществления ремонта автомобиля необходимо предпринять следующие шаги:

  • обратиться в страховую компанию с заявлением и документами;
  • пройти независимую техническую экспертизу;
  • получить в страховой компании направление на ремонт автомобиля;
  • передать автомобиль на СТО для ремонта;
  • получить отремонтированный автомобиль.

Более подробную информацию о перечисленных шагах вы найдете в следующих разделах.

Что делать с полисом, который был оформлен до нововведений?

Если вы оформили полис еще до того момента, когда были внесены серьезные поправки, то можете прибегнуть к определению с итоговым способом: возмещение деньгами или полное погашение счета за ремонт. Как только действие документов выйдет, то вы должны аккуратно и очень тщательно подходить к подбору того или иного специалиста.

ВАЖНО !!! Нужно присматриваться на список всех станций по предоставлению услуг, с которыми заключен договор сотрудничества у страховщиков. Следует учитывать расположение, срок на проведение процедур, а также операции с определенными марками.

Помимо этого, нужно детально обращать внимание на сбор чеков по ремонтным процедурам. Они могут понадобиться для судебного разбирательства. Когда с вами произошло ДТП, то нужно следить за оформлением всех бумаг. Это поможет возместить все убытки при помощи страховой компании.

Выплаты по ОСАГО заменили ремонтом. Теперь уже точно

Президент подписал изменения в закон об ОСАГО про замену денежных выплат ремонтом. Изменения вступят в силу 28 апреля 2017 года и будут касаться только договоров ОСАГО , которые заключили после этой даты.

Пока закон не вступил в силу, все автовладельцы могут выбирать денежное возмещение. После этой даты потерпевшим выплатят денежное возмещение, если виновник ДТП оформил ОСАГО до 28 апреля и его полис еще действует. Если полис виновника ДТП оформлен после 28 апреля, выбрать денежную выплату будет уже нельзя.

Деньгами ущерб возместят только в крайнем случае.

А еще через полгода за прямым возмещением можно будет обращаться, даже если в ДТП участвует больше двух автомобилей.

Расчет натурой 🔧

Нюансы, на которые стоит обратить внимание, получая направление на ремонт

При получении направления на ремонт клиенту могут предложить подписать некоторые документы. Нужно внимательно проверять, что это за бумаги. Как правило, водитель подписывает только заявление в страховую компанию и извещение о ДТП. И делается это еще на этапе сбора документов. Заявление обычно пишется в свободной форме. Если страховая компания предложила свой бланк, поля, не имеющие отношения к получению направления, заполнять не стоит.

Финансовые учреждения иногда хитрят и просят клиентов подписать дополнительные соглашения или иные документы, содержащие следующие невыгодные для водителей поля:

  • Согласие на доплату за ремонт автомобиля на СТО, если суммы компенсации не хватит. Эта уловка часто используется в случаях, когда размер ущерба был умышленно занижен.
  • Согласие на то, что выбор СТО осуществляет страховщик. В некоторых случаях ремонт должен осуществляться только у официальных дилеров. Подпись под этим пунктом лишает клиента права на него.
  • Согласие на использование в ходе ремонтных работ уже не новых (б/у) запчастей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *