Все об огнетушителе для автомобиля

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все об огнетушителе для автомобиля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как ни крути, но огнетушитель – вещь необходимая. Выбирая его, нужно отталкиваться не только от характеристик огнетушителя, но и от габаритов своего транспортного средства. Считается, что чем больше машина, тем объемнее должен быть огнетушитель, в любом случае – не меньше двух килограмм для легковых и пяти для грузовых.

Где находится огнетушитель в автомобиле по ПДД

Главным критерием правильного хранения устройства является его доступность в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Правилами определено, что хранить огнетушитель следует в кабине транспортного средства, а не в багажнике или дополнительных емкостях, имеющихся на грузовых машинах. Конструкция должна быть надежно закреплена в удобном для использования месте. Зафиксировать устройство можно с помощью специального кронштейна.

Действия водителя в случае возникновения пожара должны быть четкими и осмысленными. Для этого он должен ознакомиться с инструкцией по применению устройства. Она должна быть нанесена на корпус огнетушителя и быть хорошо читаемой. Порядок действий водителя предполагает следующее:

  • сорвать находящуюся на чеке конструкции пломбу;
  • выдернуть за металлическую дугу чеку из места фиксации;
  • направить раструб огнетушителя на очаг пожара;
  • сдавить скобу рычага.

    Процедура проверки огнетушителя

    Проведение не сложных мероприятий после приобретения огнетушителя, придаст уверенность в том, что в чрезвычайной ситуации он выполнит своё назначение. Они включают в себя:

    1. В магазине следует проверить комплектацию, наличие сопутствующей документации, отметки о заправке и времени последующей проверки.
    2. Внешним осмотром определить целостность узлов изделия.
    3. Определить место для размещения огнегасящего устройства, с удобным доступом и лёгким приведением в рабочее состояние.
    4. Нужно внимательно изучить инструкцию по эксплуатации, уяснив оптимальные условия использования (порядок запуска, необходимое расстояние для гашения пламени и иное).

    Своевременный контроль состояния, проведение обслуживания позволят своевременно выявить и устранить недостатки пожарного оборудования.

    Проверка огнетушителей представлена визуальным контролем и метрологическими действиями:

    • выявление вмятостей, царапин корпуса, управляющих устройствах;
    • нарушение покрасочного и защищающего слоя поверхности;
    • образование коррозии, препятствующей выходу огнегасящей смеси;
    • пломбы опечатывающей предохранитель от произвольного пуска;
    • срок действия в атомобиле огнетушителя;
    • исправное состояние информирующих устройств (манометр и подобное), при наличии;
    • клеймение об ограничении давления;
    • определяют фактическую массу изделия, в нём – долю гасящего состава;
    • при наличии удлинительного шланга – его состояние.

    Правила выбора огнетушителя


    Чтобы устройство работало и сохраняло свои качества долгие годы, необходимо:

    • Покупать только в специализированных магазинах. Крайне не рекомендуется брать такой агрегат с рук или с авторынка, в самый ответственный момент он может просто выйти из строя, а экономия 100-500 рублей выльется в невероятно дорогой ремонт или покупку нового автомобиля.
    • Выбирать только товары заводской сборки от проверенных производителей. В случае сомнений лучше купить образец другой, более известной фирмы.
    • Перед покупкой необходимо уточнить наличие гарантии на продукцию, дождаться проверки и оформить гарантийный талон.
    • Убедиться в целостности корпуса, клапана, манометра, пломб.

    Типы, виды, стандарты огнетушителей.

    Чаще всего автолюбители, приобретая устройство для тушения возгорания, не вникают в его специфику. Огнетушитель он и есть огнетушитель. И значительная доля правды в таком рассуждении присутствует. Уж лучше, чтобы в ответственный момент под рукой был хоть какой-нибудь пламегаситель, чем никакого. Тем не менее стоит иметь ввиду, что эти красные баллоны различаются по нескольким критериям:

    • способ срабатывания. Понятно, что использование какого-то иного варианта, кроме ручного, в обычном автомобиле пока не придумали;
    • принцип воздействия на очаг огня. Вот здесь самое сложное, ибо знания химии у большинства владельцев транспортных средств таковы, что разумнее поверить на слово продавцам магазина, которые утверждают – в автомобиле лучше иметь углекислотный или порошковый огнетушитель;
    • объем корпуса. Понятно, что чем габаритнее автомобиль или он имеет какую-то специфику (например, бензовоз), то и объем должен быть больше. Для комплектации легкового автомобиля обычно используют переносные, с массой вещества для огнетушения до 4 килограмм;
    • вид пускового устройства. Самый удобный и распространенный вариант – рычажного типа;
    • сроки службы и возможность заправки. Углекислотные сохраняют свои свойства до 5 лет (потом возможна дозаправка). Временные рамки годности порошкового – 10 лет, с дополнительной заправкой не реже, чем раз в 5 лет. Но как показывает практика, разумнее купить через 5 лет новый, чем заправлять старый.
    Читайте также:  11.04.2023 Выплаты и пособия на детей в 2023 году

    В том же Своде Правил говориться, что в автомобилях можно использовать один из трех видов: порошковый, водяной или газовый (углекислотный). Сразу обозначим, что водяная разновидность при минусовых температурах не работает. Вода или водный раствор просто внутри корпуса замерзает. И от такого автомобильного огнетушителя толку не будет, пригодность нулевая. Поэтому остаются порошковый с маркировкой «ОП» или углекислый «ОУ».

    Из этих двух специалисты выделяют порошочную модель. Во-первых, она по своим огнетушащим характеристикам углекислоте не уступает. Во-вторых, она дешевле. В-третьих, легче, поэтому удобнее в использовании.

    Что касается марки, то в легковых автомобилях используют ОП-2 и ОУ-2. Если есть возможность, то рекомендуется приобрести модели ОП-3 или ОУ-3. Они дороже, по высоте такие же, как и предыдущие марки, только в диаметре чуть больше и вес тяжелее. Но у них огнетушащего вещества на 30% больше, что в экстремальных ситуациях немаловажный фактор.

    Причины пожара в автомобиле

    Возгорания в машинах могут возникать из-за:

    • Неправильного обслуживания авто. Это отсутствие регулярного технического обслуживания, неисправность электрической системы или системы охлаждения, надобность замены масла и фильтров, других деталей, которые могут вызывать возгорание.
    • Неправильной эксплуатации ТС. Это перегрузка автомобиля, установка несертифицированных световых и иных приборов: дополнительных ламп, зарядных устройств, автомагнитол и т.д. Все это приводит к перегреву электрической системы, возгоранию.
    • Нарушения правил нахождения в машине, перевозки особых грузов. Курение внутри, транспортировка легковоспламеняющихся материалов — бензина, спирта, лаков, вызывает возгорание.
    • Поджога. Иногда пожары в машине — результат умышленных действий, например, поджога.

    Чтобы не допустить возгорание в ТС, надо следить за техническими системами, соблюдать правила эксплуатации, не курить внутри автомобиля, не использовать легко воспламеняющиеся материалы и избегать перегрузки автомобиля.

    Как выбрать огнетушитель для автомобиля

    При выборе устройства для тушения пожара в машине нужно учитывать несколько факторов:

    • Размер, тип ТС. Для разных типов ТС – легковых автомобилей, грузовиков, автобусов, могут потребоваться разные типы и размеры АО.
    • Тип пожара. Разные типы огнетушителей подходят для тушения разных типов пожаров. Например, как уже отмечалось, углекислотные АО нельзя применять для тушения пожаров, вызванных горением горючих металлов.
    • Класс огнетушителя. Приборы различаются по классу пожара, на которые они способны воздействовать. Классы огнетушителей включают А, В, С, D, E, где А — это пожары, вызванные твердыми горючими материалами, В – вызванные жидкостями, С – вызванные газами, D – вызванные металлами, E – пожары, при которых горят электроустановки.
    • Объем огнетушителя в машину. Разные типы имеют разную емкость, поэтому нужно учитывать, насколько эффективно он сможет тушить пожар в машине.
    • Производитель, сертификация. Надо приобретать АО только известных производителей и прошедшие сертификацию. Приборы должны отвечать международным стандартам безопасности.
    • Цена. На цену влияет тип АО, размер, производитель. Помните, нельзя экономить на безопасности, покупая слишком дешевые модели, которые могут оказаться ненадежными.

    При выборе прибора для тушения огня надо учитывать тип и размер машины, тип пожара, класс АО, емкость, производителя, сертификацию. Еще стоит убедиться, что он отвечает международным стандартам безопасности. Покупать не слишком дешевые модели.

    Читайте также:  Как платить земельный налог в 2023 году

    После выбора надо изучить инструкцию, научиться правильно им пользоваться. Еще необходимо периодически проверять его, поддерживать в хорошем состоянии. В случае выхода прибора из строя или его использования, необходимо заменить сразу, чтобы обеспечить безопасность в случае пожара в машине.

    Требования к огнетушителю при техосмотре в 2020 году

    Выбирая огнетушитель, не стоит забывать, что от вашего решения может зависеть как сохранность имущества, так и ваша или чужая жизнь, поэтому при выборе модели в первую очередь необходимо обратить внимание на качество и исправность прибора.
    Прислушайтесь к следующим рекомендациям по выбору аппарата:

    • Покупайте прибор в специализированном магазине, у людей, которые разбираются в этом вопросе. Обязательным является наличие документов и сертификатов на продающийся товар.
    • Изучите все нюансы, связанные с представленными на прилавке моделями.
    • Выберите огнетушитель, который по своим параметрам и габаритам соответствует размеру вашего автомобиля.
    • Проследите, чтобы прибор был абсолютно целым, без наличия вмятин, царапин и прочих дефектов.
    • Проверьте срок годности огнетушителя.
    • Проследите наличие и целостность пломб.
    • Внимательно ознакомьтесь с инструкцией.
    • Проверьте, находится ли индикатор давления в зеленой зоне.

    Исключенные пункты диагностической карты

    6. Отсутствие коррозии, грозящей потерей герметичности или разрушением

    7. Отсутствие механических повреждений тормозных трубопроводов

    19. Наличие рассеивателей внешних световых приборов, отсутствие их разрушения и загрязнения. Отсутствие не предусмотренных конструкцией светового прибора оптических элементов

    25. Обеспечение стеклоомывателем подачи жидкости в зоны очистки стекла

    36. Соответствие нормам уровня шума выпускной системы

    52. Обеспечение тягово-сцепными устройствами легковых автомобилей беззазорной сцепки сухарей замкового устройства с шаром

    53. Соответствие размерных характеристик сцепных устройств установленным требованиям

    55. Наличие знака аварийной остановки и медицинской аптечки (медицинских аптечек)

    56. Наличие не менее 2 противооткатных упоров

    57. Наличие огнетушителей, соответствующих установленным требованиям

    64. Отсутствие каплепадения масел и рабочих жидкостей

    65. Установка государственных регистрационных знаков в соответствии с установленными требованиями

    Из диагностической карты будут удалены все пункты, по которым с 1 сентября 2022 года не будут требоваться проверки. Даже номера исключенных пунктов совпадают с номерами исключенных требований, так что найти соответствия довольно просто.

    Что не будут проверять на техосмотре

    Согласно опубликованному документу, на техосмотре не будут проверять:

    • каплепадение масел и рабочих жидкостей из двигателей, коробок передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумулятора и кондиционера;
    • наличие аптечки;
    • наличие огнетушителя;
    • наличие знака аварийной остановки;
    • коррозии и механические повреждения трубопроводов и шлангов;
    • уровень шума выхлопной системы;
    • работу штатного противоугонного устройства;
    • подача стеклоомывателем жидкости на лобовое стекло (работу дворников проверять будут по-прежнему);
    • вместо остаточной глубины рисунка протектора будут измерять его высоту.

    Как определить срок службы?

    Внимание! Срок годности противопожарного устройства может быть номинальным и реальным. Первый определяется производителем. Он указан на этикетке огнетушителя. Реальный срок годности зависит от условий хранения баллона и его обслуживания.

    Владелец должен периодически оценивать состояние огнетушителя. Ежеквартально следует производить проверку приспособления на наличие у него механических повреждений. Результат поможет сделать выводы по поводу того, насколько выбранное место хранения огнетушителя соответствует предъявляемым требованиям.

    Ежегодно следует проверять противопожарное устройство на наличие утечки его содержимого. Это в большей степени применимо к углекислотным образцам. Чтобы произвести проверку, достаточно взвесить баллон. Если его масса ниже нормы, это может говорить об утечке.

    Если срок годности углекислотного огнетушителя не подходит к концу, баллон не поврежден, а механика исправна, при обнаружении утечки содержимого требуется перезарядка. В противном случае целесообразнее приобрести новый экземпляр.

    Относительно порошковых огнетушителей дело обстоит иначе. Принято менять содержимое такого приспособления каждые 5 лет. Но учитывая, что срок годности порошковых устройств составляет 10 лет, а стоимость перезарядки ненамного ниже стоимости нового баллона, многие автовладельцы предпочитают просто покупать новое противопожарное средство.

    Все важные показатели огнетушителя можно увидеть в его паспорте. В документе указаны следующие данные:

    • дата производства;
    • рабочее и пробное давление;
    • объем и масса баллона.
    Читайте также:  Самые важные изменения по НДС с 1 января 2023 года

    Учитывая эти показатели, можно верно определить сроки эксплуатации и перезарядки устройства. При замене содержимого баллона в паспорте указывается дата, а на устройство устанавливается контрольная пломба.

    Справка. Использовать по назначению просроченный или вышедший из строя огнетушитель нельзя.

    Возможно возникновение таких отклонений от нормы:

    • полная или частичная утрата свойств химического вещества;
    • снижение давления в баллоне и др.

    Нельзя заранее знать, удастся ли справиться с пожаром, используя устройство, срок годности которого истек. Поэтому своевременная замена огнетушителя необходима не только, чтобы избежать штрафа, но и для того, чтобы спасти жизни водителя и пассажиров в случае опасности.


    Переходя к годности автомобильных огнетушителей, надо начинать с ОП-2. Время службы баллона ограничено 10 годами. Что касается огнетушащего вещества, находящегося внутри корпуса, то его перезаряжают каждые 5 лет. Получается, что за указанный срок службы модели ОП-2, ее нужно будет один раз перезарядить.

    Стоит ли оно того, ведь стоимость перезарядки ОП-2 равна цене самого устройства? Поэтому рекомендуется через 5 лет просто купить новый, а старый выбросить. Это проще, чем возиться с зарядкой. Более дорогие модели, например, ОП-3, лучше подзаряжать, потому что цена экземпляра довольно высока по сравнению с заправкой.

    Какая должна быть аптечка и огнетушитель

    Огнетушитель. В легковом или грузовом авто по закону нужен хотя бы один огнетушитель емкостью 2 литра. В сертификате должен быть указан ГОСТ Р-51057.

    Срок годности баллона — 10 лет, а у порошковой смеси — 5 лет. Это значит, что каждые 5 лет баллон нужно перезаряжать. Сделать это можно в любом магазине по продаже противопожарного инвентаря. Стоит в среднем 120 рублей.

    Аптечка. С 2009 года состав аптечки поменялся — там нет лекарств. Только перевязочные материалы, чтобы остановить кровь и спасти человека, пока едет скорая: бинты, салфетки, пластыри разных размеров, жгут, перчатки и устройство для реанимации «рот в рот».

    Читайте подробнее о составе автомобильной аптечки в 2023 году.

    Дополнительные сведения

    Необходимо обозначить, что порошковые модели – это три подвида, которые отличаются друг от друга способом закачки порока внутри баллона.

    1. Они так и называются – закачные. В них порошок закачивается под давлением. В качестве закачного элемента применяют воздух, азот или углекислый газ.
    2. С жатым воздухом. Внутри кроме порошка располагается баллон с жатым воздухом. При нажатии и на рукоятку огнетушителя штырь, расположенный на конце давящей части ручки, протыкает внутренний баллон. Воздух смешивается с порошком и выталкивает его под давлением наружу.
    3. С газогенерирующим патроном. Внутри прибора расположен патрон с веществами, которые при соприкосновении с воздухом, создают внутри давление. Принцип работы такого огнетушителя идентичен предыдущей модели. То есть штырь прокалывает патрон, от чего и образуется внутри прибора высокое давление.

    Первая разновидность маркируется буквой «З», то есть марка будет такой: ОП-2(з). Вторые буквой «Б», третьи буквой «Г».

    Здесь нельзя говорить, что какая-то модель лучше другой. Просто существует несколько технологий образования порошковой массы, вылетающей из патрубка (сопла) под давлением. Поэтому для автомобиля выбирайте любую марку.

    Технические особенности

    В теме: огнетушитель порошковый и углекислотный – разница, есть и технические отличия. В основном это касается патрубка, из которого огнетушащее вещество должно вылетать для тушения очага возгорания.

    У порошкового вида это небольших размеров пластиковый патрубок, который, как сопло для огнетушащего вещества, и не назовешь. Нередко молодые инспектора ГИБДД при проведении техосмотра автомобилей, не замечая его, делают предупреждения водителям за не комплектацию огнетушителя. Так выглядят приборы именно для автомобилей. Огнетушители ОП для помещений снабжаются шлангом и пластмассовым раструбом достаточно больших размеров. Просто в салоне автомобиля мало места, поэтому производители стараются предложить компактные устройства.

    У углекислотного вида это шланг и насадка или металлическая труба небольшой длины и патрубок.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *