Уплата земельного налога на физических лиц в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уплата земельного налога на физических лиц в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В 2023 году в России проведут государственную кадастровую оценку сооружений, объектов незавершенного строительства, зданий и помещений. С этого момента переоценка будет проводиться во всех регионах раз в четыре года, а в городах федерального значения — раз в два года. Данные изменения направлены на то, чтобы сделать практику переоценки единой для всей России, а сведения о кадастровой стоимости актуальными среди всех регионов страны.

Для расчета налога на имущество за налоговый период 2022 года во всех регионах (за исключением ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области) в качестве налоговой базы используется кадастровая стоимость недвижимости, при этом для исчисления налога действуют понижающие коэффициенты, уточнили в ФНС:

  • 0,4 — для Севастополя, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы второй год;
  • 0,6 — для десяти регионов (Республики Алтай, Крыма, Алтайского и Приморского краев, Волгоградской, Иркутской, Курганской, Свердловской и Томской областей, Чукотского автономного округа), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;
  • 10%-ное ограничение роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом — для регионов, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
  • 0,6 в отношении объекта, образованного начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения) исходя из кадастровой стоимости — применительно к первому налоговому периоду, за который исчисляется налог в отношении этого объекта (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ).

Кaк paccчитaть зeмeльный нaлoг в 2023 гoдy

Pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa пpoиcxoдит иcxoдя из кaдacтpoвoй cтoимocти yчacткa. Этa cтoимocть ycтaнaвливaeтcя в нaчaлe нaлoгoвoгo пepиoдa — 1 янвapя. КC и cтaвкy oпpeдeляют гocyдapcтвeнныe или мyниципaльныe opгaны.

Cyщecтвyeт cпeциaльнaя фopмyлa pacчeтa зeмeльнoгo нaлoгa:

= KC x Нcт, гдe:

  • — cyммa нaлoгooблoжeния;
  • КC — кaдacтpoвaя cтoимocть 3У;
  • Нcт — нaлoгoвaя cтaвкa нa кoнкpeтнoй тeppитopии в oтнoшeнии кoнкpeтнoй кaтeгopии зeмeльнoгo yчacткa.

Чтoбы oпpeдeлить вeличинy зeмeльнoгo нaлoгa в 2023 гoдy, пoтpeбyeтcя yзнaть КC зeмeльнoгo yчacткa нa 01.01. 2023 гoдa. Этy цифpy (КC) пoнaдoбитcя yмнoжить нa нaлoгoвyю cтaвкy. Oбpaтитe внимaниe, чтo измeнeниe cтaвки вoзмoжнo пpи пepeвoдe зeмли в дpyгyю кaтeгopию пo peшeнию влacтeй.

Cpoки yплaты зeмeльнoгo нaлoгa

  • B cooтвeтcтвии co cт. 398 НК PФ, дeклapaция o нaлoгax мoжeт быть пoдaнa нe пoзднee 1 фeвpaля тoгo гoдa, кoтopый cлeдyeт зa иcтeкшим пepиoдoм.
  • Нaлoги yплaчивaютcя в cpoк, ycтaнoвлeнный opгaнaми мecтнoй влacти. Нo пpoиcxoдит этo нe paньшe, чeм нacтyпит cpoк пoдaчи дeклapaции.
  • Для физичecкиx лиц кpaйний cpoк yплaты нacтyпaeт 1 дeкaбpя.
  • Для юpидичecкиx лиц, в cooтвeтcтвии c п. 2 cт. 397 НК PФ, нaлoгoвыe выплaты ocyщecтвляютcя aвaнcoвыми плaтeжaми (ecли в НПA нe пpeдycмoтpeнo дpyгoe). Нaлoги yплaчивaютcя зa 3 квapтaлa. Итoг нaлoгoвoгo пepиoдa — paзницa мeждy гoдoвoй выплaтoй и aвaнcoвыми плaтeжaми (п. 5 cт. 396 НК PФ).

Ставки земельного налога

Налог на земельный участок в 2022 году зависит от ставки. Ставка должна быть утверждена муниципальными властями, но она не может быть выше 0,3% кадастровой цены физической территории. Поэтому земельный налог и кадастровая стоимость взаимосвязаны. Но ограничение касается не любой земли, а только участков некоторых типов:

  • Что находятся в ограниченном обороте из-за использования их в таможенных нуждах или в обороне.
  • Имеющие сельскохозяйственное назначение (сельхозпроизводство).
  • Находятся в жилищном фонде, инфраструктуре ЖКХ и т.п.
  • Участки, что предназначены под личное подсобное хозяйство, садоводство, дачи и не только.

Ситуация имеет свои особенности — при общей либерализации земельного права наблюдается ужесточение налогового пресса. До изменений в налоговом законодательстве 2015 года продажа недвижимости не облагалась налогом только в том случае, если она находилась во владении одного человека не менее трёх лет, а также при продаже за сумму менее 1 миллиона рублей. Это правило позволило создать хорошо работающий рынок жилья и избавить от дополнительного налогового бремени владельцев дешёвой недвижимости, построенной в советский период.

Читайте также:  Важно знать: сколько времени выветривается пиво из организма и как это ускорить?

В соответствии с новыми правилами, сделка на сумму менее миллиона рублей теряет свою защищённость от налогообложения. Вводится так называемая минимальная сумма налога. Неважно, какая сумма была указана в договоре — хоть 10 000 рублей, платить налог всё равно придется.

В каких случаях семьи с детьми могут не платить налог?

С 2022 года семьи с детьми освобождаются от уплаты налога с продажи недвижимости, в том числе, если жилье они продали в 2021 году и еще не платили налог. Для этого должны одновременно соблюдаться следующие условия:

  • Налог могут не платить родители, у которых есть 2 и более детей, не достигших 18 лет (24 лет, если учатся очно);
  • Взамен проданного жилья необходимо приобрести другое в течение того же года, когда было продано жилье, или до 30 апреля следующего года;
  • Новое жилье должно быть больше по площади или его кадастровая стоимость должна быть выше;
  • Кадастровая стоимость жилья на продажу не должна быть больше 50 млн рублей.

В каких случаях возврат налога при покупке земельного участка без дома не будет оформлен

Бывают ситуации, предусмотренные законом, при которых получить имущественный вычет за покупку земельного участка невозможно. К таким случаям относятся:

  • участок земли был куплен на деньги работодателя, на средства региональной субсидии, на деньги, полученные в качестве компенсации за отсутствие участок для многодетной семьи и т.д.;
  • земля имеет категорию «личное подсобное хозяйство» или иное предназначение;
  • отсутствие свидетельства о праве собственности на дом, который уже был завершен после приобретения земли и стоит на купленном участке;
  • отсутствие документов, подтверждающих готовность покупателя к возведению на участке дома (проекта, схемы, смет и т.д.);
  • сделка купли-продажи земли между взаимозависимыми лицами.

Налоговый вычет при продаже земельного участка

Если гражданин продал земельный участок, он получил доход. Следовательно, возникает обязательство по оплате 13% от полученной суммы в бюджет в виде подоходного налога. Кроме того, в обязательном порядке понадобится отчитаться перед ИФНС, предоставив декларацию по форме 3-НДФЛ.

При этом гражданин имеет право уменьшить налогооблагаемую базу на сумму вычетов:

  • При реализации земельного участка, находившегося в собственности более трех лет, сумма вычета будет равна полной стоимости имущества.
  • Если продать названное имущество решено меньше, чем через 3 года со дня покупки, гражданин имеет право выбрать из двух вариантов. В первом случае вычет составит закрепленную в законодательстве сумму в 1 миллион рублей. Во втором – вычет равен величине расходов, понесенных в момент приобретения земельного участка.

Налоговый вычет при регистрации участка на нескольких человек

Если осуществляется совместное приобретение земельного участка, особенности оформления вычета определяются тем, каким образом он будет зарегистрирован. Существует два варианта: приобретение в совместную собственность и в долевую. Особенности предоставления вычета в этом случае представлены в таблице.

Особенности

Долевая собственность

Совместная собственность

Максимальная сумма вычета Для каждого владельца в размере его доли в стоимости имущества, но не более 2 миллионов рублей Распределить доли можно по усмотрению собственников, каждый может получить не больше 2 миллионов
Передача права на получение вычета Получить вычет может только сам дольщик Право на получение вычета может быть перераспределено между владельцами

Таким образом, оформление земельного участка с точки зрения предоставления вычета является более целесообразным. Однако применять его следует осторожно. Чаще всего совместная собственность характерна для супругов. Ведь имущество, нажитое в браке, в любом случае является совместным. В иных ситуациях целесообразнее собственность оформлять как долевую. При этом выделение долей стоит производить пропорционально вкладу каждого собственника в приобретение.

Какую сумму можно вернуть при приобретении земли

Размер вычета зависит от двух сумм:

  • подоходный налог, который был уплачен;

  • стоимость земли, дома.

Закон разрешает возвратить до 13% от стоимости участка и до 13% от процентов по кредиту. Максимальная сумма, с которой исчисляется вычет, не превышает 2 млн рублей. Совокупная сумма за имущество зачастую бывает выше 2 млн, но налог возвращается именно с 2 млн.

Пример: человек приобрёл землю за 3 500 000 рублей и возвёл дом за 4 500 000 рублей, общая сумма — 8 000 000. Но вычет идёт всё равно с 2 млн: размер возмещаемых средств будет равен 260 000 рублей: 2 млн рублей умноженные на 13%.

На распределение вычета влияет дата приобретения собственности:

  • после 01.01.2014 года — если вычет на один объект, например участок, был потрачен не полностью, оставшуюся сумму можно перенести на следующий объект, например, дом, до истечения лимита в 2 млн рублей;

  • до 01.01.2014 года — перенести вычет, если он был потрачен не до конца, нельзя, поскольку на тот момент в силе была иная редакция Налогового кодекса.

Что касается ситуации, когда участок приобретался на средства, взятые в кредит, вернуть налог с процентов возможно исключительно за один объект. Если дата приобретения собственности:

  • до 01.01.2014 года — налог возмещается полностью, верхнего порога нет;

  • после 01.01.2014 года — верхний порог 3 млн рублей, и есть возможность возместить максимум 13% от 3 млн рублей — 390 000 рублей.

Читайте также:  Продажа долга физического лица коллекторам – законы, правила и нюансы сделки

Налоговая база и кадастровая стоимость: особенности 2023

Налоговая база для земельного участка за налоговый период 2023 года – это его кадастровая стоимость, внесенная в Единый госреестр недвижимости (ЕГРН) и применяемая с 1 января 2022 года, если кадастровая стоимость участка с 01.01.2023 превышает эту стоимость, применяемую с 01.01.2022.

Но есть исключение – когда налоговики берут за основу кадастровую стоимость 2023 года: это её увеличение в случае изменения характеристик земельного участка.

СТАТУС КАК ОПРЕДЕЛЯЮТ НАЛОГОВУЮ БАЗУ
Налогоплательщики-организации Самостоятельно и без обращения в налоговые органы на основании сведений ЕГРН о земельных участках, принадлежащих им на праве собственности или постоянного/бессрочного пользования.
Налогоплательщики-физлица Это делают налоговые органы на основании сведений ЕГРН, которые представляют органы Росреестра.

Следовательно, для расчета земельного налога и авансовых платежей по нему за 2023 год организации сравнивают внесенную в ЕГРН кадастровую стоимость земельного участка на 01.01.2022 и 01.01.2023. В том числе включенную в ЕГРН на основании принятого в 2022 году акта уполномоченного органа субъекта РФ об утверждении результатов кадастровой оценки земель.

Налоговая база и ставки

Налогообложение земельных участков осуществляется на основе налоговой базы. Согласно положениям ч. 1 ст. 390 НК РФ налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость участка. Особенности определения налоговой базы регламентируются ст. 391 НК РФ, выдержки из которой приводим здесь:

  • кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января налогового периода;
  • если участок был образован в течение налогового периода, налоговая база определяется, как его кадастровая стоимость на день внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН);
  • если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований, то налоговая база определяется, как сумма долей кадастровой стоимости по каждому муниципальному образованию;
  • при изменении кадастровой стоимости она учитывается при определении налоговой базы, начиная с даты внесения изменений в ЕГРН.

Ч. 5 ст. 391 НК РФ определяет льготы по уменьшению налоговой базы для ряда категорий налогоплательщиках-физлиц, о которых расскажем в последнем разделе.

Ставки, применяемые для начисления земельного налога, устанавливаются нормативными актами представительных органов муниципальных образований, законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (ст. 394 НК РФ). При этом данная статья устанавливает ограничения по их максимальным значениям:

  • 0,3% для участков земель сельхозназначения, занятых объектами жилищного фонда и инженерной инфраструктуры, не используемых в предпринимательской деятельности, приобретённых (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
  • 1,5% для иных земельных участков.

Уведомление из Федеральной налоговой службы

Физические лица платят налог на земельный участок каждый год по присланному налоговому уведомлению. В нем можно найти информацию о предмете налогообложения, налоговой базе, перечисленных средствах и сроке исчисления.

Налоговый орган отправляет уведомление по адресу налогоплательщика не позже месяца до следующего платежа.

Бывает, что уведомление из ФНС не приходит в назначенное время. Тогда налоговые сотрудники рекомендуют отправиться в налоговую инспекцию лично по месторасположению участка земли.

При фиксации плательщиком неточностей в уведомлении, которые прямым или косвенным образом влияют на исчисляемую сумму, он должен воспользоваться специальной формой для обратной связи, которая прилагается к уведомлению.

Налоговая база и налоговая ставка

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 391 НК РФ). В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет. Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований, определяется по каждому муниципальному образованию. При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования, определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

Если земельным участком владеют два или более собственников, налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Величина налоговой ставки устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в пределах максимальных значений, предусмотренных НК РФ, и может дифференцироваться в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка (п. п. 1, 2 ст. 394 НК РФ). Итак, размер налоговой ставки не может превышать:

  • 0,3% налоговой базы в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства; предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, а также дачного хозяйства;
  • 1,5% налоговой базы — в отношении прочих земельных участков.
Читайте также:  Компенсация за изъятие земли для государственных нужд

Как уже отмечалось выше, представительные органы муниципальных образований вправе дифференцировать налоговые ставки, а также устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Продавец — постоянный (бессрочный) пользователь земельного участка

Другое дело, если продавец — постоянный (бессрочный) пользователь земельного участка. В соответствии с земельным законодательством юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками (п. 4 ст. 20 ЗК РФ). Поэтому новый собственник приобретенного объекта недвижимости не может получить такое же право на землю. В то же время, если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, покупатель как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения, может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ (Письмо УФНС по МО от 27.07.2011 N 19-27/39599@).

Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ.

Для справки. Отметим, что договор аренды заключается не с продавцом недвижимости, так как тот не вправе распоряжаться этим земельным участком, а с собственником земельного участка. Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с п. 3 ст. 65 ЗК РФ. При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах 2% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков (правила определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, сформулированы в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 N 582).

Зададимся тем же вопросом: что если торговая организация не предприняла никаких действий по оформлению своего права на земельный участок? В этом случае действует то же правило, что и в случае, описанном выше. Плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности либо правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а в случае, если право на землю у организации возникло до вступления в силу Закона о государственной регистрации, — лицо, чье право на землю подтверждается государственными актами, свидетельствами и другими документами, выданными уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания таких документов (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54).

Таким образом, если покупатель недвижимости не переоформит на себя право на землю (в собственность), формально обязанность уплаты земельного налога сохранится за продавцом. Но поскольку в силу закона к покупателю перешло право пользования земельным участком, необходимым для использования приобретенного здания, и он фактически будет пользоваться этим земельным участком, но в отсутствие государственной регистрации права не может быть плательщиком земельного налога, он обязан в соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ возместить продавцу недвижимости расходы по уплате этого налога. В свою очередь, продавец вправе обратиться в суд с иском о возмещении суммы уплаченного налога, и, вероятнее всего, арбитры примут его сторону (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2010 N 14547/09).

Порядок и сроки уплаты земельного налога в 2023 году

Полученные доходы в случае, когда продана земля, которой владели менее минимального срока и имеется НДФЛ к уплате в бюджет, декларируются. Это является обязанностью налогоплательщика. Даже полученный нулевой результат по НДФЛ требует подтверждения расчетов в налоговый орган.

Значит, требуется заполнение декларации по форме 3-НДФЛ и представление ее в следующем году после получения дохода, не позднее 30 апреля. Заплатить же НДФЛ необходимо в год подачи декларации не позднее 15 июля.

Если землю продали 2021 году менее положенного срока, то налоговую декларацию (3-НДФЛ) нужно передать до 30 апреля 2023 года, а земельный налог нужно оплатить до 15 июля 2023 года.

Если же декларация подана в ИФНС вовремя, но пропустили срок уплаты налога, то будет применены пени за каждый день просрочки. Когда не исполнена обязанность и по декларированию и по уплате, то на провинившееся лицо накладывается штраф в 20% от суммы налогооблагаемого дохода. Помимо штрафа подлежат взысканию и пени, исчисляемые в размере 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ, действующей на дату расчета задолженности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *