«Просроченные» покрышки: есть ли у шин срок годности?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Просроченные» покрышки: есть ли у шин срок годности?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


ГОСТ определяет гарантийный срок службы шин пятью годами. Дальнейшую судьбу покрышки определяет сам автовладелец, исходя из её состояния. Некоторые шинные производители дают гарантию на свои изделия на десять лет, но это скорее исключение из правил – обычно срок годности шин составляет пять -шесть лет.

Дата производства шин

Важно помнить, что покрышки, которые вы устанавливаете на свой автомобиль, вполне могут быть из разных партий и с разной датой производства. На поведении машины это никак не скажется. Однако всё равно необходимо обратить внимание на дату производства покрышек, чтобы вовремя заменить состарившиеся. Этот совет пригодится при приобретении как новых, так и подержанных шин. Проверив дату производства, вы сможете обезопасить себя от покупки старой резины, которая быстро придет в негодность.

Чтобы не попасть впросак и не приобрести покрышку «с истекшим сроком годности», при покупке необходимо проверить дату её производства. Эта дата в виде четырех цифр, первые две из которых обозначают неделю, а вторые две – год, указывается на боковине шины. То есть код «3112» означает, что покрышка выпущена на тридцать первой неделе 2012 года.

Дата производства шин

Важно помнить, что покрышки, которые вы устанавливаете на свой автомобиль, вполне могут быть из разных партий и с разной датой производства. На поведении машины это никак не скажется. Однако всё равно необходимо обратить внимание на дату производства покрышек, чтобы вовремя заменить состарившиеся. Этот совет пригодится при приобретении как новых, так и подержанных шин. Проверив дату производства, вы сможете обезопасить себя от покупки старой резины, которая быстро придет в негодность.

Чтобы не попасть впросак и не приобрести покрышку «с истекшим сроком годности», при покупке необходимо проверить дату её производства. Эта дата в виде четырех цифр, первые две из которых обозначают неделю, а вторые две – год, указывается на боковине шины. То есть код «3112» означает, что покрышка выпущена на тридцать первой неделе 2012 года.

Срок годности автомобильных покрышек: есть ли он по нормативу и что пишется в ГОСТе?

Срок годности – период, в течение которого автошины имеют полную работоспособность и пригодность для непосредственного назначения при соблюдении установленных правил хранения и эксплуатации.

Важно! Согласно ГОСТ 4754-97 и ГОСТ 5513-97 срок службы автомобильных покрышек составляет 5 лет с момента изготовления.

Для разных типов шин ГОСТ устанавливает различные средние сроки годности:

  • ZR – покрышки для спортивных и гоночных автомобилей, которые способны достигать скорости более чем 240 км/ч. Такие шины должны быть пригодными в течение 6 лет.
  • H – служат для машин, которые разгоняются до 210 км/ч, их срок годности составляет 5 лет.
  • S – с такими покрышками можно развивать скорость лишь до 180 км/ч, продолжительность годности не превышает 4-5 лет.

Логично, что в обычных автомобилях преимущественно используются шины категорий H и S, чем и обуславливается гарантированный срок их службы. Срок годности покрышек отсчитывается с момента изготовления, а не ввода в эксплуатацию.

Зимняя шипованная резина: срок эксплуатации

Еще раз отметим, что срок эксплуатации зимней резины несколько меньше, чем аналогичный срок применительно к летним шинам. Хотя визуально покрышки практически одинаковые, состав резины зимней и летней сильно отличается. Не вдаваясь в подробности, летняя шина жесткая, тогда как зимняя резина мягче и эластичнее, в результате чего она сильнее и быстрее изнашивается.

Обратите внимание, в случае нарушения правил хранения и эксплуатации процессы старения резины и общий износ зимних шин могут значительно ускориться. По этой причине при выборе зимних покрышек нужно обращать отдельное внимание на ряд особенностей.

В первую очередь, если приобретаются новые или шины б/у, необходимо определить производителя и знать дату выпуска шины, чтобы понять, сколько еще выходят такие покрышки. В случае покупки зимней шипованой резины данным аспектам нужно уделить повышенное внимание.

Обратите внимание, чтобы определить, сколько ходит зимняя резина, стоит разделить покрышки на дорогие брендовые и дешевые. Фирменные изделия известных мировых производителей отличаются износостойкостью. Если шина хранится правильно, грамотно подобрана под конкретный автомобиль, устанавливается на диск с учетом особенностей покрышки, тогда срок службы зимних шипованных шин или липучки может составить от 5 лет и более.

Однако, дешевые шины (китайские или бюджетные отечественные) в тех же условиях могут не выходить и пары сезонов. Дело в том, что дорогие покрышки в своем составе имеют запатентованные компоненты, которые позволяют резине не стареть и сохранять свои свойства длительный срок. Дешевые шины обычно не имеют таких добавок или их количество незначительно, что и приводит к растрескиванию покрышки, потере эластичности и т.д.

Читайте также:  Правила перевозки животных в поездах РЖД в 2023 году

Сколько хранить покрышки у нас и за границей?

Очевидно, что резина может стареть не только от того, что ее эксплуатируют, но и если они лежат в складском помещении в магазине и ждут, когда их купят. Да и на балконе они могут «портиться» со временем. Очень важно следовать правилам хранения, чтобы шина сохранила вид и характеристики новой покрышки.

Не нужно путать срок хранения со временем эксплуатации. Хранить шину можно с течение 5 лет не потому, что дальше покрышка испортится, а так как производитель шин не может установить гарантийный срок меньший, чем 5 лет.

Кстати, данные европейских и американских экспертов отличаются — так, специалисты в США считают, что хранить и эксплуатировать шины можно в течение десятилетия, а эксперты из Германии — что нужно ограничить до шести лет.

Шины известных брендов гарантируют, что их шины прослужат десятилетие со дня выпуска. А вот срок хранения, например, шин «Континенталь» — всего пять лет, а покрышек «Нокиан» — от трех до пяти с условием, что их будут проверять перекладывать раз в год. Российские эксперты советуют покупать шины, которые хранились на складе не больше трех лет.

Срок годности шин по ГОСТу

Срок годности – период, на протяжении которого, компания, гарантирует возможность применения товара по назначению и несет полную ответственность за дефекты, которые возникли по его вине.

Покупая шины нужно смотреть чтобы, с момента производства прошло не более трех лет. Дату изготовления и любую другую информацию очень легко узнать, она указана на маркировке шины среди общей информации о размерах, конструкции, индексах скорости и грузоподъемности.

Российским законодательством установлен срок службы шин автомобиля по гарантии согласно ГОСТ 4754-97 и ГОСТ 5513 – 5 лет со дня изготовления, но для покрышек в первую очередь главным показателем является качество продукта, а не время его использования.

Согласно ГОСТу, средний срок годности шин нужно рассчитывать в таком порядке:

  • ZR. Так обозначаются скоростные варианты, эти изделия можно использовать при скоростях свыше 240 километров в час. Изделие полностью должно сохранить свои свойства на протяжении 6 лет.
  • H – используют при максимальной скорости 210 километров в час, служат до 5 лет.
  • S – максимальная скорость – 180 километров в час. Можно использовать до 4-5 лет.

Специалисты рекомендуют производить замену покрышек до того, как у них выйдет срок годности. Некоторые автолюбители считают, что если резина редко используется, при этом ее возраст уже составляет 5-6 лет, но это ошибочное мнение! Ведь из-за того, что в шинах в процессе эксплуатации и хранения появляются дефекты, связаны с ее окислением и растрескиванием, — в критический момент она может вас подвести.

Каков средний срок службы шин

Для любого автовладельца актуален вопрос относительно срока службы шин легкового автомобиля. Предположим, вы не слишком часто ездите, чтобы ориентироваться на износ протектора. Через сколько лет все-таки нужно будет заменить покрышки – пять, десять или пятнадцать? Ведь любые сроки, которые устанавливают производители и продавцы в виде гарантии, являются рекомендованными, и никто не обязывает менять шины без видимых следов износа.

Очевидно, следует ориентироваться на срок службы шин автомобиля по нормативу, который предлагает изготовитель – 10 лет. Но практика показывает, что покрышки выдерживают 6–8 лет эксплуатации, после чего их необходимо менять.

Закономерен вопрос, почему существует такая разница в сроках службы автомобильных шин в годах? Это объясняется свойствами самой резины. Материал покрышек отлично справляется со своими функциями, но со временем он неизбежно разрушается по причине естественного старения, в результате чего его свойства утрачиваются. Резина трескается и теряет прочность.

Вопрос к экспертам касательно срока службы шин

В течение многих лет идет острая дискуссия о дате производства шин. В Украине нет правил по этому вопросу. Единственным документом является необязательный стандарт, предусматривающий продажу шин не старше 36 месяцев с даты изготовления. Однако эксперты сокращают эти сроки, предлагая 24 или даже 12 месяцев в качестве периода, после которого шина теряет свои эксплуатационные качества. Не было бы разумно попытаться установить четкие правила по этому вопросу? В настоящее время на рынке покупатель имеет информационный хаос, магазины и оптовики продают шины с разными датами производства. Знаете ли вы ответ на принципиальный и ключевой вопрос, через какое время хранения шины в надлежащих условиях она действительно теряет свои свойства и приходит в негодность?

Сегодня на рынке присутствует огромное количество производителей автопокрышек. Мы рассмотрим лишь основные, наиболее популярные.

Continental — немецкая марка, берущая свое начало в 19 веке. Континенталь поставляется на многие авто покрышкой для множества авто. Ценится за свое традиционное немецкое качество, но «кусается» ценой.

Dunlop — старая английская фирма, родоначальник пневматических покрышек. Корпорация Данлоп производит свою продукцию по всему миру, наиболее распространены у нас в России поставки из Азии.

Читайте также:  Как подать жалобу на ростелеком через госуслуги

Nexen — хорошая корейская марка, характеризуется регулярным спросом: выступает в роли товара цена/качество, хоть и уступает Ханкуку по популярности.

Bridgestone (Бриджстоун) раньше занимал лидирующие позиции на российском рынке своей моделью IC 7000, но в последнее время эстафету лидерства среди азиатских производителей принял на себя бренд Yokohama.

Что сокращает срок годности шины

Началом эксплуатации резины считается день установки на диск, тогда начинают действовать нагрузки, свойственные функционалу. Сколько служат шины, зависит от многих внешних факторов, в числе которых:

  • качество резины, комбинация компонентов в составе и соблюдение технологии при ее изготовлении
  • состояние дорог, одна из главнейших причин повреждения и преждевременного износа покрышек
  • размеры, низкопрофильная шина получает микроповреждения, соприкасаясь с диском на неровных поверхностях
  • ресурс шины зависит от грузоподъемности автомобиля и пробега
  • частота использования покрышек и средняя дальность поездок
  • стиль вождения, резкие торможения или старты сильно влияют на состояние резины, независимо от качества.

Почему горизонтальное хранение лучше вертикального?

На сайтах производителей шин бывает написано, что шины нужно хранить вертикально и периодически проворачивать их на определенный угол. При этом нигде не написано, на какой все-таки угол их нужно проворачивать и как часто это делать. А самое смешное, что все производители шин не имеют складов готовой продукции длительного хранения — весь их бизнес построен так, что шины должны быть немедленно отгружены и отправлены дистрибьюторам и ритейлерам сразу после производства.

В Россию все почти шины сначала плывут морем — так намного дешевле при поставках даже их Европы, ведь транспортировка железнодорожным транспортом требует перестановки контейнеров с узкой европейской колеи на нашу широкую российскую, а следовательно требует дополнительных расходов. Поэтому куда дешевле отправить сотню-другую морских контейнеров с шинами на одном огромном сухогрузе в Финляндию, себестоимость падает в разы.

В результате несколько месяцев шины уже проведут в контейнерах в море, особенно при транспортировке их из Японии. Но даже из Гамбурга путь тоже не такой близкий, как кажется при взгляде на географическую карту. Возможно еще несколько месяцев шины простоят в этих самых контейнерах на площадках распределительных складов в Финляндии, прежде чем они потребуются российскому или европейскому клиенту.

Почему в Финляндию? Все очень просто:
во-первых, ширина железнодорожной колеи в России совпадает с шириной колеи в Финляндии (она ведь входила в состав Российской империи, когда было построено огромное количество ключевых железных дорог), поэтому вагоны российских железных дорог могут напрямую заходить к нашему северному соседу;
во-вторых, шины хранящиеся в Финляндии, хранятся близко, дешево и надежно, а самое главное за них не нужно платить огромные таможенные пошлины, которые неизбежно применяются при ввозе шинной продукции при ввозе на территорию Российской Федерации. Любое колесо, которое заехало на территорию России уже никогда не выезжает за ее пределы — нецелесообразно, таможенный сбор назад никто не вернет.

Таким образом, получается, что любые импортные шины уже хранились в контейнерах несколько месяцев в лучшем случае в горизонтальных стопках. И речь идет сейчас не о нашей компании, у которой нет даже внешнеэкономической деятельности (мы не ввозим шины сами); так поступают все, абсолютно все шинные компании. Кстати, в Россию давно уже все поставки шин осуществляются только централизованно — абсолютно все именитые производители шин имеют свои представительства на территории нашей страны. Никто не везет шины сам, напрямую, кроме китайских брендов. Все шины завозятся в страну только представительством каждого производителя. И никто уже давно не возит их фурами — это слишком дорого из-за зарплаты водителя и количества потребленного топлива, а еще фуры бывают теряются и пропадают в пути. Все везется морскими контейнерами.

И хорошо, если шины будут плыть в нижних контейнерах и лучше зимой зимой. А если это будут верхние контейнера, которые проведут месяц в Индийском океане, недельку Красном море, пару-тройку недель Средиземном море под палящим июльским солнцем (хотя на Мальдивах и зимой не особо холодно), каждый день нагреваясь возможно до 100 градусов по Цельсию?.. Именно до такой температуры нагреваются закрытые контейнера темного цвета. Тогда мы получим то, что было недавно с большой партией Dunlop, который слежался в стопках, а покупатели будут снова обвинять в этом российские интернет магазины, не сильно задумываясь, как именно они смогли нарушить условия правильного хранения автомобильной резины так, что шины посерели и слежались?.. Может хранили их в покрасочных камерах для экономии места:) Причем в принципе ничего такого уж страшного не произошло, шины замечательно накачиваются бустерами взрывной подкачки, которые просто обязан иметь каждый уважающий себя шиномонтаж (у нас они имеются на всех филиалах), чем выслушивать попрошаек-шиномонтажников из гаражных сервисов о неправильном хранении и увеличении стоимости монтажа таких шин.

Кстати, это повод задуматься о приобретении продукции именитых производителей, производящих свою продукцию в свободных экономических зонах на территории России. Половина тиража произведенных в России шин уходит за границу, высокое качество обеспечивается применением новейшего оборудования и роботов, а так же строжайшим контролем качества как готовой продукции, так и на всех этапах производства. Шинные заводы в этом отношении очень сильно напоминают отели класса люкс самых известных сетей: находясь внутри очень сложно определить, в какой стране находится этот отель/завод, рабочие везде из стран третьего мира или самых бедных стран, руководство и топ-менеджеры/инженеры всегда из страны изначального происхождения бренда.

Читайте также:  Жилое и нежилое помещения - в чем разница?

На нашей фирме покрышки хранятся в горизонтальном положении — мы заявляем об этом честно и открыто. Наш многолетний опыт хранения и продажи шин свидетельствует, что хранение покрышек в горизонтальных стопках отлично сказывается на их характеристиках и последующей эксплуатации. Горизонтальное положение позволяет гарантировать, что шина не будет деформирована во время хранения.

Хотим обратить ваше внимание, что ни одна компания, работающая в шинном бизнесе, не хранит покрышки в вертикальном положении. Это вызвано большой стоимостью аренды площадей, нерациональным использованием свободного пространства и большими временными затратами. А чтобы правильно хранить покрышки в вертикальном положении, раз в несколько дней их нужно поворачивать на (не)определённый угол.

Как Вы считаете, сколько времени и сил придётся потратить грузчикам и кладовщикам, чтобы повернуть все шины на складе? Вы правда верите, что хоть один русский человек будет проворачивать шины на определенный угол??? Скорее всего, покрышки застоятся в одном положении, а это уже может привести к радиальному биению колеса и ухудшению эксплуатационных характеристик! Да и вместимость склада при таком хранении падает в несколько раз. Плюс еще и стоимость огромного количества стеллажей. Так что со 100% вероятностью можно утверждать, что все рекламные тексты про вертикальное хранение шин являются уловкой, чтобы заманить доверчивых потребителей. Главное условие правильного хранения по нашему мнению — ровный пол и ровные стопки.

Поэтому мы храним шины только в горизонтальных стопках, как показано на рисунке ниже. А если кто-то из наших коллег уверяет, что они, оказывая услуги хранения, ставят резину без дисков вертикально, не стесняйтесь, попросите показать. Скорее всего вам будет в этом отказано под каким-нибудь предлогом. Ведь зачастую вместо красивого склада со стеллажами Вам смогут предъявить в лучшем случае морские контейнера, а то и клети из армированной сетки под открытым воздухом в худшем случае. Наша компания не хранит ни шины клиентов, ни новые шины под открытым небом — об этом мы заявляем вам со всей ответственностью. Пол всех наших складов бетонный или асфальтовый и он ровный. По первому требованию мы готовы показать наши склады изнутри каждому клиенту, оплатившему сезонное хранение.

Подготовка: в каком положении держать резину на дисках и без?

Так как шины пролежат не один месяц, а дольше, к вопросу сохранности резины нужно отнестись серьезно.

Перед непосредственным хранением очень важно провести следующие мероприятия:

  • Тщательно очистить резину от грязи, промыть и просушить ее;
  • Обработать резиновую поверхность специальным консервирующим составом, чтобы улучшить сохранность;
  • Промаркировать колеса, чтобы при последующей установке поставить их на свои места. Для этого нужно сделать метки для правых и левых колес задней и передней оси;
  • Определиться с вопросом хранения изделия с дисками и без, ведь это повлияет на правила. Если шины с дисками, то нужно помнить о том, что хранятся они в горизонтальном положении и подвешенном состоянии.

Если шины без дисков, их хранят вертикально, вплотную к друг другу.

Подготовить место для хранения, если шины крупногабаритные (такие принято хранить в вертикальном положении).

Понятие гарантийного срока расшифровывается Законом РФ «О защите прав потребителей» (пункт 6 статьи 5 Закона).

Под ним понимается период, в течение которого, в случае обнаружения в товаре изъяна, изготовитель обязан удовлетворить требования потребителя.

Из этого следует, что продавец дает гарантию соответствия товара заявленным качествам на протяжении его хранения и эксплуатации.

Когда прекратить использовать шины-покажет протектор.

Протектор — это элемент покрышки колеса, предназначенный для защиты шины от повреждений и проколов. Если протектор стал стираться, и его высота не достигает 1,6 мм, то дальнейшее использование шины невозможно.

Факторы, способные повлиять на срок эксплуатации

Существует список определенных факторов, влияющих на срок службы резины:

  1. Загруженность автомобиля. У грузовых транспортных средств, перевозящих тяжелые грузы, износ шин происходит быстрее, чем у легковых пассажирских автомобилей;
  2. Как долго может прослужить автомобильный огнетушитель, читайте в данной статье.

  3. Размер шин. Если покрышки слишком широкие, происходит их стирание на поворотах, а резина с низким профилем стирается камнями и неровностями дороги;
  4. Стиль вождения. Водителям, которые несутся с высокой скоростью, резко тормозят и любят крутые повороты, придется чаще менять покрышки своего авто;
  5. Дорожные условия. Дороги с рытвинами и плохим дорожным покрытием приводят к изнашиванию шин быстрее;
  6. Стоит помнить, что бездорожье значительно сокращает срок эксплуатации шин.

  7. Пробег. Водители пассажирских маршруток, таксисты сжигают шины раньше, чем проходит их срок эксплуатации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *