Как считать рабочее время водителя? Новые правила с 2021 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как считать рабочее время водителя? Новые правила с 2021 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно правилам, работодатель может засчитывать не весь рабочий день в качестве охраны. Обязательно учитываются 30%, хотя в некоторых компаниях нормальной практикой является начисление полного объема времени.

Графики работы водителей

В первую очередь нужно обратить внимание, что для всех водителей должны быть составлены специальные графики работы.

Графики работы составляются работодателем и доводятся до сведения водителя. Графики составляются ежемесячно (на месяц), в них отражаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха.

Существует 2 типа учета рабочего времени:

  • Ежедневный учет рабочего времени. Длительность каждого рабочего дня находится в пределах, установленных законодательством.
  • Суммированный учет рабочего времени. Длительность рабочих дней может отличаться. Есть длинные дни, которые не укладываются в нормативы. Однако количество рабочих часов за месяц находится в пределах нормы.

На кого не распространяются новые нормы:

Законом предусмотрены порядка семи категорий водителей, на которых новые нормы не распространяются. Среди них:

  1. Водители аварийно-спасательных и пожарных автомобилей.
  2. Водители легковых автомобилей службы ведомственной охраны.
  3. Водители, занятые перевозками в пределах территории предприятия.
  4. Водители, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и местного самоуправления.
  5. Водители, занятые на международных перевозках.
  6. Водители автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
  7. Водители-военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы.

Пример расчета суммированного учета рабочего времени

Приведем конкретный пример расчета СУРВ.

В организации принят суммированный учет рабочего времени. За норму принята стандартная неделя в 40 часов, учетным периодом выбран квартал.

Сначала вычисляется норма рабочего времени. Для этого 40 часов нужно разделить на 5 дней (стандартную продолжительность рабочей недели), а затем умножить на количество рабочих дней в каждом месяце. Не забываем вычесть по 1 часу за каждый предпраздничный день. Можно не производить этих вычислений, а просто посмотреть данные производственного календаря, где они уже заранее подсчитаны и приведены для разных вводных данных: для учетного периода в неделю, месяц, квартал или год при рабочей неделе различной продолжительности.

Теперь посмотрим фактически отработанные временные показатели. За 1 квартал года время, фактически отработанное в соответствии с графиком, составило:

  • в январе – 158 часов;
  • в феврале – 150 часов;
  • в марте – 172 часа.

Итого в сумме 480 часов.

Если свериться с производственным календарем на этот год, то в 1 квартале норма рабочего времени насчитывает 482 часа. Таким образом, мы видим 2-часовую недоработку по вине работодателя, которую работникам нужно будет оплатить по среднечасовому тарифу, он вычисляется путем деления месячной заработанной суммы на количество часов, отработанных в этом месяце.

За 2 квартал отработанные часы составили:

  • в апреле – 164 часа;
  • в мае – 156 часов;
  • в июне – 188 часов.

В сумме это 508 часов.

Производственный календарь предусматривает как раз это количество, так что график выполнен без переработок и недоработок.

В 3 квартале наблюдалась такая картина по графику:

  • в июле – 166 часов;
  • в августе –174 часа;
  • в сентябре – 172 часа.

Сумма составляет 512 часов, тогда как производственный календарь на 3 квартал данного года предусматривает 500 часов. Получается переработка в 12 часов, которую по закону надо оформить и оплатить как сверхурочные: 2 часа по полуторному тарифу, остальные 10 часов – по двойному. Дополнительная выплата должна быть начислена в сентябре.

Если работать пришлось в выходной

В производственных процессах, где невозможна приостановка работы из-за технологических или организационных причин, выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников. Соответствующие положения закрепляются правилах внутреннего трудового распорядка (ч.3 ст.111 ТК РФ). Так, если по графику предстоит работать в воскресенье, то для работника этот день не будет являться выходным. Соответственно, оплачиваться этот день будет как обычно, без дополнительных доплат.

Пример 1

Продавцу Ложкиной Анне установлен суммированный учет рабочего времени. Учетный период – 1 месяц. По графику 3 марта 2019 года (воскресенье) у Ложкиной рабочая смена. Она ее отработала с 08.00 до 20.00 часов. 5 марта (вторник) и 6 марта (среда) выходные дни. Значит, 3 и 4 марта оплачиваются в обычном порядке, без доплат за работу в выходной день, а 5 и 6 марта оплате не подлежат.

Работодатель может привлечь работника к работе в его выходной день по графику. В таком случае этот день является для работника выходным и оплачивается в двойном размере (ст.153 ТК РФ). Или, если работник согласен, то взамен потраченного выходного дня ему можно предоставить другой день отдыха, а день работы оплатить в одинарном размере.

Общая таблица труда и перерывов для отдыха водителей для 2023

Хотя в каждой компании составляется свой режим работы, есть некоторые общие правила. В сбалансированном рабочем дне перевозчика должны быть такие периоды:

Читайте также:  Разрешение на строительство дома: как его получить и что для этого нужно
Вид деятельности Рабочее время
Ежедневный медосмотр 15 минут
Вождение 4 часа
Обед не засчитывается
Вождение 2 часа
Специальный перерыв 15 минут
Вождение 90 минут
Итог 8 часов

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов.

При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

Вводится в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

11. Что включает в себя время отдыха водителя ?

1. Водители в соответствии с законодательством Российской Федерации пользуются правом на:

а) перерывы в течение рабочей смены для отдыха и питания;

б) ежедневный отдых;

в) еженедельный отдых;

г) отдых в праздничные дни;

д) ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, коллективным договором (соглашением).

е) отдых в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов, как правило, в середине рабочей смены, но не позднее, как правило, чем через 4 часа после начала работы.

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов.

Конкретная продолжительность перерыва для отдыха и питания (общая продолжительность перерывов) устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему.

3. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах может быть установлена не менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей, — не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.

4. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным отдыхом, при этом суммарная продолжительность времени отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания в предшествующий день должна составлять не менее 42 часов.

5. При суммированном учете рабочего времени еженедельные дни отдыха устанавливаются в различные дни недели согласно графикам сменности, при этом число дней еженедельного отдыха в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

6. В случае установления водителям при суммированном учете рабочего времени рабочих смен продолжительностью свыше 10 часов продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.

7. В праздничные дни допускается работа водителей, если эти дни предусмотрены графиками сменности как рабочие, в случаях, когда приостановка работы невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие организации), на работах, связанных с необходимостью обслуживания населения, и при выполнении неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ.

При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни по графику включается в норму рабочего времени учетного периода.

12. Продолжительность ежедневного междусменного отдыха при суммированном учете.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

13. Продолжительность ежедневной работы при суммированном учете РАБОЧЕГО времени, исключения.

Время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.

17. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.

18. При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, осуществляющих перевозки в городском и пригородном сообщении, допускается введение суммированного учета времени управления автомобилем.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

14. График работы (сменности) на линии. Кем утверждается.

Утверждается руководителем организации (директором). Содержит данные:

— Табельный номер, ФИО водителя, должность, количество смен, количество дней, количество часов, продолжительность перерыва и отдыха, выезд на маршрут , время возвращения, начало смены, окончание смены.

Ознакомить не позднее чем за месяц до начала работы.

15. Документы подтверждающие стаж и квалификацию водителя.

16. Нормативные документы при выпуске на линию.

Четко регламентировано время отдыха

Теперь пункт 25 Положения гарантирует водителю отдых не менее 48 часов в том случае, если продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха будет сокращена с 12 до 9 часов. В целом предприниматель вправе сократить время междусменного отдыха с 12 часов не более чем на 3 часа с учетом удаленности места отдыха работника.

В этом случае по письменному заявлению сотрудника и в результате согласования с выборным органом первичной профсоюзной организации ему может быть предоставлен 48-часовой отдых. Эта норма относится к водителям, занятым на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении при суммированном учете времени. На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 часов.

Читайте также:  Налог на землю для пенсионеров в 2023 году и список льгот

Если в течение каждых 30 часов автомобилем управляли по крайней мере два водителя, каждый из них должен был иметь период отдыха продолжительностью не менее восьми часов подряд.

На междугородных перевозках при наступлении ежедневного (междусменного) отдыха водителя на участке дороги, где отсутствуют места стоянки, водитель вправе с учетом предельных значений нормативов по времени работы и времени ежедневного (междусменного) отдыха следовать до ближайшего места стоянки.

Безусловно, данные поправки дают возможность водителю полноценно отдохнуть и выполнять свои обязанности более качественно.

Законодательно гарантированные перерывы

Важно учитывать, что после непрерывного управления автобусом, шофер должен отдохнуть не менее 45 минут, которые можно поделить на перерывы в 15 — 30 минут, по необходимости. Серьезной причиной для прерывания вождения является субъективная индивидуальная утомляемость. Не стоит жестко соблюдать регламент, если человек чувствует повышенное утомление.

Также:

  • выходные — не менее 42 часов, предоставляются перед междусменным отдыхом или после, если применяется суммированный учет, их количество не может быть меньше числа полных отработанных недель;
  • прием пищи — от 30 минут до 2 часов, при длительной смене может быть два перерыва на обед;
  • между сменами — рассчитывается в зависимости от рабочего времени и составляет её двойной размер. Так 8 часов смены чередуется с 16 ч отдыха.

Разделение рабочего времени на части

Примечание. До 1 января 2021 года рабочее время могло быть разделено на части только для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах и для водителей служебных легковых автомобилей органов государственной власти.

Существует возможность разделения рабочего времени любого водителя на несколько частей. При этом перерыв назначается не позже, чем через пять часов после начала рабочего времени. Длительность перерыва составляет не более:

  • трех часов для водителей общественного транспорта, работающего в городском и пригородном сообщении;
  • пяти часов для остальных водителей.

При этом время отдыха и питания в перерыв не включается.

Например, на практике может иметь место следующий рабочий день водителя автобуса:

Действия водителя Фактическое время Рабочее время
Управление автобусом 4 часа 4 часа
Перерыв 2 часа
Обед 2 часа
Управление автобусом 4 часа 4 часа
Итого 12 часов 8 часов

Такая схема может использоваться, например, чтобы водитель автобуса привозил работников предприятия и развозил их по домам. При этом первая часть рабочего времени с 7:30 до 11:30, чтобы доставить работников к 9 часам, а вторая часть рабочего времени с 15:30 до 19:30, чтобы развезти работников, окончивших смену в 18 часов.

Норма часов при сменном графике работы по Трудовому кодексу

«Сменный график работы Трудовой кодекс норма часов» — актуальный поисковый запрос от бухгалтеров. В нашей статье мы рассмотрим вопросы, касающиеся графика сменности, суммированного учета рабочего времени, и другие нюансы.

Имея объективные причины, работодатель может установить для работников сменный режим труда, что разрешено ст. 103 ТК РФ.

В качестве объективных причин трудовое законодательство называет такие критерии производственного процесса, как:

  • протяженность производственного цикла больше максимально определенной законодательством длительности ежедневного труда;
  • интенсификация использования производственного оборудования для увеличения выпуска готовой продукции.

Работаем в выходные и праздничные дни

В соответствии с п. п. 28, 29 Положения привлечь водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), или нерабочий праздничный день можно только в случаях, предусмотренных ст. 113 ТК РФ. Так, заручившись письменным согласием работника, работодатель вправе привлечь его к работе в указанные дни в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя. В других случаях письменного согласия работника будет недостаточно, придется еще учитывать мнение представительного органа работников.

В ст. 112 ТК РФ перечислены нерабочие праздничные дни — это 1 — 5 января, 7 января, 23 февраля, 8 марта, 1 и 9 мая, 12 июня, 4 ноября (всего 12 дней).

Порядок оплаты работы в выходные и нерабочие праздничные дни одинаков и установлен ст. 153 ТК РФ. Как и в случае со сверхурочной работой, в отношении оплаты труда в выходные и нерабочие праздничные дни Трудовым кодексом установлены минимальные размеры. Конкретные размеры оплаты за работу в эти дни можно установить коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором. Итак, если работнику установлена почасовая оплата труда, то его привлечение к работе в выходной или праздничный день оплачивается не менее чем в размере двойной часовой тарифной ставки, если оплата производится исходя из дневной тарифной ставки, то последняя также удваивается.

Пример 4. Водитель Крылов С.В. в марте 2008 г. отработал 18 ежедневных смен, одна из них пришлась на 8 марта. Продолжительность ежедневной смены — 9 часов. Работнику установлена дневная тарифная ставка — 1300 руб. Работа в праздничные дни оплачивается в двойном размере.

Крылову С.В. начисляется заработная плата за март 2008 г. в размере 24 700 руб. (17 смен x 1300 руб. + 1 смена x 1300 руб. x 2).

Теперь рассмотрим, какой минимальный предел можно установить для оплаты труда в выходные и праздничные дни работников, получающих оклад. Он зависит от того, производилась ли работа в пределах или сверх месячной нормы рабочего времени (при введении СУРВ — нормы рабочего времени учетного периода, другими словами, продолжительности работы по графику работы, если в нем соблюдена нормальная продолжительность рабочего времени). При СУРВ работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода (п. 30 Положения). При этом дни (часы) работы оплачиваются в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада за день или час работы) сверх оклада. Если работа производилась сверх нормы рабочего времени учетного периода, праздничные дни оплачиваются в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада за день или час работы) сверх оклада. В случае если на праздничный день приходится часть рабочей смены, в двойном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в праздничный день (от 0 до 24 часов) (п. 2 Разъяснений N 13/П-21 ).

Читайте также:  Как выбрать страховку для путешествий

Разъяснения Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 08.08.1966 N 13/П-21 «О компенсации за работу в праздничные дни».

Пример 5. Изменим условия примера 4. Крылову С.В. установлен оклад в размере 24 000 руб. Оплата за работу в праздничные дни производится по минимальным ставкам, предусмотренным Трудовым кодексом.

Какое должно быть время между сменами

Статья 107 ТК РФ определяет основные виды времени отдыха работников, среди которых присутствует ежедневный (междусменный) отдых. В федеральном законе отсутствует норма о порядке его предоставления и продолжительности. Однако по окончании рабочей смены у работника возникает право на получение междусменного отдыха. Работодатель должен освободить сотрудника от исполнения трудовых обязанностей и предоставить ему право распоряжаться свободным временем на собственное усмотрение.
При сменной работе право на ежедневный (междусменный) отдых у работника возникает после отработки им установленной нормы часов. При нормальной продолжительности рабочего времени — нормой является не более 8 часов в день и 40 часов в неделю (статья 91 ТК РФ). Она может варьироваться как в меньшую, так и в большую сторону. Работник может привлекаться к работе сверх нормы, например, на условиях внутреннего совместительства. В таком случае рабочая смена не должна продолжаться более 12 часов. При ненормированном графике рабочий день сотрудника не должен быть более 12 часов.

Таким образом, при любом графике, по истечении 12 часов рабочего времени сотрудники имеют право на ежедневный отдых между сменами. Работодатель, соответственно должен его предоставить. В случае отказа, работник реализует свои права собственными действиями.

Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда Для водителей Водители транспортных средств выделены в отдельную категорию работников. Это связано с тем, что в момент вождения требуется особое внимание, сосредоточенность, физическое самочувствие.

Поэтому отдых для них должен быть полноценным. В соответствии с этим для водителей устанавливается особый трудовой график.

Он регулируется статьями положения, в котором прописываются особенности режима рабочего времени и отдыха. Документ утвержден на основании Приказа Минтранса РФ №15, изданного 20 августа 2004 года. В 25 пункте положения отмечается, что между сменами водитель должен отдыхать не менее того количества времени в двойном размере, которое он отработал в предыдущую смену. При этом предусматриваются некоторые корректировки в зависимости от характера трудовой деятельности.

Как можно учитывать рабочее время?

Трудовым законодательством предусмотрены различные режимы рабочего времени: сменная работа, режим гибкого рабочего времени, неполное рабочее время и т. д. В одном учреждении работники могут работать по различным режимам. Поэтому очень важно вести точный учет рабочего времени. Варианты учета представлены в виде схемы.

Способы учета рабочего времени

Поденный учет применяется, когда ежедневная продолжительность работы одинакова, то есть установленная норма не может меняться в разные дни недели и время, отработанное сверх этой нормы, признается сверхурочным и подлежит компенсации

Недельный учет (учетный период составляет неделю) применяется, если в зависимости от специфики работы может быть соблюдена только ее еженедельная продолжительность, а время ежедневной работы или смены регулируется графиком

Суммированный учет (учетный период месяц, квартал, год) применяется в случае невозможности соблюдения ежедневной или еженедельной нормы рабочего времени

Поскольку для водителей скорой помощи соблюсти ежедневную продолжительность рабочего времени фактически проблематично, оптимальным вариантом является суммированный учет рабочего времени (подробно о нем чуть ниже).

Для учета рабочего времени применяются табели, в которых содержится информация о фактически отработанном времени каждым сотрудником, а также о времени отсутствия на работе (прогул, болезнь, отпуск или иные причины). Напомним, что Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н утвержден табель учета использования рабочего времени – форма 0504421.

Графики работы водителей

В первую очередь нужно обратить внимание, что для всех водителей должны быть составлены специальные графики работы.

Графики работы составляются работодателем и доводятся до сведения водителя. Графики составляются ежемесячно (на месяц), в них отражаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха.

Существует 2 типа учета рабочего времени:

  • Ежедневный учет рабочего времени. Длительность каждого рабочего дня находится в пределах, установленных законодательством.
  • Суммированный учет рабочего времени. Длительность рабочих дней может отличаться. Есть длинные дни, которые не укладываются в нормативы. Однако количество рабочих часов за месяц находится в пределах нормы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *