Договор приватизации жилого помещения, квартиры

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Договор приватизации жилого помещения, квартиры». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Заключение договора о приватизации квартиры осуществляется в органе местного самоуправления, то есть райадминистрации. Обратите внимание, что право получить муниципальную квартиру в свою собственность бесплатно можно только один раз.

Порядок оформления соглашения с муниципалитетом таков:

  • Гражданин собирает необходимые документы.
  • Пакет документов и заявление на приватизацию жилья передается в местный муниципалитет.
  • Ответственные за такие операции госработники проверяют подлинность документов, выясняют обстоятельства дела и выносится решение по обращению.
  • Если заявление удовлетворено, то заявителя приглашают на подписание договора о приватизации жилья.
  • Если в удовлетворении заявления будет отказано, то заявитель получает отказ в письменной форме с аргументацией такого решения.

Договор о приватизации жилого помещения

В качестве субъектов, имеющих право приобрести жилое помещение в порядке приватизации, закон называет граждан РФ, проживающих в жилом помещении по договору социального найма, т.е. нанимателей и членов их семей.

До введения в действие Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»»1 бесплатно приватизировать жилье имели право также иностранные граждане и лица без гражданства, проживавшие в жилом помещении по договору социального найма.

Кроме того, субъектами договора о приватизации могли быть граждане, проживавшие в жилом помещении по договору аренды (ком мерческого найма), т.е. наниматели (арендаторы) и постоянно проживающие с ними граждане.

Что касается договоров аренды, то представляется весьма обоснованным выведение их из сферы действия Закона о приватизации жилищного фонда.

Предоставление названным лицам права бесплатной приватизации не укладывалось в идеологию приватизации как «возвращения долгов».

Арендные отношения в жилищной сфере стали возможны только с начала 90-х гг. ХХ в., заключению договоров аренды (коммерческого найма) не предшествовало (и не предшествует) соблюдение таких условий, как нуждаемость в жилье, очередность и т.п., т.е. то, что необходимо для заключения договора социального найма. Кроме того, возможность приватизации арендованного жилья сдерживала органы местного самоуправления в их стремлении передать часть принадлежавшего им жилья в коммерческий наем в расчете на дополнительные источники получения средств для обслуживания и эксплуатации жилищного фонда.

Ограничение круга субъектов бесплатной приватизации только российскими гражданами означает, что законодатель обратил внимание на случаи бесплатной приватизации жилых помещений иностранными гражданами и лицами без гражданства, что тоже противоречило идеологии «возвращения долгов», тем более что устранение данного недостатка не потребовало значительных изменений действующего законодательства. К слову «граждане» законодатель добавил слова «Российской Федерации».

В качестве участников договора о приватизации жилых помещений, с одной стороны, как было указано, выступают граждане, а с другой — два вида субъектов: во-первых, органы местного самоуправления, а также муниципальные предприятия и учреждения, осуществляющие приватизацию муниципального жилищного фонда; во-вторых, государственные организации, осуществляющие приватизацию закрепленного за ними государственного жилищного фонда.

Указанные субъекты, имеющие на праве собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении жилищный фонд, проводят необходимые организационные мероприятия, позволяющие беспрепятственно осуществлять передачу жилья в собственность граждан, могут принять решение о приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир, заключать с гражданами договоры о передаче им жилья в собственность и т.д.

Согласно ст. 7 Закона о приватизации жилищного фонда передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органом местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность, в порядке, установленном соответствующим муниципалитетом. Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента государственной регистрации этого права в территориальном органе Федеральной регистрационной службы.

В первоначальной редакции Закона о приватизации жилищного фонда (ч. 1 ст. 7) указывалось, что порядок и условия заключения договора о передаче жилья в собственность граждан определяются ГК РФ. В настоящее время упоминание об этом Кодексе снято и вместо названного указания предусмотрено, что договор передачи заключается в порядке, установленном соответствующим органом местного самоуправления.

Такое непродуманное изменение нормы могло повлечь негативные последствия, поскольку результатом этого изменения является иллюзия, будто нормы ГК РФ не распространяют свое действие на договоры о передаче жилья в собственность граждан. Между тем ГК РФ как применялся, так и будет применяться, поскольку следует иметь в виду следующее: во-первых, специальных норм о приватизации жилья в ГК РФ не было и нет; во-вторых, правила ГК РФ о сделках, форме сделок, об основаниях признания сделок недействительными, обязательствах и многие другие как распространялись на отношения, складывающиеся по поводу приватизации жилья, так распространяются и в настоящее время.

Конечно, какой-либо орган местного самоуправления может ввести собственный, оригинальный порядок заключения договоров о передаче жилых помещений в собственность граждан. Однако если этот порядок будет противоречить положениям ГК РФ, то соответствующие нормы, принятые органом местного самоуправления, станут незаконными и будут подлежать отмене в судебном порядке.

Авторы новеллы, внесенной в Закон о приватизации жилищного фонда, имели в виду необходимость определить место заключения договоров, круг лиц, уполномоченных подписывать договоры от имени субъекта, передающего жилое помещение в собственность граждан, установить существенные условия данного договора или (предпочтительнее) разработать примерный (типовой) договор и решить иные вопросы юридико-технического характера, имеющие отношение к процедуре заключения договора.

Договор о передаче жилья в собственность гражданина в порядке приватизации заключается в простой письменной форме. Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав.

Регистрация имеет правообразующее значение.

Право собственности на жилище, переходящее гражданину в порядке приватизации, возникает на основании юридического состава, включающего в себя два юридических факта: договор и акт государственной регистрации права.

Особенности приватизации бывших общежитий

На основании ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Вводный закон к ЖК РФ вступил в силу 22 января 2005 г., именно с этого дня действует и ст. 7 данного Закона, которая на отношения по пользованию жилыми помещениями в указанных домах распространяет действие норм ЖК РФ о договоре социального найма. Поэтому, несмотря на то, что ст. 1 Вводного закона предусматривает вступление в силу всего Кодекса с 1 марта 2005 г., нормы данного Кодекса о договоре социального найма в силу ст. 7 этого же Закона действуют и применяются к отношениям по пользованию вышеуказанными жилыми помещениями с 22 января 2005 г.

Читайте также:  Минимальная пенсия с 1 января 2023 года по регионам России

Следует особо обратить внимание на то, что в ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ речь идет о жилых домах, использовавшихся в качестве общежитий, а не об общежитиях. Тем самым законодатель прямо указал, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и впоследствии были переданы в ведение органов местного самоуправления, после вступления в силу Вводного закона утрачивают режим общежитий в силу закона.

Необходимо иметь в виду, что согласно ЖК РФ жилые помещения в общежитиях являются специализированными, т.е. имеют целевое назначение как жилье для временного проживания определенного круга лиц (работников, служащих, учащихся), и в отношении их действует особый правовой режим (невозможность обмена, поднайма и т.д.).

Изменение оснований пользования такими помещениями, когда на соответствующие отношения распространены нормы ЖК РФ о договоре социального найма, изменяет и правовой режим этих помещений (они уже не имеют специализированного назначения, могут сдаваться в поднаем, возможен их обмен, т.е. в отношении их действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма).

С учетом изложенного жилые помещения (квартиры, комнаты) в домах, которые использовались в качестве общежитий, принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, могут быть приватизированы на общих основаниях. В данном случае ч. 1 ст. 4 Закона о приватизации жилищного фонда не ограничивает возможность приватизации таких помещений. Не ограничивают такую возможность и отсутствие оформленного договора социального найма, и решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда, поскольку право граждан на приватизацию жилых помещений в вышеуказанных домах не может ставиться в зависимость от бездействия органов местного самоуправления по осуществлению документарного оформления соответствующих договоров социального найма, а также оформления уже изменившегося в силу закона статуса домов, использовавшихся ранее в качестве общежитий.

На практике возникают вопросы о передаче общежитий после вступления в силу ЖК РФ. Так, ряд органов местного самоуправления посчитали, что режим общежития утрачивается, только если жилой дом передан до 1 марта 2005 г. Очевидно, что это ошибочный подход к решению данной проблемы. Безусловно, при утрате необходимости в специальном жилье юридическое лицо передает соответствующий жилищный фонд органам местного самоуправления, но при этом соответствующий режим преобразуется в режим социального использования вне зависимости от даты передачи. На данное обстоятельство в литературе неоднократно обращалось внимание. В апреле 2011 г. неоднозначность правоприменительной, в том числе судебной, практики стала предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 11 апреля 2011 г. № 4-П отмечает, что в судебной практике ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ рассматривается как не позволяющая применять нормы ЖК РФ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), использовавшихся в качестве общежитий и переданных в ведение органов местного самоуправления, если граждане были вселены в такие жилые помещения после 1 марта 2005 г., т.е. после введения в действие ЖК РФ, и сами общежития были переданы в муниципальную собственность после этой даты.

Между тем изменение правового режима таких жилых помещений обусловлено передачей зданий, в которых они расположены, в ведение органов местного самоуправления, когда проживающие в них граждане оказываются пользователями жилых помещений, принадлежащих наймодателю, который не является их работодателем. Сообразно с этим определяется и дальнейшая юридическая судьба правоотношений, возникших ранее в связи с наймом жилых помещений в общежитии.

Кроме того, ограничения конституционного права на жилище могут быть установлены в конституционно значимых целях только федеральным законом, но не могут следовать из него по умолчанию или на основании ограничительного толкования его норм. Однако ни сама ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ, ни какие-либо другие его положения не содержат указания на ограничение действия данной статьи во времени, в пространстве или по кругу лиц.

Конституционный Суд РФ признал ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ не соответствующей Конституции РФ, ее ст. 19 (ч. 1 и 2), 40 (ч. 1) и 55 (ч. 3) в той мере, в какой содержащаяся в ней норма — по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, не допускает возможность применения норм ЖК РФ о договоре социального найма к отношениям из пользования жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после 1 марта 2005 г. (даты введения в действие ЖК РФ) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.

Что касается общежитий, которые не были переданы муниципалитетам, то они принадлежат соответствующим организациям (например, общежития вузов, государственных предприятий). Такие организации должны использовать общежития по прямому назначению — для работников этих организаций, а также для учащихся. Об этом подробнее см. § 3 гл. 6 настоящей работы.

Возможность участия в приватизации квартиры поднанимателя

Со мной проживает мой брат, который зарегистрирован у меня в квартире временно. Могу ли я без его участия приватизировать квартиру, или мне надо ждать окончания срока действия его регистрации?

Приватизация квартиры. Как выписать родственника?

Три года назад я прописала к себе родственника. Омская регистрация, как он мне объяснил, ему была нужна для того, чтобы устроиться на работу в нашем городе. Сейчас я хочу приватизировать квартиру. Можно ли выписать родственника и как это сделать, ведь он даже не жил в моей квартире ни дня?

Отказывают в приватизации квартиры — надо доказать, что я вселилась как член семьи

Меня год назад прописала по месту жительства бабушка, недавно она умерла. Мне отказывают в приватизации этой квартиры, ссылаясь на то, что мне необходимо доказать, что я вселилась туда как член семьи бабушки. Правомерен ли отказ?

Требуют письменный отказ в приватизации от члена семьи, который выехал на другое место жительства

Хотим приватизировать квартиру. Правомерно ли требование муниципалитета предоставить письменный отказа в приватизации члена семьи, который месяц назад выехал на другое место жительства и снялся с регистрационного учета?

Могу ли приватизировать квартиру со статусом «служебная», если предприятие-наймодатель обанкротилось?

Могу ли я приватизировать жилое помещение, имеющее статус «служебное», если государственное предприятие, где я работал, и которое предоставило мне эту квартиру, обанкротилось, на данный момент ликвидировано, а в реестре муниципальной собственности, данная квартира не значится? Значит квартира не муниципальная?

Читайте также:  Статья 1153 ГК РФ. Способы принятия наследства (действующая редакция)

В каких случаях можно приватизировать служебное жилье?

Унитарное предприятие, где я работаю, предоставило мне служебное жилое помещение. Слышал, что служебное жилье можно приватизировать в определенных случаях. В каких именно?

Какие документы являются доказательствами того, что квартира служебная?

Какие документы должны служить доказательствами того, что квартира является служебной? Достаточно ли того, что в ордере указано «служебная»?

Приватизация служебного жилья без согласия собственника жилого помещения

Хочу приватизировать служебное жилое помещение. Однако собственник не дал согласие на его приватизацию. Могу ли обратиться в суд с требованием о понуждении к передаче мне в собственность занимаемого мной жилого помещения, ведь я проживаю там уже более 10 лет?

Имеет ли человек право на долю в квартире, если он выписался из нее — Юридическая консультация

Нет, не имеет. Если мы говорим о сохранении права гражданина на участие в приватизации квартиры после снятия с регистрационного учета, то тогда это право гражданин утратил с момента снятия с регистрационного учета (по-бытовому — «выписки» из данной квартиры) .

Приватизация — одно из оснований приобретения права собственности на недвижимое имущество.

Приватизация жилых помещений – это бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда на территории Российской Федерации регулируются Законом РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее — Закон о приватизации)

Граждане РФ, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 2 Закона о приватизации).

Чтобы иметь право на участие в приватизации квартиры, надо соблюдать несколько условий:

— иметь гражданство РФ;

— постоянно проживать в данной квартире на основании договора социального найма (до 2005 года — на основании ордера на вселение в жилое помещение). Временные жильцы (т.е. лица, имеющие временную регистрацию по месту жительства, для краткосрочного пребывания) не могут участвовать в процессе приватизации квартиры, в которой временно проживают;

— каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения только один раз. Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения после достижения ими совершеннолетия (ст. 11 Закона о приватизации).

В вопросе указано, что гражданин не только прекратил право пользования квартирой и, как говорят в быту, «выписался», т.е. снялся с регистрационного учета, но уже ранее принимал участие в приватизации жилого помещения (не указано: в этой квартире или в другом жилом помещении).

Поэтому, если данный гражданин участвовал в приватизации данной квартиры, стал собственником доли в ней, а позже откуда снялся с регистрационного учета («выписался»), то независимо от прекращения его регистрации в этой квартире гражданин продолжает обладать всеми правомочиями собственника, т.е. владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью (ст. 209 ГК РФ).

Если же мы говорим о сохранении права гражданина на участие в приватизации квартиры после снятия из нее с регистрационного учета, то тогда это право гражданин утратил с момента снятия с регистрационного учета из данной квартиры. А тем более, если право на приватизацию им было уже использовано в другом жилом помещении.

Следует также заметить, что в течение всего периода действия Закона о приватизации с 1991 года не всегда право собственности на недвижимость подтверждалось выданным свидетельством о государственной регистрации права.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность (ст. 7 Закона о приватизации).

Право собственности на приватизируемое жилое недвижимое имущество переходит к новому собственнику со дня государственной регистрации перехода права собственности на такое имущество. Основанием государственной регистрации такого имущества является договор передачи.

До вступления в силу 31 января 1998 г. Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в настоящее время этот закон прекратил свое действие) свидетельства о государственной регистрации права собственности не выдавались.

С кем придется судиться

Основной ответчик — это гражданин, который приватизировал квартиру вместо вас или без вас, чем нарушил ваши права. Эта ситуация — типичная и, пожалуй, самая распространенная.

В подобных случаях вторым ответчиком по иску обычно указывают уполномоченный орган, который подписал договор приватизации с вашим оппонентом. В г. Москве это Департамент городского имущества г. Москвы. В других регионах — орган с аналогичными полномочиями и компетенцией.

Другой вариант — вы приватизировали квартиру одновременно с членами своей семьи и все вместе подписали договор приватизации. Но потом второй собственник передал свою часть квартиры в собственность другого гражданина. Причем без вашего ведома и согласия. К примеру, ваша дочь, с которой вы приватизировали квартиру “напополам”, подарила свою 1/2 доли гражданскому супругу. И вы решили обратиться в суд, чтобы признать недействительным не только договор дарения, но и сделку по приватизации.

В этом случае ответчиками можно указать второго сособственника квартиры, гражданина, которому отошла доля в ней, а также уполномоченный орган, который подписал договор приватизации.

Так что количество и состав ответчиков напрямую зависит от конкретных обстоятельств дела.

Как повысить шансы на выигрыш в суде

Основной совет — тщательно подготовьте доказательную базу. То есть документы, которые подтверждают ваше право требовать признать договор приватизации недействительным, а также сам факт его недействительности.

Итак, вам потребуется представить суду:

1) документы, которые подтверждают законность вашего проживания в квартире.

Это договор социального найма, который вы когда-то заключили с уполномоченным органом (в г. Москве — Департаментом городского имущества г. Москвы) в качестве нанимателя. Или в котором вы прописаны как член семьи нанимателя.

2) документы, которые подтверждают вашу постоянную регистрацию в квартире.

Прежде всего — это копия вашего паспорта с отметкой о регистрации. А также данные из паспортного стола, открытый вам финансовый лицевой счет, выписки из домовой книги, справка о проверке жилищных условий или справка о фактическом проживании и другие жилищные документы.

3) документы, которые подтверждают, что есть основания признать договор приватизации недействительным.

Если вы просите суд признать договор приватизации квартиры недействительным по основаниям ст. 177 ГК РФ, прежде всего, подготовьте медицинские документы. Это различные справки, выписки из истории болезни, медкарты, данные психиатрического освидетельствования. Они должны указывать, что вы страдаете определенными заболеваниями, и они отражаются на вашем поведении, вашей способности адекватно воспринимать действительность и принимать взвешенные, осознанные решения. Это, например, психические расстройства, органическое расстройство личности, расстройства, связанные со злоупотреблением алкоголем или наркотическими веществами.

Читайте также:  Які виплати на дітей у 2023 році передбачені в Україні

Если вы состоите на учете в ПНД или состояли там раньше, принесите справки и выписки оттуда. При наличии у вас группы инвалидности, заболеваний органов зрения и слуха и т.п., представьте суду справку об инвалидности и другие подтверждающие документы. Также можете ссылаться на свой преклонный возраст, который помешал принять адекватное решение о приватизации квартиры в пользу ответчика.

Помните: основным доказательством, которое однозначно подтвердит, что вы не могли понимать значение своих действий или руководить ими, является заключение психиатрической или психолого-психиатрической экспертизы. Ее проводят независимые эксперты по указанию суда. Так что в иске сразу просите суд назначить и провести такую экспертизу.

Если вы указываете в иске, что договор приватизации недействителен из-за вашего существенного заблуждения (ст. 178 ГК РФ), принесите в суд любые документы, которые его подтверждают. Это могут быть, например, медицинские документы, которые говорят о вашем слабом здоровье, в том числе психическом, повышенной доверчивости, внушаемости и т.п.

Если вы просите суд признать договор приватизации квартиры недействительным, поскольку он нарушает закон (ст. 168 ГК РФ), подготовьте все документы, которые свидетельствуют о таком нарушении.

Это решение суда, по которому вы утратили право пользоваться квартирой и были сняты с регистрационного учета, а также более позднее решение суда, которым оно было отменено. Можно принести в суд заключение независимого эксперта, которое подтверждает поддельность вашей подписи на заявлении о том, что вы отказываетесь от участия в приватизации.

Доказать, что ответчик не имел права приватизировать квартиру, в зависимости от ситуации, можно разными документами. Например, материалами уголовного дела, которые подтверждают, что для заключения договора приватизации ответчик представил поддельные документы.

Чтобы доказать, что ответчик уже использовал свое однократное право на приватизацию, в иске попросите суд потребовать у Департамента городского имущества г. Москвы документы о приватизации ответчиком другого жилья.

4) справки, уведомления из Управления Росреестра по Москве и Департамента городского имущества г. Москвы, выписки из ЕГРН и другие документы. Они должны однозначно подтверждать: вы не имеете в собственности другого жилого помещения, и раньше никакое не приватизировали.

Основания для признания недействительным

В некоторых ситуациях договор, по которому была приватизирована квартира, может быть оспорен в суде и признан недействительным. Такое возможно в следующих случаях:

  • В приватизацию не включили несовершеннолетних. Для них законом не предусмотрена возможность отказа от приватизации даже с согласия органов опеки.
  • Договор подписан лицом, не имевшим полной дееспособности по состоянию здоровья или же по возрасту.
  • Гражданин, заключивший договор, действовал вынужденно или же был введён в заблуждение.
  • Со стороны администрации документ был подписан сотрудником, не имевшим на это полномочий.

Возможны и иные основания, предусмотренные нормами ГК РФ относительно недействительности сделок.

Зачем и когда нужен этот правоустанавливающий документ?

В процессе приватизации подписание таких соглашений относят к предпоследнему этапу. Он завершает процедуру взаимодействия с местными органами исполнительной власти. Распоряжение квартирой в полном объёме становится доступным для владельцев, когда дополнительно будет подано заявление на регистрацию.

Запись в ЕГРН вносят на основании сведений, содержащихся в соглашении. Если записи нет, то ситуация с жильём остаётся невыясненной.

При отсутствии договора для владельца жилья будут невозможными следующие действия:

  • Передача родным по наследству, либо на основании завещания. Или согласно закону из ГК РФ.
  • Обмен. Если бумаги нет – жильё вроде и не муниципальное больше, но в собственности у гражданина тоже не оформлено. Не удастся обменять этот объект даже на другую муниципальную недвижимость.
  • Дарение в адрес любого другого лица.
  • Продажа на рынке вторичного жилья по установленной в зависимости от интересов цене.

Поэтому надо составлять документ, фиксирующему волю сторон, сам факт передачи жилья.

Суть приватизации и ее прямое предназначение

Суть приватизации заключается в передаче прав государственного имущества в иные формы владения. В случае с квартирой — собственник имеет возможность оформить переданную в пользование недвижимость как частную.

Прямое предназначение такой процедуры — наделение владельца полноценными правами на тот или иной объект недвижимого имущества.

Если квартира находится в вашем распоряжении лишь по договору социального найма, то полноценно пользоваться таким жильем вы не можете. В том числе не получится его продать, оставить в качестве залога или передать в наследство. А в случае, если вы являетесь полноценным владельцем, все вышеуказанные операции можете совершать на законных основаниях.

С полным перечнем доступных взаимодействий с недвижимостью, находящейся в вашей собственности, вы можете ознакомиться, прочитав статьи ГК РФ. В том числе и ст. 209 части первой. Вот выдержка из данного документа.

Для получения квартиры в собственность по закону о приватизации необходимо совершить ряд последовательных шагов:

  1. Подать заявление с прилагающимися к нему документами в орган, уполномоченный регионом или муниципалитетом, распоряжаться государственным или муниципальным имуществом. Как правило, его можно узнать из договора социального найма – он указан в качестве стороны, предоставившей помещение в пользование. Уточнить эти сведения можно в МФЦ или на сайте местной администрации.
  2. Дождаться окончания проверки документов и ответа администрации.
  3. Заключить договор, если принято положительное решение.
  4. Зарегистрировать сделку в Росреестре.

Чтобы понять важность точного следования процедуре и необходимости полного сбора требуемых документов, целесообразно коротко рассмотреть основные направления судебной практики, связанной с Договорами приватизации. Обычно заявители обращаются в суд по таким вопросам:

  • С требованием полностью признать Договор недействительным. Обычно это происходит в случаях, если кто-то не был включен (был исключён) из приватизации незаконным или вынужденным снятием с регистрации, предоставлением заявлений, написанных в состоянии депрессии, под давлением, в иных случаях, когда истец не понимал значимости оформляемого документа.
  • Чтобы в судебном порядке была отменена сделка продажи жилья, других случаев перехода полностью или частично во владение третьим лицам. Это нужно для пересмотра прав лица на эту квартиру (дом). Возникает, когда совместная собственность, где не выделены доли ее участников, без согласия всех владельцев передается третьим лицам.
  • О необходимости частичного признания действительности Договора о приватизации. Такое может возникать в случаях игнорирования прав несовершеннолетних. Либо же когда в Договор требуется внести уточнения, дополнения.

Следует отметить, что сегодня в судебной практике отсутствует четко отработанная система действий в конкретных ситуациях. Поэтому на практике по одним и тем же вопросам часто возникают различные судебные решения. Тут суды исходят из конкретных обстоятельств дела и имеющихся на момент рассмотрения вопроса документов.

В любом случае, заявителю (истцу) придется самостоятельно доказывать свою правоту, готовить необходимые документы, аргументацию.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *