можно ли венчаться людям разной веры

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «можно ли венчаться людям разной веры». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Благодаря социально-биологической функции семья как малая социальная группа имеет механизм самовоспроизводства, разрастаясь “изнутри”. Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего механизма самовоспроизводства. Благодаря рождению детей семья воспроизводит не только самое себя, но и поддерживает биологическую непрерывность общества, обеспечивает воспроизводство населения. В семье рождается не только человек, но и гражданин.

Исторический взгляд на брак 2 (стр

Физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их объединяться для совместного осуществления определенных целей: воспроизводства человеческого рода, создания материальных условий существования — жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе.

Брак в разных религиях

Именно в христианской культуре утвердился моногамный брак, христианство впервые в человеческой истории провозгласило, что супружеская измена мужчины настолько же недопустима, насколько недопустима измена женщины. В средние века, когда на смену языческой культуре приходит культура христианская, семья становится не просто «ячейкой общества», но таинством, в которое вступают два христианина, заявляя о совместном решении перед своей общиной. По христианскому учению, семья есть малая церковь. А церковь не может созидаться «на время» — она создается навсегда Муж в христианской семье — глава жены на тех же основаниях, что и Христос — глава Церкви. Весьма существенным аспектом христианского учения, имеющим непосредственное отношение к пониманию смысла брака, является указание возможности безбрачной жизни, которая оценивается не только не ниже, но и в некотором отношении выше, чем брак. Соотношение и взаимосвязь брака и безбрачия в христианстве составляет весьма существенную проблему. В христианстве утверждается идеал безбрачия и совершенной телесной чистоты, на который, однако, способны далеко не все, а потому — «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа». В браке же телесная близость естественна и непредосудительна, поскольку муж и жена взаимно принадлежат телесно друг другу. Более того, несмотря на идеал «не касаться женщины» вовсе, звучит совет в браке «не уклоняться друг от друга, разве по согласию, на время». Для многих комментаторов это место стало камнем преткновения. Весьма часто его понимают так, что в христианстве (по крайней мере, в раннем) существует отрицательное отношение к браку, что брак допустим лишь как поблажка слабому человеку, как легализованная форма «блуда», как меньшее зло во избежание большего зла. В христианстве говорится: «Выдающий замуж свою дочь поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. Жена связана законом, пока жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, но она блаженнее, если останется незамужняя». То есть, в христианстве нет прямого запрета на вступление в брак, но есть наставления, выполнения которых желательно и рекомендуемо.

Нежелательный брак между мусульманином и христианкой

В других случаях, например, здесь в городах больших, то есть фетва, что в таких случаях брак не желателен. Почему? Потому, что верующая христианка и иудейка не мусульманки, они не будут принимать Ислам, по крайней мере они об этом заявляю часто. Если они не принимают Ислам, то дети воспитываются в окружении немусульманском, уже социум не мусульманский, школы, институты и т.д. – окружение немусульманское и вероятность того, что ребенок не будет воспитываться в Исламе очень велика.

И часто местные, скажем так, этнические мусульмане не знают даже основ своей религии, они не знают даже 5 столпов Ислама, они не могут даже правильно сказать шахаду, знают ее смысл, но правильно выговорить ее не могут. Не говоря уже о том, что они не знают обрядов омовения, обрядов молитвы, не постятся, едят свинину, пьют спиртное и в то же время он знает, что есть аят в Коране, который разрешил жениться на христианке или иудейке. Какой он будет пример для своего ребенка, каким он будет примеров для своих поколений будущих?

По практике мы знаем, каким примером, никаким. В итоге, дети воспитываются не мусульманами. Они себя и мусульманами не считают и христианами не считают или же уже мама плотно общается, мамина мама – бабушка тоже плотно общается и воспитывают детей не в исламской традиции. Или же создается такой вакуум, говорят, что сейчас мы не будем ничего говорить о религии – это не нужно, у нас любовь, у нас дети родились, мы живем мирской жизнью, давайте сейчас детский сад, школа, институт, а там дальше они посмотрят.

Дети не воспитываются в Исламе, что является грехом. Отец и мать должны воспитывать в Исламе, если взял себе христианку или иудейку, ты воспитывай в Исламе. И такие случаи тоже есть, у меня по практике, что действительно человек женился, я помню, на грузинке, она была христианкой, естественно, она не хотела принимать Ислам – это было условие, но человек был очень религиозен, я его знаю, он порядочен, интеллектуально развит. Проходили годы я встречал в мечети и всегда задавал вопрос: «Ну как твоя жена, приняла ли она Ислам?». И прошло не менее 15-ти лет, и в один из джума он мне подошел мне, дал салям, говорит: «Моя жена приняла Ислам». Я говорю: «Альхамдулиллях». Хотя в самом начале они были так настроены, что она не будет принимать Ислам. Но опять-таки мы видим на примере таких братьев, что возможно положительное влияние, оно всегда будет, так как от истинного, честного, порядочного мусульманина, который стремится к добру, к Единобожию в делах и в отношениях это проявляет, то рано или поздно порядочный человек, его жена христианка, рано или поздно попадет под это воздействие добра и откроются глаза, она примет Ислам, такое тоже бывает.

Но общая фетва для таких регионов, как, например, Москва, что такие браки мы не одобряем и более того, например, в исторической мечети точно мы не читаем. Когда молодые люди начинают волноваться и пытаться оказать влияние на имама, мы говорим, а куда мы денем верующих наших сестер? Вот ты женишься на Наташе грубо говоря, на христианке, а кто возьмет в жены Гюльчитай, Динару? Кто ее возьмет, она сидит дома ждем условно тебя, а ты уже женился, а другого нету, к ней приходит Вас, Петя, она на работе все нравится, а тебя нет, ты уже женился. И возможности у тебя нет, тем более многоженством заниматься, здесь тяжело практиковать, поэтому мы здесь такие браки не читаем. Есть мнение, что это макрух – нежелательно в таком социуме не мусульманском межрелигиозные браки читать именно заключать такие договора, поэтому в мечети мы часто их не читаем.

1.2 Семья в Буддизме

1.3 Семья в Христианстве

Возможные ассоциации со словом семья – быт, будничность, повседневность. Что необходимо для сохранения целостности, новизны? Вспомнить о том, что было в начале – о первопричинах возникновения семьи, о мотивах к ее созданию…

Религия – способ восстановления связи, один из древних механизмов воссоздания и поддержания масштаба, смысла и т.д. (Религо – обратная связь, связь с источником, причиной.)

Во многих, если не во всех религиях Бог – не только творец, создатель мира. Он характеризуется, как отец (отче наш). Следовательно, мы – его дети и представляем собой семью. В таких религиях мир рассматривается через призму семейно-родственных отношений. Поэтому семья, ее структура, отношение к семейной жизни – одна из самых важных вещей в большинстве мировых религий.

В основе религии – тайное, неизъяснимое, священное, запредельное – то, что определяется словом Бог. В семье есть нечто похожее. Не обязанности, любовь, заботы и др. Скорее, это «дух семейственности». (Мы скажем, что речь о «признаках системы». В этом смысле любая религия – архаическая форма системного подхода.)

Поэтому только религия могла регламентировать внутрисемейные отношения – у других общественных институтов для этого недостает силы или убедительности.

При всех различиях истории семьи в разных религиозных традициях наблюдается общая тенденция – сначала матриархат, матрилокальность и матрилинейность, затем патриархат, патрилокальность и патрилинейность – в различных сочетаниях и последовательности внутри этих блоков, затем детоцентристская семья, и сейчас мы наблюдаем в постиндустриальном и постмодернистском обществе (в частности, у нас в России) переход к супружеской семье.

Матри-ориентацию сейчас можно увидеть лишь в рудиментарном состоянии – например, в передаче национальной принадлежности по материнской линии в иудаизме.

Патриархат в различной степени сохранности в культуре присутствует. В чистом виде – это абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания. В Уложении 1649 года – сын или дочь подвергались наказанию кнутом независимо от возраста, если они грубили родителям. Дети приравнены к неполноценным, умалишенным, маргинальным членам общества. Нет ответственности родителей за детей, но есть – детей перед родителями (5-я заповедь). Причем, вплоть до вступления в брак он – дитя, малый, невзрослый.

По мере гуманизации общества появляется (в культуре, но не в законодательстве) тенденция заботиться о детях. В Европе это происходит в 18-19 веках, в России в 19-20 веках. Они (дети) все еще неполноценны, но взрослые за них отвечают, обеспечивают и т.д. Это уже детоцентристская культура и соответствующие ей семейные ценности. Теперь многие браки сохраняются «ради детей». Детоцентризм защищает и лишает свободы детей в той же мере, в какой патриархат защищает и лишает свободы женщин.

Начинается эра эмансипации – женщин от мужчин и детей от родителей. Стратегия отношений определяется не родством и старшинством, как в патриархальной семье, и не порождением, как в детоцентристской, а, скорее, свойством (с ударением на второе «о»). Муж и жена – на равных, они не подчиняют свои интересы интересам детей. Сексуальность не сводится к прокреации. Эротизм и приватность занимают место долга и публичности. Симметрия прав и асимметрия ролей. Принципиальное отличие такой семьи – автономность супругов (это когда потребности, интересы и круг общения каждого из супругов выходят за рамки брака).

Индивидуализация личности, как следствие поликультурности и полирелигиозности общества приводит к тому, что если эти индивидуалисты, супруги, не создадут возможности автономии друг для друга, то напряжение в системе будет нарастать, и такая семья неустойчива и недолговечна. Теперь, в супружеской семье, способность к адаптации и интимности является антитезой автономии и эти полюса друг друга поддерживают.

Женщина занимает предельно подчиненное, служебное положение. «Ваши жены – нива для вас. Они созданы из вас и для вас. Ходите на вашу ниву, когда пожелаете», написано в Коране.

Состоять в браке – священная обязанность мужчины. Безбрачие – тяжкий грех. Муж обязан:

* прилично содержать жен,

* защищать их от всех опасностей,

* обеспечивать их собственностью (в частности, подарки – собственность жен, их нельзя отнять),

* обеспечивать их регулярным вниманием, в том числе сексуальным,

* оставить имущество по завещанию.

* рожать детей и их воспитывать,

* не покидать женскую половину дома (правило парды),

* выполнять домашние работы (и больше никаких других).

В современных исламских государствах женщина может работать, но на женской половине дома (медсестра, домработница, нянька) и имеет право получить соответствующее образование. Но при этом образование, профессиональная деятельность, социальная включенность сильно понижает ее статус на «рынке невест». Необразованная и неработающая – выше, как потенциальная жена.

Читайте также:  Госпошлина по лишению родительских прав в 2023 году

Большое число детей повышает статус замужней женщины.

Семья очень закрыта. Ни муж, ни, тем более, жена не станет обсуждать семейные проблемы даже с близкими людьми. Супруги ведут весьма раздельную жизнь. Они даже избегают называть друг друга по имени.

Будда учил, что в жизни мы постоянно испытываем страдания, причиной которых являются довлеющие над нами желания. Обрести внутренний покой можно, следуя Восьмеричному пути, который приведёт нас к достижению Нирваны – состоянию сознания, в котором человек не испытывает алчности, ненависти и невежества, но находится в состоянии внутренней гармонии, чувствует глубокое сострадание ко всему живому.

Согласно учению Будды, чтобы последовать этому пути, человек должен стать монахом или монахиней, порвать все элементы связи и дать обет безбрачия.

Однако многие люди не ощущают в себе призвания принять монашеский сан. По мнению Будды, в этом случае они должны вступить в брак и быть хорошим мужем или женой, отцом или матерью. Тогда они также пойдут по пути духовного роста, и на них снизойдёт великое благословение. Поэтому Будда придавал большое значение семейным отношениям, считая, что они могут стать для человека источником огромного счастья или привести к страданиям.

Учение Будды по поводу брака основано на том, что каждая мысль, действие и слово должны быть направлены на благо супруга. Поэтому брак не должен заключаться под влиянием импульса, решение о нём созревает на основе усиливающегося взаимопонимания. Кроме того, брак заключается не только для двоих: согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих.

Как и любой жизненный опыт, брак должен помочь нам стать лучше. В супружестве мы можем развить свои духовные качества, научившись терпению, умению сосредотачиваться и мудрости. Наш супруг является нашим попутчиком и наставником на этом пути к просвещению.

Будда полагал, что в браке каждый из супругов должен принимать на себя различные роли, с помощью которых он сможет дополнять другого. Нет смысла в превосходстве одного на другим. Превосходство заключается в верности, мягкости, щедрости, спокойствии и посвящении себя Праведному пути.

Существует пять способов, которыми хороший муж выполняет свои обязанности по отношению к жене:

— уважительное к ней отношение;

— признание её авторитета;

— проявление своей любви к ней с помощью подарков.

Есть пять способов, которыми хорошая жена проявляет любовь к своему мужу:

— хорошее ведение домашнего хозяйства;

— гостеприимность по отношению к членам его семьи, а также своей семьи;

— забота об имуществе семьи;

— мастерство и трудолюбие в исполнении своих обязанностей.

Также Будда говорил, что хорошая жена:

— относится к мужу с любящей симпатией, как мать;

— проявляет к нему уважение и почитает его, как младшая сестра;

— рада в любое время видеть его и быть с ним, как лучший друг;

— послушна и верна ему, как верный слуга семьи.

Брак в разных религиях

1. ИСЛАМ

.1 СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ

Женщинам в семье ислам отводит столь высокое место, что равного ему она не занимает ни в одной другой религии. Суть взаимных отношений мужа и жены можно увидеть из поучения Посланника Аллаха: « женатый мусульманин никогда не должен пытаться исправлять свою жену в соответствии с тем, что представляется ему правильным и совершенным. Ему следует принимать во внимание особенности её женского нрава и принимать её такой, какой создал её Аллах.» «снисходительно относитесь к оплошностям своей жены и предпочитайте не замечать многие мелочи, принимая во внимание врождённые свойства представительниц слабого пола, а в результате этого в вашем доме воцарится мир, спокойствие и счастье, и в нём не будет ни шума, ни споров»

«Всегда обходитесь с жёнами хорошо, ибо, поистине, они доверены вам, и вы не имеете права ни на что иное, если только не сделают они чего-нибудь явно непристойного. Если же они допустят нечто подобное, то не разделяйте с ними ложа, a бейте их, но не жестоко, а если они станут повиноваться вам, то не предпринимайте ничего против них. Поистине, есть у вас права на ваших жён и у ваших жён есть права на вас. Вы вправе требовать от них, чтобы они не позволяли садиться там, где вы спите, тем, кто вам не нравиться, и не позволяли входить в ваши дома тем, кого вы не желаете видеть, что же касается ваших жён, то они вправе требовать от вас, чтобы вы хорошо одевали и кормили их»

Этому наставлению внимает каждый женатый мусульманин, если он является искренним и сознательным человеком. Он видит в этом мудрое поучение пророка, определяющее собой права и обязанности мужей и жён. Обрамлением же этому наставлению служит милосердие по отношению к женщинам, их поддержка и оказание им благодеяний, что не оставляет места даже мысли о возможности их притеснения или причинения им вреда в мусульманской семье. Наставления благородного посланника относительно необходимости хорошего отношения к женщинам весьма многочисленны, а некоторые из них даже объявляют мужей, хорошо обращающихся со своими жёнами, наилучшими членами этой общины. Так, например, сообщается, что пророк сказал: «Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам»

Брачный союз в исламе представляет собой нечто большее, чем просто вспышки чувств, и более значительное, чем воздействие проявлений страстей. Подчеркивая важность брака, Пророк Мухаммад сказал: «Брак – это половина религии». Поэтому мусульманин не должен быть легкомысленным и несерьезным при выборе своей половины.

Согласно установлениям шариата, в первую очередь надо удостовериться в наличии благочестия, религиозности и благонравия своей избранницы. По словам Мухаммада, «женщину берут в жены ради четырех вещей: богатства ее, знатности, красоты или веры, так добивайся же брака с набожной женщиной, а иначе да покроются руки твои пылью!» Обычно в исламском обществе вся ответственность в выборе жены лежит на родителях, которые подыскивали ее среди знакомых, а также среди достойных семей. И если кандидатура устраивает родителей, жениха и невесту, то наступает время для помолвки. При этом оговариваются размеры калыма (выкупа за невесту), сроки проведения бракосочетания, расходы и т.д. Однако помолвка не возлагает ни на кого из ее участников каких-либо обязательств и может быть свободно расторгнута любой из сторон. Бракосочетание проводилось в предварительно оговоренном месте (в наше время, согласно традиции, обычно это мечеть или дом невесты).

Заключение брака возможно только при соблюдении следующих условий:

Жених и невеста должны быть мусульманами. Что касается запрета на брак мусульманки и немусульманина, то на него указывает Коран: «И не сочетайтесь браком с язычниками, пока они не уверуют» Что же касается брака мусульманина и христианки или иудейки, то по Корану он не запрещен, однако нежелателен.

Присутствие обеих сторон или их представителей во время бракосочетания.

Библейский взгляд на брак

Есть известное выражение: «Прошла любовь, завяли помидоры». Почему такое происходит? Почему браки распадаются? Почему двое любящих сердец, которые любили друг друга, которые клялись быть вместе в радости и в горе, в достатке и недостатке, прожив вместе какой – то определённый срок жизни — расходятся?
Есть несколько причин, на которые часто ссылаются люди. Рассмотрим некоторые.
1) «Мы не сошлись характерами», говорят некоторые семейные пары.
Серьёзная ли эта причина для развода?
НЕТ!
Если супружеская пара понимает, что они не подходят друг другу, то почему они не думали об этом раньше, во время ухаживания?
Ведь цель ухаживания — проверка своего чувства и чувства другого, а также оценка возможной совместимости.
Поэтому прежде чем вступить в брак, молодые должны подумать, подходим ли мы друг другу, или нет?
2) Материальные трудности.
Серьёзная ли эта причина для развода?
НЕТ!
«Например, если кто-нибудь из вас решит построить башню, то разве он не сядет сначала и не подсчитает все затраты, чтобы посмотреть, хватит ли ему средств, чтобы закончить её» (Луки 14:28).
Прежде чем вступать в брак, молодому человеку важно серьёзно задуматься над этим высказыванием Иисуса и задать себе вопрос: «Смогу ли я обеспечивать свою жену материально? Где мы будем жить? » А также другие вопросы касающиеся финансовой стороны.
Это лишь только некоторые трудности, которые могут разрушить брак.
Но чтобы этого не произошло, важно задать себе такие вопросы: почему я хочу вступить в брак?
Что я ожидаю от семейной жизни? И вообще готов ли я к семейной жизни?
Но если ты уже вступил в брак и испытываешь трудности, то помни, что развод – это не выход из сложившейся ситуации.
Любовь и уважение – один из ключей к счастливой и крепкой семейной жизни.
Также хорошо следовать Библейским советом, изложенным как для мужа, так и для жены.
Один из них содержится в Эфесянам 5:33. «Но и каждый из вас пусть так любит свою жену, как самого себя, а жене следует глубоко уважать мужа».
Поэтому важно помнить, что проблемы в семье будет легче разрешить, если применять советы из Библии. Применение библейских советов и есть ключ к семейному счастью.

Сегодня каждый из нас хочет быть счастлив. Но многие не задумываются,что счастье, порой зависит от семейного благополучия. Когда в семье взаимопонимание, то все конфликты решаются быстро и мирно. Дети не чувствуют себя ущемлёнными и непонятыми, растут уверенными сильными личностями. Здесь можно найти поддержку, защиту и сочувствие.
Но, к сожалению, сегодня таких семей не так уж много, и количество разводов набирает обороты. Не думая о будущем, молодые люди, вступают в брак не подготовившись. Потом начинаются постоянные споры, оскорбительная речь, обиды и недовольство, и в конце измена.
Как же мы можем в столь свободолюбивое и независимое время добиться счастья в браке? Как себя подготовить к трудностям, что так неизбежны? И как их решать?
Начнем с того, что еще до вступления в брак, необходимо убедиться, что в твоем избраннике(це) есть то, за что ты сможешь любить его всегда. Самое главное в нем(ней) это внутренняя суть, как человека. И если со временем ты неизбежно начнешь замечать в нем(ней) какие-то недостатки, то ты вспоминай, какой он(она) есть по своей сути. Стоит себе об этом напоминать!
Крушения брака может начаться с той минуты, когда один из двоих начинает думать только о себе. Основой же постоянного и счастливого брака является не романтическая любовь, а самоотверженность. Чтобы сохранять крепкие и доверительные отношения в браке необходимо постоянно трудиться и думать о том, как сделать эти отношения еще крепче и лучше. Всегда легче не думать! Не думая, мы уходим от ответственности.
Порой приходится жертвовать чем-то удобным, привычным, идти на уступки. Я не говорю о том, что личных увлечений у вас не должно быть, но заостряю на том, что прежде чем отдать приоритет чтобы посидеть с друзьями за пивком, или за просмотром футбола(у каждого свое), нужно убедиться, что жене или детям , в этот момент, не нужна будет ваша помощь. Это касается и женщин любящим посиделки, после шопинга, допоздна, в обсуждениях своих мужей, причем, когда второй сидит дома с детьми, и готовит ужин. Поэтому необходимо договариваться, правильно расставляя приоритеты. Только благодаря доверительному разговору, открытому общению, проявляя, конечно, большую тактичность, ты сможешь узнать, что важно для вашего спутника(цы).
Хочу еще раз пройтись по пунктам, выделив важные моменты к продвижению счастливого и крепкого брака:
Первое-это чувство ЛОКТЯ. Здесь нету такого выражения «Я» и «МОЕ», но есть «МЫ» и «НАШЕ». Когда во всех вопросах вы действуете как одна команда, то любые непреодолимые препятствия будут решены в два счета.
Второе-это УВАЖЕНИЕ. Оно должно проявляться во всем: в разговоре, в поведении и даже в мыслях. Никакого сарказма, грубости, упреков не должно присутствовать в счастливом браке.
Не зря говориться в одной мудрой книге, что вы « должны поступать с людьми так, как хотим, чтобы они поступали с вами».
Третье-это БЛАГОРАЗУМИЕ. Никогда не напоминайте ни друг другу, ни детям прошлые ошибки. Ведь совершенных людей нет. Старайтесь установить в семье какие-то правила и разумные ограничение для детей и быть последовательными. Будьте открыты для разговоров.
Четвертое-это ПРИОРИТЕТЫ. Задумайтесь на первом ли месте у вас семья? Потребности семьи должны быть важнее работы, родственников, друзей и даже собственных увлечений.
Пятое — ВЕРНОСТЬ ОБЕТУ. Не оставляйте свою дверь приоткрытой т.е. не смейте даже думать о разводе, при первой же проблеме. Таким образом, вы лишь убегаете от проблемы, и оставляете ее нерешенной. Научитесь нести ответственность за свою семью, и решайте проблемы по мере их появления, а не тогда, когда это уже поздно.
Шестое — УМЕНИЕ ПРОЩАТЬ. В счастливом браке нету места долгим обидам, нету «игры в молчанку» по поводу и без него. Прощать – это значит забыть, и списать долг, а не требовать его обратно.
Шестое – ПРОЧНОЕ ОСНОВАНИЕ. Такое основание имеет крепкий фундамент, на который в течении всей свой жизни опирается семья. В мире много советов можно найти в разного рода книгах и журналах, где каждый говорит свое видение счастливого брака. Но выделю всего лишь одну — заслуживающую уважения и всеобщего внимания – это БИБЛИЯ. Так как Бог наш творец и основатель брака, он дал прекраснейшие принципы и законы для сохранения единства и счастья в браке. С прочными библейскими основаниями ваша семья выдержит ЛЮБЫЕ невзгоды.
Вот такие пункты я посчитала нужным выделить , и сама стараюсь жить по ним. Может многие и подумают, что это старомодно. Но за написанное я отвечаю — оно действенно и проверенно. И сколько мне не приходилось наблюдать за отношениями в семьях, вышеуказанные критерии являются неотъемлемыми. Хотя, я не упомянула одно самое важное в отношениях – это ЛЮБОВЬ.
А вы не забывайте, что «БРАК ПОХОЖ НА ЯЩИК: ИЗ НЕГО МОЖНО ИЗВЛЕЧЬ ТОЛЬКО ТО И СТОЛЬКО, ЧТО И СКОЛЬКО ТУДА ПОЛОЖИЛИ. ».
Счастливого и долгого вам брака, дорогие. До встречи.

Читайте также:  Ваша заявка уже обрабатывается

– Я положительно отношусь к этому обряду. Мы в церкви не венчались, поскольку мой супруг только год назад крестился. На мой взгляд, совершать его должны люди взрослые, которые уже прожили в браке в течение долгого времени. За этот период супружеской жизни на их долю выпало немало трудных и счастливых моментов, и они сумели их преодолеть вместе, проверили крепость чувств и семейных уз. Венчание дает супругам уверенность в завтрашнем дне. А вот двадцатилетним вообще венчаться не стоит. Им кажется, что они вместе проживут долго и счастливо, и умрут в один день. Но в первую брачную ночь между ними возникает конфликт из-за пустяка, и вместо того, чтобы его как-то уладить, они разбегаются. Вообще сам священник должен давать разрешение, какой паре следует венчаться, а какой нет. Возможно, и разводов было бы гораздо меньше.

Упоминание о возможности развода можно найти в Новом Завете. Иисус Христос определяет единственной причиной развода супружескую измену. «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует»23. В случае прелюбодеяния со стороны второго супруга, он считается невиновной стороной и может вступить в повторный церковный брак без ограничения. Упорство католицизма в вопросе о юридической нерасторжимости брака, полного запрета на развод и второй брак при жизни супруга все еще остается предметом споров. Православная позиция по этому вопросу очень часто определяется простым противопоставлением католицизму. Но правильно ли заявить, что «Православная Церковь допускает развод»? Традиционная позиция католицизма и канонические правила о разводе и второбрачии основываются на двух посылках: 1) брак является контрактом, юридически нерасторжимым для христиан; 2) брачный контракт касается только земной жизни, и, следовательно, он расторгается со смертью одной из сторон. Православный же подход к этому вопросу определяется другими, совершенно отличными посылками:
1) Брак — это таинство, заключающееся в священническом благословении членов Тела Церкви; как любое таинство, брак относится к вечной жизни в Царстве Божием и, следовательно, не прерывается со смертью одного из супругов, а создает между ними, если они того пожелают и если это дано им (Мф. 19, 11), — вечную связь.
2) Как таинство, брак — не магическое действие, а дар благодати. Участники его, будучи людьми, могут ошибиться и просить о благодати брака, когда они еще не готовы принять ее или сделать ее плодотворной.
По этим причинам Церковь допускает, что благодать могла быть «не воспринята», и позволяет расторжение брака и второй брак.24 Конечно, Церковь не поощряет второбрачия, даже, как мы увидим, второбрачия во вдовстве — по причине вечного и неразрывного характера брачной связи; Церковь лишь допускает второй брак, когда в определенных случаях находит его лучшим решением для человека.
Православная церковь расширила перечень причин для развода, и в настоящее время в РПЦ принято разрешать развод по следующим причинам кроме прелюбодеяния: отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самолечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимая тяжкая душевная болезнь, злонамеренное оставление одного супруга другим. Также заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания и совершение женой аборта при несогласии мужа. Католическая Церковь абсолютно не допускает церковный развод. В Католической Церкви второй брак возможен только в случае кончины одного из супругов, и даже невиновная сторона не имеет право вступления во второй законный церковный брак.[см Приложение №2]

Семья и брак в трех основных религиях

Б. ос­но­ван на прин­ци­пе мо­но­га­мии и мо­жет быть за­клю­чён толь­ко раз­но­по­лы­ми ли­ца­ми (ге­те­ро­сек­су­аль­ный Б.). Юри­дич. по­след­ст­вия по­ро­ж­да­ет лишь Б., за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ный ор­га­ном за­пи­си ак­тов гражд. со­стоя­ния (ЗАГС) в ус­та­нов­лен­ном за­ко­ном по­ряд­ке. Обя­зат. гос. ре­ги­ст­ра­ция Б. бы­ла вве­де­на Дек­ре­том ВЦИК и СНК от 18(31).12.1917 «О гра­ж­дан­ском бра­ке, о де­тях и о ве­де­нии книг ак­тов со­стоя­ния». До это­го до­пус­ка­лись лишь ре­лиг. Б. Не­ко­то­рое вре­мя в СССР при­зна­ва­лись фак­ти­че­ские Б. (1926–44), а так­же Б., об­ра­зо­вав­шие­ся на ок­ку­пи­ро­ван­ных в го­ды Ве­ли­кой Отеч. вой­ны тер­ри­то­риях до мо­мен­та вос­ста­нов­ле­ния ор­га­нов ЗАГС. Пра­ва и обя­зан­но­сти суп­ру­гов воз­ни­ка­ют со дня гос. ре­ги­ст­ра­ции Б. Фак­ти­че­ский Б. не по­ро­ж­да­ет у лиц, со­стоя­щих в брач­ных от­но­ше­ни­ях, ни­ка­ких юри­дич. прав и обя­зан­но­стей суп­ру­гов не­за­ви­си­мо от про­дол­жи­тель­но­сти и проч­но­сти та­ких от­но­ше­ний.

Ус­ло­вия­ми, не­об­хо­ди­мы­ми для за­клю­че­ния Б., яв­ля­ют­ся вза­им­ное доб­ро­воль­ное со­гла­сие муж­чи­ны и жен­щи­ны, всту­паю­щих в Б., и дос­ти­же­ние ими брач­но­го воз­рас­та – 18 лет. Брач­ный воз­раст мо­жет быть сни­жен при на­ли­чии ува­жи­тель­ных при­чин (напр., ро­ж­де­ние ре­бён­ка). По­ря­док и ус­ло­вия ре­ги­ст­ра­ции за­клю­че­ния Б. ус­та­нов­ле­ны Се­мей­ным ко­дек­сом РФ (1995) и Фе­де­раль­ным за­ко­ном «Об ак­тах гра­ж­дан­ско­го со­стоя­ния» (1997). Ос­но­ва­ни­ем для гос. ре­ги­ст­ра­ции яв­ля­ет­ся со­вме­ст­ное за­яв­ле­ние лиц, всту­паю­щих в Б. При этом гос. ре­ги­ст­ра­ция за­клю­че­ния Б. про­из­во­дит­ся лю­бым ор­га­ном ЗАГС на тер­ри­то­рии РФ по вы­бо­ру лиц, всту­паю­щих в Б., и в их при­сут­ст­вии по ис­те­че­нии, как пра­ви­ло, ме­ся­ца со дня по­да­чи за­яв­ле­ния о на­ме­ре­нии всту­пить в Б. При на­ли­чии осо­бых об­стоя­тельств (бе­ре­мен­но­сти, не­по­сред­ст­вен­ной уг­ро­зе жиз­ни од­ной из сто­рон и др.) Б. мо­жет быть за­клю­чён в день по­да­чи за­яв­ле­ния.

Ус­ло­вия­ми, пре­пят­ст­вую­щи­ми за­клю­че­нию Б., яв­ля­ют­ся оп­ре­де­лён­ные об­стоя­тель­ст­ва, пе­ре­чис­лен­ные в за­ко­не. Б. не мо­жет быть за­клю­чён ме­ж­ду ли­ца­ми, из ко­то­рых хо­тя бы од­но уже со­сто­ит в дру­гом за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ном Б., ме­ж­ду род­ст­вен­ни­ка­ми по пря­мой вос­хо­дя­щей и нис­хо­дя­щей ли­нии, пол­но­род­ны­ми и не­пол­но­род­ны­ми (имею­щи­ми об­щих от­ца или мать) брать­я­ми и сё­ст­ра­ми, ме­ж­ду усы­но­ви­те­ля­ми и усы­нов­лён­ны­ми, ме­ж­ду ли­ца­ми, из ко­то­рых хо­тя бы од­но при­зна­но су­дом не­дее­спо­соб­ным вслед­ст­вие пси­хи­че­ско­го рас­строй­ства.

Со­блю­де­ние ус­та­нов­лен­ных за­ко­ном ус­ло­вий за­клю­че­ния Б. на­ря­ду с от­сут­ст­ви­ем пре­пят­ст­вий к его за­клю­че­нию яв­ля­ет­ся га­ран­ти­ей дей­ст­ви­тель­но­сти за­клю­чён­но­го Б. В слу­чае на­ру­ше­ния хо­тя бы од­но­го из ус­ло­вий или на­ли­чия хо­тя бы од­но­го пре­пят­ст­вия к за­клю­че­нию Б., а так­же ес­ли од­но из лиц, всту­паю­щих в Б., скры­ло от дру­го­го ли­ца на­ли­чие ве­не­ри­че­ской бо­лез­ни или ВИЧ-ин­фек­ции, Б. мо­жет быть при­знан не­дей­ст­ви­тель­ным в су­деб­ном по­ряд­ке. Не­дей­ст­ви­тель­ным при­зна­ёт­ся так­же фик­тив­ный Б., т. е. Б., за­клю­чён­ный без на­ме­ре­ния соз­дать се­мью, но с це­лью дос­ти­же­ния к.-л. вы­год, вы­те­каю­щих из фак­та ре­ги­ст­ра­ции Б. (напр., для по­лу­че­ния по­сто­ян­ной ре­ги­ст­ра­ции по мес­ту жи­тель­ст­ва «суп­ру­га» и т. п.).

Пре­кра­ще­ние Б. воз­мож­но вслед­ст­вие смер­ти или объ­яв­ле­ния су­дом умер­шим од­но­го из суп­ру­гов, по за­яв­ле­нию од­но­го или обо­их суп­ру­гов, а так­же по за­яв­ле­нию опе­ку­на суп­ру­га, при­знан­ного су­дом не­дее­спо­соб­ным (рас­тор­же­ние бра­ка).

При вза­им­ном со­гла­сии суп­ру­гов, не имею­щих об­щих не­со­вер­шен­но­лет­них де­тей, рас­тор­же­ние Б. про­из­во­дит­ся ор­га­на­ми ЗАГС по мес­ту жи­тель­ст­ва суп­ру­гов (од­но­го из них) или по мес­ту гос. ре­ги­ст­ра­ции за­клю­че­ния Б. По­ми­мо это­го, в уп­ро­щён­ном по­ряд­ке, т. е. по за­яв­ле­нию од­но­го из суп­ру­гов, не­за­ви­си­мо от на­ли­чия у них об­щих не­со­вер­шен­но­лет­них де­тей, рас­тор­га­ет­ся Б. с суп­ру­гом, при­знан­ным су­дом без­вест­но от­сут­ст­вую­щим или не­дее­спо­соб­ным, или осу­ж­дён­ным за со­вер­ше­ние пре­сту­п­ле­ния к ли­ше­нию сво­бо­ды на срок свы­ше трёх лет.

Б. рас­тор­га­ет­ся в су­деб­ном по­ряд­ке при на­ли­чии у суп­ру­гов об­щих не­со­вер­шен­но­лет­них де­тей или при от­сут­ст­вии со­гла­сия на раз­вод од­но­го из суп­ру­гов, а так­же ес­ли один из суп­ру­гов, не­смот­ря на от­сут­ст­вие у не­го воз­ра­же­ний, ук­ло­ня­ет­ся от рас­тор­же­ния Б. в ор­га­не ЗАГС. Ес­ли при­ми­ри­тель­ные ме­ры, пре­ду­смот­рен­ные за­ко­но­да­тель­ст­вом, ока­за­лись без­ре­зуль­тат­ны­ми, Б. бу­дет рас­торг­нут су­дом. При вза­им­ном со­гла­сии суп­ру­гов на раз­вод суд рас­тор­га­ет Б., не при­бе­гая к при­ми­ри­тель­ной про­це­ду­ре и без вы­яс­не­ния мо­ти­вов раз­во­да.

Б. яв­ля­ет­ся, как пра­ви­ло, гра­ж­дан­ско-пра­во­вой сдел­кой (см. Брач­ный до­го­вор). Обя­за­тель­ным ус­ло­ви­ем за­клю­че­ния Б. прак­ти­чески во всех стра­нах яв­ля­ет­ся дос­ти­же­ние брач­но­го воз­рас­та. В не­ко­то­рых стра­нах до­пус­ка­ет­ся сни­же­ние брач­но­го воз­рас­та по ре­ше­нию ком­пе­тент­но­го ор­га­на (напр., в Ис­па­нии по ре­ше­нию мини­ст­ра юс­ти­ции мо­жет быть раз­ре­ше­но за­клю­че­ние Б. не­со­вер­шен­но­лет­ни­ми, дос­тиг­ши­ми 16 лет), в др. стра­нах (напр., в Ве­ли­ко­бри­та­нии) пре­ду­смот­рен­ный за­ко­ном воз­раст всту­п­ле­ния в Б. не мо­жет быть сни­жен ни при ка­ких об­стоя­тель­ст­вах. При этом в слу­ча­ях, ко­гда брач­ный воз­раст ни­же воз­рас­та гражд. со­вер­шен­но­ле­тия, как пра­ви­ло, тре­бу­ет­ся по­лу­че­ние ро­ди­тель­ско­го со­гла­сия на за­клю­че­ние Б. В ус­ло­ви­ях, ко­гда един­ст­вен­ным за­ко­но­приз­на­вае­мым ти­пом Б. яв­ля­ет­ся мо­но­гам­ный, тре­бу­ет­ся так­же, что­бы ли­цо не со­стоя­ло в дан­ный мо­мент в бра­ке.

За­прет Б. ме­ж­ду близ­ки­ми род­ст­вен­ни­ка­ми (кро­во­сме­си­тель­ных Б.) су­ще­ст­ву­ет во всех го­су­дар­ст­вах с той лишь раз­ни­цей, что в ря­де стран к за­пре­щённым сте­пе­ням род­ст­ва от­но­сят­ся не толь­ко род­ст­вен­ни­ки пер­вой сте­пе­ни бо­ко­во­го род­ст­ва (бра­тья и сё­ст­ры), но и по­сле­дую­щих сте­пе­ней бо­ко­вой вет­ви (ку­зе­ны и ку­зи­ны и т. д.). Кро­ме того, в не­ко­то­рых стра­нах со­хра­ня­ет­ся за­прет на за­клю­че­ние Б. ли­ца­ми, со­стоя­щи­ми в от­но­ше­ни­ях свой­ст­ва, напр. пе­ре­жив­ше­му суп­ру­гу за­пре­ще­но за­клю­чать Б. с род­ст­вен­ни­ком умер­ше­го суп­ру­га. Во­прос о воз­мож­но­сти за­клю­че­ния Б. с ли­цом, стра­даю­щим пси­хич. за­бо­ле­ва­ни­ем, в ря­де стран ос­та­ёт­ся от­кры­тым вви­ду не­оп­ре­де­лён­но­сти и от­сут­ст­вия в за­ко­не чёт­ких ори­ен­ти­ров в оп­ре­де­ле­нии сте­пе­ни серь­ёз­но­сти ду­шев­но­го за­бо­ле­ва­ния. Вме­сте с тем в Ве­ли­ко­бри­та­нии и боль­шин­ст­ве шта­тов США за­пре­ща­ет­ся всту­пать в Б. с ду­шев­но­боль­ны­ми. Прак­ти­че­ски во всех стра­нах Б. за­клю­ча­ет­ся толь­ко по ис­те­че­нии ус­та­нов­лен­но­го за­ко­ном сро­ка со дня по­да­чи за­яв­ле­ния, в при­сут­ст­вии лиц, всту­паю­щих в брак. На­ря­ду с этим в отд. стра­нах до­пус­ка­ет­ся за­клю­че­ние Б. че­рез пред­ста­ви­те­ля (напр., в Ис­па­нии, Ар­ген­ти­не). В од­них стра­нах пра­во­вые по­след­ст­вия по­ро­ж­да­ет толь­ко гражд. Б., т. е. за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ный в гос. ор­га­нах (ФРГ, Фран­ция, Швей­ца­рия, Япо­ния и др.); в дру­гих су­ще­ст­ву­ет толь­ко ре­лиг. фор­ма Б. (Из­ра­иль, Ирак, Иран, не­ко­то­рые шта­ты США). В не­ко­то­рых стра­нах всту­паю­щие в Б. мо­гут вы­брать ме­ж­ду гражд. и ре­лиг. фор­мой (Ве­ли­ко­бри­та­ния, Гре­ция, Ис­па­ния, Ка­на­да, ряд шта­тов США).

Читайте также:  Административная ответственность. Понятие, признаки, обстоятельства наступления.

За­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ное парт­нёр­ст­во лиц од­но­го по­ла, ле­га­ли­зо­ван­ное в не­ко­то­рых ев­роп. стра­нах (т. н. од­но­по­лые бра­ки), не тож­де­ст­вен­но Б., хо­тя по­рож­да­ет ряд важ­ных пра­во­вых по­след­ст­вий, как и при за­клю­че­нии бра­ка.

Семья в разных религиях: ведический взгляд на семью

Иноверец означает, согласно современной богословской терминологии, представителя другой религии, никоим образом не касающейся Христа и Святой Троицы. Существует также понятие инославный — он применяется к христианам иных конфессий. Какой же брак венчает Церковь?

Внимание! По Церковному уставу запрещено благословлять священнику союз православного христианина с иноверным, поскольку Таинство Венчания подразумевает единение супругов во Христе.

О семейной жизни:

  • Обязанности и наставления для мужа и жены
  • Что делать, если Господь не дает ребенка
  • Молитвы блаженной Ксении Петербуржской о замужестве и счастии в браке

Принадлежность одного супруга совершенной иной вере делает Таинство бессмысленным. Данная установка содержится в древних церковных правилах и канонических нормах. Поскольку сегодня брак регистрирует государство, то многие православные не обращают внимание на установленные церковные законы. Если брак заключили двое людей различных религий, то Церковь признает этот брак законным, но не освящает его Таинством Венчания.

Таким образом, четко понятно, что православный христианин не может венчаться и быть благословлен на брак с иноверцем.

Что касательно брака с инославным. Конечно, здесь все немного проще. Муж и жена будут одинаковы привержены Христу и у них не будет возникать серьезных конфликтов, ведь оба они стремятся быть похожими на Христа и выполнять Его заповеди.

Брак с точки зрения Буддизма

С точки зрения буддизма брак не является ни святым, ни нечестивым. Буддизм не рассматривает брак как религиозный долг и как таинство, которое совершается на небесах. Брак в основном является личным решением, он не является обязательным. Мужчина и женщины имеют свободу решать жениться или нет.

Это не означает, что буддизм против брака. Никто в этом мире не сказал бы, что брак плох, и нет религии, которая против брака.

Ангуттара Никая содержит ценный совет, который Будда дал молодым девушкам до их брака. Понимая, что могут возникнуть трудности с новыми родственниками, девочкам было предписано проявлять все уважение к родителям мужа, любить их как своих родителей. Предполагалось, что они будут уважать родственников и друзей своего мужа, создавая благоприятную и счастливую атмосферу в своих новых домах. Совет, данный Буддой более двадцати пяти веков назад, остается в силе и сегодня.

Важный аспект буддизма состоит в том, что Будда не налагал никаких религиозных законов или заповедей, Будда был уникальным учителем, который изложил ряд дисциплинарных кодов для нас. Те, кто следуют заветам, соблюдают их добровольно, но не как обязательные религиозные законы. В то же время некоторые хорошие качества, такие как терпение и понимание, которые мы узнали через религию, являются важными активами, чтобы помочь нам вести мирную семейную жизнь.

Условия вступления в брак

Свобода выбора и решения — это первое условие истинного христианского брака, которое православная каноническая традиция стремится сохранить. Существуют определенные каноны против насильственного принуждения женщин к браку, по которым браки, заключенные против воли, считаются недействительными (правила святого Василия 22 и 30), а виновный мужчина подвергается отлучению (правило 27 Халкидонского Собора), так же как и уступившая ему женщина (правило 38 святого Василия). Существуют также каноны, требующие достаточно долгого периода между помолвкой и браком: этот период, юридически считавшийся браком, служил, очевидно, испытательным сроком (святое правило 98 VI Вселенского Собора, или «Пятошестого»).
Если защита свободы выбора в брачном решении является совершенно оправданной, то другие установления древних канонов и христианских императоров могут быть оправданы лишь общественными, юридическими или психологическими условиями прошлого. Если, например. Кодекс императора Юстиниана, снисходительно принятый Церковью, определял нижний предел брачного возраста для мужчины и женщины в 14 и 12 лет соответственно, то следует признать, что повышение возрастной границы, происходящее в законодательстве современных цивилизованных стран, можно признать более близким к христианскому идеалу брака. Самая либеральная в этих вопросах византийская юридическая и каноническая традиция покажется чрезмерно строгой, если мы узнаем, какие дальние семейные связи или родство рассматривались как препятствие к браку.

У иудеев браки между близкими родственниками, даже двоюродными, не только допускались, но и поощрялись; римский закон запрещал брак между представителями разных поколений (например, дяди с племянницей), но не препятствовал браку двоюродных родственников. В отличие от других религий, христианство начало с весьма строгого ограничения браков не только между близкими кровными родственниками, но также и между родственниками по мужу или жене. Таким образом, последующие декреты императоров Феодосия и Юстиниана, а также определения Шестого («Пятошестого») Вселенского Собора постановили, что тот, «кто женится на дочери своего отца (сводной сестре); или отец, или сын на матери и дочери; или отец и сын на девицах, которые являются сестрами; или мать и дочь на двух братьях; или два брата на двух сестрах — все они подпадают под правило семилетнего отлучения, предусматривающее публичный отказ от этой противозаконной связи» (правило 54).

Этот необычный текст, по всей вероятности, отчасти можно объяснить заинтересованностью христиан в сохранении человеческих отношений такими, какими они были созданы рождением или браком, желанием предотвратить семейные недоразумения и избежать неприятностей, могущих возникнуть из-за «влюбленностей» родственников. Это тем более оправдано в условиях, когда большие семьи, заключавшие в себе различные степени родства, жили совместно. С другой стороны, на соборное решение мог повлиять абстрактный принцип римского права относительно исчисления степеней родства. По этому принципу пара, вступившая в брак, юридически рассматривалась как одна личность; таким образом, мужчина признавался в первой степени родства со своей невесткой. Поэтому, если его жена умирала, он не мог вступить в брак с ее сестрой, так как по византийскому закону браки запрещались вплоть до седьмой степени родства.

В настоящее время, конечно, нет необходимости точно следовать тем правилам, которые основываются на социальных и юридических отношениях прошлого и не соответствуют никаким богословским или духовным ценностям. Единственное пастырское соображение, которым не следует пренебрегать, — это генетический риск, содержащийся в единокровных браках.

Еще более поразительными являются положения Кодекса Юстиниана (V, 4), одобренные Шестым Вселенским Собором. Они юридически уравнивают «духовные» связи, созданные восприемничеством при крещении, с кровным родством. Так, 53-е правило Пятошестого Собора запрещает не только браки между восприемниками и их крестниками, но и, что особенно подчеркивается, между крестным отцом и родной матерью новокрещеного ребенка (если она овдовеет). Цель этого правила, возможно, защитить ту особую ответственность крестных родителей, которую они должны чувствовать за воспитание своего крестника в истинно христианском духе, без примеси каких бы то ни было материальных аспектов.

Желание согласовываться с древними юридическими нормами не должно умалять действительной огромной ответственности, лежащей на священниках, воспитателях, родителях и, прежде всего, на самой паре, готовящейся вступить в брак. Простым исполнением юридических и канонических норм нельзя, без сомнения, достигнуть истинно христианского брака. Христианский брак по сути своей — непрерывное совершенствование супругов не только относительно друг друга, но и, прежде всего, относительно Христа — совершенствование, достигаемое в Евхаристии и посредством ее. Если в супружеском союзе нет такого совершенствования, то исполнение всех юридических условий не будет иметь абсолютно никакого значения.

Но что, если такое совершенствование невозможно и, более того, нежелательно для брачной пары? Что, если брак рассматривается только как некое социальное явление, или юридический договор о собственнических правах, или как способ регуляции сексуальных отношений?

Эти проблемы священник разрешает всякий раз, когда он сталкивается с брачными парами, отношение которых к Церкви является чисто периферийным. В такой ситуации священник должен объяснить им сущность христианского брака, всякий раз ставя вопрос: не лучше ли ограничиться в данном случае гражданской церемонией, не вступая в церковный брак без понимания или согласия с его истинным значением. Вдвойне острым становится этот вопрос в связи со смешанными браками.

В Евангелии Христос говорит о браке странные слова: «…оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть» (Мк 10, 8). Оказывается, смысл брака в том, чтобы двое стали одним! Причем, «одна плоть» здесь совсем не означает только лишь «одно тело». Речь идет о такой глубине единения во взаимной любви, когда два человека уже не мыслят жизни друг без друга, и каждый осознает себя как продолжение любимого, его неотъемлемую часть. Как такое чудо становится возможным — трудно понять, если не знать Библейской истории о сотворении человека.

В Библии говорится, что Бог создал человека, в котором мужское и женское начало присутствовали во всей полноте. Все свойства и качества личности, которые мы сегодня определяем как — мужские, или — женские, в Адаме были заложены изначально. Первый человек был самодостаточным существом, он обладал полнотой знания об окружающем его сотворенном мире, так как был создан Богом для господства над этим миром. Но в своем совершенстве и самодостаточности он был один. А жить только для себя тягостно даже в Раю. И тогда Бог сотворил для Адама жену. Вот как об этом написано в Книге Бытия: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт 2, 18). Правда, слово помощник использованное в русском переводе Библии, здесь не совсем соответствует еврейскому подлиннику. Возможен другой перевод этой фразы: «сотворим ему восполняющего, который был бы перед ним». И далее, следует акт творения женщины, который совершенно уникален и не имеет в библейской истории сотворения мира никаких аналогов. Бог творит женщину из… самого Адама: «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.

Почему люди ссорятся даже в счастливом браке? Ведь любят же, жить друг без друга не могут, а вот ругаются из за всякой ерунды.

Скорей бы уж хлынул ливень,
Скорей бы уж грянул гром.
Живем — как две тучи злые,
Господи, как живем…
И повод-то — меньше зернышка,
А сразу — сердца на ключ…
Дочурка, тревожное солнышко
Мается между туч.

В этом замечательном стихотворении В. Ермакова особенно интересна одна деталь: в самом деле, причины семейных ссор настолько незначительны, что даже говорить о них всерьез, как-то неловко. Но почему же такие ничтожные поводы вызывают у любящих друг друга людей столь бурную реакцию?

Объяснение этому следует искать все в том же природном и личностном единении мужа и жены в браке. Став одной плотью и одной душой, люди начинают очень болезненно воспринимать даже самый маленький укол неприязни или простого невнимания со стороны супруга. Любая, даже самая мелкая обида при такой степени открытости друг перед другом начинает восприниматься, как предательство и измена. Это состояние психологически очень тонко изображено Львом Толстым в романе «Анна Каренина», когда между Левиным и Кити произошла первая ссора после свадьбы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *