Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензия на вывоз ЖБО в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Лицензию можно получить лишь при условии соблюдения определенных требований: наличие технической базы (помещения, оборудование, специальная документация); работников необходимой квалификации и специальности; системы производственного контроля; размер уставного капитала и др. Приводятся эти требования по каждому виду лицензируемой деятельности в отдельных Положениях, утверждаемых постановлениями Правительства.
Сколько стоит лицензия на перевозку ЖБО
Согласно ст. 333.33 Налогового Кодекса РФ, Росприроднадзор вправе взимать виды плат, указанные в таблице.
Услуга | Стоимость в рублях |
Оформление лицензии на вывоз | 7500 |
Переоформление разрешения на перемещение ЖБО при смене юридического или физического адреса компании | 3500 |
Повторная выдача лицензии на транспортировку в иных случаях | 750 |
Оформление копии разрешения на перемещение ЖБО при его утере | 750 |
Ответственность за работу без лицензии
За нарушение законов о лицензировании предусмотрена административная ответственность:
- за деятельность без лицензии по статье 14.1 (п. 2) КоАП РФ: штраф для организаций от 40 до 50 тысяч рублей, для ИП – от 4 до 5 тысяч рублей, при этом допускается конфискация продукции, орудий производства и сырья;
- за деятельность с нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1 (п. 3) КоАП РФ: штраф для организаций от 30 до 40 тысяч рублей, для ИП – от 3 до 4 тысяч рублей;
- за деятельность с грубым нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1 (п. 4) КоАП РФ: штраф для организаций от 100 до 200 тысяч рублей, для ИП – от 4 до 8 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Если при этом деятельность без лицензии причинила крупный ущерб гражданам, организациям, государству или принесла доход в крупном размере (более 1,5 млн. рублей), то возможно привлечение и к уголовной ответственности по статье 171 УК РФ – штраф до 300 тысяч рублей или арест до шести месяцев.
Сбор отходов характеризуется как прием отходов от организаций и лиц с целью дальнейшего его использования в производстве, транспортировки, утилизации или размещения. Обычно крупные организации пользуются услугами подобных компаний, предлагающих сбор и вывоз мусора с территории. Транспортировка отходов подразумевает перемещение мусора на исключительно специализированных транспортных средствах за пределы территории организации.
Лицензия на сбор и перевозку отходов представляет собой специальный документ, который выдается непосредственно Росприроднадзором. Данный документ дает юр. лицу или индивидуальному предпринимателю право осуществлять деятельность, связанную с приемом отходов, их транспортировкой и дальнейшей их переработкой или размещением. Чтобы получить лицензию, нужно предоставить специально подготовленный пакет документов.
Законодательно обязательное лицензирование регулируется ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления» и ФЗ №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Получение лицензии — дело довольно кропотливое и, увы, не всегда успешное. Чтобы получить заветный документ, организации необходимо строго соответствовать ряду требований:
- ИП или юр. лицо должны иметь в своем распоряжении необходимые для подобной деятельности помещения, сооружения или строения. Они должны принадлежать им на правах собственности или каком — либо другом законном основании и также соответствовать определенным параметрам.
- Организация, получающая лицензию, обязана иметь специализированное оборудование для сбора и хранения мусора, а также передвижные установки и контейнеры, необходимые для безопасной работы с отходами.
- В распоряжении должен быть специализированный транспорт, оборудованный специальными знаками, если речь идет о транспортировке отходов.
- Обязательным условием является наличие квалификации у сотрудников организации, подтвержденное документально свидетельствами и сертификатами.
- Сотрудник в штате, являющийся ответственным лицом за допуск работников организации к любым действиям с отходами.
Согласно закону, выданная лицензия не имеет срока действия, и переоформлять ее через определенный промежуток времени не нужно. Однако Росприроднадзор и санэпидемиологические органы совершаю регулярные проверки на соблюдение требований, предъявленных к лицензиату. Если выявляются нарушения, а также при внесении изменений в законодательство, требуется новое оформление лицензии.
К грубым нарушениям требований к лицензиату относят:
- Допуск к работе с отходами, их сбору, транспортировке и переработке сотрудников, не имеющих подготовки и соответствующих сертификатов, дающих право работать с отходами разных классов опасности.
- Использование любого объекта (помещения, оборудования или транспорта) с отступлениями от инструкций, получивших положительное заключение со стороны государственной экологической экспертизы. Хуже, если такое применение объектов привело к негативным последствиям для окружающей среды.
- Сбор, транспортирование и любые другие действия с отходами, осуществляемые без соблюдения санитарных и эпидемиологических требований в процессе, а также при несоблюдении требований экологических.
Какие есть противоречия в новых правилах
«Ростех», «РТ-Инвест» и эксперты отраслевых бизнес-объединений обнаружили несколько противоречий в новых правилах по выдаче лицензий, которые подготовило Минприроды:
- Для того чтобы объект попал в госреестр объектов размещения отходов (ГРОРО), он должен пройти инвентаризацию, для прохождения которой необходимо указывать реквизиты полученной лицензии. «Возникает ситуация, когда застройщик не сможет получить ни лицензию на объект размещения, ни включить объект в ГРОРО. Поэтому данные документы нужно синхронизировать», — говорит представитель «РТ-Инвест».
- В части проведения государственной экологической экспертизы необходимо установить четкие критерии: что считать новой технологией и когда такая экспертиза действительно необходима, добавил представитель «Ростеха». По его словам, эта позиция госкорпорации доведена до Минпромторга.
- В проекте постановления правительства не прописано, как будет контролироваться количество мощностей у утилизаторов, если оно не указывается при получении лицензии. «Власти хотят бороться с фейковыми историями об утилизации отходов, но прописывают только сам факт нахождения мощностей в собственности, что не исключает торговли актами утилизации в количестве, превышающем эти мощности», — сказала исполнительный директор ассоциации «РусПЭК» (объединяет, в частности, Coca-Cola, Procter & Gamble, Tetra Pak и «Балтику») Любовь Меланевская.
- Механизм контроля за выполнением условий лицензий в документе также не прописан. «Запрещено нескольким лицензиатам использовать одно и то же транспортное средство. А ведь есть транспорт, который можно брать в аренду на почасовую или сдельную работу», — замечает Беляева из «Деловой России». Она предупреждает, что принятие поправок приведет к простою дорогостоящего оборудования, которое уже нельзя будет взять в аренду на небольшой срок.
- Новые правила создадут проблемы и для сделок купли-продажи мусоровозов. Сейчас не нужно уведомлять власти о таких сделках. Но если покупатель техники не уведомил о покупке техники, то ему могут отказать в получении лицензии, добавила Беляева.
Сегодня к твердым бытовым отходам относится мусор, образующийся в жилых и общественных помещениях, на промышленных предприятиях или в магазинах. Главными составляющими компонентами ТБО является картон, древесина, бумага, пищевые отходы, текстиль, пластмасса и стекло. Ученые установили, что рост численности населения неизменно ведет к непрерывному увеличению объема бытовых отходов. На территории Российской Федерации на душу населения приходится до 250-350 кг твердых бытовых отходов в год. В связи с этим не вызывает сомнения рентабельность организации предприятий, специализирующихся на вывозе и утилизации мусора. Однако необходимо помнить, что лицензия на ТБО выдается всего на пять лет, и по истечении этого срока процедуру подтверждения полной готовности спецтехники и персонала организации к утилизации мусора необходимо повторить.
Как получить лицензию на перевозку жидких бытовых отходов?
I — IV классов опасности. 7. Документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора. 8. Доверенность. Преимущества сторонних юридических услуг по получению лицензии на вывоз мусора: Вы можете поставить задачу получить лицензию на осуществление деятельности по транспортированию ТБО (ТКО) и мусора юристу, который работает в Вашей организации, но зачастую юристы, работающие в штате компаний, чья основная деятельность не является юридической, являются слишком универсальными специалистами и обладают лишь поверхностными знаниями в области лицензирования, в связи с этим, для того, чтобы они смогли получить для Вас лицензию им будет необходимо углубиться в изучение законодательства в области лицензирования, это займет у них значительную часть времени, в течение которого, они не смогут выполнять свою основную ежедневную работу, по юридическому обслуживанию компании.
Что такое жидкие бытовые отходы
Это хозяйственно-бытовые сточные воды, которые образуются в результате жизнедеятельности населения. Они сбрасываются в сооружения (устройства), предназначенные для их приема и накопления, не подключенные (технологически не присоединенные) к централизованной системе водоотведения (п. 2 Правил предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 N 155; далее — Правила вывоза ЖБО).
Виды таких отходов приведены в Федеральном классификаторе каталога отходов (утв. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242). К ним относятся:
- отходы (осадки) из выгребных ям (код 7 32 100 01 30 4);
- отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления (код 7 32 101 01 30 4).
Лицензия на деятельность с жидкими отходами
N 93-ФЗ. Для квалифицированного легального осуществления вывоза строительного и бытового мусора в Москве и Московской области требуются специальные документы (разрешения и лицензии). имеет их все, поскольку ведет коммерческую деятельность (сбор и вывоз мусора) и, конечно, предоставляет отчетность о своей работе. Лицензирование вывоза жбо Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.Учитывая, что жильцы не являются участниками правоотношений по обращению с отходами, выполняя муниципальный заказ, МУП «ЖКХ» осуществляет функции по обращению с отходами при размещении отходов населения в рамках осуществления основной деятельности.
Какие виды разрешений есть и кому могут потребоваться?
Если до 1 июля 2015 года получение лицензии на сбор и транспортировку отходов требовалось только для организаций, занимавшихся обезвреживанием и размещением «мусора», то с вступлением в силу нового закона теперь необходимо получить разрешение на все шесть видов деятельности. (лицензия на сбор и транспортирование отходов, лицензия на переработку отходов, лицензия на использование отходов, лицензии на обезвреживание отходов и др.)
Потребоваться лицензия на тот или иной вид обрабатывающей получаемые продукты жизни и функционирования деятельности с может любой организации, то есть юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, осуществляющим какие-либо действия с ними. Это называется лицензирование деятельности по утилизации отходов.
Получение осуществляется в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, или Росприроднадзоре.
Всего выделяется шесть видов лицензий. При этом на одну организацию, осуществляющую те или иные действия с отходами, выдается одна лицензия с указанием всех видов доступной ей деятельности.
Первым видом считается лицензия на сбор и транспортировку отходов, получаемых в процессе жизнедеятельности и функционирования отходов, так как это первый этап во всем процессе их обращения.
При этом требований к лицензированию накоплений (то есть временного хранения сроком не более 6 месяцев) не предъявляется.
Вторым видом будет являться оформленная специальным образом лицензия на транспортирование отходов.
В соответствии с действующим законодательством, транспортировкой будет признаваться перемещение отходов только за границы владений юридического лица или индивидуального предпринимателя, в то время как если такая деятельность осуществляется внутри участка, то она соответствующих лицензий не требует.
Следующим этапом в обращении отходов и, соответственно,третьим видом деятельности считается обработка отходов, которая включает все подготовительные работы перед утилизацией.
Утилизация «мусора», то есть его использование для оказания услуг или производства какой-либо продукции является четвертым видом действий, требующим обязательного разрешения, получения лицензии на утилизацию отходов в связи с вступлением в силу Федерального закона № 458-ФЗ.
В целях уменьшения вредного влияния на окружающую среду его либо сжигают, либо обеззараживают. Эти обращения с ним – пятый вид деятельности, на которую специализированные организации обязаны получить соответствующее разрешение.
Шестой вид представляет финальную стадию деятельности по подготовке отходов к последующей утилизации, обезвреживанию или захоронению, а именно их хранение. Выдается лицензия на размещение отходов, то есть хранение в специально подготовленных местах сроком от 11 месяцев.
Наиболее часто те или иные организации стремятся получить лицензию на обращение, то есть осуществление всего комплекса действий, отдельно сбор, транспортировку и утилизацию.
Если получение разрешения на обращение подразумевает выдачу одного документа на все виды действия, то при оформлении такого разрешения на какие-то отдельные действия, например, на утилизацию, может потребовать получения дополнительных разрешительных документов (например, на какую-то отдельную категорию в зависимости от уровня опасности для экологической среды таких отходов).
Сбор и транспортировка отходов требует своего лицензирования в том случае, если действия осуществляются с отходами, не относящимися к V классу опасности и твердым бытовым.
При получении лицензии на транспортировку отходов этого вида деятельности с отходами в лицензирующий орган необходимо будет предоставить, кроме основного пакета документов, еще также и договора, подтверждающие заключение соответствующего соглашения со специализированными полигонами, на которые транспортировка будет осуществляться.
Как уже говорилось выше, это не касается, тем не менее, вывоза ТБО. В настоящее время лицензия на вывоз мусора не требуется. Это сделано с целью облегчения транспортировки мусора к местам его уничтожения на собственном транспорте.
Требование наличия у организации соответствующего разрешения было отменено в 2012 году.
Так, например, утилизация медицинских отходов требует отдельного разрешения (лицензия на опасные отходы или лицензия на утилизацию медицинских отходов) ввиду особой токсической опасности их для окружающей среды.
В медицинских отходах выделяют пять классов в соответствии с их опасностью, но особого лицензирования требуют только два:
- Класс «Б», то есть потенциально опасные (сюда относятся зараженные инфекцией медицинские инструменты, загрязненные кровью и биовыделениями материалы, использовавшиеся в инфекционных отделениях, а также отходы из этих отделений, непригодная вакцина и медикаменты).
- Класс «В», то есть чрезвычайно опасные (инструменты и материалы, которыми обрабатывались больные, переносящие опасные инфекции). Их сжигание не является безопасным с точки зрения токсического воздействия, по этой причине они должны утилизироваться специальным образом с изоляцией от окружающей среды.
Кроме стандартных требований, предъявляемых к заявителю на лицензирование опасных отходов, персонал такой организации должен иметь достаточный уровень квалификации, так как одного разрешения на утилизацию будет недостаточно, и необходимо будет получать в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору специальное разрешение на утилизацию именно медицинских отходов.
- Федеральный закон от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями на 2 августа 2019 г.).
- Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (с изменениями на 3 апреля 2018 года) (редакция, действующая с 1 января 2019 года).
- Приказ Минприроды России от 01.07.2016 N 379 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности».
- Постановление Правительства РФ № 1062 от 03.10.2015 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности» (с изменениями на 28 декабря 2018 года).
- Постановление Правительства РФ № 903 от 28.08.2015 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору».
- Приказ МПР РФ от 04.12.2014 N 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду».
- Письмо Росприроднадзора № АС-03-03-36/18448 от 16.10.2015 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности».
- Письмо Роспотребнадзора № 01/9615-15-23 от 14.08.2015 «О выдаче санитарно-эпидемиологического заключения».
- Постановление Правительства РФ № 1112 от 17.10.2015 «О внесении изменений в требования к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг».
- Письмо Росприроднадзора № АС-03-03-36/20364 от 17.11.2015 «О лицензировании деятельности (вместе с «Методическими рекомендациями по порядку предоставления гос. услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности»)».
- Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 №7.
- Приказ Минтранса России от 04.07.2011 № 179 «Об утверждении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов» (с изменениями на 2 августа 2017 года).
- Федеральные авиационные правила «Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации», утв. приказом Минтранса РФ от 05.09.2008 № 141.
- Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам (введены в действие на XV заседании СЖТ СНГ 05.04.1996 г.).
- ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка».
Лицензия на международные грузоперевозки. Правила получения допуска ПП №1588
Чтобы получить удостоверение, дающее право ведения деятельности в сфере международных грузоперевозок, обращаются в Федеральные органы по надзору за транспортом. Региональные представители Роспотребнадзора российским автоперевозчикам выдают удостоверение и карточку допуска как в бумажном, так и в электронном виде. Если предпочтете последний вариант, не забудьте, что для оформления потребуется ЭЦП.
Получение, так называемой, лицензии-допуска не достаточно. Для пересечения границы РФ и иностранных государств, включая СНГ, могут потребоваться специальные разрешения. Разовые или многоразовые — зависит от характера груза и дополнительных условий перевозки других стран. Подробнее об этом можно узнать из Закона №127-ФЗ (24/07-98 г.)
Примечание: Полученные документы (бумажный эквивалент) подлежат строгому учету, имеют степень защиты группы «В», принятый в полиграфии. Формы бланков стандартизированы Министерством транспорта РФ, поэтому не предполагают какие-либо изменения, вносимые на региональном уровне.
Документы для получения ИП или ООО лицензии-допуска на грузоперевозки
Российский автоперевозчик, либо лицо его представляющее, для получения права деятельности на осуществление международных грузоперевозок должен собрать пакет документов. Отправить сканы в электронном виде, подписав ЭЦП, через портал Госуслуг, либо передать в Роснадзорные органы копии вместе с Заявкой.
Какие сведения указывают в Заявлении
- Юридическое лицо (ООО): Название организации, адрес, ОГРН/ЕГРЮЛ.
- ИП — ФИО, адрес, паспортные данные, ОГРН.
- Номер налогоплательщика.
- Данные на ТС: тип, марка, модель, госномер, дата выпуска, экологический класс, если присвоен.
- Ответственное должностное лицо.
- Контактные данные: эл. почта, телефон, сайт (если есть).
- Куда отправить решение. В каком виде: электронном или бумажном.
- В какой форме предоставить лицензию-допуск.
Документы для лицензии на грузоперевозки
- Копии справок, подтверждающие права собственности (эксплуатации) транспорта с госрегистрацией;
- документы о финансовом статусе организации (бух. баланс+отчет о результатах работы за последний годовой период, или стоимость недвижимости (имущества), которой обладает компания);
- свидетельство о профкомпетентности автоперевозчика в сфере международных перевозок;
- копия Приказа (Распоряжения) о назначении ответственного должностного лица (искл. ИП, работающий без наемных сотрудников);
- при подаче в бумажном виде следует добавить список-перечень, входящих в пакет документов.
В течение 3 суток проверяют комплектацию переданных сведений. Если все нормально, на проверку отводится 20 дней. После чего принимается окончательное решение о предоставлении лицензии-допуска на грузоперевозки или отказе.
Платная юридическая помощь в выполнении всех разрешительных мероприятий ускоряет процесс, позволяет заказчику избежать дополнительных хлопот и ошибок. Обязательный пакет документов подробно прописан в законе № 128-ФЗ. Помимо учредительных бумаг, понадобится письменное заявление в местное отделение Росприроднадзора, которое инициирует привлечение профильных учреждений по оценке соответствия предприятия нормативным актам.
Окончательная стоимость лицензии на транспортировку отходов рассчитывается индивидуально. Результатом обращения за выдачей письменного разрешения является подтверждение статуса либо отказ в его проведении. По истечении срока действия, потребуется продление.
Во многих регионах отсутствует централизованное водоотведение, также крайне мало очистных сооружений ЖБО в сельских районах. Государственная политика в сфере ЖКХ, осуществляемая Минстроем России, направлена на урегулирование этого вопроса с помощью негосударственных исполнительных организаций. Такими могут стать любые группы предпринимателей, обладающие для этого всем необходимым. Условия вывоза ЖБО устанавливаются соглашением между исполнителем и потребителем. В 2021 году в каждом регионе будет установлен единый тариф вывоза жидких отходов. На данный момент вывоз налажен не полностью, а главная причина этого — действующие организации не могут найти с заказчиками обоюдовыгодные условия для сотрудничества. Жители, настороженные изменением принципов тарификации таких услуг, неохотно заказывают эти услуги и часто имеют для этого основания.