Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как обжаловать постановление по делу об административном правонарушении?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На подачу жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности дается десять дней (статья 30.3 КоАП РФ). Исключение только для постановлений по делам о правонарушениях в ходе выборов: в этих случаях на обжалование дается лишь пять дней.
Срок исчисляется с момента вручения или получения копии постановления. Пропустили срок – в рассмотрении жалобы будет отказано. Впрочем, вы можете попробовать восстановить срок, но для этого вам потребуется представить доказательства, что срок пропущен по уважительным причинам. Если, например, суд направлял вам постановление почтой, а вы вовремя не явились в почтовое отделение, при отсутствии других оснований, срок для подачи жалобы вам не восстановят.
Срок для подачи последующих жалоб, в том числе после вступления постановления о привлечении к административной ответственности в законную силу, такой же – десять дней. Исключение есть только для подачи кассационных жалоб в арбитражном процессе – там срок составляет два месяца.
Куда обжаловать в первую очередь?
Если постановление о привлечении к административной ответственности вынесено судом, жалобу будет рассматривать вышестоящий суд.
Если постановление вынесено должностным лицом (например, сотрудником полиции или каким-нибудь государственным инспектором), жалобу может рассмотреть либо вышестоящее должностное лицо, либо районный суд по месту рассмотрения дела.
К кому обращаться – выбирает тот, кто подает жалобу. Если пожалуетесь одновременно и в суд, и в вышестоящий орган, жалобу рассмотрит только суд. Если же пожалуетесь только в вышестоящий орган, то после вынесения решения по жалобе вы сможете пожаловаться еще и в суд (об этом – ниже).
Если постановление вынесено коллегиальным органом (например, комиссией по делам несовершеннолетних), жалобу рассматривает районный суд по месту нахождения коллегиального органа.
Если лицо привлекается к ответственности не по статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а по региональному закону об административных правонарушениях, и постановление вынесено специально созданным региональным органом, жалобу рассматривает районный суд по месту рассмотрения дела.
Необходимо пояснить, что значит «жаловаться в районный суд по месту рассмотрения дела». Местом рассмотрения является не место нахождения административного органа и его должностного лица, которое вынесло обжалуемое постановления. Место рассмотрения определяется, исходя из места совершения правонарушения. А оно всегда указывается в обжалуемом постановлении.
Разница между протоколом и постановлением
Главным отличие протокола и постановления заключается в том, что протокол не имеет последствий привлечения лица к определённым обязанностям, в отличии от постановления. В протоколе указаны обстоятельства, определённые факты, доказательства виновности, а также ваше согласие или несогласие о совершенном правонарушении.
Обжаловать протокол в соответствии с главой 22 КоАП РФ нельзя. Постановление же наоборот, это основание привлечения лица к ответственности. В нём указываются основания виновности/невиновности, а также наказание.
Таким образом, возбуждается дело – составляется протокол, рассматривается дело – выносится постановление.
Причины для обжалования протокола
В КоАП РФ нет обжалования протокола об административном правонарушении, но есть можно обжаловать постановление о применении наказания за совершение такого деяния. Протокол и постановление – разные процессуальные документы. Закон предусматривает следующие основания для обжалования административного правонарушения:
- в протоколе, представителем правопорядка были указаны неверные или неправдивые сведения;
- протокол составлен с нарушением норм законодательства;
- описанные в протоколе действия имели вынужденный характер с целью избегания более серьёзных последствий. Например, водитель выехал на полосу встречного движения, чтобы избежать столкновения с другим автомобилем. То есть, нарушение ПДД было совершено вынужденно. Постановление можно будет оспорить.
Чтобы доказать свою невиновность и неправомерные действия уполномоченного органа, необходимо предъявить доказательства. Это могут быть показания свидетелей, фото-, видеоматериалы, прочие сведения.
Особенности обжалования протокола
Протокол – это первичный документ, на основании которого строится всё дело об административном деянии. Его нельзя оспорить! Но у обвиняемого есть право дать свои замечания по делу, не согласиться с изложенным в документе. Все пометки необходимо делать письменно, заверять их своей подписью, рядом ставить дату, когда они были сделаны. Это нужно для того чтобы сократить риски фальсификации сведений.
Нередко протоколы выписываются на нарушения, совершаемые в сфере торговли. Для обжалования нужно обращаться в Роспотребнадзор. Эта организация проводит плановые и внеплановые проверки любых торговых точек, которые ведут свою деятельность на территории России, а также предприятий и предпринимателей, задействованных в торговой сфере.
Проводится проверка, результатом которой может стать акт об обнаруженных правонарушениях. Например, продажа некачественных и просроченных товаров. На основании акта составляется протокол о совершённом правонарушении. Руководство Роспотребнадзора или суд вынесет постановление о применении штрафных санкций.
Вне зависимости от того, кем является нарушитель, ему должны быть вручена копия протокола. На его основании он будет строить свою линию защиты, он будет опираться на изложенные в документе факты.
Причины для обжалования постановления об административном правонарушении
Что можно назвать объективными причинами по отмене постановления? Приведем примеры:
- составление протокола по административному нарушению не самим инспектором, а, к примеру, стажером;
- неверная квалификация правонарушения и как результат незаконное вынесение постановления;
- были использованы недопустимые доказательства, такие как измерение алкогольного опьянения прибором, который не сертифицирован;
- составление протокола с явным нарушением требований законодательства;
- в случаях, когда должны были быть понятые, их не было или это были сотрудники милиции;
- отсутствие в составленном протоколе необходимых сведений, как было зафиксировано правонарушение. Например, сведений о приборах, при помощи которых оно было выявлено;
- если постановление вынесено после истечения срока, в который можно быть привлеченным к административной ответственности. Это составляет 2 месяца с момента совершения этого правонарушения (статья 4.5. КоАП РФ);
- есть еще один вариант, когда вы получили постановление, рассмотренное без вашего ведома. То есть вам не было сообщено о месте и времени рассмотрения дела должным образом. Но только стоит помнить, что неважно читали вы это уведомление или нет, если оно пришло по вашему месту прописки.
Вышеописанные и много других причин могут быть рассмотрены в суде как существенные факторы и ваше постановление может быть отменено или изменено.
Но стоит упомянуть какие факторы существенными не являются, поскольку об этом лучше узнать заранее. Итак, на какие нарушения не стоит обращать внимание:
- различные грамматические и орфографические ошибки. Это, возможно, признак несовершенного образования лица писавшего постановление, но к делу это отношения не имеет;
- неверная квалификация нарушения в протоколе. Протокол может содержать такую ошибку, но важно постановление, в котором квалификация может быть указана верно;
- если протокол содержит недостатки, которые могут быть исправлены при рассмотрении дела. Так, личность правонарушителя, дата и прочие данные могут быть уточнены и вынесено постановление;
- нарушенные сроки, когда составлен протокол (двое суток с момента выявления противоправного деяния). Это несущественное нарушение с точки зрения суда.
Эти нарушения не будут рассмотрены как веские причины к отмене вашего штрафа, вы только потратите время.
Чего ждать? Наказать… нельзя… помиловать
Как в случае со знаменитым предложением, где решение поставить запятую решает судьбу, так и решение суда. Суд или орган, куда вы направили жалобу, может рассмотреть со следующими последствиями для обжалованного постановления и вас:
- жалобу оставят неудовлетворенной, а постановление об административном нарушении без изменений. В этом случае вы обязаны будете либо понести ответственность, либо дальше обжаловать решение суда в более высоких инстанциях;
- постановление будет изменено. Возможно, новое постановление будет иметь другую меру административного наказания согласно объективных причин;
- постановление будет отменено и дело закрыто. Это и есть ваша победа, значит, вам не грозит взыскание и вы можете жить спокойно;
- постановление будет отменено, а дело вернут на новое рассмотрение.
Отменяем административные штрафы из-за пропуска срока
Источник: Юридический портал «Право.ру»
Станислав Матюшов, Старший Юрист Арбитражной практики
Административная ответственность для бизнеса – это главным образом штрафы, которые достигают многих сотен тысяч рублей, а то и миллионов. Но наказания можно оспорить в суде, если к тому есть основания. Например, если чиновники допустили серьезные процессуальные нарушения. Одно из них – пропуск срока привлечения к ответственности.
«Мы первым делом проверяем сроки, когда получаем от клиентов постановление на обжалование, – делится руководитель группы административно-правовой защиты бизнеса Пепеляев Групп Наталия Травкина. – Это самое очевидное основание отменить акт о назначении наказания».
Срок давности привлечения к административной ответственности является пресекательным, то есть его нельзя продлить, обращает внимание Станислав Матюшов из VEGAS LEX.
Как выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление. Это может быть постановление как о назначении административного наказания, так и о прекращении производства по делу об административном правонарушении (ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ).
Основанием для вынесения последнего могут стать случаи, указанные в ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ, например, если истек срок давности привлечения к ответственности (п. 6 ч. 1 ст. 24.5, п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ).
Согласно гл. 23 КоАП РФ вынести постановление может как должностное лицо уполномоченного органа, так и судья. От этого будет зависеть, куда именно нужно обратиться за обжалованием.
В определенных случаях дела об административных правонарушениях могут рассматривать также и судьи арбитражных судов.
Однако они выносят не постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, а принимают решение об отказе в удовлетворении требования административного органа (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, ч. 2 ст. 206 АПК РФ).
Такое решение обжалуется в порядке, предусмотренном АПК РФ.
Далее в материале рассматривается порядок обжалования постановления о прекращении дела об административном правонарушении, вынесенного в порядке, предусмотренном КоАП РФ.
Куда подать жалобу на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении
Это зависит от того, куда вы обжалуете такое постановление.
Если вы обжалуете его в районный суд или вышестоящий орган (его должностному лицу), то жалобу можно подать (ч. 1, 3 ст. 30.2 КоАП РФ):
• судье, в орган (его должностному лицу), которым вынесено постановление. В течение трех суток он сам передаст ее со всеми материалами в соответствующий суд, вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу);
• непосредственно в суд, вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), которые будут ее рассматривать.
Если вы обжалуете постановление в арбитражный суд, то заявление вы можете подать в суд (ч. 1 ст. 208 АПК РФ):
• по адресу или месту жительства заявителя;
• по адресу того органа, который вынес постановление.
Комментарий к Статье 30.1 КоАП РФ
1. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении выступает важной процессуальной гарантией защиты конституционных прав и свобод и привлечения к административной ответственности.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана по желанию лицом, в отношении которого оно вынесено, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем (см. комментарии к статьям 25.1 — 25.5 КоАП).
Кроме того, возможно принесение протеста прокурором на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении (см. комментарий к статье 30.10 КоАП).
Установлен срок в размере 10 суток для подачи жалобы, который исчисляется со дня вручения или получения копии постановления по делу (см. комментарий к ст. 30.3 КоАП).
2. В соответствии со ст. 245 ГПК дела об обжаловании постановления по делу, вынесенного судьей районного суда, мировым судьей, относятся к делам, возникающим из публичных правоотношений.
На основании письма Верховного Суда РФ от 20.08.2003 N 1536-7/общ даны разъяснения о порядке вступления в силу постановлений и/или решений по делам об административных правонарушениях в случае их обжалования.
Так, подача и рассмотрение жалоб осуществляются согласно пункту 3 статьи 30.9 в порядке, установленном статьями 30.2 — 30.8 КоАП. Возможности обжалования решения судьи областного или другого соответствующего ему суда в таком же порядке КоАП не предусматривает, следовательно, оно вступает в законную силу немедленно после вынесения (пункт 3 статьи 31.1 КоАП).
Если дело рассматривалось несудебным органом (должностным лицом), то его постановление может быть обжаловано в районный суд (подпункты 2, 3 пункта 1 статьи 30.1 КоАП), а решение судьи районного суда, принятое по жалобе, — в вышестоящий суд, т.е. в областной или другой соответствующий ему суд (пункты 1 и 2 статьи 30.9 КоАП).
Если дело рассматривалось мировым судьей или судьей районного суда, то его постановление может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 30.2 — 30.8 КоАП, только в вышестоящий суд, соответственно в районный суд либо в областной или другой соответствующий ему суд (пункт 1 статьи 30.1 КоАП).
Возможности обжалования в таком же порядке решения судьи вышестоящего суда статья 30.9 КоАП не предусматривает, следовательно, оно вступает в законную силу немедленно после вынесения (пункт 3 статьи 31.1 КоАП).
В дальнейшем возможен только пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях лицами, указанными в пункте 3 статьи 30.11 КоАП, по протестам должностных лиц органов прокуратуры, перечисленных в пункте 2 той же статьи, и жалобам лиц, указанных в статьях 25.1 — 25.5, пункте 1 статьи 30.1 КоАП.
3. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано военнослужащими (гражданами, проходящими военные сборы) в гарнизонный военный суд (статья 29.5 КоАП), а вынесенное судьей гарнизонного военного суда обжалуется в окружной (флотский) военный суд.
Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное районной (городской), районной в городе комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, обжалуется в районный суд по месту нахождения соответствующей комиссии.
Постановление по делу, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано одновременно в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу и в районный суд по месту рассмотрения дела; жалоба в этом случае подлежит рассмотрению районным судом по месту рассмотрения дела.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается (см. комментарий к части 5 статьи 30.2 КоАП).
4. Подведомственность судьям арбитражных судов по делам об административных правонарушениях устанавливается абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП в отношении дел об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Данные дела рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК, с особенностями, установленными в § 2 гл. 25 АПК (см. ч. 1 ст. 207 АПК). Согласно ч. 2 ст. 207 АПК производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
При решении вопроса о порядке обжалования судебного акта судьи арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности необходимо руководствоваться ч. 3 ст. 30.1 КоАП и нормами арбитражного процессуального законодательства, но не пунктом 1 части 1 статьи 30.1 КоАП.
Порядок подачи заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности регулируется статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 27.12.2005, с изм. от 02.03.2006) (Российская газета. 2002. 27 июля).
Однако имеет место коллизия права в отношении уплаты государственной пошлины по данной категории дел в рамках арбитражного процесса, так как между нормами Налогового кодекса и нормами АПК РФ существуют противоречия. Так, ст. 333.37 Налогового кодекса не содержит положений об освобождении от уплаты государственной пошлины заявителей при подаче заявлений об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а также заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Между тем ч. 2 ст. 329 и ч. 4 ст. 208 АПК РФ, содержащие соответствующие положения о том, что такие заявления государственной пошлиной не оплачиваются, не отменены.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 (ред. от 02.06.2004) «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Вестник ВАС РФ. 2003. N 3; Специальное приложение к Вестнику ВАС РФ. 2005. N 12) определяет, что при применении данной нормы необходимо иметь в виду, что в предусмотренном ею порядке подлежат обжалованию постановления, вынесенные уполномоченными органами или должностными лицами, но не судами общей юрисдикции по подведомственным им делам.
5. В таком же порядке обжалуется определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с предписаниями ч. 4 ст. 30.1 КоАП, т.е. в зависимости от того, каким органом или должностным лицом вынесено такое определение.
6. По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение (см. комментарий к ст. 30.7 КоАП).
Как написать апелляционную жалобу
Как и любое обращение, жалоба должна содержать:
- наименование суда, в который она адресована. Напомним, что при обжаловании постановлений мирового суда в качестве получателя указывать нужно районный суд, а при несогласии с решениями районного суда – областной.
- необходимо указывать свои данные, адрес проживания и телефон, можно также отразить и электронный адрес. Если решением затронуты чьи-то права, можно указать заинтересованное лицо (например, если обжалуется решение по признании законными действий ИФНС, нужно указать это ведомство);
- в тексте лаконично и понятно указать, какое решение было принято и почему вы с ним не согласны;
- желание участвовать в разбирательстве во второй инстанции или, если это допускается, указать возможность рассмотрения проблемы без вашего участия, к примеру : «…. Прошу рассмотреть мою жалобу в мое отсутствие». Если суд придет к выводу о возможности разрешения ситуации без вашего присутствия, в упрощенном порядке, то других лиц тоже не будут вызывать.
- просьбу о том, что необходимо сделать суду второй инстанции – отменить предыдущее решение, прекратить производство, изменить постановление.
- если имеются дополнительные материалы, которые так или иначе подтверждают вашу позицию, их копии следует приобщать. Если вы ссылаетесь только лишь на доказательства, которые уже и так имеются в административном деле, приобщать их еще раз необходимости нет.
- не забудьте поставить число и подпись. Апелляционную жалобу по делу об административном правонарушении может составить и подписать представитель, тогда нужно будет приложить копию доверенности на него.
Порядок обжалования постановления об АП
Порядок обжалования постановления об административном правонарушении предусматривает, что оспорено может быть решение, оформленное:
- судьей — в вышестоящий судебный орган;
- коллегиальным органом — в суд районного уровня по месту нахождения этого коллегиального органа;
- должностным лицом — компетентному лицу или в соответствующий орган, имеющий более высокое административное положение, или в районный суд. Например, обжалование постановления об административном правонарушении ГИБДД, оформленного сотрудником этого органа, направляется начальнику ГИБДД или заместителю руководителя;
- другим органом, образованным с учетом положений законов субъектов РФ, — в районный суд (п. 1 ст. 30.1 закона № 195-ФЗ).
Апелляционное обжалование по административным делам
При упрощенном производстве по административным делам решение суда вступает в законную силу по истечении 15 дней, при обычном порядке – спустя один месяц. Апелляционная жалоба должна быть подана до истечения указанных сроков – 15 дней и 1 месяц соответственно с момента принятия решения суда в окончательной форме, то есть до вступления решения в законную силу. Исключением являются административные иски об оспаривании правового акта о самороспуске или закона региона о роспуске представительного органа, о помещении иностранца в специальное учреждение или госпитализации в психиатрическую больницу и другое, предусмотренное статьей 298 КАС РФ.
Важно! В случае, когда срок обжалования истек, апелляционная жалоба по административным делам подается вместе с ходатайством о восстановлении срока (либо в тексте жалобы указывается просьба об этом), в противном случае жалоба будет возвращена заявителю.
При принятии жалобы судом к производству документ рассматривается по всем правилам судебного разбирательства, в том числе, с извещением лиц, участвующих в деле. Верховный суд Республики, краевой, областной, суд города федерального значения, окружной военный суд рассматривают апелляционные жалобы в срок не более 2-х месяцев с момента их принятия в суд апелляционной инстанции. Верховный Суд РФ рассматривает поступившую жалобу в срок не более 3-х месяцев с момента ее поступления.
Важно! Судебное разбирательство проводится коллегиально и ведется председательствующим судьей. Судом в ходе апелляционного разбирательства могут быть приняты новые доказательства по делу только в том случае, если заявитель сможет подтвердить объективность невозможности их предоставления в суд первой инстанции.
Комментарий к статье 31.1 КоАП РФ
1. Момент, с которого постановление о назначении административного наказания и постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении вступают в законную силу, и регулируется данной статьей.
Устанавливаемый порядок вступления указанных постановлений и решений в законную силу согласуется с положениями статей 30.1 и 30.9 КоАП РФ (см. комментарии).
Необходимо отметить, что обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, вынесшего постановление, по общему правилу через 10 дней после вынесения постановления, определения.
В случае рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении и (или) на последующее решение по жалобе, протесту вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении направляется судье, уполномоченному обращать его к исполнению, в течение 3 суток со дня его вступления в законную силу.
Если постановление по делу об административном правонарушении не было обжаловано или опротестовано в установленные сроки, оно направляется в орган, должностному лицу, уполномоченным обращать его к исполнению, в течение 3 суток со дня его вступления в законную силу, а в случае рассмотрения жалобы, протеста — со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда или от должностного лица, вынесших решение.
Основные нюансы протокола и постановления
Основные нюансы протокола и постановления нужно узнать, так как это два разных документа. Протокол – это бумага, в которой фиксируется совершенное нарушение правопорядка, носящее административный характер. По сути, такой документ просто подтверждает факт, что нарушение порядка (по нормам КоАП РФ) было. Мера наказания (ответственности) в этой бумаге не прописывается, но указываются законодательные нормы, по которым может быть назначена ответственность, и детально фиксируется допущенное нарушение.
В отдельных случаях оформление протокола не выполняется. Вместо него сразу же составляется постановление. Это документ, в котором сразу указывается наказание для административного правонарушителя. Под такими ситуациями понимаются следующие:
- открытие сотрудниками прокуратуры административного дела;
- нарушения ПДД, которые были зафиксированы с помощью специальной техники стационарного типа;
- вынесение штрафов непосредственно на месте, где был совершен ненадлежащий поступок, или же получение предупреждения;
- наложение санкций (по нормам исполнительного производства) за то, что требования приставов были проигнорированы.
Протокол, в принципе, является главным основанием составления постановления, свидетельствующим о необходимости привлечения гражданина (или же юридического лица) к административной ответственности. Санкции устанавливаются КоАП, и они очень отличаются. Чаще всего назначается штраф, но при совершении более серьезных проступков можно говорить о конфискации или аресте имущества, лишении прав (преимущественно водительских), запрещении ведения определенной деятельности и т. д. Когда виновником правонарушения является иностранное лицо, мерой наказания может быть даже депортация из РФ (зависит от вида нарушения).
Виды административных правонарушений
Виды преступлений административного характера определены в законодательстве РФ. Ответственность влечет за собой назначение штрафа, размер которого зависит от типа и степени нарушения закона. Какие правонарушения относятся к таковым:
- Посягающее на право граждан избирать кандидатов в управленческие структуры;
- Затрагивающие здоровье, нравственность, сан-эпидемологическую ситуацию в обществе;
- Прав охраны собственности;
- В области охраны природы и использования природных ресурсов;
- В промышленном производстве, строительных и энергетических работах;
- В сельскохозяйственных работах, лечении животных и мелиорации аграрных площадей;
- В управлении транспортом и правилах безопасности во время управления им;
- В правилах дорожного движения;
- В информационной сфере;
- В сфере предпринимательства и работе с финансами;
- Таможенного дела;
- Связанные с игнорированием постановлений государственных институтов власти;
- Пограничного права и режима нахождения иностранцев на территории РФ;
- Общественного порядка и порядка управления;
- Воинского учета.
Акт о нарушении законодательной нормы пишется на основании п. 109 Приказа Министерства Внутренних Дел РФ номер 185. Итак, за что могут выписать протокол об административном правонарушении:
- Выявляют административное правонарушение, если сотрудник не может сам рассмотреть дело;
- Нарушитель оспаривает правонарушение, есть событие преступления и на нарушителя наложено взыскание;
- Обнаружение административного правонарушения, сделанного лицом, достигшим 16 лет.