Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Переселение из аварийного жилья. Споры с местными администрациями». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно указаниям законов субъектами жилищно-правовых отношений являются наниматели муниципального жилья на основе соглашения соцнайма, собственники квартир, а также выполняющие надзор за реализацией государственных программ государственные и муниципальные органы.
Что понимать под равнозначным жильем
Критерием равнозначности предоставляемого жилого помещения, исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ, является его соответствие ранее занимаемому по площади.
При этом, несмотря на фактическое ухудшение условий проживания, предоставление, например, вместо трехкомнатной квартиры хотя и равной по площади, но двухкомнатной или, скажем, вместо двух изолированных комнат двух смежных не является противоречащим закону (определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.04.2017 № 81-КГ17-2, определение Верховного Суда РФ от 03.11. 2015 № 1-КГ15-10).
И еще один момент! Когда семья в аварийном доме живет в стесненных условиях — 30 кв.м общей площади на 5-6 проживающих человек (при этом семья стоит на очереди для получения квартиры большей площади) и им предоставляют по программе переселения квартиру такой же площади — это нормальная практика. (п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»). Вместе с тем, предоставление нового жилья в указанной ситуации не лишает права семьи состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и впоследствии претендовать на получение квартиры с большей площадью.
Могут ли требовать доплату при переселении?
Чтобы ответить на этот вопрос, следует рассмотреть два случая:
-
Первое дело, в котором разбирался Верховный суд, касалось доплаты за площадь. Может ли власть требовать доплаты, если собственник получает большую квартиру? По решению суда, нет, не может. Но с оговоркой: если собственник сам готов доплатить и получить жилье большего метража, никаких проблем нет. Но если жильцы не готовы ничего доплачивать, администрация передаст равнозначное жилье (или лучшее, но без всяких доплат). Подобная ситуация произошла в Архангельске. Новую квартиру оценили в 4000000 рублей, а старую в доме 2500000 рублей. Администрация потребовала доплату, но граждане отказались и обратились в суд. Суд признал правыми собственников квартир, но после оспаривания решения на основании законодательства жильцам в иске отказали. Жильцы барака не остановились на этом и обратились в Верховный суд. Суд уточнил, что источником финансирования в данном случае являются не граждане, а деньги фонда, местного и областного бюджета. Дело было снова пересмотрено;
-
В Рязанской области возникла следующая ситуация. У женщины была однокомнатная квартира площадью 25 м2 на 2 этаже с индивидуальным отоплением. После того, как здание признали аварийным, гражданке предложили замену: «однушка» площадью 20 м2 на пятом этаже с центральным отоплением, плюс на стенах уже виднелась плесень. Чиновники свое упущение не признали и обратились в суд. Они решили забрать жилье и выплатить женщине сумму в 215000 рублей. Суд подобное предложение одобрил. Жительница Рязанской области объяснила, что отказалась не от равнозначного, а от худшего варианта, но местный суд ее не услышал. И тогда женщина обратилась в суд Верховный. Судьи взяли сторону гражданки, и дело было отдано на новое рассмотрение.
Переселение из аварийного жилья: судебная практика
Гражданам, переселяемым из аварийного жилья, должны предоставить благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому. Право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях по нормам предоставления, при этом, сохраняется.
В конце 2014 года Верховный суд РФ объединил наиболее значимые дела в Обзоре судебной практики. Среди опубликованных дел – гражданское дело о переселении семьи из аварийной квартиры.
Местная администрация обратилась в суд с иском к гражданам (семье, состоящей из шести человек) о переселении их из муниципальной аварийной квартиры.
Суд первой инстанции отказал администрации в удовлетворении исковых требований.
Отказывая в удовлетворении иска, суд пришёл к выводу о том, что предоставляемое жилое помещение не отвечает требованиям закона, поскольку ответчики состоят на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем должны быть обеспечены жилой площадью по нормам предоставления. Вместо этого в рамках указанной выше адресной программы одному из ответчиков на состав семьи из шести человек предоставлена однокомнатная квартира.
Местная администрация обжаловала решение, но суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации данные выводы судов признала незаконными по следующим основаниям.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является одним из условий участия субъекта в реализации указанного федерального закона и получения финансовой поддержки на её реализацию за счёт средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (п. 11 ч. 1 ст. 14, ст. 16 Федерального закона N 185-ФЗ).
Согласно паспорту областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда целями и задачами этой программы являются: улучшение условий проживания граждан, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, ликвидация существующего аварийного жилищного фонда. Указанной программой установлены сроки переселения жильцов аварийных домов.
Частью 3 ст. 16 Федерального закона N 185-ФЗ определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с данным федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населённого пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населённого пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован ст. 86-89 ЖК РФ.
В силу ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86-88 названного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населённого пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населённого пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населённого пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на таком учёте, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Федеральный закон N 185-ФЗ не относится к числу законов, на которые указывает отсылочная норма ч. 1 ст. 89 ЖК РФ.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации”, в случае выселения граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учёте (ст. 55 ЖК РФ).
Предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Жилое помещение, в которое ответчики отказывались переселяться, было предоставлено им в связи с расселением аварийного дома, а не в связи с улучшением жилищных условий в порядке ч. 1 ст. 57 ЖК РФ.
При таких обстоятельствах отказ суда в иске по мотиву необходимости обеспечения ответчиков жильем по нормам предоставления, противоречит указанным выше предписаниям закона.
Поскольку вопрос о равноценности жилого помещения, предоставляемого ответчикам в рамках реализации областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, применительно к положениям ст. 89 ЖК РФ судами не был рассмотрен, Судебная коллегия Верховного Суда РФ, отменив состоявшиеся по делу судебные постановления, направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Переселение из аварийного жилья. Споры с местными администрациями
Недавно Верховный Суд РФ обобщил судебную практику рассмотрения дел по спорам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого помещения либо многоквартирного жилого дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Одновременно судьями был выработан ряд рекомендаций разрешения подобных споров, предметом которых зачастую является бездействие и ненадлежащее исполнение органами местного самоуправления своих обязанностей в сфере жилищного строительства.
Впрочем, как показала судебная практика, подавая в суд иски, заявители нередко сами пытаются нарушить административный порядок признания своего жилья аварийным, обойдя его через суд. Причиной этого является банальное незнание закона. В качестве примера в Обзоре, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 года, приводятся действия истицы, заявившей в суд требования о признании своей квартиры непригодной для проживания, а также не подлежащей восстановлению путем реконструкции и ремонта.
Суды, отказывая в удовлетворении данных требований, сослались на то, что решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии и не входит в полномочия судебных органов. Данная комиссия создается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта или органом местного самоуправления, то есть в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду.
Иными словами, решить вопрос о признании жилья аварийным через суд, минуя спецкомиссию, нельзя. Равным образом нельзя обязать и местные администрации признать жилые здания аварийными, непригодными для проживания и предоставить заявителям новые жилые помещения. Понуждение администрации к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий.
ВС РФ поддерживает данную позицию, отмечая, что заявительница может обратиться в суд лишь в одном случае. А именно тогда, когда будет налицо бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решения, связанного с признанием жилого помещения непригодным для проживания.
Как определяется рыночная стоимость ветхого жилья
Программа переселения из ветхого жилья предполагает выдачу собственнику, при наличии его согласия, денежной компенсации, срок выплаты определяется по соглашению с собственником в индивидуальном порядке.
В соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, размер выкупной стоимости жилья, признанного ветхим или аварийным, рассчитывается с учетом таких факторов, как:
- рыночная стоимость квартиры, подлежащей выкупу;
- расходы, которые понес собственник в связи с выкупом квартиры;
- расходы, возникшие в связи с переездом, а также поиском другого жилья для его дальнейшего оформления;
- расходы владельца, возникшие в связи с прекращением обязательств в досрочном порядке, при этом учитывается обязательство по возмещению упущенной выгоды.
Условия принудительного изъятия жилья
На законодательном уровне допускается изъятие жилых объектов недвижимости при возникновении определенных обстоятельств.
В законе установлен порядок и условия для изъятия жилья, предоставления денежной компенсации взамен аварийных помещений. Такие нормы установлены в Жилищном кодексе РФ, а также в других отдельных законодательных актах.
Жители аварийного дома принудительно переселяются на основании решения суда в случаях:
Возникновения необходимости изъятия участка земли под домом | для публичных нужд (например, размещения социально значимого объекта) |
Признания жилого дома аварийным в ходе независимой экспертизы | жилье подлежит сносу или капитальному ремонту в соответствии с положениями ст. 86, 89 ЖК РФ |
Прекращения права собственности на объект недвижимости | в этом случае владелец жилья должен освободить его по требованию нового собственника |
Использования жилья не в соответствии с его назначением | некоторые жители не по назначению пользуются жилплощадью, что вызывает нарушение прав владельцев соседних помещений, к возникновению экстренных обстоятельств, способных причинить вред жизни и здоровью гражданам |
Причины признания дома аварийным
Условия признания жилых помещений аварийными разработаны минстроем еще в 2006 году. Они закреплены Постановлением Правительства РФ от 2006 года № 47.
№ п/п | Условия | Комментарии |
---|---|---|
1 | Плохое состояние объекта | Высокий уровень физического износа отрицательно повлиял на надежность несущих конструкций. Вследствие чего дальнейшее проживание в доме опасно для жизни. |
2 | Негативное влияние окружающей среды | Особенности окружающей среды по месту расположения объекта отрицательно влияют на здоровье граждан или сохранность здания. |
Признание жилья аварийным
Согласно ст. 12 – 14 ЖК РФ, органы, на чьем балансе находится здание, могут признать его аварийным. Сама процедура признания жилья аварийным регулируется нормами, изложенными в Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47. В п. 34 Постановления определены основания для признания дома аварийным. Решение принимает межведомственная комиссия, если техническая экспертиза установит, что несущие конструкции либо само здание находятся в аварийном состоянии, характеризующимся наличием разрушений, повреждений или деформации, создающими угрозу обрушения или крена дома.
Дополнительно применяется расчет износа дома и его несущих конструкций. Для зданий, построенных из кирпича, панели, железобетона и т. д., износ не должен превышать 70 %. Для деревянных зданий — не более 65 %. Межведомственная комиссия на основании полученных данных направляет акт обследования в тот орган власти, на чьем балансе находится здание.
Областная (городская, поселковая) администрация в 30-дневный срок после получения акта обследования принимает решение о признании дома аварийным, после чего направляет всем собственникам и нанимателям проекты изъятия их помещений. Срок выселения из аварийного дома зависит от степени опасности, грозящей жильцам, и определяется федеральным законодательством.
Процедура выселения производится добровольно, за исключением случаев, когда стороны не пришли к соглашению. В такой ситуации выселение из аварийного дома может производиться в судебном порядке — остаться проживать в таком жилье собственнику или нанимателю не позволят. Сама процедура выселения производится судебными приставами по нормам исполнительного производства.
Важно! Принудительное выселение из аварийного жилья допускается, если владельцу предварительно и равноценно возмещено изъятие его собственности (ст. 32 ЖК РФ).
Собственнику будет выплачено возмещение за утраченное жилье, размер которого будет определен судом, после чего он будет выселен из квартиры и снят с регистрационного учета. После выплаты возмещения администрация полностью снимает с себя ответственность перед собственником помещения.
Наниматель также может быть решением суда принудительно выселен из аварийного жилья и переселен в другую квартиру по договору социального найма. При этом ему, как и владельцу квартиры, придется оплатить судебные расходы (госпошлину), если суд удовлетворит иск администрации.
Признание дома аварийным и подлежащим сносу
Здание признается аварийным после заключения жилищной комиссии, которая выявила в ходе осмотра повреждения угрожающие дальнейшему проживанию людей в данном объекте.
Существуют стандарты, позволяющие выявить степень износа дома. Все они указаны в Постановлении правительства . Исключением является частный сектор. Расположенные в нем здания признаются аварийными на усмотрение местных властей.
Это не означает, что муниципалитет халатно отнесется к проверке таких объектов. Если жильцы попросят провести осмотр технического состояния здания, а комиссия выявит аварийность, то людей, скорее всего, переселят. В противном случае при обрушении дома и причинении вреда здоровью чиновникам грозит уголовная ответственность.
Дом признается аварийным в случаях:
Износа опорных перекрытий и фундамента: деревянных-65%, каменных-70%. | При условии наличия видимых повреждений. |
Расположение объекта недвижимости. | Дом должен находиться на пригодной для жизни территории. Например, если рядом появилась промышленная зона, это считается нарушением и дом признается аварийным. |
Отсутствие инженерных систем. | В доме должна быть канализация, вода, свет, отопление, газ. В строениях имеющих два этажа, допускается отсутствие канализации и водопровода. |
Нарушение норм СЭС. | Шум, электромагнитные излучения, вибрации, радиационный фон. |
Не подлежат выселению граждане, чей дом признан ветхим. Понятие ветхости не отображено в законодательстве, зато используется жилищной комиссией. Ветхим домом является строение, требующее ремонта, но неугрожающие жизни и здоровью жильцов.
При одинаковых показателях износа несущих конструкций особое внимание уделяют состоянию фундамента и перегородок. При видимых повреждениях дом признают аварийным, при их отсутствии ветхим.
Выкупная цена может быть предоставлена в счет изымаемой жилплощади. Размер устанавливается местными органами власти в зависимости от рыночной стоимости недвижимости. Нередки случаи, когда муниципалитеты стремятся снизить выкупную цену за квартиру, обосновывая это ветхостью, малой развитостью близлежащей инфраструктуры и другими малопонятными формулировками. Несогласие жильца с выкупной стоимостью жилья влечет судебное разбирательство, которое должно быть начато не позднее двух лет со дня принятия муниципалитетом решения о переселении гражданина и его семьи.
Плата за найм аварийного жилья не взимается. Данное правило справедливо для жильцов, дома которых были в установленном порядке признаны таковыми.
Если предоставляемое новое жилье не устраивает жителя аварийного дома, и он не желает переезжать в другой город – не стоит подаваться влиянию муниципальных органов власти, можно просто отказаться от переселения и получить выкупную цену за аварийную квартиру. В этом случае местные органы власти выкупят квартиру, а собственник за полученные деньги может приобрести себе новое жилье. При получении отказа собственника от нового жилья, органы власти негативно относятся к такому шагу, и для ускорения расселения могут предложить вариант жилья более лучшего по размеру, в том же районе, где находилась и прежняя аварийная квартира. Если квартира в собственности, и лицо все же настаивает на выселении, то решение данного вопроса проводится в судебном порядке. Иск подают органы местного самоуправления о принудительном выселении из аварийного жилья и переезде в новую квартиру.
Переселение из аварийного жилья. Споры с местными администрациями
Недавно Верховный Суд РФ обобщил судебную практику рассмотрения дел по спорам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого помещения либо многоквартирного жилого дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Одновременно судьями был выработан ряд рекомендаций разрешения подобных споров, предметом которых зачастую является бездействие и ненадлежащее исполнение органами местного самоуправления своих обязанностей в сфере жилищного строительства.
Впрочем, как показала судебная практика, подавая в суд иски, заявители нередко сами пытаются нарушить административный порядок признания своего жилья аварийным, обойдя его через суд. Причиной этого является банальное незнание закона. В качестве примера в Обзоре, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 года, приводятся действия истицы, заявившей в суд требования о признании своей квартиры непригодной для проживания, а также не подлежащей восстановлению путем реконструкции и ремонта.
Суды, отказывая в удовлетворении данных требований, сослались на то, что решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии и не входит в полномочия судебных органов. Данная комиссия создается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта или органом местного самоуправления, то есть в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду.
Иными словами, решить вопрос о признании жилья аварийным через суд, минуя спецкомиссию, нельзя. Равным образом нельзя обязать и местные администрации признать жилые здания аварийными, непригодными для проживания и предоставить заявителям новые жилые помещения. Понуждение администрации к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий.
ВС РФ поддерживает данную позицию, отмечая, что заявительница может обратиться в суд лишь в одном случае. А именно тогда, когда будет налицо бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решения, связанного с признанием жилого помещения непригодным для проживания.
Кому положена квартира, а кому — деньги
Есть два типа жильцов: собственники квартир и наниматели по договору социального найма не приватизировавшие жилье. Условия расселения для них разные.
Нанимателям взамен жилья в аварийном доме положена равнозначная по площади и количеству комнат квартира — также в социальный наем. Денежная компенсация им не положена! Новое жилье должно быть в этом же населенном пункте. Однако выбрать район удобный для проживания нельзя! Предоставить квартиру в другом населенном пункте региона могут только с согласия жильцов. Попал дом в региональную программу или нет при этом значения для нанимателей не имеет! ст. 86, ч. 1 ст. 89 ЖК РФ
Собственники же, дома которых не попали в региональную программу, при расселении могут рассчитывать только на денежную компенсацию и возмещение расходов на переезд. А если дом включен в программу, то собственник вправе выбирать между деньгами и равнозначным жильем. Как знать входит ли ваш дом в программу расселения рассказано чуть ниже.
У Верховного суда на вопрос ответ таков:
- если аварийное здание попадает под снос, но оно не входит в программу по переселению, у жильцов собственников выкупают такую квартиру – они получают денежную компенсацию;
- если жилье входит в программу, владельцы могут получить как деньги, так и новое жилье.
- наниматели по договору социального найма при любых обстоятельствах получают равноценое жилье также на условиях социального найма. Денежная компенсация не положена.
Программа по переселению финансируется из государственного бюджета: сроки реализации – 2019-2025 годы. Людям, чьи дома были признаны аварийными после начала 2017 года, положены деньги.
На практике выглядит это так. Муниципалитет и жильцы заключают соглашение, согласно которому жилье изымается, а жильцов расселяют. Администрация сносит дом и ЗУ, на котором он был расположен: все это становится государственной собственностью.
Есть три варианта развития событий:
- жильцы выбирают денежную компенсацию. В указанный срок они приходят в администрацию, заключают соглашение и оговаривают сумму. После выселения им отдают деньги;
- граждане выбирают новое жилье. Они приходят в администрацию, подписывают соглашение, и за ними регистрируется право собственности;
- если владельца не устраивает ни один из вариантов, жилье все равно будет изъято, но через суд. Если в течение трех месяцев жилец не отвечает на извещение, администрация передает дело в суд. Что тогда получит жилец, решает судебный орган.
В какое жилье переселяют из аварийного дома
В зависимости от оснований выселения вы имеете право на выкуп у вас аварийного жилья путем заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд с выплатой возмещения за изымаемое помещение либо на заключение договора о предоставлении жилого помещения (ст. 32 ЖК РФ). В каждом случае с собственником составляется соглашение, в котором прописываются условия переселения.
Если многоквартирный дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то они вправе рассчитывать только на денежное возмещение за изымаемое жилое помещение. При этом органы государственной власти или местного самоуправления не обязаны обеспечивать собственника изымаемого жилья другим жилым помещением, он может получить денежную компенсацию. Граждане, арендующие квартиры в аварийном доме, переселяются на условиях социального найма в равнозначные помещения. Денежное возмещение или приобретение права собственности на другое жилье являются равноценными, могут быть большей суммы, но не меньше.
Жилое помещение, в которое переселяются граждане из аварийных домов, должно быть благоустроенным и находиться в границах соответствующего населенного пункта. Благоустроенное жилье должно соответствовать санитарным, техническим, экологическим и иным требованиям, установленным законом. При этом неблагоустроенность жилого помещения, из которого выселяется гражданин, или отсутствие в нем коммунальных удобств не является основанием для предоставления ему жилого помещения, не отвечающего требованиям ст. 89 ЖК РФ. Уровень благоустроенности определяется применительно к государственному и муниципальному фонду данного населенного пункта.
Верховный суд также разъяснил, что при предоставлении другого жилья в связи со сносом аварийного дома благоустроенное жилое помещение предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, предоставление другого жилого помещения в данном случае носит компенсационный характер, поэтому и предоставляться оно должно не по нормам предоставления, а соответствовать по метражу ранее занимаемому, отметил Титов. По его словам, лучше оно должно быть только с точки зрения безопасности, то есть неаварийным.