Роль государственной инспекции труда в защите трудовых прав и свобод граждан

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Роль государственной инспекции труда в защите трудовых прав и свобод граждан». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Наличие правоустанавливающих документов – это только половина успеха; все они должны быть оформлены надлежащим образом. Типовые приказы и документы делаются по установленной форме. Помните, что все заявления пишет от руки сам работник, и что на соответствующих приказах необходим его автограф. Будет лучше, если журналы будут в твердой обложке, с клеевым переплетом, прошнурованы, пронумерованы на каждой странице, в конце – информация об общем количестве страниц, подпись, и печать.

Комментарии к ст. 356 ТК РФ

1. Для реализации задач, определенных в ст. 355 ТК, федеральная инспекция труда наделяется широким кругом полномочий. В ст. 356 ТК установлен перечень основных полномочий федеральной инспекции труда в целях реализации возложенных на нее задач. Эти полномочия отражают как компетенцию, т.е. сферу правовой деятельности, федеральной инспекции труда, так и основные права органов, составляющих систему федеральной инспекции труда.

В приведенном в комментируемой статье перечне указаны только 14 основных общих полномочий федеральной инспекции труда, тогда как фактически реализуемые федеральной инспекцией труда полномочия не ограничиваются установленным перечнем, на что указывает последний абзац ст. 356 ТК. При этом перечень реализуемых в настоящее время полномочий федеральной инспекции труда может быть в любое время дополнен в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

2. Закрепленные в комментируемой статье основные полномочия федеральной инспекции труда базируются на положениях Конвенции N 81 МОТ. Наряду с положениями указанной Конвенции и ТК полномочия федеральной инспекции труда установлены и в иных федеральных законах и нормативных правовых актах.

В частности, полномочия федеральной инспекции труда по рассмотрению дел об административных правонарушениях установлены в КоАП; полномочия должностных лиц федеральной инспекции труда при осуществлении мероприятий по надзору (контролю) установлены в Федеральном законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», а полномочия в сфере расследования несчастных случаев на производстве — в Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утв. Постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. N 73.

Полномочия Роструда в целом конкретизированы в Положении об этой Службе, а полномочия территориальных органов Роструда по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде (государственных инспекций труда в субъектах РФ) — в положениях о них, утвержденных Приказами Роструда в марте 2005 г.

3. Главным полномочием федеральной инспекции труда, установленным в комментируемой статье, является осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Все другие полномочия подчинены этому главному полномочию и фактически являются его производными, необходимыми для реализации основного.

Например, для эффективной реализации основного полномочия федеральная инспекция труда наделена полномочием запрашивать и безвозмездно получать у федеральных органов исполнительной власти (и их территориальных органов), органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций необходимую информацию о фактах правонарушений в сфере труда. Должностным лицам федеральной инспекции труда предоставлены полномочия непосредственного общения с работниками и другими заинтересованными гражданами во время регулярно организуемых приемов. Полученная таким образом информация служит исходным материалом для организации и проведения как плановых (текущих), так и внеплановых проверок.

Возложенные на федеральную инспекцию труда полномочия по проведению анализа обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о труде, а также состояния и причин производственного травматизма зачастую требуют специальных познаний в области здравоохранения и техники безопасности. Поэтому органы федеральной инспекции труда наделены полномочием привлекать квалифицированных специалистов.

При реализации возложенного комментируемой статьей полномочия по распространению информации о должных и наиболее эффективных способах исполнения законодательства федеральная инспекция труда анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений законодательства о труде, осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства, ведет разъяснительную работу о трудовых правах работников, информирует общественность о выявленных нарушениях.

4. В соответствии с комментируемой статьей к компетенции федеральной инспекции труда отнесены проведение регулярного анализа материалов проведенных проверок и информирование общественности о выявленных нарушениях в сфере труда. Материалы проверок направляются федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, правоохранительным и судебным органам.

В связи с этим, а также в соответствии с положениями Конвенции N 81 МОТ федеральная инспекция труда уполномочена готовить и публиковать ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и представлять их в установленном порядке Президенту РФ и в Правительство РФ.

Читайте также:  Как получить пособие по безработице в 2023 году?

Но не будем забывать, что и проверка, и инспектор тоже должны соответствовать определенным требованиям. Как поясняет юрисконсульт Надежда Андреева, порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированной Россией Конвенцией Международной организации труда № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле», Трудовым кодексом РФ и другими правовыми актами.

Согласно статье 360 ТК РФ при проверке государственный инспектор может заранее уведомлять о своем визите работодателя или его представителя, если сочтет, что такое предупреждение не нанесет ущерб эффективности контроля, то есть если законодатель не предусматривает обязанность трудовой инспекции предупредить работодателя о предстоящей проверке, оставляя этот вопрос на усмотрение проверяющих. На практике в большинстве случаев трудовики предварительно все-таки сообщают о своем визите по телефону.

Инспектор должен предъявить служебное удостоверение и приказ (распоряжение) на проверку конкретной организации, с печатью и подписью руководителя или его зама. Если возникают сомнения – смело звоните в инспекцию и уточняйте, направляли к вам кого-нибудь или нет. В любом случае неплохо будет снять копии с вышеуказанных документов или хотя бы переписать их данные.

Самые распространенные нарушения, которые выявляют инспекторы в компаниях, это отсутствие трудовых договоров в письменной форме или неправильное их оформление.

Подтвердив полномочия визитера, зафиксируйте факт проверки в журнале учета мероприятий по контролю. В дальнейшем все «проверочные работы» заносятся в акт. В обязательном порядке в нем должно быть указано: дата, место, время проведения контрольных мероприятий, кто и на каком основании их проводит, должность и Ф. И. О. представителя вашей организации, ну и, конечно, сведения о результатах. Под актом подписываются обе стороны, и один его экземпляр остается в компании.

Задачи государственной трудовой инспекции

Государственная инспекция труда как служба, с помощью которой реализуются полномочия Роструда, обладает компетенцией в решении задач, связанных со следующими ситуациями:

  • устройство на работу;
  • изменение условий труда;
  • отстранение от работы;
  • прекращение трудовых отношений;
  • определение норм рабочего времени и времени отдыха;
  • оплата труда, выплата премий и отпускных;
  • командировки и другие виды служебных поездок;
  • определение круга ответственности сторон трудового договора;
  • повышение квалификации работника;
  • охрана труда на рабочем месте;
  • гарантии и особенности организации труда отдельных категорий работников и другие.

Полномочия Федеральной инспекции труда

В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда. Ст. 354 ТК РФ определяет федеральную инспекцию труда как единую систему, состоящую из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда). Таким образом, федеральная инспекция труда состоит из Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) и государственных инспекций труда субъектов РФ.

Комментарий к статье 356 ТК РФ

Все закрепленные в этой статье основные полномочия органов федеральной инспекции труда основаны на положениях Конвенции МОТ N 81 «Об инспекции труда».

Представляется, что все полномочия государственных инспекций труда, перечисленные в комментируемой статье, производны и подчинены важнейшему полномочию этого государственного органа, стоящему на первом месте, — осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства во всех организациях посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных трудовых правонарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом.

В полномочия федеральной инспекции труда вменен надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей. Такое дополнение ТК представляется вполне обоснованным и целесообразность таких дополнений исходит из следующего.

В соответствии с подп. 3, 7 п. 2 ст. 18 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» страховщик (Фонд социального страхования) обязан:

— своевременно осуществлять обеспечение по страхованию в размерах и сроки, которые установлены Федеральным законом, включая необходимую доставку и пересылку средств на обеспечение по страхованию;

— исполнять решения государственной инспекции труда по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в ред. от 03.12.2011) пособие по временной нетрудоспособности выплачивается работникам за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а за остальной период начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности — за счет средств Фонда социального страхования РФ.

С введением дополнений в ТК Федеральная инспекция труда обязана осуществлять надзор и контроль за правильным и своевременным назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности, выплачиваемых работодателем.

Следует отметить, что помимо федеральной инспекции труда в организациях независимо от форм собственности контроль за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию вправе осуществлять комиссии по социальному страхованию из представителей работодателя и выборного профсоюзного органа или избранного уполномоченного по социальному страхованию. Фонд социального страхования осуществляет контроль за полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (см. ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Читайте также:  Как ездить на каршеринге с детьми

При этом страхователь (в лице руководителя организации и главного бухгалтера) несет ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования, в том числе и при выплате пособий по временной нетрудоспособности.

Представляется, что указанные в ст. 356 ТК полномочия федеральной инспекции труда дают возможность непосредственного обращения в высшие органы государственной исполнительной власти, что создает благоприятную обстановку для дальнейшей реализации полномочий в интересах защиты прав работников и ограничения случаев произвола со стороны работодателей.

Жалоба в трудовую инспекцию Москвы

Подать жалобу в Трудовую инспекцию по Москве можно несколькими способами:

  • Лично
  • Отправить по Почте

При личном обращении гражданина проблем с подачей заявления не возникает. Он должен привезти жалобу в 2-ух экземплярах в инспекцию. Один экземпляр жалобы будет зарегистрирован как входящий документ – ему присвоен номер. Этот номер, а также дату принятия жалобы, секретарь поставит на экземпляр, который останется у заявителя.

При отправлении заявления Почтой, необходимо оформить письмо как заказное с уведомлением и описью вложенного. Когда уведомление вернётся заявителю, на нём будет указано число принятия письма. С этой даты начинается «отсчёт» 30 дней.

При подаче жалобы, работник должен указать:

  • Свои данные
  • Свой электронный адрес и телефон
  • Данные работодателя
  • Его фактический и юридический адрес
  • Тип организации – бюджетная или внебюджетная
  • Свою должность
  • Информацию о руководителе

Затем необходимо описывать свою проблему. Сделать это нужно грамотно, с точки зрения русского языка и стилистики обращения. Нельзя использовать оскорбительные выражения и жаргонизмы. Жалоба должна быть краткой и содержательной, все факты должны быть достоверны и проверены.
Заявитель может приложить к жалобе документы, в виде прикреплённых файлов различного формата.

Затем указать свои требования, которые нужно просто отметить «галочкой». После этого, жалобу можно отправлять.

Основные формы надзора и контроля

Таким образом, проверки работодателей всех форм собственности и работодателей на правах физических лиц проводятся по всей огромной территории Российской Федерации с целью обнаружения и устранения непорядков в сфере трудовых отношений и безопасных условий труда.

Государственная инспекция труда уполномочена:

  • провести проверку и зафиксировать сей факт актом;
  • выдать письменное предписание с указанием конкретных сроков для устранения нарушений;
  • в случае неисполнения составить протокол об административном правонарушении;
  • подготовить ряд необходимых документов для привлечения виновных к ответственности по всей строгости закона.

Сроки подачи и рассмотрения

Период времени, в течение которого работнику необходимо подать жалобу на работодателя, является спорным моментом. Так, ни один нормативный акт не содержит сроков, в течение которого необходимо оформить жалобу в трудинспекцию. При этом ст. 392 содержит указания на то, что представленные в ней сроки распространяются на обращения в суд.

Однако с другой стороны, суд во время разбирательств принимает эти сроки на все случаи обращения работников. Поэтому, рекомендуется их соблюдать при подаче обращений.

Также закреплены сроки, в течение которых нужно рассмотреть поданное заявление. Максимальный срок работы по обращению должен составлять 30 дней.

Но в обычных условиях рассмотрение производится за 15 дней, после чего заявитель информируется о результатах проверки. Вторая часть срока в 15 дней может быть использована, если необходимо опросить дополнительных свидетелей, дождаться получения запрошенных документов и т. д.

Важно! Если жалоба поступает на незаконное увольнение, то ее рассмотрение должно быть произведено в течение 10 дней.

Закон позволяет один раз увеличить срок еще на 30 дней (до 60 дней). Это может потребоваться для более детальной работы по обращению. Сделать так можно только один раз. Кроме этого, заявитель должен быть в письменной форме уведомлен об изменении срока рассмотрения.

Основные формы надзора и контроля

Таким образом, проверки работодателей всех форм собственности и работодателей на правах физических лиц проводятся по всей огромной территории Российской Федерации с целью обнаружения и устранения непорядков в сфере трудовых отношений и безопасных условий труда.

Государственная инспекция труда уполномочена:

  • провести проверку и зафиксировать сей факт актом;
  • выдать письменное предписание с указанием конкретных сроков для устранения нарушений;
  • в случае неисполнения составить протокол об административном правонарушении;
  • подготовить ряд необходимых документов для привлечения виновных к ответственности по всей строгости закона.

Когда обращаться в Трудовую инспекцию

Недобросовестность среди работодателей – частое явление – многие в своих интересах намеренно нарушают права нанятых сотрудников.

Конфликтные ситуации могут возникать на разной почве:

  • Личная неприязнь между сторонами (сотрудником и работодателем). Несмотря на профессиональные качества работника, работодатель предвзято относится к специалисту, что создает напряженную обстановку. Субъективный взгляд начальства на работника – не правонарушение, однако последствия могут оказаться неблагоприятными. К примеру, сотрудника необоснованно обвинят в нарушении и привлекут к админ. ответственности;
  • Постоянные нарушения норм трудового законодательства работодателем. Из-за постоянных нарушений работник не может полностью реализовать свои права и не намерен с этим мириться.

Внимание! ТИ уполномочена рассматривать такие трудовые споры, возникающие между сторонами (сотрудником и работодателем):

  • Работодатель не соблюдает установленные законом нормы и правила трудоустройства новых сотрудников. Самый распространенный случай нарушения – неправомерный отказ в устройстве на работу. К прочим нарушениями этого пункта относят: в соглашении не обозначена точная сумма установленного оклада и прочих выплат, причитающихся специалисту за его работу;
  • с применением испытательного срока принимают женщину в положении. В данной ситуации претендентка на должность должна надлежащим образом сообщить о своей беременности. Делается это путем предоставления подтверждающей беременность справки – ее выдает мед.учреждение, где женщина находится на учете. Подписывает документ лечащий врач (заведующий) женской консультации. Как вариант – главврач;
  • работодатель не принял никаких действий, чтобы ознакомить нового сотрудника с установленным в организации распорядком и прочими актами локального характера. При отсутствии ознакомительной подписи человека в случае наступления нарушения его не могут привлекать к дисциплинарному виду ответственности.
Читайте также:  Как проходит экзамен ГИБДД на автодроме (площадке)

Чем регламентируется деятельность ФИТ

Деятельность данной организации регламентирована федеральным законодательством о труде. Также министерство труда РФ издает соответствующие распоряжения, регламенты, приказы и иные нормативные акты, которые уточняют полномочия в различных сферах такой инспекции.

При этом деятельность таких инспекторов также регулируется общими актами о государственной гражданской службе, на них налагаются как ограничения, так и определенные властные полномочия в соответствии с этими актами. Кроме того, в случае собственных нарушений такие сотрудники несут всю полноту ответственности вплоть до уголовной.

В итоге инспектор по труду, обязанности которого обусловлены государственными законами, и действия в соответствии со своей должностной инструкцией призваны защищать интересы граждан при возникновении различных нарушений в такой сфере.

Основные полномочия федеральной инспекции труда

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, реализует обязанность государства соблюдать и защищать данные права и свободы. Эффективность подобной защиты напрямую зависит от условий, которые созданы в государстве для реализации надзорной деятельности, в частности, от нормативно-правового регулирования. Подробнее о полномочиях федеральной инспекции труда читайте в представленном материале.

Согласно ч. 1 ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ.

Задачи трудовой инспекции

Основными задачами трудовой инспекции являются:

— контроль за соблюдением норм трудового права работодателями, осуществляемый путем проведения плановых и внеплановых проверок;

— надзор за осуществлением социальных выплат и государственной поддержки безработным гражданам и льготным категориям органами;

— надзор за соблюдением порядка расследования несчастных случаев, произошедших на производстве и их учета на предприятии;

— надзор за деятельностью органов опеки и попечительства, в отношении недееспособных лиц;

— рассмотрение коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых за счет государства.

-информирование работников и работодателей по вопросам трудового законодательства;

— проведение экспертизы условий работы на предмет опасных и вредных условий с целью предоставления работникам компенсаций;

— оценка соблюдения правил охраны труда на предприятии.

За что не может оштрафовать инспекция труда

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прекращением трудового договора по инициативе работодателя

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 09.12.2020)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)

    Все документы >>>

    • Постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 (ред. от 23.12.2021)

      «О процессуальных сроках»

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 16

      «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *