Когда ставить зимнюю резину по закону в 2023 году?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда ставить зимнюю резину по закону в 2023 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В ГИБДД не рекомендуют ездить на зимней резине летом. Так, предназначенные для холодного времени года покрышки теряют эластичность и сцепные свойства даже на сухом асфальте, при температуре больше +15 °C начинается усиленный износ более мягкой зимней резины. При этом летняя резина дубеет в холод, теряет сцепление с дорогой, но размягчается при повышении температуры.

Можно ли ездить на зимней резине летом

«Зимние шины плохо сцепляются с асфальтом в теплую погоду и увеличивают тормозной путь. А еще сильнее изнашиваются и приводят к повышенному расходу топлива. В теплое время года летние шины лучше держат автомобиль при положительных температурах как на сухом, так и на мокром асфальте», — регулярно предупреждают в департаменте транспорта столицы.

Когда ставить зимнюю и летнюю резину по закону?

Конкретного срока, в течение которого нужно произвести замену покрышек, в законе не предусмотрено, однако он устанавливает запрет на использование определенного типа резины в некоторые месяцы:


  • с июня по август запрещено ездить на ошипованных шинах;
  • с декабря по февраль запрещено ездить без зимних шин.

Исходя из этих двух простых правил можно сделать довольно объемные выводы:


  1. На неошипованной зимней резине, например, фрикционной (шины-липучки), можно ездить круглый год – закон этого не запрещает.
  2. Использовать зимой покрышки с шипами противоскольжения не обязательно. Вместо них можно поставить любую другую зимнюю резину. К зимним относятся покрышки, на которых есть маркировка «М+S», «M&S», «M S» или значок с схематичным изображением снежинки внутри горы с тремя вершинами.
  3. Всесезонную резину можно использовать круглый год, только если на ней нет шипов, но есть зимняя маркировка.
  4. В весенние и осенние месяцы водитель может использовать резину любого типа по своему усмотрению.

Месяц Летние Шипованные Нешипованные зимние
Декабрь-февраль Запрещается Разрешается Разрешается
Март-май Разрешается Разрешается Разрешается
Июнь-август Разрешается Запрещается Разрешается
Сентябрь-ноябрь Разрешается Разрешается Разрешается

Когда переходить на зимнюю резину по закону по регионам

Соответствующий закон — Технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств.

Рассмотрим пункт 5.5 Приложения 8 к техническому регламенту таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств»:

5.5. Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).

В зимний период (декабрь, январь, февраль) запрещается эксплуатация транспортных средств категорий M1 и N1, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения. Зимние шины устанавливаются на всех колесах указанных транспортных средств.

Отличный от указанного в абзаце первом настоящего пункта период может быть установлен законодательством государства — члена Евразийского экономического союза в связи с характерными для государств — членов Евразийского экономического союза климатическими и географическими факторами.

Где указан срок замены шин?

Период эксплуатации шипованных покрышек, зимней фрикционной резины есть в Техрегламенте, который вступил в действие на территории России с начала 2015 г. Международный регламент, к которому присоединились страны-участники Таможенного союза, указывает, что шины с шипами в летний период использовать нельзя. Зимние покрышки нужно ставить на зимний период (с 1-го декабря по 28(29) февраля), причем использование фрикционных покрышек (в просторечии «липучек») разрешено в любое время года.

Читайте также:  Безвизовые страны для белорусов 2023

Наказывать за несоответствующие сезону покрышки сотрудники дорожной полиции не вправе, поскольку в российском законодательстве не предусмотрено санкций за эксплуатацию автомашины в летних покрышках зимой и наоборот. Однако существуют нормы, согласно которым можно оштрафовать водителя за стертый протектор, деформацию шин, дисков.

Шутка ли, но наказания за нарушение пункта 5.5 Техрегламента по состоянию на 2022 год нет, равно как нет ни штрафов, ни лишения прав, ни иных видов наказаний за любые несоответствия этому нормативному акту. Действующий КоАП просто не предусматривает таковых.

Штраф за шины с нарушением глубины протектора, штраф за разные шины, порезы и «шишки»

Штраф за нарушение вышеуказанных требований к автомобильным шинам накладывается по ст. 12.5 КоАП РФ.

Статья 12.5. КоАП РФ: Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак «Инвалид»

1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 — 7 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Как правильно мерить глубину рисунка?

Чтобы быть уверенным в безопасности своего автомобиля, нужно регулярно измерять степень износа покрышек. Для этого вовсе не обязательно измерять глубину линейкой, так как почти все покрышки имеют индикаторы износа.

Они бывают 2 типов:


  1. Ребристые перепонки в углублениях рисунка. На новой резине данные индикаторы будут находиться в глубине, но по мере износа они сравняются с внешним слоем протектора. Когда это случится, шину придется менять. Также вместо перепонок индикатором могут служить выгравированые на протекторе цифры или рисунки – вид индикатора зависит от производителя резины.
  2. Менее распространенным типом индикатора является цветной слой протектора. Он находится на глубине, являющейся минимальной глубиной протектора для данного типа колес. Если цветной слой уже выступает на поверхность, значит настало время менять покрышки.

Мнения автовладельцев об остаточной глубине протектора шин

  1. Норма в 1,6 мм устарела, ИМХО
  2. «Думаю, нормы советских времен относительно разрешенной остаточной глубины протектора шин пора пересматривать – современные технологии ушли далеко вперед, и автомобили уже не те, что полвека назад».

  3. Износился протектор – меняй парой
  4. «Если по какой-то причине одна покрышка пошла в утиль, то, увы, менять нужно и вторую на оси, иначе машину будет тянуть. Печалька, конечно, если вторая осталась в приличном состоянии, но можно попробовать ее продать; в качестве запаски вполне могут купить».

  5. Нарезать протектор или нет?
  6. «Сильно надеяться на чудо преображения лысой резины в шину, только что сошедшую с заводской линии, не стоит, но в некоторых случаях можно попробовать. Главное условие – шина должна быть подходящей для этих манипуляций. На таких есть отметка Regroovable. Есть только два НО. Во-первых, остаточную глубину протектора можно увеличивать только на шинах грузовых автомобилей. Во-вторых, сделать нарезку, орудуя в своем гараже перочинным ножиком, не получится. Для этого есть специальный инструмент – регрувер, и лучше довериться профессионалам, которые точно все сделают по технологии.

    Экспериментировать с остальной резиной сильно не советую. Ничего хорошего из этого не получится – поведение такой резины на дороге может оказаться абсолютно непредсказуемым».

Остаточная глубина протектора шин ПДД 2020 по категориям транспорта

№п/п Остаточная глубина протектора, не менее, мм Категория транспортного средства Наименование транспортного средства
1 0,8 L мопеды, мотоциклы, квадрициклы и т.п.
2 1,0 N2, N3, O3, O4 грузовики с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн и прицепы с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн
3 1,6 М1, N1, O1, O2 легковые автомобили, грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн, прицепы с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн
4 2,0 М2, М3 автобусы
5 4,0 «М+S», «М&S», «М S» или маркированные знаком зимняя резина, независимо от категории транспорта
Читайте также:  Как оформить подпись за директора?

Что такое глубина протектора и от чего она зависит

Что будет, если вовремя не менять шины? Чем меньше глубина протектора, тем меньше площадь контакта с поверхностью. Это значит, что шина будет плохо отводить воду, снежную кашу, снижать качество сцепления с мокрой, заснеженной и обледенелой дорогой, с бездорожьем. Кроме этого, покрышку легче проколоть, ведь её защищает небольшой резиновый слой.

Глубина протектора зависит от следующих факторов:

  • стиля вождения — чем агрессивнее, тем быстрее изнашивается покрышка;

  • качества дорожного покрытия;

  • условий эксплуатации и технического состояния авто;

  • давления в шинах;

  • качества резиновой смеси;

  • правильности сезонного хранения;

  • балансировки, проблем с подвеской.

Можно ли покупать б/у шины

Воздействие остающегося узора протектора на эксплуатационные особенности шин и безопасность поездок заставило правительства различных государств запретить продажу бывших в употреблении покрышек. Или на законодательном уровне указать глубину протекторного узора, которая позволяет перепродавать изделия. Но в РФ подобные ограничение вводить не планируется: автовладелец должен самостоятельно узнать степень безопасности покупаемой на вторичном рынке покрышки. Здесь существуют как положительные, так и отрицательные стороны.

Например, полуизношенная шина от топового изготовителя может на голову превосходить новое бюджетное изделие российского или китайского производства, поэтому у таких покупок есть здравый смысл. Но рекомендуется понимать, что даже иностранные покрышки премиум-класса постепенно теряют сцепляющие способности в процессе изнашивания. Если протектор сильно изотрется, в реальных условиях эксплуатации у водителя окажется меньше тяги и сцепления.

Профиль внедорожника – стандарты и рекомендации

Для внедорожников и кроссоверов – свои стандарты. Здесь – а не менее 17-18 мм. Эту цифры в основном формируют выступающие зубцы и чашечки, что обеспечивают лучшее схватывание с дорожным покрытием.

Данная разновидность выпускается в основном с шипами. Это обусловлено условиями эксплуатации. Кроме самого профиля здесь, конечно, большую роль будет иметь сама геометрия протектора, уровень схватывания и площадь дорожного пятна.

Но есть и общие рекомендации – не менее 17-18 мм. И если в условиях езды в городе по хорошему асфальту можно еще пренебречь стандартами, то для внедорожников – они жесткие.

Также существуют стандарты стирания резины, ниже которых опускаться нельзя.

Для каждого типа транспорта – они свои.

Так, для легковых авто категории M1, N1, O1, O2 – минимально допустимый параметр – 1,6 мм. Это регламентируется законодательством, поэтому владельцы обязаны строго следить за соблюдением. Эти нормы относятся к автотранспорту весом до 3,5 тонн и не менее 750 кг.

Остаточная глубина протектора шин

Автомобильные шины, имеющие определенный пробег, имеют важную величину (техническую характеристику), которая называется остаточной глубиной протектора. Несложно догадаться, что она показывает степень износа покрышек и указывает на возможность дальнейшей эксплуатации. В случае отсутствия специальных индикаторов износа покрышек остаточная высота (глубина) протекторного рисунка не должна быть ниже следующих допустимых значений:

  • для мотоциклетной техники (категория L) – 0.8 мм;
  • для грузовых автомобилей и прицепов (категории О3, О4, N2, N3) – 1 мм;
  • для легковых автомобилей и прицепов, а также ТС с максимальной массой до 3.5 т (категории О1, О2, М1, N1) – 1.6 мм;
  • для автобусов (количество мест более 8, категории М2, М3) – 2 мм.

Величина остаточной глубины для зимних шин с различным протекторным рисунком при использовании на определенных типах дорожного покрытия должна быть не более 4 мм. Такие автопокрышки предназначены для езды по заснеженным и обледеневшим трассам. Они маркируются большими латинскими буквами «M» и «S», а также имеют рисунок горной вершины с расположенной внутри снежинкой.

Как делать измерение высоты протектора на зимней резине

Измерить высоту протектора у зимней шины автомобиля можно самостоятельно, с помощью специального индикатора. Для этого выкрутите рулевое колеса до конца и поищите на боковой стороне шины индикатор. Если вы обнаружили, что рисунок протерся до его уровня, то необходимо срочно заменить шину, так как она достигла разрешенного предела.

Читайте также:  Штраф за непропуск пешехода в 2023 году

Чтобы получить более точный результат, необходимо воспользоваться специальным измерителем глубины рисунка протектора. Прибор покажет точное значение износа в разных местах покрышки, что позволяет обнаружить возможную его неравномерность.

Если протектор зимних шин составляет менее 4 мм, вам следует купить новые шины. Сделать это можно онлайн в интернет магазине. Покупка зимних, летних и всесезонных шин для автомобиля через интернет — это просто, быстро и выгодно.

Что такое протектор шин

Протектор представляет собой разнонаправленные канавки различной глубины, располагающиеся на внешней поверхности шины в местах ее контакта с дорожным полотном. Задачей протектора покрышки легкового или грузового авто служит отвод жидкости из пятна контакта шины и дорожного полотна во время дождя, а также обеспечение наилучших характеристик «прилипания» колеса к полотну.

Наверняка многие замечали, что гоночные болиды Формулы 1 не имеют протектора на шинах – их роль выполняют лишь продольные канавки, нанесенные на их поверхность. Однако более внимательные зрители явно замечали тот факт, что в случае незапланированного дождя после заездов на пит-стопы машины получают шины иной конфигурации, где протектор уже явно выражен.

Это красноречиво свидетельствует, что именно он выполняет основную функцию водоотведения в процессе езды, препятствуя возникновению эффекта аквапланирования, когда между колесом и дорогой возникает водный слой, способный привести к потере управления и даже сносу автомобиля с траектории движения.

Глубина протектора новых летних и зимних шин

Глубина протектора новых летних и зимних шин регламентируется, в первую очередь, внутренними требованиями производителя для конкретной отдельно взятой модели покрышки.

Связано это с тем, что разработчики оптимизируют параметр глубины сообразно эксплуатационным параметрам и составу резиновой смеси, с помощью компьютера просчитывая заранее оптимальные параметры для наилучших характеристик водоотведения из пятна контакта.

Тем не менее, существует и общий критерий глубины протектора новых шин – зимние варианты получают канавки глубже, нежели летние, а прочные ламели призваны обеспечивать надежное разрезание снежного покрова и обеспечение наилучших характеристик сцепления.

Также глубокий протектор используется на шинах внедорожного характера. В частности, рисунок протектора новых шин для кроссоверов гораздо более выражен, нежели у «легковых» вариаций, а у чистокровных «внедорожных» покрышек (к примеру, у всем известных Goodrich) протектор вообще имеет четко означенную структуру и значительную глубину для лучших характеристик проходимости на вязком грунте (в грязи и глине).

Требования к протектору шин: ПДД определяют нормы

Многие модели шин имеют цветной или цифровой индикатор износа, и если рисунок постепенно изнашивается, то, в конце концов, покажется последняя шкала, которая и ознаменует последний день эксплуатации резины. Так задумано, что индикатор настроен на допустимый минимум глубины ламелей шины, как только он появился, следует выводить изделие с эксплуатации.

Если машина с «просроченным» показанием индикатора износа шин будет остановлена инспектором, то штраф водителю транспортного средства будет назначен в размере 500 рублей.

Отметим, что в 2023 году планируют повышение ставки наказания в 4 раза. Причина наказания понятна всем – не допустимо эксплуатировать «лысый» протектор шин, ПДД трактует поведение водителя, как угрожающее безопасности всем участникам дорожного движения.

  • Локальные повреждения шины. Не допускаются порезы, проколы шин, их вздутие, деформация, которые негативно влияют на корд, как следствие, может произойти и отслоение участков протектора.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *