Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ДТП при несоблюдении дистанции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если Вы планируете обжаловать штраф за несоблюдение дистанции при ДТП в 2023 году, необходимо начать фиксацию доказательств еще на стадии оформления правонарушения. Обязательно снимите место аварии на камеру, уделив внимание предметам, из-за которых могло произойти ДТП. Непосредственно в суде Вы можете с помощью схемы аварии доказать, что опасность сокращения расстояния произошла из-за вынужденных или неверных действий других участников движения. Лучше заручиться поддержкой профессионального адвоката. Он поможет вам отстоять позицию и добиться положительного результата.
Когда можно поспорить
Конфликтные ситуации на дорогах возникают часто. Однако решать их нужно законным способом. Например, наложением штрафа и на второго участника ДТП за нарушение иного пункта правил (в каждом случае своего).
В приведенном выше примере судебного дела рассматривалась и другая спорная ситуация. Гражданин Дмитроченко утверждал, что не успел затормозить по веским причинам. А именно из-за того, что ремонтники некачественно выполнили свою работу, поэтому провод лежал на трассе и мешал движению машин.
Однако, суд не согласился с этим доводом. Так как неисполнение ремонтниками своих обязательств по работе, не исключает вины Дмитроченко в нарушении п. 9.10 ПДД.
Часто водители не соглашаются с привлечением их к административной ответственности, объясняя свои действия отсутствием дорожной разметки и несоответствием покрытия установленным стандартам. Например, когда пытаясь объехать яму на дороге, виновник «зажимает» другого участника.
Указанные аргументы относятся к способам защиты, но не всегда учитываются судами как разрешение нарушать Правила дорожного движения. Ведь соблюдать безопасную дистанцию и боковой интервал требуется в любом случае.
Безопасную дистанцию рассчитывать в метрах не очень удобно. Без электронных помощников сложно вычислить реальное расстояние. Человек «на глазок» может принять за 50 м дистанцию в 30-35 м. Отталкиваться от секунд проще и точнее. На дороге примечают ориентир с последующим отслеживанием проезда его автомобилем с добавлением 2 секунд. Если маячок при маневре оказался позади, увеличивают расстояние, впереди – уменьшают.
Именно 2 секунды берется потому, что человеку требуется приблизительно 0,8 сек. на осознание ситуации, 0,2 на выполнение действия, плюс 1 на заторможенную реакцию и усталость водителя. Подобная методика подходит для сухой дороги. На мокром асфальте – 3 сек., заснеженном покрытии – 6 сек. Ночью дистанция составляет рубеж светового пятна от головных фар.
Как определить виновного в ДТП при несоблюдении дистанции?
Потребность держаться на безопасном расстоянии от других автомобилей зафиксирована в пункте 9.9 ПДД РФ. Здесь говорится, что водитель обязан выбрать такую дистанцию от впереди идущего транспортного средства, которая позволила бы ему избежать столкновения. Правило распространяется и на боковые интервалы. Доказать возникновение нарушения проблематично. Дело в том, что инспектор не может измерить расстояние между движущимися автомобилями.
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.
Дополнительно несоблюдение дистанции можно трактовать, как неоправданно быструю езду. В этой ситуации происходит нарушение пункта 10.1 ПДД РФ. Здесь говорится, что водитель обязан ехать со скоростью, не превышающей установленного ограничения и учитывая интенсивность движения, габариты автомобиля, перевозимого груза, метеорологические и дорожные условия. Особое внимание необходимо уделять видимости в направлении движения. В 2021 году человек обязан выбирать скорость, которая позволит ему беспрепятственно контролировать транспортное средство и соблюдать ПДД РФ. Если обнаружена опасность, которую можно предотвратить, необходимо снизить скорость вплоть до остановки.
В действующем законодательстве отсутствует указание дистанции, которую обязан соблюдать водитель. Фактически она признается условной величиной. Аналогичные правила действуют в отношении бокового интервала. В пункте 9.10 говорится, что необходимо соблюдать дистанцию, обеспечивающую безопасное движение по дороге и препятствующую возникновению ДТП. Поэтому наказать гражданина за нарушение правила проблематично. Обычно штраф за несоблюдение дистанции в 2021 году вменяют, если уже произошло столкновение.
Когда может быть вынесен штраф
Вообще несоблюдение безопасного расстояния между своим автотранспортным средством и идущим впереди не приравнивается к грубому нарушению. Это связано с тем, что четких значений для дистанции в законе не указано, поэтому доказать факт отступления от норм достаточно сложно.
К тому же зафиксировать, допустим, слишком маленький интервал, крайне проблематично. Это связано с низкой скоростью кадрирования камер, размещенных на дорожных отрезках.
Однако в отдельных случаях денежное взыскание все же может быть наложено. Это касается ситуаций, когда при аварийном происшествии водитель, двигающийся за экстренно затормозившим авто, не смог избежать столкновения. Хотя при соблюдении безопасного интервала вполне мог бы это осуществить.
Еще один вариант – маленькая боковая дистанция, например, при выезде с парковки. В этом случае результатом станет хоть и небольшое, но все же ДТП, а нарушение также приравняется к несоблюдению допустимого интервала.
Среди прочих особенностей стоит выделить:
- Штрафное взыскание налагается только по факту столкновения. В большинстве случаев даже экстремальная близость авто друг к другу не выступает поводом к возникновению административной ответственности.
- Нарушение правил чаще всего приписывается водителю автомобиля, двигающегося позади.
- Несоблюдение безопасного интервала может быть зафиксировано только при движении транспортных средств. Иными словами, если человек въехал в припаркованную машину, это будет уже совсем другой вид нарушения.
На самом деле подобные ситуации фиксируются не так редко, как можно подумать. Чаще всего штрафы за нарушение адекватной дистанции выписываются за ДТП на перекрестках, пешеходных переходах, в момент пробок и на отрезках пути, где размещены светофоры.
Наиболее частые конфликтные ситуации
В случае если владелец машины затонировал задние стоп-сигналы в целях тюнинга – что снизит видимость при включении для сзади едущего водителя. Поэтому нужно быть предельно внимательным, если впереди двигается машина с такими «наворотами».
При столкновении в таком случае, обычно возникает конфликт. Одна из сторон доказывает, что не могла или не видела зажегшихся огней стоп.
Это не освободит человека от административной ответственности – соблюдение дистанции должно осуществляться независимо от того, затонированы фары или нет у впереди следующего транспорта.
Однако можно добиться на законных основаниях, наложения штрафа на владельца «тюнингованного» авто.
И еще один пример, впереди следующая машина «обута» в шипованную резину, что сокращает ее тормозной путь. Это нередко становиться причиной аварии, с сзади идущим автомобилем, у которого «обычная» зимняя резина.
Одна из сторон может обвинить другую в том, что на заднем стекле не был наклеен значок, что колеса с шипами. Но и это не освобождает основного виновника ДТП от ответственности.
Установка спецсигналов и рекламных конструкций
Статья КоАП | Нарушение | Наказание |
---|---|---|
12.4 ч.1 | Установка на передней части ТС световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета, а равно световых приборов, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску ТС к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения | 3000 руб., конфискация ТС |
12.4 ч.2 | Установка на ТС без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) или незаконная установка на ТС опознавательного фонаря легкового такси или опознавательного знака «Инвалид» | 5000 руб., конфискация ТС |
12.4 ч.3 | Незаконное нанесение на наружные поверхности ТС специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб или цветографической схемы легкового такси | 5000 руб. |
12.31 ч.4 | Выпуск на линию ТС с установленными на нем без соответствующего разрешения устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации), а равно с незаконно нанесенными на его наружные поверхности специальными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб | На граждан штраф не распространяется |
14.37 | Установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 КоАП РФ | 1000 — 1500 руб. (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости) |
14.38 ч.1 | Размещение рекламы, имеющей сходство с дорожными знаками, или размещение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения | 2000 — 2500 руб. (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости) |
14.38 ч.2 | Использование ТС исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции, в том числе переоборудование ТС для распространения рекламы, в результате которого ТС полностью или частично утратило функции, для выполнения которых оно было предназначено, переоборудование кузова ТС с приданием ему вида определенного товара | 3000 — 5000 руб. (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости) |
14.38 ч.3 | Размещение рекламы на ТС, на наружные поверхности которого нанесены специальные цветографические схемы автомобилей оперативных служб, ТС, оборудованном устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, ТС федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которого расположены по диагонали белые полосы на синем фоне, а также на ТС, предназначенном для перевозки опасных грузов | 2000 — 2500 руб. (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости) |
14.38 ч.4 | Размещение на ТС рекламы, создающей угрозу безопасности дорожного движения, в том числе рекламы, ограничивающей обзор лицу, управляющему ТС, и другим участникам дорожного движения | 2000 — 2500 руб. (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости) |
14.38 ч.5 | Распространение звуковой рекламы с использованием ТС, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием ТС | 2000 — 2500 руб. (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости) |
Статья КоАП | Нарушение | Наказание |
---|---|---|
12.9 ч.2 | Превышение установленной скорости движения ТС на величину более 20, но не более 40 километров в час | 500 руб. |
12.9 ч.3 | Превышение установленной скорости движения ТС на величину более 40, но не более 60 километров в час | 1000 — 1500 руб. |
12.9 ч.4 | Превышение установленной скорости движения ТС на величину более 60, но не более 80 километров в час | 2000 — 2500 руб. или лишение прав на 4- 6 месяцев |
12.9 ч.5 | Превышение установленной скорости движения ТС на величину более 80 километров в час | 5000 руб. или лишение прав на 6 месяцев |
12.9 ч.6 | Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.9 КоАП РФ | 2000 — 2500 руб. (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости) |
12.9 ч.7 | Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 4 и 5 статьи 12.9 КоАП РФ | Лишение прав на 12 месяцев или 5000 руб. (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости) |
Есть ли штраф за сам факт ДТП в 2023 году?
Нет. За совершение дорожно-транспортного происшествия в действующем законодательстве нет абсолютно никаких наказаний. И, если вы где-то в сети встретите информацию якобы о новых штрафах за ДТП, то это не соответствует правде.
Конечно же, речь идёт непосредственно о санкции за попадание в аварию – в действующем КоАП РФ вы не найдёте ответственности именно за столкновение или любое другое взаимодействие транспортных средств, которое привело к ущербу автомобилям, вреду здоровью людей или их гибели.
Тем не менее, в законодательстве 2023 есть штрафы, которые выписывают после ДТП непосредственно за связанные с ним нарушения. Причём, речь идёт не обязательно о нарушениях ПДД как причине аварии. Это могут быть наказания, причиной которых и стало это происшествие и связанное с этим невыполнение определённых требований закона.
В то же время, случается много инцидентов и без штрафа – то есть ни одному из участников не выписывают административное постановление.
Чем вызваны новые штрафы ГИБДД с 2022 года?
Не будем лукавить – задача всех подобных нововведений вовсе не «угнетение несчастных водителей», а повышение безопасности на дорогах. Русский человек, не немец из анекдота, который будет стоять перед красным сигналом светофора глубокой ночью на пустынной дороге.
У нас другой взгляд на вещи – российские водители охотно нарушают правила, если их соблюдение требует «наступить на горло собственной песне». Особенно, когда поблизости не наблюдается сотрудника ГИБДД.
Между тем ДТП в России случается много и часто. Страдают и гибнут люди, в том числе и «правые», и «виноватые». О материальных потерях и говорить нечего. Да и корректное взаимовежливое поведение водителей на дороге пока еще является редкостью.
Если совершил аварию, в каких случаях выписывается штраф
К сожалению не все водители соблюдают предписания ПДД в точности. Можно стать участником аварии даже если ездить осторожно. Все самоуверенные действия на дороге и игнорирование скоростного режима часто приводят к плачевным последствиям.
Предпосылками для наложения штрафных санкций являются несоблюдение гражданами, управляющими транспортными средствами, скоростного режима (п. 10.1) и нарушение дистанции (п. 9.10).
Последнее возможно только если авария все-таки произошла. И без измерений здесь не обойтись.
Распространенные причины столкновения:
- резкое торможение впереди идущего авто;
- запоздалая реакция водителя;
- произошедшая авария.
Чтобы привлечь сидевшего за рулем к ответственности требуется изучение всех субъективных и объективных факторов произошедшего. Не всегда ДТП при несоблюдении дистанции происходит по вине водителя, который ехал сзади. Рассмотрим каждую ситуацию отдельно.
От чего зависит допустимый интервал между ТС
Законодательно точные критерии безопасной дистанции для движущегося автотранспорта не регламентированы. То есть конкретных цифр и метража ни в параграфах ПДД, ни в иных правовых актах не зафиксировано.
Мнение эксперта
Степанов Владислав Васильевич
Юрист-практик с 10-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Член коллегии адвокатов.
Автолюбитель самостоятельно определяет оптимальный промежуток между его собственной машиной и теми, что движутся впереди нее и по бокам. Обычно интервал выявляется с учетом таких факторов:
- качество дороги (ямы, мокрый асфальт, ухабы сыграют в сторону увеличения дистанции);
- плотность движения (в пробке интервал меньше, тогда как на широкой магистрали промежуток до другого авто должен быть больше);
- технические характеристики и в целом состояние ТС (для легковых авто допускается снижение дистанции, тогда как для крупногабаритного транспорта таковая увеличивается);
- изношенность резины – чем больше таковая, тем больше должен быть интервал между автомобилями.
Вдобавок важно обращать внимание на параметры и показатели впереди идущего ТС. Например, от лесовоза, груженого бревнами либо от большой фуры с прицепом рекомендовано держаться на увеличенном расстоянии.
Дополнительно стоит упомянуть пункт 10.1 (скорость передвижения), несколько более полно раскрывающий вопрос о дистанции, поскольку скорость ТС имеет к таковой непосредственное отношение. Параграф гласит, что вести машину необходимо, не превышая ограничения, установленные на конкретном отрезке пути.
При этом требуется учитывать:
- условия погоды, например, видимость;
- особенности автотранспортного средства;
- интенсивность движения на магистрали;
- свойства дорожного покрытия.
В любом случае скорость должна обеспечить автовладельцу возможность полностью контролировать перемещение своего авто и, если потребуется, суметь грамотно отреагировать и избежать столкновения при экстренном торможении впереди идущего ТС. При необходимости гражданину рекомендуется скинуть скорость либо вовсе остановить машину, однако действовать таким образом, чтобы не усугубить происходящее.
Из сказанного следует, что водитель должен самостоятельно предвидеть, как именно может развиться ситуация на дороге, и на основании наблюдения выбирать подходящую дистанцию в соответствии с каждым из указанных факторов. Первичным здесь должно быть желание минимизировать риск возникновения транспортной аварии.
Как доказать отсутствие вины
Доказательства в делах о ДТП – это схемы происшествия, показания очевидцев, фото- и видеоматериалы. При составлении административного протокола можно внести свои замечания о том, что несоблюдение расстояния было вызвано виной других участников движения или факторов – пешеходов, транспортных средств, внезапно упавшего груза.
Доказать невиновность поможет запись видеорегистратора или показание пассажиров.
Они могут подтвердить следующие ситуации, когда виновником ДТП признается впереди идущее авто:
- внезапное движение автомобиля задним ходом навстречу потоку;
- его откат назад на возвышенности;
- отсутствие стоп-сигнала при торможении;
- внезапный выезд на главную дорогу без пропуска машин, двигающихся по главной;
- резкое торможение без причины, то есть не для предотвращения аварии;
- тонировка стоп-сигналов, вследствие чего визуально нельзя определить свет.
Еще одним случаем, когда суд может встать на сторону автомобиля, двигавшегося сзади – это отсутствие знака о наличии шипованной резины. Он устанавливается с той целью, чтобы показать о возможном сокращении тормозного пути при резком торможении.
В вышеуказанных случаях может быть признана обоюдная вина водителей и штраф могут разделить на две стороны.
Как доказать отсутствие вины
Доказательства в делах о ДТП – это схемы происшествия, показания очевидцев, фото- и видеоматериалы. При составлении административного протокола можно внести свои замечания о том, что несоблюдение расстояния было вызвано виной других участников движения или факторов – пешеходов, транспортных средств, внезапно упавшего груза.
Доказать невиновность поможет запись видеорегистратора или показание пассажиров.
Они могут подтвердить следующие ситуации, когда виновником ДТП признается впереди идущее авто:
- внезапное движение автомобиля задним ходом навстречу потоку;
- его откат назад на возвышенности;
- отсутствие стоп-сигнала при торможении;
- внезапный выезд на главную дорогу без пропуска машин, двигающихся по главной;
- резкое торможение без причины, то есть не для предотвращения аварии;
- тонировка стоп-сигналов, вследствие чего визуально нельзя определить свет.
Можно ли оспорить постановление
Штраф за несоблюдение бокового интервала или дистанции не нужно оплачивать, если есть доказательства невиновности в сложившейся ситуации. В этом случае административное наказание не предусмотрено. Чтобы защитить свои права, необходимо обратиться к специалистам, предоставить показания свидетелей или запись с регистратора. Если на место был вызван наряд ГАИ, то следует обратить их внимание на ключевые детали, чтобы они были обязательно отражены в протоколе.
Внимание! Все доводы и аргументы необходимо изложить в исковом заявлении, приложить доказательства и отправить в суд. Если он признает действия Госавтоинспекции неправомерными, то нарушение аннулируется. Процесс этот часто длительный, поэтому рекомендуется сначала оплатить штраф, а после получения решения, вступившего в законную силу, обратиться в государственный орган с требованием его возврата.
Соблюдение подходящей дистанции и бокового интервала с впереди идущим транспортом – это обязанность каждого водителя. Если нарушить это требование ПДД, то высока вероятность аварии на дороге. В этом случае кроме компенсации причиненного ущерба, виновнику предстоит также оплатить штраф.