22.Принципы налогового права и их значение.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «22.Принципы налогового права и их значение.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Под принципами налогообложения понимаются основные начала, главные идеи, на которых строится налоговое право. Принципы налогообложения, которыми должны руководствоваться законодательные органы всех уровней при регулировании налоговых отношений, а также все субъекты налоговых правоотношений, не могут изменяться вместе с изменением текущей налоговой политики государства.

Принцип законности налогообложения

Принцип законности налогообложения является общеправовым принципом и отображает конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина. Так, в соответствии с п. 3 ст. 35 Конституции РФ «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения». Но, рассматривая смысл налогообложения, можно заметить, что налогообложение — это своего рода ограничение собственности, только данное ограничение является законным. Законность налогообложения закрепляется также в п. 1 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которой «…каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога».

Отличие принципов налогообложения Вагнера и Смита

Ключевое отличие принципов А. Вагнера от принципов А. Смита заключается в том, что А. Вагнер относит первые два принципа к финансово-политическому блоку – достаточности и подвижности и определяет их ведущую роль выше принципа справедливости. Именно это кардинально отличает его от предыдущих исследователей.

Примечательно, что данная позиция сформировалась у А. Вагнера благодаря тому, что он сам являлся активным сторонником государственного вмешательства в экономику, считая, что общественно-хозяйственная система нужна людям в такой степени, что доставление для неё средств и их достаточность должны занимать приоритетное место в жизни общества. Однако он ни в коем случае не отвергал принцип справедливости, хотя и утверждал, что его воплощение должно происходить в той мере, в которой позволяют это сделать финансовые принципы.

Второй финансовый принцип – подвижность. Он заключается в использовании налога или целой системы, которая адаптируется к государственным нуждам. Иначе говоря, даёт возможность в весьма сжатые сроки увеличить или уменьшить налоговые доходы и таким образом облегчить налоговое бремя.

Пример 2

В качестве примера эластичного налога можно рассмотреть современный подоходный налог, который применяет прогрессивную шкалу налогообложения. Примером неэластичного налога являлся соляной налог, увеличение которого в России в XVIII в. стало причиной затяжных экономических последствий, в том числе и в социальной сфере.

Третий принцип налогообложения – надлежащий источник обложения – А. Вагнер интерпретировал так, что источником обложения должен быть доход, а также капитал.

Замечание 6

Дискуссии по поводу третьего принципа налогообложения ведутся со времён А. Смита и по сей день.

А. Вагнер для объяснения данного принципа опирался на необходимость наименьшего стеснения народного хозяйства, а с другой стороны, хотел обеспечить лучшую реализацию социально-политических целей налога посредством обложения капитала, начиная с наследуемого.

Четвёртый принцип налогообложения А. Вагнером объясняется правильностью соотношения налогов. Он говорит о том, что налоговая система представляет собой систему совокупности налогов, что должна обеспечивать достаточное количество поступлений в бюджет при любых условиях.

Говоря о различия принципов, которые сформулированы А. Смитом и А. Вагнером, обязательно стоит сказать, что их различают между собой, в первую очередь два столетия.

Замечание 7

В завершении необходимо ещё раз напомнить о том, что принципы налогообложения, которые были разработаны в XVIII-XIX вв. актуальны до сих пор в XXI в.

Принцип экономического основания налогообложения

Пункт 3 ст. 3 НК РФ устанавливает, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Прежде всего под экономическим основанием подразумевается характерный для каждого налога объект налогообложения — имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Говоря об экономическом основании, законодатель устанавливает, что объект налогообложения всегда должен быть связан с наличием каких-либо материальных благ, выгод, приращением собственности, хозяйственной активностью налогоплательщика. Немецкие авторы Л. Остерло и Т. Джобс считают, что «налогообложение должно быть привязано к показателям платежеспособности, а именно: к наличию имущества, к обладанию имуществом или к использованию имущества. Таким образом, это общее бремя, которое вовлекает всех жителей, в зависимости от их доходов, имущества и потребительской способности, в финансирование государственных задач» .

См.: Остерло Л., Джобс Т. Конституционные принципы налогов и сборов в ФРГ // Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации в 2003 г. М., 2004. С. 99.

Согласно вышеуказанному принципу установление налогов и сборов должно основываться на экономической ситуации в государстве, целесообразности, базироваться на всестороннем экспертном и статистическом анализе финансового состояния страны, увязываться с бюджетным процессом, соответствовать провозглашенным политическим целям государства. При этом совокупный размер бюджетных расходов (потребности государства в бюджетных средствах) не может выступать определяющим критерием в налогообложении. Поэтому сам по себе бюджетный дефицит, т.е. отсутствие финансовых средств у государства, еще не составляет необходимое и достаточное экономическое основание для взимания налогов и сборов, хотя, безусловно, влияет на структуру налоговой системы.

Принципы налогообложения

Принципы налогообложения — это принципы построения налоговой системы, которые можно объединить в группы:

1) экономические:

  • справедливости;
  • эффективности (экономичности);
  • соразмерности;
  • множественности.

2) юридические:

  • нейтральности;
  • установления налогов законами;
  • отрицания обратной силы налогового закона;
  • приоритетности налогового законодательства;
  • наличия всех элементов налога в законе.

3) организационные:

  • единства налоговой системы;
  • подвижности (эластичности) налогообложения;
  • стабильности налоговой системы;
  • налогового федерализма;
  • гласности;
  • однократности обложения.

Основные понятия, связанные с налогообложением.

Налогоплательщик – это юридическое или физическое лицо, на которое государством возложена обязанность платить налоги. По налоговому кодексу налогоплательщики имеют свои права и обязанности.

Налоговая база – совокупность объектов налогообложения за определенный период на определенной территории. Грубо говоря – список всех налогоплательщиков.

Налоговая политика (или фискальная политика) – один из методов вмешательства государства в экономику с целью обеспечения стабильности экономики и наполнения государственного бюджета. Под влиянием экономической обстановки и текущего экономического цикла, государство может проводить разные виды налоговой политики – сдерживающую или стимулирующую, дискреционную или автоматическую (установление измененных налоговых ставок вручную или автоматически, в зависимости от изменения экономической ситуации).

Читайте также:  Льготы на транспортный налог — 2023. Кто и почему может не платить

Налоговое право – система правовых норм, регулирующая социальные отношения в сфере налогообложения. Источниками налогового права, как правило, являются: конституция страны, налоговый кодекс и прочие государственные нормативно-правовые акты. Не следует путать налоговое право с бюджетным правом.

Социальные нормы как регулятор поведения человека.

Понятие социальной нормы. Социальные нормы как регулятор поведения человека.

ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

  1. Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.
  2. Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    1. § 5. Принцип соразмерности налогообложения
    2. § 7. Принцип определенности налогообложения
    3. § 2. Общая характеристика принципов налогообложения
    4. § 4. Принцип всеобщности и равенства налогообложения
    5. Глава 4. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
    6. 8.3. НАЛОГИ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ФУНКЦИИ. ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (КРИВАЯ ЛАФФЕРА)
    7. 12. ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ ПРАВОСУДИЯ
    8. § 2. Принцип законности налоговой ответственности
    9. Глава 11. ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ БЫТИЯ В МИРЕ
    10. ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ ПУНКТА 5 СТАТЬИ 18 И СТАТЬИ 30.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», СТАТЬИ 108 КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, СТАТЬИ 67 КОНСТИТУЦИИ (ОСНОВНОГО ЗАКОНА) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) И ЧАСТИ ТРЕТЬЕЙ СТАТЬИ 3 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) «О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
    11. 2. Основные принципы и законы развития бытия в мире
    12. 8. ЗАКОННОСТЬ КАК ПРИНЦИП УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВОСУДИЯ ТОЛЬКО СУДОМ
    13. ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

    Под принципами налогообложения понимаются основные начала, главные идеи, на которых строится налоговое право. Принципы налогообложения, которыми должны руководствоваться законодательные органы всех уровней при регулировании налоговых отношений, а также все субъекты налоговых правоотношений, не могут изменяться вместе с изменением текущей налоговой политики государства.

    Принципы построения налоговой системы являются ориентиром при формировании налогово-правовой политики государства и имеют огромное значение для правоприменительной практики, поскольку все нормы законодательства о налогах и сборах должны применяться на основе базовых подходов, установленных налогово-правовыми принципами.

    Принцип законности налогообложения является общеправовым принципом и отображает конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина. Так, в соответствии с п. 3 ст. 35 Конституции РФ «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

    Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения». Но, рассматривая смысл налогообложения, можно заметить, что налогообложение — это своего рода ограничение собственности, только данное ограничение является законным. Законность налогообложения закрепляется также в п. 1 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которой «…каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

    Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога».

    Принцип равенства и всеобщности налогообложения, так же как и принцип законности налогообложения, закреплен в Конституции РФ, следовательно, является конституционным. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 6 Конституции РФ «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации». Из данной конституционной нормы вытекает правило, установленное ст. 57 Конституции РФ, в соответствии с которым каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

    Данное положение закреплено и развивается в налоговом законодательстве Российской Федерации: в соответствии с п. 1 ст. 3 НК РФ «каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога», и п. 5 ст. 3 «ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом».

    КС РФ указал, что «налог — это безусловное, атрибутивное условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства». При этом каждое лицо (и гражданин, и организация) обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы, в отношении которых оно признано налогоплательщиком.

    Таким образом, принцип всеобщности налогообложения состоит в том, что определенные налоговые обязанности устанавливаются по общему правилу для всего круга лиц, соответствующего конкретным родовым требованиям, при этом налогообложение строится на единых принципах.

    Например, транспортный налог уплачивают все владельцы транспортных средств.

    В соответствии с принципом всеобщности налогообложения все субъекты Российской Федерации — как физические, так и юридические лица, а также само государство — обязаны участвовать в финансировании публичных затрат государства и общества наравне с другими.

    Принцип всеобщности и равенства налогообложения, равно как и принцип законности налогообложения, закреплен и во многих конституциях зарубежных стран.

    Пример.

    Согласно ст. 53 Конституции Италии «все обязаны участвовать в государственных расходах в соответствии со своими возможностями».

    Согласно ст. 31 Конституции Испании «каждый должен участвовать в общественных расходах в соответствии со своими экономическими возможностями посредством справедливой налоговой системы».

    Согласно ст. 30 Конституции Японии «население подлежит обложению налогами в соответствии с законами».

    В соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции РФ «все равны перед законом и судом». Из данного конституционного принципа вытекает принцип равенства налогообложения, который отображен в абз. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ: «Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев».

    Принцип равенства и всеобщности налогообложения закреплен также в ст. 56 НК РФ: «Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера» (абз. 2 п. 1 ст. 56 НК РФ). Однако при установлении определенных налоговых льгот все равно так или иначе нарушается принцип формально-юридического равенства сторон, так как если налоговое бремя снижается для одних налогоплательщиков, то оно автоматически повышается для других.

    До вступления в силу гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ некоторые категории российских государственных служащих освобождались от уплаты подоходного налога (НДФЛ): сотрудники органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органов, военнослужащие, судьи, работники прокуратуры. Однако данные нормы содержались не в налоговых законах, а в актах отраслевого характера. В настоящее время в НК РФ отсутствуют подобные налоговые льготы.

    Принцип равенства налогообложения означает также, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер. Таким образом, налоги и сборы не могут различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, ��елигиозных и иных подобных критериев; не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (п. 2 ст. 3 НК РФ).

    1. Универсализация. Нельзя устанавливать дополнительные выплаты или повышать ставки, исходя из источников образования доходов, отраслей производства, гражданства человека, организационных форм предприятия.
    2. Удобство форм и времени выплаты для налогоплательщика. Необходимо упрощать методы взимания налогов, переложить уплату с работника на организацию, приурочить время выплаты к моменту получения дохода. Наилучшими считаются налоги на потребление, когда выплата включена в стоимость товара.
    3. Разделение налогов по уровням власти. Закрепляется законом. Каждый орган власти (федеральной, региональной, местной) имеет свои конкретные полномочия по введению или отмене сборов, выдаче налоговых льгот и установлению ставок.
    4. Единство системы. Налоги или сборы не должны ограничивать передвижение внутри страны граждан, услуг или финансов. А также создавать препятствие для экономической деятельности физических и юридических лиц.
    5. Гласность. Все законы и положения налоговой системы должны быть в открытом доступе и разъяснены для плательщика.
    6. Одновременности. Один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.
    7. Определенности. Налоговые законы должны издаваться и формулироваться таким образом, чтобы иметь только одно значение и трактоваться определенно, без дополнительных разъяснений.

    На сегодняшний день налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки унифицировать налоги, уменьшить количество их видов пока не имели успеха. Из истории известно имя американского ученого Генри Джорджа, предлагавшего свести все налоги к одному — налогу на землю. И хотя уже более ста лет последователи Г. Джорджа, в числе которых были Лев Толстой, Уинстон Черчилль, Сунь Ятсен, настоятельно проповедуют его учение, количество видов налогов не уменьшается, а увеличивается. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобнее вместо одного большого налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые поборы становятся менее заметными и менее чувствительными для населения.

    Налоги делятся на разнообразные группы по многим признакам. Они классифицируются:

    — по характеру налогового изъятия (прямые и косвенные);
    — по уровням управления (федеральные, региональные, местные, муниципальные);
    — по субъектам налогообложения (налоги с юридических и физических лиц);
    — по объектам налогообложения (налоги на товары и услуги, налоги на доходы, прибыль, прирост рыночной стоимости капиталов, налоги на недвижимость и имущество и т.д.);
    — по целевому назначению налога (общие, специальные).

    Проанализируем прежде всего разделение налогов на прямые и косвенные.

    Прямые налоги взимаются непосредственно по ставке или в фиксированной сумме с дохода или имущества налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, имущественные налоги, налоги с наследств и дарений, земельный налог, налоги, регулирующие процессы природопользования, и ряд других.

    Косвенные налоги изымаются иным, менее «заметным» образом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в государственный бюджет. К косвенным налогам могут быть отнесены акцизные налоги, таможенные пошлины (налоги на экспорт и импорт), налоги на продажу, налог с оборота, налог на добавленную стоимость. Косвенные налоги именуют еще безусловными в связи с тем, что они не связаны непосредственно с доходом налогоплательщика и взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.

    Прямые налоги распространяются на стадии производства и реализации продукции, косвенные — в большей степени регулируют процессы распределения и потребления. Поэтому если прямые налоги — это налоги на доходы, то косвенные можно в определенном смысле считать налогами на расходы, подчеркивая тем самым, что они в большей мере относятся к стадии потребления в условиях равновесной экономики.

    Представляется целесообразным относить налоги к прямым или косвенным на основе признака совпадения или несовпадения объекта и источника налогообложения. В соответствии с таким подходом прямые, налоги — это такие налоги, для которых источник и объект налогообложения идентичны, а косвенные — те, для которых источник и объект не совпадают.

    Идентифицируем основные виды налогов, следуя указанным признакам.

    1. Налог на доходы физических лиц. Так как источник и объект совпадают непосредственно, то налог — прямой.

    2. Налог на прибыль корпораций. И объект, и источник — облагаемая прибыль, следовательно, налог является прямым.

    3. Налог на доходы от денежных капиталов. Относится к категории прямых налогов, поскольку источник и объект налогообложения один и тот же: дивиденды, проценты от облигаций, проценты по вкладам в банки.

    4. Поземельный налог. Исчисление налога на землю практически повсеместно осуществляется в абсолютных суммах, взимаемых с единицы земельной площади. Источником уплаты налога является текущий доход собственника земли, а объектом — земельная площадь в натуральном выражении. Правомерно отнести этот налог к категории косвенных.

    5. Поимущественный налог. Объектом налогообложения является имущество юридического или физического лица в стои��остном выражении, то есть овеществленный прошлый доход налогоплательщика, а источником — текущий доход, следовательно, это налог косвенный.

    Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
    Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
    Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Под принципами налогообложения понимаются

  1. Пикуров, Н. И. Комментарий к судебной практике квалификации преступлений на примере норм с бланкетными диспозициями / Н.И. Пикуров. — М.: Юрайт, 2014. — 496 c.
  2. Марченко, М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие. Гриф МО РФ / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2017. — 535 c.
  3. Болдырев, В. А. Конструкция юридического лица несобственника. Опыт цивилистического исследования / В.А. Болдырев. — М.: Статут, 2012. — 368 c.
  4. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. — М.: Юрайт, 2013. — 432 c.
  5. Гессен И. В. История русской адвокатуры (подарочное издание); Арт Презент — М., 2013. — 536 c.

Налоговая система появилась с возникновением государства. Само существование государства связано с налогообложением, поскольку государство без налогов функционировать не может. Сущность налогообложения можно раскрыть только при помощи анализа целей системы налогообложения и интересов ее участников.

Принцип экономического основания налогообложения

Пункт 3 ст. 3 НК РФ устанавливает, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Прежде всего под экономическим основанием подразумевается характерный для каждого налога объект налогообложения — имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Говоря об экономическом основании, законодатель устанавливает, что объект налогообложения всегда должен быть связан с наличием каких-либо материальных благ, выгод, приращением собственности, хозяйственной активностью налогоплательщика. Немецкие авторы Л. Остерло и Т. Джобс считают, что «налогообложение должно быть привязано к показателям платежеспособности, а именно: к наличию имущества, к обладанию имуществом или к использованию имущества. Таким образом, это общее бремя, которое вовлекает всех жителей, в зависимости от их доходов, имущества и потребительской способности, в финансирование государственных задач» .

Читайте также:  1. Приватизация земельных участков

Разновидности принципов налогового права

К ним относятся:

  • Принцип законодательной формы установления – означает, что налоги не могут быть произвольными, а должны следовать из закона. Нельзя допускать, чтобы установленные налоги нарушали конституционные права граждан.
  • Принцип приоритетности налогового законодательства – в законодательных актах, которые регулируют вопросы, не связанные с налогами, не должно быть норм права, которые установят особый режим налогообложения.
  • Научный подход к формированию налоговой системы – после уплаты налога у налогоплательщика в пользовании должна остаться часть дохода, которая обеспечит ему нормальное существование.

Само слово «принцип» переводится с латинского (principium) как основа, первоначало чего-либо[3].

Под принципами налогообложения понимаются основные исходные положения системы налогообложения.

Принцип налогообложения может быть определён как исходная идея, лежащая в основе налоговой системы государства. Цель принципов налогообложения — поставить препоны налоговому произволу, создать основы справедливого, соразмерного и умеренного налогообложения. Не случайно в Постановлении от 21.11.1997 г. №5-П «По делу о проверке конституционности положений абз. 2 п. 2 ст. 18 и ст. 20 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в РФ» Конституционный суд РФ отметил: «Общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав человека и гражданина»[4].

  • Лекции по микроэкономике
  • Лекции по мировой экономике
  • Лекции по макроэкономике
  • Лекции по финансам
  • Лекции по ДКБ
  • Лекции по экономике организаций
  • Лекции по госрегулированию экономики
  • Лекции по экономическому росту
  • Лекции по институциональной экономике
  1. 2.2. Современные принципы налогообложения. Экономические принципы
  2. 2.3. Основные принципы налогообложения. Роль налогообложения в экономической системе общества
  3. 1.4. Принципы налогообложения
  4. 8. ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
  5. 1.1.6. Принципы налогообложения
  6. 1.5.Принципы налогообложения
  7. 9. Принципы налогообложения
  8. 2.3. Организационные принципы налогообложения
  9. 1.5.1. Принципы налогообложения
  10. 4. Принципы налогообложения
  11. 2.1. Принципы налогообложения
  12. 2. Принципы налогообложения в России

Вопрос 12 — Принципы налогообложения

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

  • владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

  • пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.

  • Налог
  • Бухгалтерский учет
  • Бухгалтерский баланс
  • Оборотные активы
  • Юридическое лицо
  • Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)
  • Гражданско-правовой договор (ГПХ)

Общая характеристика принципов налогообложения

Не разрешается исчисление налогов и сборов в произвольном порядке. Они должны взиматься только при наличии основания экономически обоснованной налоговой базы.

Определяя налоги и сборы, нужно обязательно помнить о недопущении прямо или косвенно ставить в определенные рамки свободное передвижение в границах территории РФ товаров, работ или услуг, а также финансов, либо создавать препятствия для осуществления разрешенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

При определении величины налогов необходимо учитывать все первоначальные основы налогообложения. Положения законодательства обо всех обязательных платежах необходимо определять таким образом, чтобы было понятно наименование налогов, сборов и других платежей, сроки их оплаты, а также их очередность. Все неустранимые сомнения, разногласия и двусмысленности в положениях законодательства о налогах и сборах определяются в пользу налогоплательщика.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *