Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Болезненная привязанность ребенка к матери: возможные сложности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы произнести «Я тебя не люблю!», надо, как минимум, уметь говорить, складывать слова в фразы и понимать их значение. Значит ли это, что подобные фразы можно услышать лишь от детей, перешагнувших рубеж 3–4 лет? Да, но начинается все еще раньше.
До 2 лет словесного проявления нет, но есть агрессивные действия. Пока ребенок умеет действовать, но не говорить. Если в этом возрасте научиться правильно реагировать на такие действия, как удары, причинение боли, плевки, укусы и т.д., тогда проблемы жестоких фраз может и не возникнуть. Во многом такое поведение – это изучение границ дозволенного и прояснение для себя, как родители реагируют на такие провокационные действия, а также реакция обиды.
2–3 года. Ребенок учится говорить, быстро накапливает словарь и начинает им пользоваться. Он в целом понимает значение фраз. Уже можно услышать от него короткие, но эмоциональные фразы «Ты плохая!», «Мама-бяка!». В этом возрасте это непосредственная эмоциональная реакция на запреты взрослых или повторение («отработка» в речи) фраз, которые он слышит от взрослых. Малыш уже может вступить в «группу поддержки» и произносить эти фразы по отношению к тому члену семьи, у которого есть конфликт, например, с его мамой.
3,5–5 лет. Начало манипулятивного поведения. Ребенок начинает понимать, что определенные действия несут за собой определенную реакцию (выигрыш или санкции). То, что несет выигрыш, закрепляется в поведении. Это возраст бессознательных манипуляций. Все остальные причины (выражение обиды без цели воздействия на взрослого, членство в «группе поддержки») также сохраняются.
5,5–7 лет. Расцвет манипуляций. Ребенок начинает пользоваться манипуляцией более сознательно и не так «прямолинейно». Но далеко не все дети этого возраста манипулируют с помощью жестоких слов. Так же, как и малыши, они могут использовать их просто как реакцию на обиды. Мотив «группы поддержки» также не утрачивает актуальности.
Взрослые боятся показывать любовь
Бывает так, что мать или отец боятся демонстрировать свои чувства любви ребёнку. Они не говорят лишний раз теплых слов, не называют детей ласковыми прозвищами, стараются избегать прикосновений, поцелуев и объятий, считая их слабостями. Причиной такому поведению может быть аналогичное воспитание в родительской семье или страх взрослого избаловать ребёнка. Родители сдерживают чувства, а дети могут понимать это как отсутствие любви.
Стоит открыть свое сердце для теплых и нежных чувств. Проявлением любви невозможно избаловать, это можно сделать в том случае, если позволять детям постоянно нарушать правила, не являться авторитетом, контролировать каждый шаг, не приучать к самостоятельности.
Не бойтесь показывать любовь детям так, как того просит душа и сердце — это сила, способная не только поднимать настроение и дарить радость, но и способствовать развитию в ребёнке больших талантов и способностей.
Разбираемся с причиной
- Множество запретов. Малыш скован запретами и не может естественным образом удовлетворять естественные познавательные потребности. Дети не могут рассказать, что для них важно быть активными, поэтому они выражают свой протест доступными способами – криком, стуком, яростным сопротивлением.
- Любопытство. Ребенок дерется, швыряет предметы, кричит, обзывается, чтобы посмотреть на реакцию родителей. Например, карапуз в полтора года изучает таким способом мир и реакции взрослых на свои поступки.
- Ревность. Детская ревность к кому-либо может выражаться драками и агрессией по отношению к «сопернику». Так выражается борьба за внимание мамы, папы или воспитательницы.
- Утомляемость. У маленьких детей эмоциональное возбуждение наступает быстрее, чем у взрослых. Большая эмоциональная нагрузка приводит к агрессивной разрядке, у ребенка нет другого способа выразить свою усталость. Его поведение не говорит о том, что он не слушается (рекомендуем прочитать: что делать, если ребенок в 2 года не слушается родителей по мнению Комаровского?).
- Безделье. От скуки ребенок может искать себе развлечение, он не может себя занимать. Например, двухлетний карапуз не умеет самостоятельно играть, он ищет развлечения.
- Пример семьи. Авторитарное поведение в семье копируется детьми быстро и на бессознательном уровне. Если у родителей принято решать проблемы неконструктивным способом, то у чада формируется стойкая привычка поступать так же. Пример старших может спровоцировать на драку. «Дай ему сдачи», «Ударь его в ответ», «Покажи ему, кто сильней» (рекомендуем прочитать: как научить ребенка давать сдачи, когда его обижают?). Взрослые хвалят за агрессию, оправдывают его сомнительные победы.
- Способ быть услышанным. Ребенок до года и старше не может объяснить словами свои чувства, его не понимают близкие. От отчаяния он бросается в крайности. С пяти-шести лет дети могут осознавать свои поступки и рассказывать о причинах своего поведения.
- Регрессия. Резкая смена обстановки возвращает старую привычку. Нeблагоприятные обстоятельства, переезд, развод вызывают защитные обстоятельства. Одни дети могут начать грызть ногти, сосать палец, другие справляются со стрессом драками (рекомендуем прочитать: что делать, если ребенок сосет пальцы?). Это своеобразный способ вспомнить о хороших спокойных временах.
Как отучить ребенка драться? Врач-педиатр Комаровский Евгений высказывает следующее мнение: «У меня немного иное отношение к тому, почему дети показывают агрессию и как исправлять подобное поведение. В некоторых случаях оно отличается от советов психологов. Я считаю, что проявление агрессии ребенка к взрослым связано с проявлением неких инстинктов. При этом у него есть и другой инстинкт – ребенок будет уступать, если будет видеть, что тот, против кого он воздействует физически, сильнее. В этом случае нужно всегда на любой физически агрессивный акт, например, поднятие руки на маму, ответить контролем.
Нельзя оставлять безнаказанной физическую агрессию. Есть много способов остановить насилие, часто оно начинается с малого, а потом перетекает на взрослого. У родителей есть все возможности контролировать поведение своих чад. Именно они покупают ему сладости, включают мультфильмы, гуляют и организовывают социальные контакты. Когда он ведет себя не так, как нам хочется, его можно ограничить. Нужно учитывать, что эта тема все же психологическая, а не педиатрическая». Метод доктора можно применять или воспользоваться другими способами, Комаровский все же больше является специалистом в педиатрической практике.
«Я научился бить»: Как отучить ребенка кусаться и драться в 1 год
Одногодка избивает маму и держит в страхе всю семью? Да, и такое бывает! Почему и что делать рассказывает детский психолог Елена Лагунова .
Годовалый ребенок с одинаково невинным взглядом может проситься на руки и колотить родных. Потому что не очень понимает разницу.
На приеме у меня жалуется молодая мама Катя:
«Мой годовалый ребенок дерется, Севушка всех бьет — меня, папу, брата. Достается и коту, хотя это, наверное, у всех. Что дальше будет? Ну ладно, когда что-то не по нему, а чаще ведь просто, без причины. Может с веселым лицом подойти и стукнуть. Я от неожиданности (а то и боли) чуть не реву, говорю: „Милый мой, солнышко, не злись. Так нельзя, мамочке больно. Не делай так больше“. А он — смеется. Слов не понимает. И на детской площадке так же. Нравится чужая игрушка — отбирает. И в кого он такой агрессивный, бандит просто! Это потому, что мальчик? Может его лечить пора? Или ремня, как папа предлагает? Вот вы мне скажите, это вообще нормально, нет?».
В это время ее сын Севушка смотрит на меня ангельскими глазами, делает несмелые шаги по кабинету, спокойно играет игрушками и на бандита, знаете ли, совсем не походит.
Екатерину можно понять. Любому родителю хочется вырастить ребенка, который умеет общаться дружелюбно. Но как это сделать? Откуда такая агрессия в этом возрасте?
По мнению знаменитого психоаналитика Эрика Эриксона, кризис 3-х лет способствует формированию независимости и волевых качеств. И это не единственные положительные последствия, среди которых также можно отметить:
- первичную самостоятельность;
- адекватную самооценку;
- способность самоанализа;
- социальную адаптацию.
Однако при недостаточном внимании и неправильном поведении родителей, а также из-за психологических проблем самого ребёнка кризис может иметь и негативные последствия. Во-первых, частые и слишком импульсивные истерики могут закончиться травмой и становятся причиной достаточно глубокого стресса. Во-вторых, из-за внутренних переживаний и чрезмерного эмоционального напряжения нередко развиваются:
- невротические реакции;
- энурез;
- внутренние комплексы;
- ночные страхи, кошмары;
- заикание.
Аутизм нарушение развития у детей встречается у младенцев уже в 2-летнем возрасте, но диагноз может быть подтвержден и позже — в 3-5-летнем возрасте. Аутичные дети строят свой маленький мир и не хотят его покидать, любят играть одни и ни с кем не общаться. Их связь с внешним миром нарушена, хотя на физическом уровне они вполне здоровы.
Признаки аутизма:
- самоизолироваться, избегать людей, не искать друзей;
- нравится играть в одиночку;
- Трудности в вербальной (речь, письмо) и невербальной (мимика, жесты, прикосновения, оценка внешнего вида и голоса) коммуникации. Задержка речи, молчание – беспорядочное произношение фраз и слов;
- Нарушение социальных взаимодействий — отсутствие привязанности к действиям других, невосприимчивость к его влечению, несмотрение в глаза, непривязанность к кому-либо;
- Стереотипность поведения – наличие определенных обязательных ритуалов, повторение одного и того же вида действий в течение длительного времени, отголоски – повторение слов;
- Может быть агрессивным, кричать при попытке установить контакт;
- Любые изменения, происходящие вокруг него, будут мешать.
Для некоторых людей (1-2 человека) люди с аутизмом делают исключение и могут с ними общаться.
Точная причина аутизма еще не установлена, хотя многие эксперты отдают предпочтение генетической версии. Некоторые считают, что эта патология вызвана органическим заболеванием головного мозга.
Дети с аутизмом любят музыку. При легкой степени инвалидности они могут даже опережать своих сверстников в интеллектуальном плане, лучше учатся, но только по отдельным предметам, потому что их интеллектуальное развитие очень избирательно. Кроме того, такие люди склонны демонстрировать незаурядные способности в определенных областях (науки, искусства), а при правильном воспитании, обучении и специальных исправлениях вполне нормально адаптируются в обществе.
Иногда просто невозможно отличить аутичных детей от умственно отсталых. Например, у первого есть трудности с обучением, подобные ZPR, а у второго есть аутистические зависимости, такие как аутизм. Но есть некоторые особенности, которые дадут вам представление о том, что это за болезнь:
Умственно отсталый ребенок |
Дети с аутизмом |
Трудно говорить, неловкая речь |
Он хорошо говорит (может даже опережать своих сверстников в овладении речью), но говорит только то, что ему нравится, и часто разговаривает сам с собой. Вы можете совершенно отказаться говорить. |
Не знаю, как начать разговор, но хотел бы поиграть со сверстниками |
Я не хочу общаться, я не хочу играть с другими детьми, я совсем не одна |
Паника по поводу любого нововведения, любовь к ритуалу |
|
Привязанность к членам семьи, ищущим их одобрения и привязанности |
Эмоциональное равнодушие |
Со временем при планомерной практике уходит полностью |
Аутизм нельзя вылечить полностью, его можно только адаптировать к обществу |
Разница между олигофренией и аутизмом понятна и ее вряд ли нужно рисовать. Исправить недостаточность участка мозга невозможно, поэтому с таким ребенком нужно обращаться таким, какой он есть.
Аутизм, если он «чистый», является полностью сознательным выбором ребенка. А умственно отсталые и умственно отсталые дети хотят быть другими, но не могут. Это как раз основное отличие.
Как понять, что нарушение есть
О задержке речевого развития говорят, если 90% детей этого же возраста освоили навык, свойственный для этого возраста, а отдельно взятый ребенок даже не приблизился к его освоению. Например, ребенок в год не реагирует на обращенную речь и не издает никакие звуки. В этом случае тоже правомочен диагноз «задержка речевого развития», дело не только в «говорить». Однако самостоятельно делать выводы не следует, лучше довериться квалифицированному специалисту. Обратиться к врачу нужно, если:
- малыш до 6 месяцев не реагирует на звуки или обращения к нему родителей;
- ребенок возрастом 6-9 месяцев не издает никаких звуков;
- годовалый малыш не произносит слов «мама», «папа» или любых других простых фраз или слогов, чтобы их позвать;
- ребенок в возрасте 1,2-1,3 года для выражения своих желаний не использует иных слов, кроме обозначающих родителей;
- ребенок не применяет никаких жестов относительно предметов, которые хочет взять;
- малыш в полтора года в своем речевом запасе использует менее 5 слов или их звуковых эквивалентов;
- ребенок не реагирует и не привлекает близких к реакции на значимые события (радостные или удивительные);
- в 2 года малыш не использует простых словосочетаний (например, «я пришел», «привет, мама», «хороший котик» и др.), при этом сочетание невнятных слов допускается, важно, чтобы в них была суть.
Особенности проявления задержки речевого развития у детей 4 лет
Особенностями задержки речевого развития у детей 4 лет являются замедленная или быстрая речь, смазанность звуков, пропуски букв или слогов. Некоторые малыши не произносят слов совсем или сокращают их, заменяя слова слогами, жестами, мимикой.
Характерные симптомы:
- затруднения с формулировкой вопроса, и с ответом на вопрос, обращенный к нему, ответы обычно односложные («да», «нет», «там», «тут»);
- скудный словарный запас — обычно использует только те слова, которые используются в обиходе;
- неправильное произношение сложных слов;
- пропуск слогов и звуков;
- отсутствие навыков составления простого рассказа, предложения по картинке;
- замена слов, схожих по звучанию;
- в артикуляции отсутствуют шипящие, свистящие или пациент произносит их неправильно;
- замена звуков более простыми для произношения;
- отсутствие критики к речевым ошибкам у себя, у других людей.
Какие бывают формы депрессивных состояний
У каждого здорового человека есть некий уровень тревожности. Он необходим для того, чтобы эффективно приспособляться к действительности и к вызовам в обществе. Развитие невротической депрессии приводит к возникновению в человека различных патологических состояний:
- Реактивная форма невротической депрессии возникает в результате воздействия внешних факторов.
- Личностная форма депрессии формируется с детского возраста, зависит от личностных особенностей, наличия конфликтных ситуаций.
- Неэндогенная депрессия формируется постепенно, на фоне тех или иных событий.
- Непсихотическая депрессия не сочетается с нарушениями процессов восприятия окружающего мира. Оно, как правило, остается трезвым и разумным.
В двух словах о причинах
Причины затруднений в овладении речью могут быть разными. Например, снижение слуха, повреждения головного мозга на ранних этапах (родовые травмы, недоношенность, инфекции и пр.), генетические предпосылки могут привести к задержке, несмотря на образцовое общение родителей с детьми.
Но есть и другие, крайние примеры, которые каждый из нас видел: расстроенный ребенок плачет, капризный или утомленный кричит – родитель «затыкает» его соской и дает в руки гаджет, наслаждаясь воцарившейся тишиной и покоем. Социально-педагогическая запущенность может выглядеть и по-другому, но суть остается прежней: ребенок испытывает коммуникативный голод, не получает качественной и достаточной стимуляции речевых зон мозга. Рассчитывать в таких случаях на своевременное развитие речи как минимум не логично.
Как научить ребёнка разговаривать в 3 года
При серьёзных патологиях коррекцией речи занимаются узкие специалисты: логопеды, дефектологи. Возможно медикаментозное решение неврологических проблем. Если же ребёнок просто не торопится разговаривать или живёт в неблагоприятной речевой среде, помочь ему справится с проблемой необходимо самим родителям.
Основные рекомендации:
- Развитие понимания речи — малыша просят выполнить просьбу (покажи ушки, дай ручку).
- Побуждение к высказываниям во время ситуаций, богатых на проявление эмоций — прячут игрушку, приговаривая «Где же она? Поищи!» Можно спрятаться самому или поискать ребёнка, приговаривая потешки, считалочки. Таким же действием обладает рассматривание фото близких людей с комментариями и вопросами.
- Выполнение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики — здесь отлично подойдёт какой-нибудь игровой сюжет, например, «сказка про Язычка», где приключения Язычка сопровождаются артикуляционными позами. Можно вырабатывать выдох при помощи мыльных пузырей, вертушек, закатывания бумажного мячика в ворота на столе, сдувания снежинок, одуванчика, включения в работу всевозможных дудочек, свистулек.
- Формирование умения различать и воспроизводить простые ритмы — отбиваем ритм рукой, детским молоточком по столу, хлопаньем в ладоши.
- Развитие сенсорных умений — здесь используются игры с кубиками, пирамидками, элементами мозаики и специально для этого приобретёнными геометрическими фигурками на различение цвета, размера, формы предметов.
- Развитие словаря — показывание и называние предметов и явлений окружающего мира, проговаривание своих действий и действий ребёнка, вкладыши и лото.
- Чтение произведений классической детской литературы (А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой, В. Берестова, С. Михалкова, С. Маршака), народных сказок, потешек, с рассматриванием и комментированием иллюстраций.