Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транспортные расходы в «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пункты 9, 10 ФСБУ 26/2020 устанавливают, что суммы, уплаченные по доставке ОС, должны включаться в состав затрат на его приобретение или сооружение. При этом не важно как ОС получены — по договору купли-продажи, безвозмездно или построены хозяйственным способом.
Транспортные расходы на доставку основных средств
Они учитываются как затраты капитального характера и отражаются по дебету счета учёта капитальных вложений (08)
- Дт 08 — Кт 60 — учтена стоимость ОС без НДС;
- Дт 08 — Кт 60(76) — учтены расходы на транспортировку ОС;
- Дт 01 — Кт 08 — объект ОС введён в эксплуатацию.
Что включают в себя транспортные расходы?
Суть ТР зависит от деятельности организации. К примеру, компания производит оборудование, технику, сырье, различные товары. Все единицы продукции предназначены для продажи клиентам. При заключении договора с покупателем нужно транспортировать продукцию из точки А в точку Б. Обычно это ответственность именно продавца. Также компания может приобретать сырье для производства своей продукции. Его доставка тоже потребует средств. Итак, к транспортным расходам относятся:
- Траты на доставку покупаемых объектов (продукции, сырья, ОС).
- Траты на доставку продукции клиентам.
- Затраты на обслуживание собственного автопарка (к ним относятся траты на аренду авто, бензин, ремонт и диагностику машин).
Транспортные расходы в «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0)
В программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 сумму транспортных расходов по приобретенным товарам можно учесть двумя способами:
- включить в стоимость товаров (например, с помощью документа Поступление доп. расходов);
- включить в состав расходов на продажу (счет 44.01 «Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность»). При закрытии месяца, с помощью регламентной операции Закрытие счета 44 «Издержки обращения» выполняется списание суммы транспортных расходов в части реализованных товаров на счет 90.07.1 «Расходы на продажу по деятельности с основной системой налогообложения». Необходимым условием для автоматического расчета суммы списания является выбор значения реквизита Вида расходов (НУ) как Транспортные расходы при поступлении услуг.
Транспортная экспедиция и посредничество
Экспедиция в транспортной компании может быть самостоятельной и посреднической услугой. Вид услуги определяет особенности бухучета.
Если имеет место посреднический договор, перевозка осуществляется по поручению заказчика. Фактически это означает, что действует компания от имени клиента. Это касается всего, от оплаты сборов до страховки и хранения груза. Кстати, при получении последнего доход у перевозчика не возникает.
Приведем пример отражения услуги в бухучете у экспедитора-посредника:
- Дт51 Кт62 – предоплата за услуги перевозки груза.
- Дт002 – принятие груза на ответхранение.
- Дт76 Кт50 – оплата перевозчиком складских услуг.
- Кт002 – передача груза клиенту.
- Дт62 Кт91.1 – выручка от оказания услуг.
- Дт90.2 Кт20 – списание себестоимости перевозки.
- Дт51 Кт76 – компенсация затрат на аренду склада.
Учет страхования товара при грузоперевозке
Во время доставки, особенно на большое расстояние, существуют риски повреждения или гибели груза. Поэтому все больше продавцов и перевозчиков предпочитают страховать товар на время транспортировки. При наступлении страхового случая денежное возмещение нужно учесть как прочий доход. Для этого совершаются следующие проводки:
- Дт 76 Кт 91.1 — начисление страховой выплаты.
- Дт 51 Кт 76 — поступление денег от страховщика на расчетный счет.
После отражения в учете страхового дохода продавец имеет право списать утраченный товар:
- Дт 94 Кт 41 — отнесение себестоимости пропавших ценностей на потери.
- Дт 91.02 Кт 94 — списание стоимости утраченного товара.
Расходы по транспортировке готовой продукции, выполненные сторонними организациями и лицами, учитываются по дебету счета 44 «Расходы на продажу». Расходы, подлежащие возмещению покупателями готовой продукции, списываются с указанного выше счета учета расчетов с отнесением в дебет счета расчетов с покупателями, включая НДС, причитающийся (уплаченный) сторонней транспортной организации (п. 215 Методических указаний по учету МПЗ).
Пример 5. По договору купли-продажи поставщик обязуется доставить товар до склада покупателя. Отпускная стоимость товара составляет 1 180 000 руб. (в том числе НДС 180 000 руб.). Согласно заключенному договору с перевозчиком стоимость доставки товаров составила 109 858 руб. (в том числе НДС 16 758 руб.).
Ситуация 5. Самовывоз
В данной ситуации доставка товара до склада покупателя осуществляется собственными силами покупателя.
Пример 8. По договору купли-продажи отпускная стоимость товара составляет 1 000 000 руб. (в том числе НДС 152 542 руб.). По условиям договора покупатель доставляет товар до склада самовывозом.
Бухгалтерские записи в учете поставщика следующие:
Дебет 62 Кредит 90-1
- 1 000 000 руб. — отражена выручка от реализации готовой продукции;
Дебет 90-3 Кредит 68
- 152 542 руб. — начислен НДС;
Дебет 90-2 Кредит 43
- 700 000 руб. — учтена себестоимость готовой продукции;
Дебет 90-9 Кредит 99
- 147 458 руб. — отражен финансовый результат (прибыль) от операции.
В налоговом учете продавца выручку от реализации продукции формирует только стоимость проданной готовой продукции без учета НДС (п. 1 ст. 248 НК РФ), в примере 8 это 847 458 руб.
Стоимость реализованного товара (700 000 руб. в примере 8) учитывается в составе расходов, связанных с производством и реализацией продукции, по правилам ст. 319 НК РФ.
Особенности учета транспортных расходов
К транспортным расходам (иначе говорят, транспортно-заготовительные расходы) можно отнести следующие затраты:
- Оплата транспортных расходов за доставку товара;
- Оплата за погрузочно-разгрузочные работы;
- Плата за временное хранение.
Варианты оплаты стоимости услуг по доставке товара:
- Стоимость доставки предприятие включает в цену товара;
- Возврат потраченной суммы продавцом согласно заключенному договору с покупателем;
- Покупатель оплачивает транспортные расходы отдельной суммой;
- Оплачивают услуги согласно заключенному договору на доставку товара с транспортной компанией.
Учет доставки при раздельной оплате
Договор поставки от поставщика может быть составлен с раздельной оплатой за товар и транспортные услуги. Это связано с разными процентными ставками НДС, на товар – 18 или 10%, на услуги по транспортировке только 18%.
Бухгалтерский учет транспортных услуг и реализация продукции нужно отражать отдельными бухзаписями. Рассмотрим на примере:
ООО «Медведь» по договору поставки отгружает ИП Мельникову К.А. продукцию на сумму 148 000 руб., в том числе НДС 10% — 13 454,55 руб. Доставка товара осуществляется силами поставщика ООО «Медведь», расходы на перевозку составляют 15 000 руб., в т.ч. НДС 18% — 2288,13 руб. все операции вносим бухгалтерскими записями:
- Дт62 Кт90.01.1 – 148 000 руб., отражен доход реализованного дохода;
- Дт90.03.1 Кт76(НДС) — 13 454,55 руб. – начислен НДС с дохода;
- Дт62 КТ90.01.2 – 15 000 руб., отражен доход по услугам на доставку;
- Дт90.03.2 Кт76(НДС) — 2 288,13 руб., начислен НДС с дохода от услуг по доставке.
Продавец предоставляет покупателю следующие документы: договор поставки, ТОРГ-12 или УПД, ТН или ТТН.
Отличия в учете разных систем налогообложения
Ведение учета транспортными компаниями осуществляется с использованием общеустановленной, упрощенной систем налогообложения и ЕНВД.
Показатель | ОСНО | УСН | ЕНВД |
Ограничение по числу транспортных средств | Без ограничения | Без ограничения | 20 единиц арендованных и собственных средств |
Ограничение по выручке | Отсутствует | Имеется | Отсутствует |
Ограничение по численности | Отсутствует | Не более 100 человек общего состава | Не более 100 человек общего состава |
Периодичность отчетности по основному налогу | Ежемесячно или ежеквартально | Ежегодно | Ежеквартально |
Порядок расчета налога | Доходы за минусом расходов | В зависимости от схемы – «доходы» или доходы минус расходы» | Рассчитывается в зависимости от количества транспортных средств |
Обязанность по уплате минимальной суммы налога | Отсутствует | Имеется для схемы «доходы минус расходы» | Величина налога определяется от количества техники на весь период применения режима |
Величина документооборота | Максимальная | Средняя | Минимальная |
Прямые и косвенные расходы: что это?
Согласно ст. 318 НК РФ расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на:
Прямые расходы | Косвенные расходы |
· расходы на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг);
· расходы на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика; · расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда; · суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг. |
Иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода. |
Бухгалтерские услуги для транспортных компаний
К важным бухгалтерским услугам относится формирование разовых приказов транспортных предприятий, необходимых для обеспечения перечисленных параметров. Такие приказы устанавливают не только нормы расхода, но и перечень водителей, управляющих транспортными средствами организации, периодичность замены шин, состав комиссии по оценке состояния парка автомобилей и определению периодичности проведения ремонтных работ и т.д.
Подобные приказы и другие бухгалтерские документы для транспортных компаний подаются на проверку в налоговые службы с целью определения обоснованности их налогообложения. Именно поэтому сегодня нормирование транспортных трат проводится большинством фирм, занимающихся предоставлением услуг по грузовым и пассажирским перевозкам.
Бухгалтерские услуги для транспортных компаний
К важным бухгалтерским услугам относится формирование разовых приказов транспортных предприятий, необходимых для обеспечения перечисленных параметров. Такие приказы устанавливают не только нормы расхода, но и перечень водителей, управляющих транспортными средствами организации, периодичность замены шин, состав комиссии по оценке состояния парка автомобилей и определению периодичности проведения ремонтных работ и т.д.
Подобные приказы и другие бухгалтерские документы для транспортных компаний подаются на проверку в налоговые службы с целью определения обоснованности их налогообложения. Именно поэтому сегодня нормирование транспортных трат проводится большинством фирм, занимающихся предоставлением услуг по грузовым и пассажирским перевозкам.
Правовое регулирование обязательств по договору транспортной экспедиции осуществляется в соответствии с гл. 41 ГК РФ «Транспортная экспедиция» и Законом «О транспортно-экспедиционной деятельности».
Гражданский кодекс РФ определяет договор транспортной экспедиции каксамостоятельный гражданско-правовой договор. Сторонами в договоретранспортной экспедиции являются экспедитор и клиент. Клиентомможет быть любое лицо (физическое или юридическое), а экспедитором –только коммерческая организация или индивидуальный предприниматель.Обычно в роли экспедиторов выступают специализированные коммерческиеорганизации: экспедиторы, транспортные агенты, операторы смешаннойперевозки груза, транспортно-экспедиционные предприятия. Согласно п. 2 ст. 801 ГК РФ экспедитором может быть и перевозчик – структурное подразделение транспортной организации.
Услуги, оказываемые транспортным экспедитором, можно разделить на основные (связанные с перевозкой груза) и дополнительные, которые могут содержаться в договоре, а могут и отсутствовать в нем. К числу основных услуг относятся:
– заключение по заданию клиента договоров об организации перевозок соответствующим видом транспорта или в смешанном сообщении;
– оформление заказов и заявок на подачу транспортных средств под погрузку;
– оплата провозных платежей;
– заключение договоров перевозки, договоров фрахтования;
– обеспечение отправки и получения груза и т.п.
В качестве дополнительных услуг экспедитор может взять на себяполучение требующихся для экспорта и импорта документов, выполнениетаможенных и иных формальностей, проверку количества и состояния груза,его погрузку и выгрузку, уплату пошлин, сборов и других расходов,возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пунктеназначения, маркировку и затаривание груза, проверку состояния упаковкии маркировки, складирование, а также совершение других операций сгрузом.
Коротко остановимся на правовых особенностях договора транспортной экспедиции.
1. Для этого договора обязательна письменная форма (п. 1 ст. 802 ГК РФ).
2. Клиент может предоставить экспедитору право заключать договоры отсобственного имени. В этом случае в отношениях с третьими лицами, ипрежде всего с перевозчиком, стороной в договоре (например,грузоотправителем или грузополучателем) будет экспедитор. Вместе с темэкспедитор может действовать и от имени клиента на основании выданнойему доверенности. Согласно п. 2 ст. 802 ГК РФ клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.Если экспедитор по условиям договора вправе привлекать субэкспедитора,то доверенность выдается с правом передоверия. На основании такойдоверенности экспедитор, в свою очередь, может выдать доверенностьсубэкспедитору.
3. Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей другихлиц, если это напрямую не запрещено в договоре транспортной экспедиции.Причем в силу ст. 805 ГК РФ экспедитор все равно несет полную ответственность перед клиентом за исполнение договора.
4. Любая из сторон договора транспортной экспедиции вправеотказаться от исполнения договора, предупредив об этом другую сторону вразумный срок (ст. 806 ГК РФ).
Права, обязанности и ответственность сторон договора транспортнойэкспедиции, а также порядок предъявления претензий и исковустановлены Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон).
Согласно ст. 3 Закона экспедитор вправе отступать от указанийклиента, если это необходимо в интересах клиента и экспедитор по независящим от него обстоятельствам не смог предварительно запроситьклиента о его согласии на такое отступление или получить в течениесуток ответ на свой запрос. В случае если указания клиента неточны илинеполны либо не соответствуют договору транспортной экспедиции иэкспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не имеет возможностиуточнить их, последний должен оказывать экспедиционные услуги исходя из интересов клиента.
Если договором транспортной экспедиции не установлено иное,экспедитор вправе выбирать и изменять вид транспорта, а также маршрутперевозки и последовательность перевозки груза различными видамитранспорта в соответствии с интересами клиента. При этом законом наэкспедитора возлагается обязанность незамедлительно уведомлять клиентао произведенных изменениях.
В договоре транспортной экспедиции может быть предусмотреноположение о праве экспедитора удерживать находящийся в его распоряжениигруз до уплаты клиентом вознаграждения либо возмещения понесенныхэкспедитором в интересах клиента расходов. В этом случае клиент обязаноплатить экспедитору еще и расходы, связанные с удержанием имущества.Ответственность за возникшую порчу груза в этом случае также несетклиент. Экспедитор вправе проверять достоверность представленныхклиентом документов и сведений о свойствах груза.
Клиент вправе выбирать маршрут следования груза и вид транспорта,требовать у экспедитора предоставления информации о процессе перевозкигруза (если это предусмотрено договором транспортной экспедиции),давать указания экспедитору в соответствии с договором (п. 6 ст. 3 Закона).
К числу обязанностей экспедитора согласно ст. 4 Закона относятся:
– оказание услуг в соответствии с договором транспортной экспедиции;
– уведомление клиента о допущенных отступлениях в порядке, определенном договором;
– выдача клиенту экспедиторского документа при приеме груза, а также представление клиенту оригиналов договоров,заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортнойэкспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.
Экспедитор не имеет права заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции (п. 5 ст. 4 Закона).
Законом установлена обязанность клиента своевременнопредоставлять экспедитору полную, точную и достоверную информацию обособенностях груза, об условиях его перевозки, иные сведения, атакже документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарногои других видов государственного контроля (ст. 804 ГК РФ, ст. 5 Закона). Клиент обязан уплатить экспедитору вознаграждение и возместить понесенные им расходы в интересах клиента.
Экспедитор, в свою очередь, обязан сообщить клиенту об обнаруженныхнедостатках полученной информации, а в случае неполноты информациизапросить у клиента дополнительные данные. В этом случае согласно п. 4 ст. 804 ГК РФответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с нарушениемобязанности по предоставлению информации, в полном объеме несет клиент.
В соответствии с п. 5 ст. 6 Закона, в случае одностороннегоотказа от исполнения договора транспортной экспедиции, сторона,инициировавшая расторжение договора, возмещает другой стороне убытки,вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф в размере 10% суммыпонесенных экспедитором или клиентом затрат.
Если иное не предусмотрено договором, экспедитор обязан возместитьклиенту убытки, возникшие по причине нарушения срока исполненияобязательств по договору (при отсутствии обстоятельств непреодолимойсилы или вины клиента). Клиент несет ответственность за несвоевременнуюуплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им расходов ввиде уплаты неустойки, которая не должна превышать размервознаграждения и сумму произведенных расходов. Статья 11 Закона разрешает сторонам договора устанавливать более высокий размер ответственности экспедитора. Соглашение об уменьшении либо устранении имущественной ответственности экспедитора ничтожно.
С момента принятия груза и до момента выдачи его получателю экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза (ст. 7 Закона).Мера этой ответственности зависит от типа перевозки – внутристраны или в международном сообщении. В договоре транспортнойэкспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реальногоущерба экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение.Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиентууплаченного им экспедитору вознаграждения экспедитор обязан возместитьклиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора.
По общему правилу, если договором не определен порядок доставки товара, товар доставляется поставщиком, ему же принадлежит право выбора вида транспорта или определения условий доставки (ст. 510 ГК РФ).
Таким образом, при продаже товара и перевозке его автомобильным транспортом, необходимо подписать договор, составить накладную (ТОРГ-12, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. N 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»), товарно-транспортную накладную (№ 1-Т, утв.
Постановлением Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 г. N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте») и счет-фактуру. Обращаем Ваше внимание, что согласно Информации Минфина РФ (от 4 декабря 2012г.
N ПЗ-10/2012″О вступлении в силу с 1 января 2013г. Федерального закона от 6 декабря 2011г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ПЗ — 10/2012)») с 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению.
Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы).
ФНС РФ в своем письме также приводит перечень документов, которые необходимо оформлять при перевозке товара автотранспортом (Письмо ФНС РФ от 21.08.2009г. № ШС-22-3/660).