Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды (формы) некоммерческих организаций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основой формирования АНО служат добровольные вклады юридических лиц или граждан. Созданные на базе этих взносов, организации предоставляют услуги в сфере культуры, образования, здравоохранения, науки, права, спорта и иных сферах.
Прибыль и имущество АНО
АНО может владеть зданиями и помещениями, необходимым оборудованием, инвентарем, земельными участками, финансами в рублях и валюте и другим имуществом. Разрешается участие в хозяйствах и товариществах.
Имущество АНО формируется из следующих составляющих:
- Периодические и однократные перечисления от учредителей (участников, спонсоров).
- Пожертвования и взносы.
- Прибыль от реализации товаров, работ, услуг (некоторые услуги – медицинские, аудит – требуют лицензирования).
- Прибыль (дивиденды, проценты) от операций с ценными бумагами (денежными и товарными документами).
- Доходы, приносимые собственностью общества.
- Другие законные поступления средств.
Социальная польза и бизнес выгодно дополняют друг друга.
Например, в форме АНО может быть организован центр судебной экспертизы: привлечение научных сотрудников, проведение исследований в области экспертизы, организация курсов повышения квалификации для сотрудников полиции и МВД реализует социальную пользу предприятия, а предоставление экспертизы на основе договора возмездного оказания услуг является источником финансирования. Или медицинский центр, оказывающий бесплатные (или по сниженным ценам) медуслуги пенсионерами и платные – остальным гражданам.
Правильный выбор формы некоммерческого общества позволяет оптимизировать работу компании в соответствии с ее задачами.
Формы некоммерческих организаций
В этой статье мы разберем выбор формы НКО и ответим на следующие вопросы:
- Какая из форм мне больше подойдет?
- Какую форму выбрать между АНО, Фондом, Союзом, Общественной организацией?
- В чем главные отличия форм НКО и в чем заключаются их особенности?
- Чем занимается каждый из видов НКО, как осуществляет деятельность и на каких принципах?
Итак. Вы решили создать Некоммерческую организацию, знаете чем хотите заняться, но вот вопрос: какая организационно-правовая форма Вам подходит.
Возьмем основные формы НКО, перечислим каждую из них, и рассмотрим для чего предназначена каждая. Вот основные из них:
- АНО — Автономная некоммерческая организация
- Фонд
- Общественная организация
- Ассоциация/ союз
Остальные формы: адвокатские, политические и религиозные не будем рассматривать. Те, кто их создает, знает зачем они и для чего. В 95% случаях выбор возникает между четырьмя, названными выше. Итак, по порядку, постараюсь максимально просто и доступно описать, что к чему.
С 2014 года главный контролирующий и регистрирующий орган для НКО — Минюст, значительно сократил количество возможных форм НКО и определил цели и задачи каждой из них. Также обязал действовать строго в рамках своих Уставов, запретив указывать там общие и размашистые обобщения. Таким образом, нельзя создать организацию, которая смогла бы реализовывать функции и задачи АНО и Фонда одновременно. И, если вам это необходимо, нужно создавать отдельно Фонд и отдельно АНО.
Вот почему так важно определиться еще до создания, какая именно форма НКО вам нужна! Обойдемся без нудных определений, только суть.
АНО (Автономная некоммерческая организация)- предназначена для оказания платных услуг в некоммерческом поле. Ближе всех остальных к знакомой нам ООО, но действует строго по некоммерческим видам деятельности, не имеет цели получения прибыли и имеет законные основания её не получать. Учредители(создатели) АНО не получают дивидендов или какой-либо иной материальной выгоды.
Фактически, при регистрации АНО Вы:
1. выбираете вид некоммерческой деятельности, например: спортивное направление — Самбо;
2. развиваете это направление, путем оказания платных услуг, открыв секцию по Самбо и получая ежемесячный взнос с участников секции;
3. Полученные денежные средства, вкладываете в своё же АНО, чтобы еще лучше развивать свое направление, вкладываясь в оборудование, специалистов, расширяя спортивные площади и привлекая в секцию большее число участников;
Приведу пример формы АНО :
- Образовательные организации
- Автошколы
- Спортивные секции и кружки
- Организаторы культурных фестивалей и концертов
- Развитие в области туризма
- Музеи и театры
- Студии и творческие мастерские
При возникновении необходимости в ликвидации некоммерческой организации учредители должны владеть информацией о самой процедуре, о сроках ее проведения, необходимого для этого пакета документов и о лицах, имеющих право на участие в прекращении деятельности организации.
При добровольном, непринудительном прекращении деятельности АНО нужно поставить в известность управление Минюста, налоговые службы, территориальные отделения Пенсионного фонда и Фонда социального страхования.
Этапы процедуры ликвидации:
- Создание учредителями или органом, принявшим решение о ликвидации АНО, ликвидационной комиссии, установление порядка и сроков проведения ликвидации.
- В СМИ размещается объявление о ликвидации некоммерческой организации.
- Составление бухгалтером промежуточного баланса, отражающего наличие долгов и должников, уплате всех налогов с отметкой налоговой службы.
- Работа с кредиторами, погашение всех задолженностей.
После этого отводится 2 месяца для подготовки ликвидационной документации.
Инициировать ликвидацию АНО может и управление Минюста в случаях отсутствия со стороны организации деятельности, декларируемой её Уставом. Ликвидация проводится решением суда без обязательного присутствия учредителей АНО.
Документы для ликвидации:
- заявление о государственной регистрации АНО;
- выписка из протокола общего собрания учредителей АНО с информацией о ликвидации;
- промежуточный баланс;
- квитанция об уплате госпошлины;
- паспортные данные учредителей;
- копия выписки из ЕГРЮЛ, содержащая сведения об изменениях;
- подтверждение, опубликования в СМИ объявления о ликвидации;
- документ, подтверждающий факт уничтожения печати;
По окончании этапа подготовки документации, пакет подаётся в государственные органы, уполномоченные вести дела по ликвидации некоммерческих организаций. После этого следует ожидать решения о ликвидации.
НКО, обладающие правом на осуществление предпринимательской деятельности
Перечень форм НКО установлен положениями главы II закона № 7, в соответствии с которыми самостоятельно заниматься предпринимательством вправе:
- общественные и религиозные организации (ст. 6);
- общины коренных малочисленных народов РФ (ст. 6.1);
- казачьи общества (ст. 6.2);
- фонды (ст. 7);
- госкорпорации (ст. 7.1);
- госкомпании (ст. 7.2);
- некоммерческие организации при условии, что они не имеют статуса саморегулируемой организации (ст. 8);
- частные учреждения (ст. 9);
- ГУПы и МУПы (ст. 9.1);
- бюджетные учреждения (ст. 9.2);
- автономные НКО (ст. 10).
Основанием для открытия новой НКО является заявление, составленное по форме Р11001, утвержденной приказом ФНС РФ «Об утверждении…» от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Лист И указанного заявления должен содержать сведения о кодах деятельности регистрируемого объединения, выбранных в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), введенным в действие приказом Росстандарта «О принятии…» от 31.01.2014 № 14-ст.
В заявлении необходимо указать:
- код основного вида деятельности объединения;
- коды его дополнительных видов деятельности.
Для определенных видов деятельности НКО применяются специальные коды. Например, код 87.90 могут использовать организации, оказывающие услуги по уходу с обеспечением проживания:
- в приютах для сирот;
- детских интернатах и общежитиях;
- временных приютах для бездомных и пр.
Законодательные ограничения на осуществление предпринимательской деятельности НКО
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 24 закона № 7 законодатель может налагать определенные ограничения на приносящие доход действия отдельных НКО. Примерами таких ограничений могут служить:
- запрет на участие в хозяйственных обществах, в которых состоят третьи лица, для благотворительных организаций (п. 4 ст. 12 закона «О благотворительной…» от 18.08.1995 № 135);
- установление закрытого перечня видов деятельности, которыми могут заниматься политические партии (информационная, полиграфическая и рекламная деятельность, при условии что она направлена на пропаганду партии; изготовление и продажа объектов с собственной символикой; продажа и сдача в аренду/наем принадлежащих партии объектов движимого и недвижимого имущества, пп. 3 и 4 ст. 31 закона «О политических…» от 11.07.2001 № 95);
- полный запрет на предпринимательство для адвокатских палат (п. 10 ст. 29 закона «Об адвокатской…» от 31.05.2002 № 63) и пр.
Другие федеральные налоги для НКО
Кроме главных фискальных отчислений (налога на прибыль и НДС), некоммерческие организации платят и другие налоги и сборы:
-
Госпошлина. Если НКО обращаются к государственным структурам для совершения правовых действий, они платят пошлину наравне с другими физическими или юрлицами. Отдельные НКО и виды их деятельности могут быть освобождены от госпошлины, а именно:
- финансируемые федеральным бюджетом – логично, ведь пошлина все равно направляется туда;
- государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей (архивы, музеи, галереи, выставочные залы, библиотеки и др.) – они могут не платить госпошлину за вывоз ценностей;
- НКО инвалидов – для них упраздняются госпошлины в судах и у нотариусов;
- спецзаведения для детей с общественно-опасным поведением – им разрешают не платить пошлину на взыскание родительской задолженности;
- Таможенная пошлина. А вот этот платеж «не смотрит на лица», а исключительно на товары, поэтому от нее не освобождают на основании статуса НКО, а только если товары входят в соответствующий перечень.
Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 120 ГК).
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 9 ФЗ о некоммерческих организациях).
Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.
Бюджетное учреждение полностью финансируется за счет средств соответствующего бюджета, включая его деятельность по оказанию услуг физическим и юридическим лицам (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ; далее — БК).
Автономное учреждение частично финансируется учредителем, а частично находится на самофинансировании, т.е. финансируется за счет доходов, получаемых им от выполнения работ и оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. ст. 2, 4 ФЗ об автономных учреждениях).
С 1 января 2011 г. полностью вступят в силу положения Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ. Этим Федеральным законом внесены изменения в ФЗ «О некоммерческих организациях», касающиеся видов учреждений. Публичные учреждения в зависимости от особенностей их финансирования, правового режима имущества и ответственности будут относиться либо к казенным, либо к бюджетным, либо к автономным.
Казенным будет считаться государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (абз. 39 ст. 6 БК в редакции ФЗ от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ).
Бюджетным учреждением будет некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. 9.2 ФЗ о некоммерческих организациях в редакции ФЗ от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ). Как и казенное учреждение, бюджетное будет финансироваться за счет бюджета, но в пределах обязательного задания. Ему предоставляется право заниматься извлечением прибыли как в рамках основной его деятельности, осуществляемой на платной основе, так и занимаясь иными видами деятельности, если это служит достижению целей, ради которых оно создано, а эти виды соответствуют указанным целям и указаны в его учредительных документах.
Государственные корпорации и государственные компании
Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Форма госкорпорации появилась в России в 1999 г., когда было создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) для помощи проблемным банкам. Возвращение к этой форме произошло в связи с тем, что существуют сферы, в которые частному бизнесу невыгодно вкладывать свои средства, или прибыль возможна, но только в долгосрочной перспективе. А также потому, что не было иной организационно-правовой формы юридических лиц, подходящей для эффективной деятельности в выполнении функций, осуществляемых госкорпорациями: открытые акционерные общества являются коммерческими организациями и, следовательно, преследуют цель извлечение прибыли, а для государственных унитарных предприятий характерна недостаточная оперативность и гибкость в принятии решений, что не способствует эффективной деятельности.
Государственные корпорации создаются на основании федерального закона. В настоящее время в России ведущими госкорпорациями являются Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Российская корпорация нанотехнологий, Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (Олимпстрой), Государственная корпорация «Ростехнологии», Агентство по страхованию вкладов.
Организационное единство. По своему правовому статусу государственная корпорация ближе всего стоит к государственному учреждению. Но у нее нет учредительных документов. Каждая госкорпорация создается на основании специального федерального закона, устанавливающего особенности ее правового положения. Закон должен определять ее наименование, цели деятельности, место нахождения, порядок управления, в том числе органы государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения и освобождения должностных лиц корпорации, порядок реорганизации и ликвидации корпорации, порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.
Имущественная обособленность. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. В случаях, установленных законом (ст. 18 ФЗ о банке развития), за счет части имущества государственной корпорации может быть сформирован уставный капитал, который определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов.
Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.
Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации.
Самостоятельная имущественная ответственность. Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.
Государственные компании введены в российскую систему юридических лиц сравнительно недавно, в июле 2009 г.
Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании федерального закона (ст. 7.2 ФЗ о некоммерческих организациях).
Как и государственные корпорации, государственные компании создаются на основании имущественного взноса Российской Федерации, а учреждаются на основании федерального закона. Они могут быть признаны несостоятельными (банкротами), только если такая возможность предусмотрена федеральным законом об их учреждении.
Имущество, переданное государственной компании Российской Федерацией в качестве имущественных взносов, а также имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности государственной компании, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании, если иное не установлено федеральным законом.
Главное отличие государственной компании от государственной корпорации состоит в том, что государственная компания ориентирована на оказание государственных услуг. В настоящее время учреждена Государственная компания «Российские автомобильные дороги».
Кто может быть учредителем?
В качестве учредителей организации формы АНО могут выступать как юридические, так и физические лица. Граждане должны быть полностью дееспособными и совершеннолетними. Учредителем АНО могут иностранцы и иностранные юридические лица, но за малым исключением:
- если относительно гражданина иностранного государства или лица без гражданства на территории РФ принято решение о нежелательности его нахождения в пределах страны;
- если деятельность организации приостановлена в связи с проповедованием экстремистских взглядов;
- если в отношении лица было судебное разбирательства и установлен факт экстремистской деятельности.
Учреждать АНО могут и государственные, муниципальные органы. Однако такой учредить должен обладать статусом юридического лица.
Теперь понятно, что это за форма организации — АНО. Как ее ликвидировать? Причин для ликвидации может быть несколько:
- достижение поставленной цели при открытии;
- невозможность достичь поставленных целей;
- финансовая несостоятельность;
- утрата интереса к проводимой деятельности;
- решение суда.
Поэтому существует три варианта упразднения АНО: добровольное, принудительное и через процедуру банкротства. Хотя есть и более простые процедуры, к примеру, передача прав на управление правопреемнику или процедура реструктуризации, поглощения.
На практике чаще всего происходит именно добровольная ликвидация. В этом случае для начала потребуется провести собрание всех учредителей и принять соответствующее решение, которое необходимо оформить протоколом. Сформировать пакет документов для подачи в органы ФНС:
- протокол общего собрания;
- заявление по форме РН0005, то есть уведомление о том, что принято решение о ликвидации;
- заявление по форме РН0006, то есть уведомление о том, что сформирована ликвидационная комиссия;
- документы о регистрации АНО (выписка из ЕГРЮЛ);
- документ о постановке на налоговый учет.
Все эти документы потребуется передать в налоговую службу не позднее трех рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации.
Далее необходимо опубликовать соответствующее сообщение в «Вестнике государственной регистрации». В объявлении необходимо прописать сроки, в которые могут обратиться кредиторы со своими имущественными претензиями.
Ликвидационная комиссия должна попытаться взыскать всю дебиторскую задолженность, составить персональные уведомления о ликвидации всем кредиторам. Следующий этап – составление ликвидационного баланса (промежуточного) и утверждение его на собрании учредителей. После утверждения, необходимо подать уведомление в органы ФНС по форме РН007, о том, что сформирован промежуточный баланс. Теперь производятся окончательные расчеты с кредиторами в порядке очереди, определенной действующим законодательством. В случаях, когда средств не хватает для погашения долговых обязательств, имущество АНО выставляется на публичные торги.
Если планируете заняться деятельностью, которая не связана с предпринимательской, лучше всего выбрать следующую организационно-правовую форму: автономная некоммерческая организация. Хотя запрета на занятие предпринимательской деятельностью у АНО нет, но она может быть связана только с основной целью создания компании. Если это правовые услуги, то предоставлять на платной основе можно только такие же услуги.
Регистрация такой организации достаточно простая и прозрачная. Главное, чтобы учредителями такой организации были совершеннолетние и дееспособные физические лица. Также в качестве учредителей могут быть юридические лица. Но все они должны помнить, что имущество, передаваемое в АНО, является собственностью этой организации. Ни учредители, ни АНО не обязаны отвечать по обязательствам друг друга.
С юридической точки зрения, точное местонахождение юридического лица чрезвычайно важно, поскольку именно оно определяет место исполнения обязательств, подсудность споров и место уплаты налогов.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего органа. В случае его отсутствия – по месту нахождения иного органа или же по месту нахождения лица, имеющего право действовать без доверенности.
Сложившаяся в последние годы практика показывает возможность государственной регистрации юридического лица по месту жительства учредителя, директора организации.
Юридический адрес автономной некоммерческой организации – это фактический адрес, по которому находится АНО, где хранятся учредительные документы организации и где работает исполнительный орган управления НКО. Место нахождения автономной некоммерческой организации является адресом, по которому осуществляется связь с данной некоммерческой организацией.
Адрес места нахождения АНО содержится в ЕГРЮЛ. Автономная некоммерческая организация может быть зарегистрирована на домашнем адресе учредителя или руководителя АНО.
Для предоставления некоммерческой организации юридического адреса необходимо согласие собственника жилого (нежилого) помещения (гарантийное письмо, которое предоставляется в дальнейшем в территориальный орган юстиции) и наличие у него свидетельства о праве собственности на конкретное помещение (копия свидетельства о праве собственности в дальнейшем также предоставляется в территориальный орган юстиции).
Еще одним важным документом для создания Автономной Некоммерческой организации является заявление о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании по форме №Р11001.
Заявление о государственной регистрации должно заполняться с учетом всех требований, которые предусмотрены законодательством.
Указывается наименование Автономной Некоммерческой Организации в соответствии с учредительными документами создаваемой компании.
Указывается Адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Заполняются сведения об учредителях — юридических и физических лицах.
Все указываемые сведения об учредителе — юридическом лице, должны соответствовать данным ЕГРЮЛ, а именно: ОГРН, ИНН, наименование компании на русском языке.
Количество листов должно соответствовать количеству учредителей. Если учредители физические лица ФИО заполняется на русском языке. Отчество указывается при наличии.
Сведения о рождении физического лица указывается в соответствии с документом, удостоверяющим личность физического лица.
Указывается в обязательном порядке двухзначный цифровой код документа удостоверяющего личность в соответствии с приложением к методическим разъяснениям.
Сведения об адресе места жительства и адресе места пребывания физического лица указываются в обязательном порядке с учетом почтового индекса, цифрового кода субъекта РФ, наименований адресных объектов.
При отсутствии адреса места жительства и адреса места пребывания физического лица, указывается адрес за пределами территории РФ.
В этом случае, указывается в обязательном порядке трехзначный цифровой код страны в соответствии с классификатором ОК-025-2001.
Заполняются сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица. ФИО заполняется на русском языке. Отчество указывается при наличии. Сведения о рождении физического лица указывается в соответствии с документом, удостоверяющим личность физического лица.
Наименование должности единоличного исполнительного органа Автономной Некоммерческой Организации(АНО), указывается в соответствии с учредительными документами.
Серия и номер документа, дата выдачи, кем и когда выдан, код подразделения указывается в соответствии с документом, удостоверяющим личность физического лица.
Сведения об адресе места жительства и адресе места пребывания физического лица указываются в обязательном порядке с учетом почтового индекса, цифрового кода субъекта РФ, наименований адресных объектов.
При отсутствии адреса места жительства и адреса места пребывания физического лица, указывается адрес за пределами территории РФ.
Указывается номер телефона, по которому может осуществляться связь с физическим лицом.
Также заполняются сведения о заявителе.
Заявление о государственной регистрации Автономной Некоммерческой Организации (АНО) по Форме № Р11001 подписывается заявителем и нотариально заверяется. Подается в двух экземплярах.
Все документы, содержащие два и более листов, подаются в прошитом и пронумерованном виде. Документ необходимо сшить прочной ниткой, вывести кончики нитки на заднюю часть документа наклеить поверх узла и кончиков ниток небольшую бумажку. На бумажке должно быть написано: «Прошито и пронумеровано (указать количество) листов, подпись».
Датой подачи заявления считается дата получения документов регистрирующим органом. Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Если вы регистрируете международную или общероссийскую некоммерческую организацию, представительство иностранной некоммерческой организации то документы для регистрации следует подавать в Министерство Юстиции РФ. В остальных случаях, документы подаются в Управление Министерства Юстиции РФ по тому субъекту, где будет регистрироваться организация.
Список адресов региональных управлений можно найти на официальном сайте Министерства Юстиции.
Коммерческая деятельность
Как известно, предпринимательской признается деятельность, направленная на получение прибыли. Полное определение можно найти в п. 1 ст. 2 ГК РФ: предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Однако для некоммерческих организаций предусмотрены пределы осуществления предпринимательской деятельности. Они вправе заниматься ею лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и только в том случае, если обозначенная деятельность соответствует этим целям (п. 3 ст. 50 ГК РФ). Причем осуществление некоммерческой организацией предпринимательской деятельности не меняет характер такой организации как некоммерческой (п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.07.2000 N 56).
В отношении АНО приведенное определение предпринимательской деятельности уточнено. Автономные некоммерческие организации действуют в рамках Закона о некоммерческих организациях. В п. 2 ст. 24 этого Закона указано: для некоммерческих организаций предпринимательской деятельностью является приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Таким образом, о том, что АНО вправе заниматься предпринимательской деятельностью, прямо сказано в Законе о некоммерческих организациях. В то же время, например, в Законе об образовании (ст. 46) отмечено: негосударственное образовательное учреждение (таковым как раз может быть образовательная АНО) вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований. При этом платная образовательная деятельность такого образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении. Получается, указанная деятельность не рассматривается в качестве предпринимательской, однако в результате ее осуществления образовательное учреждение получает доход. Поэтому считаем, что она также квалифицируется как коммерческая.
Понятие некоммерческой организации
Некоммерческая организация (НКО) — организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, политических, научных и управленческих целей, в сферах охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью, только если данная деятельность направлена на достижение целей организации добра.
НКО как «третий сектор»
Современное гражданское общество можно представить в виде трех секторов:
первый сектор — государственный: органы государственной власти на всех уровнях, а также все виды государственных организаций;
второй сектор — коммерческие организации;
третий сектор — некоммерческие организации.
Третий сектор является:
негосударственным, неправительственным;
независимым, так как множественность источников финансирования делает его относительно независимым как от государства, так и от бизнеса.
некоммерческим, неприбыльным,
сектором добровольной активности (волонтёрским, добровольческим), поскольку в нем широко используется добровольный труд волонтёров.
филантропическим, благотворительным, так как существенную часть этого сектора составляют благотворительные организации.
Цели создания организации
Автономная некоммерческая организация является новым видом некоммерческих организаций. Согласно Закону о некоммерческих организациях автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.
Целью создания и регистрации автономной некоммерческой организации является оказание населению услуг в сфере науки, образования, здравоохранения, медицины, физкультуры, права, спорта, культуры и искусства и других сферах. В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» АНО может создаваться для достижения социальных, культурных, образовательных, научных, благотворительных и управленческих целей. АНО открывается с целью удовлетворения духовных потребностей общества, развития детского и юношеского спорта, охраны здоровья населения, защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, оказания помощи гражданам и организациям.
В такой форме могут создаваться негосударственные детские сады, школы, вузы, частные больницы и поликлиники, всевозможные спортивные клубы и оздоровительные центры и т.д. Следует иметь в виду, что условия налогообложения для этих организаций также будут более благоприятными, чем для коммерческих юридических лиц, которые будут заниматься подобной деятельностью.
Основной отличительный признак АНО по сравнению с другими формами некоммерческих организаций заключается в возможности оказания платных услуг, т.е. наличия права получения дохода от платной деятельности автономной некоммерческой организации в различных сферах общественной жизни. Другие виды некоммерческих организаций не вправе заниматься оказанием платных услуг. Исключение составляют лишь частные учреждения, которые могут оказывать услуги только в сфере науки и образования (при наличии лицензии), здравоохранения, культуры и искусства.