ВС разъяснил, что нужно учитывать в приговорах по статье УК о легализации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ВС разъяснил, что нужно учитывать в приговорах по статье УК о легализации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В деле № А84-5896/2019 Фонд капремонта по решению ОСС вместо предусмотренного региональной программой ремонта внутридомовых инженерных систем провёл капитальный ремонт фасада и крыши дома. Формально он реконструировал пристройку, которая не входила в состав общего имущества в доме.

Государство может оспорить сомнительное решение

Росфинмониторинг, таможенные и налоговые органы, а также прокурор могут заявить о пересмотре решения или судебного приказа по вновь открывшимся обстоятельствам. Для этого нужно, чтобы эти обстоятельства не были известны на момент рассмотрения спора, а также чтобы они указывали на нарушение участниками процесса «антиотмывочного» законодательства.

Обстоятельства, указывающие на нарушение участниками процесса законодательства в сфере противодействия легализации доходов, имеющие существенное значение для дела, могут быть признаны вновь открывшимися обстоятельствами.

Обратите внимание

В качестве примера ВС приводит дело, в котором суд выдал исполнительный лист на принудительное исполнение решения третейского суда на 188 млн руб. Прокурор предоставил заявление о пересмотре определения суда, потому что оба участника спора зарегистрированы по адресам «массовой регистрации», а номера телефонов, заявленные при регистрации истца, совпадают с номерами телефонов ответчика. Суд признал, что прокурор мог инициировать пересмотр дела. При повторном рассмотрении истец отказался от заявленных требований.

Нет. Если выделена субсидия, а УО завышает стоимость ремонта или расходует деньги не на те работы

В деле № А46-6170/2020 Департамент городского хозяйства администрации г. Омска потребовал от управляющей организации вернуть деньги. На капитальный ремонт была выделена субсидия, но выяснилась, что цены на работы были завышены. Перерасходованную часть субсидии пришлось вернуть.

А в деле № А53-5119/2020 управляющая организация израсходовала субсидию не на те работы, на которые деньги выделялись. МУП оспорил это в суде и вернул деньги.

Мы рассмотрели свежие решения по спорам о проведении капитального ремонта общего имущества в МКД. Они демонстрируют наиболее частые ошибки управляющих домами при проведении ремонтных работ. Изучите эти дела, чтобы не повторять недочётов коллег.

Если дело дошло до суда, отстаивайте свои интересы и интересы собственников. Если этого не сделать, то вас могут обязать вернуть деньги, даже если работы уже проведены и вы за них заплатили. Это урон для бюджета компании.

Да. На ремонт цоколя здания

Управляющей организации удалось доказать, что она правомерно потратила 299 096 рублей со спецсчёта на капитальный ремонт цоколя. ГЖИ настаивала, что такие работы относятся к текущему ремонту. Об этом дело № А63-1436/2019.

Согласно п. 5.5.16 ГОСТ Р 58033-2017, цоколь – это нижняя часть наружной стены здания, которая расположена непосредственно на фундаменте, или верхняя, надземная, часть ленточного фундамента.

Цокольная часть дома – это конструкция, которая защищает стены дома от воздействия внешней среды. Цоколь является конструктивным элементом общего имущества дома.

Суды указали, что ремонт цоколя здания не является ремонтом отдельной части строительной конструкции. Это конструктивный элемент общего имущества здания. Поэтому его ремонт относится к капитальному. Ремонт провели из-за физического износа и истечения срока службы цоколя и на основании решения общего собрания собственников.

Государство может оспорить сомнительное решение

Росфинмониторинг, таможенные и налоговые органы, а также прокурор могут заявить о пересмотре решения или судебного приказа по вновь открывшимся обстоятельствам. Для этого нужно, чтобы эти обстоятельства не были известны на момент рассмотрения спора, а также чтобы они указывали на нарушение участниками процесса «антиотмывочного» законодательства.

Обстоятельства, указывающие на нарушение участниками процесса законодательства в сфере противодействия легализации доходов, имеющие существенное значение для дела, могут быть признаны вновь открывшимися обстоятельствами.

Обратите внимание

В качестве примера ВС приводит дело, в котором суд выдал исполнительный лист на принудительное исполнение решения третейского суда на 188 млн руб. Прокурор предоставил заявление о пересмотре определения суда, потому что оба участника спора зарегистрированы по адресам «массовой регистрации», а номера телефонов, заявленные при регистрации истца, совпадают с номерами телефонов ответчика. Суд признал, что прокурор мог инициировать пересмотр дела. При повторном рассмотрении истец отказался от заявленных требований.

Комментарии к ст. 174 УК РФ

1. В Федеральном законе от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, определена как придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученным в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных ст. ст. 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК, ответственность по которым установлена указанными статьями. Легализация (отмывание) преступных доходов является преступлением международного характера, вопросы борьбы с которым отражены в целом ряде международных конвенций (например, Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г., Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. и др.). Они ратифицированы Российской Федерацией и таким образом стали частью ее правовой системы.

———————————

СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3418.

2. Предметом преступления являются денежные средства, ценные бумаги в российской и иностранной валюте и иное движимое или недвижимое имущество, приобретенные преступным путем как в России, так и за ее пределами.

Дискуссионным остается вопрос о необходимости установления приговором суда факта преступного происхождения легализуемого имущества. Пленум Верховного Суда РФ в п. 21 Постановления от 18.11.2004 N 23 указал, что «при постановлении обвинительного приговора по статье 174 УК РФ или по статье 174.1 УК РФ судом должен быть установлен факт получения лицом денежных средств или иного имущества, заведомо добытых преступным путем либо в результате совершения преступления». Однако из этого разъяснения вовсе не следует необходимость предварительного осуждения лица за основное (предикатное) преступление для применения нормы о легализации (отмывании) преступных доходов. Факт преступного приобретения денежных средств или иного имущества может быть установлен и судом, рассматривающим уголовное дело об отмывании преступных доходов. Важно лишь, чтобы субъект, привлекаемый к ответственности за легализацию, осознавал преступное происхождение имущества, с которым он совершает финансовые операции и иные сделки.

3. Норма, содержащаяся в ст. 174, запрещает совершение любых финансовых операций и сделок с денежными средствами и иным имуществом, приобретенными преступным путем. Финансовые операции и другие сделки, о которых говорится в статье, это действия физических и юридических лиц, независимо от формы и способа их осуществления, с денежными средствами, в том числе в иностранной валюте, ценными бумагами, валютными ценностями, иным имуществом, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей. Как подчеркнул Пленум Верховного Суда РФ, по смыслу закона ответственность по ст. 174 или по ст. 174.1 УК наступает и в тех случаях, когда виновным лицом совершена лишь одна финансовая операция или одна сделка с приобретенным преступным путем имуществом (п. 19 Постановления от 18.11.2004 N 23).

Надо иметь в виду, что легализация (отмывание) нередко имеет продолжаемый характер, поскольку для того, чтобы снять с доходов «пятно» их криминального происхождения, необходимо совершение целого ряда финансовых операций и иных сделок.

4. В ч. 1 ст. 174 и ч. 1 ст. 174.1 УК не определена минимальная стоимость легализируемого (отмываемого) имущества, достаточная для возникновения уголовной ответственности за совершение действий, указанных в названных статьях УК. При решении этого вопроса следует руководствоваться общими положениями, содержащимися в ч. 2 ст. 14 УК (см. коммент. к этой статье).

Если преступник, имея умысел на легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, в крупном размере (ч. 2 ст. 174 и ч. 2 ст. 174.1 УК), успел совершить финансовые операции и иные сделки на меньшую сумму и вынужден был прекратить преступную деятельность по не зависящим от него обстоятельствам, содеянное должно быть признано покушением на легализацию (отмывание) в крупном размере.

5. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 174, может быть лицо, достигшее возраста 16 лет, совершающее финансовую операцию или иную сделку с имуществом, приобретенным преступным путем, за исключением тех лиц, кто в качестве исполнителя или иного соучастника приобретал данное имущество путем совершения какого-либо первичного преступления и поэтому будет нести ответственность за легализацию (отмывание) по ст. 174.1 УК. Лица, не принимавшие непосредственного участия в совершении финансовых операций и иных сделок с легализуемым имуществом, а лишь оформлявшие либо регистрировавшие их, при доказанности их осведомленности о преступности данной операции несут ответственность как соучастники преступления. Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что использование нотариусом своих служебных полномочий для удостоверения сделки, заведомо для него направленной на легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, квалифицируется как пособничество по ч. 5 ст. 33 УК и соответственно по ст. 174 или ст. 174.1 УК и при наличии к тому оснований — по ст. 202 УК как злоупотребление полномочиями частным нотариусом (п. 24 Постановления от 18.11.2004 N 23).

6. Для привлечения к ответственности лиц, участвующих в легализации денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем, необходимо осознание ими того обстоятельства, что финансовая операция или другая сделка с их участием, а равно предпринимательская или иная экономическая деятельность осуществляются с денежными средствами или другим имуществом, приобретенными преступным путем, и желание совершить такие действия.

Обязательным признаком субъективной стороны преступления является цель совершения финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем, придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.

7. Крупный размер легализации (ч. 2 ст. 174 и ч. 2 ст. 174.1 УК) определен в примечании к ст. 174 УК в сумме, превышающей 6 млн. руб. Данное квалифицирующее обстоятельство имеет место и в тех случаях, когда при наличии единого умысла на легализацию в крупном размере этот умысел осуществляется путем выполнения множества конкретных финансовых операций и иных сделок на меньшие суммы.

Особо квалифицирующие признаки, предусмотренные ч. ч. 3 и 4 ст. 174, ч. 3 ст. 174.1 УК, относятся лишь к случаям легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества в крупном размере.

8. О понятии группы лиц, совершающих преступление по предварительному сговору (ч. 3 ст. 174 и ч. 3 ст. 174.1 УК), см. коммент. к ст. 35.

9. Под лицом, использующим свое служебное положение при легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, заведомо приобретенных преступным путем (ч. 3 ст. 174 и ч. 3 ст. 174.1 УК), понимается должностное лицо государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ, иной служащий, а также лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации (п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23).

10. О понятии и особенностях квалификации преступлений, совершенных организованной группой (ч. 4 ст. 174 и ч. 3 ст. 174.1 УК), см. коммент. к ст. 35.

11. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, отличается от преступления, предусмотренного ст. 175 УК, следующими основными обстоятельствами:

а) в отличие от приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем, субъектом легализации являются и лица, непосредственно преступным путем приобретшие соответствующее имущество (ст. 174.1 УК);

б) приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, квалифицируется по ст. 174, а не по ст. 175 УК, если умысел лица, участвующего в этой сделке, направлен на легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, заведомо приобретенного преступным путем, внедрение их в легальный оборот (п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23).

Согласие субъекта персональных данных

Согласно п.1 ст. 6 ФЗ №152 оператор в нашем случае в лице управляющей организации может обрабатывать персональные данные с согласия их субъекта в целях исполнения договора управления МКД.

В соответствии с п.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления УК по заданию собственников за плату выполняет работы и оказывает услуги, а также осуществляет иную деятельность в целях управления МКД. Поэтому обработка персональных данных собственников необходима для организации выполнения работ по договору, начисления платы за ЖКУ, печати и доставки квитанций.

Читайте также:  Заместитель директора по ахч код по окз

Но работа по взысканию задолженности осуществляется не для исполнения УК договора управления, а для контроля исполнения обязательств собственниками. Поэтому для осуществления претензионно-исковой деятельности управляющей организации необходимо получить письменное согласие собственников на обработку их персональных данных. Нельзя в каком бы то ни было виде размещать и публично разглашать персональные данные о неплательщиках ЖКУ. Это грубое нарушение, за которое УК может получить штраф.

Кроме того, независимо от того, нужно или нет получать согласие собственников на обработку их персональных данных, управляющая организация обязана обеспечить их конфиденциальность. То есть, не допускать распространения персональных данных без согласия собственников (п.1 ст.7 Закона “О персональных данных”).

Под распространением персональных данных понимается их передача определённому кругу лиц или ознакомление с ними неограниченного круга лиц, включая обнародование в СМИ, размещение в Интернете или предоставление доступа иным способом. Поэтому управляющая организация не имеет права без согласия собственников передавать или обнародовать их персональные данные.

Согласно ст.9 ФЗ №152 согласие субъекта персональных данных на их обработку составляется в письменном виде и содержит:

  • ФИО, адрес субъекта персональных данных, номер, дату и орган выдачи паспорта гражданина;
  • наименование (ФИО) и адрес управляющей организации, получающей согласие субъекта персональных данных;
  • цель обработки персональных данных (исполнение договора управления МКД, взыскание задолженности за ЖКУ, оказание услуг по начислению платы, печати и доставке квитанций);
  • перечень персональных данных, на обработку которых даётся согласие субъекта персональных данных (ФИО, адрес, перечень, объём и стоимость потреблённых ЖКУ, учётно-регистрационные данные, сведения о составе семьи, прочие данные, необходимые для начисления платы за ЖКУ, размер задолженности);
  • перечень действий с персональными данными, на совершение которых даётся согласие, общее описание используемых УК способов обработки персональных данных;
  • срок, в течение которого действует согласие, и порядок его отзыва.

Особенности скупки и сбыта краденного

Приобретение и продажа имущества, которое является краденным, возможны лицом, не имеющего представления о настоящем происхождении вещи. В таком случае не предусматривается наступления уголовной ответственности, однако необходимо будет доказать, что лицо действительно не осведомлено о том, что предмет украден.

На протяжении расследования уголовного дела лицо могут вызывать и задавать интересующие следователя вопросы. Также человек должен будет присутствовать на суде и сообщить ту же самую информацию, что была отражена в протоколах должностным лицом правоохранительного органа. Стоит отметить, что количество дел по категории, связанной с перепродажей имущества, невелико. В этом случае достаточно сложно установить человека, который осуществил сбыт ворованного.

Доказать факт осведомленности лица о том, что его покупка является вещью, которая была у кого-то украдена сложно, особенно когда приобретение происходит в ломбарде, на рынке или магазинах, реализующих товар, бывший в употреблении. При этом покупателю может грозить штраф или, а чаще всего и изъятие вещи.

Верховный суд РФ разъяснил как судить за легализацию доходов

В том случае, когда незаконная предпринимательская деятельность, осуществленная организованной группой лиц, была сопряжена с извлечением дохода в особо крупном размере, действия этих лиц подлежат квалификации по пунктам «а» и «б» части 2 статьи 171 УК РФ с приведением в описательно-мотивировочной части приговора мотивов принятого решения.

Поэтому представляется неверным то утверждение, что «преступление, предусмотренное ст. 175 УК, отнесено к преступлениям в сфере экономической деятельности, посягающим на установленный порядок приобретения или сбыта имущества, поэтому для квалификации действий виновного по данной статье не имеет значения, на какой период приобретается имущество, добытое преступным путем» .

Предметом посягательства не могут быть драгоценные металлы, природные драгоценные камни, ядерные материалы или радиоактивные вещества, оружие или его основные части, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, сильнодействующие или ядовитые вещества.

Крупный размер преступления, определяемый стоимостью имущества, указанного в п. «б» ч. 2 комментируемой статьи, должен превышать согласно примеч. к ст. 169 УК 1 млн. 500 тыс. руб.

Комментарий к статье 174 УК РФ

1. Предмет преступления — денежные средства, ценные бумаги в российской и иностранной валюте, иное движимое и недвижимое имущество, приобретенное заведомо преступным путем, а также имущественные права.

2. Заведомость означает, что субъекту достоверно известно, что он использует средства или иное имущество, которые были получены другим лицом в виде дохода от преступной деятельности.

3. Факт преступного приобретения денежных средств или иного имущества должен быть установлен. Сделать это возможно как во время, так и до судебного процесса, рассматривающего уголовное дело об отмывании преступных доходов (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. N 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» ).

———————————
БВС РФ. 2005. N 1.

4. Под финансовыми операциями и другими сделками следует понимать действия с денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав или обязанностей. Финансовая операция отличается от иных сделок тем, что она связана с обращением денег, ценных бумаг и платежных документов через банки или иные кредитные организации. Другие сделки с денежными средствами или имуществом представляют собой совершение любых гражданско-правовых сделок: дарение, мена, купля-продажа и т.д.

Для привлечения к уголовной ответственности достаточно совершить одну финансовую или другую сделку, не оцениваемую как малозначительное деяние (ч. 2 ст. 14 УК).

5. Преступление признается оконченным с момента совершения финансовой операции или иной сделки.

6. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью — придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или имуществом.

7. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет, совершившее финансовую или иную сделку с имуществом, приобретенным преступным путем, за исключением участвовавших в совершении первичного преступления.

Защита обвиняемого в легализации денежных средств

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Объект преступления – установленный порядок осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

Под легализацией доходов, полученных преступным путем, понимается совершение действий с доходами от криминальной деятельности таким образом, чтобы источники этих доходов казались законными, а равно действий, направленных на сокрытие незаконного происхождения таких доходов.

Вопросы уголовно-правовой борьбы с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, регламентируются и ратифицированными Россией международными актами: Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (принята в г. Вене (Австрия) 19 декабря 1988 г.); Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности (принята в г. Палермо (Италия) 15 ноября 2000 г.); Конвенцией ООН против коррупции (принята в г. Мерида (Мексика) 31 октября 2003 г.); Конвенцией об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (принята в г. Страсбурге (Франция) 8 ноября 1990 г.) и т.д.

Предмет преступления – денежные средства или иное имущество, приобретенные преступным путем.

Денежные средства – это наличные или безналичные деньги в российской или иностранной валюте. Иное имущество – это движимые и недвижимые вещи (ст. 130 ГК РФ), имущественные права, ценные бумаги (ст. 142 ГК РФ).

Деньги и иное имущество должны быть приобретены преступным путем, т.е. в результате совершения любого преступления на территории России или за ее пределами (например, хищения, вымогательства, получения взятки).

Доходы, полученные иным незаконным путем, в частности в результате административного правонарушения, не являются предметами данного преступного посягательства.

Объективная сторона преступления выражается в действиях – совершении финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом.

В соответствии с п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. N 23 “О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем” под финансовыми операциями и другими сделками, указанными в ст. ст. 174 и 174.1 УК РФ, следует понимать действия с денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав или обязанностей.

Финансовыми могут являться операции с денежными средствами в наличной или безналичной форме: снятие со счета или зачисление на счет; обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства; размещение денежных средств во вклад (на депозит); их перевод на счет в другой банк; внесение физическим лицом в уставный капитал организации денежных средств и т.д.

Сделки – это действия граждан, юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ). К ним могут относиться купля-продажа иностранной валюты, ценных бумаг, недвижимости, драгоценных камней, дарение, наследование, обмен, аренда и т.д.

Уголовная ответственность наступает и в случаях, когда виновным осуществлена лишь одна финансовая операция или одна сделка с приобретенными преступным путем денежными средствами или имуществом (абз. 2 п. 19 Постановления Пленума).

Если лицо осуществляет легализацию (отмывание) посредством совершения нескольких сделок в отношении денежных средств или имущества, добытых в результате одного преступления, то такие действия необходимо квалифицировать по одной ст. 174 УК РФ

Деяние в форме совершения финансовых операций является оконченным в момент, когда хотя бы одна соответствующая операция считается состоявшейся (например, зачисление денежных средств на банковский счет).
Преступление в форме совершения сделок является оконченным после совершения виновным действий, влекущих возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Момент признания сделки совершенной определяется гражданским законодательством (например, договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации (ч. 3 ст. 433 ГК РФ)).

Если финансовая операция или сделка не состоялись по независящим от этого лица обстоятельствам, то его действия являются покушением на преступление (ч. 3 ст. 30 УК РФ).

Состав преступления формальный.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что финансовые операции и иные сделки совершаются с имуществом, приобретенным другими лицами преступным путем, и желает этого.

Заведомость как обязательный признак данного состава преступления предполагает, что виновному достоверно известно, что денежные средства или иное имущество, с которыми совершаются финансовые операции, приобретены другими лицами преступным путем (абз. 2 п. 20 Постановления Пленума). Об этом может свидетельствовать, например, рассказ самого преступника или свидетелей.

Основным признаком деяния является цель его совершения – придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом. Реализовывая ее, виновный стремится создать “владельцу” денежных средств или иного имущества такие условия владения, пользования и распоряжения, которые позволяют, вводя в заблуждение участников правового оборота либо органы публичной власти, считать их полученными правомерным путем.

Уголовная ответственность за отмывание денежных средств

Они проводятся с разными видами денег. Выражаться они могут в снятии денежных средств, покупке какой-то недвижимости, обмене валюты. Также могут в отмывании использоваться сделки. Например, чтобы получить необходимую денежную сумму одна сторона по сделке другой продает объект имущества за чисто символическую цену. Это может быть не только договор купли-продажи, но и другие виды гражданско-правовых сделок, которые проводятся как бы для маскировки истинных целей. Например, договор дарения или оказания транспортных услуг населению.


Доказывать отмывания денег не всегда просто. Обычно это сложно и многоэтапные схемы, которые тщательно планируются и продумываются. И такие преступления относятся к экономическим общественно-опасным деяниям. Сделки либо финансовые операции обязаны быть осуществлены с имуществом, которое было получение в результате деяний, признанных преступными. Что это значит ?! Легализации должно предшествовать совершение преступления и в результате него добывается преступным путем имущество либо деньги. Помимо прочего совершение преступления доказано должно быть правоохранительными органами. Без этого фактора схемы с деньгам или имуществом по закону не могут быть признаны легализацией или отмыванием.


  • Совершение основного преступного деяния, в ходе которого лица получают обманным путем деньги или имущество;
  • Проведение финансовых операций или сделок с деньгами либо имуществом.

Защита обвиняемого в легализации денежных средств

  • Штраф в размере до одного миллиона рублей. Дополнительно стоит сказать о том, что штраф может быть взыскан в размере заработной платы или иного дохода осужденного гражданина за период до пяти календарных лет;
  • Ограничение свободы на срок до двух лет;
  • Лишение осужденного права занимать определенные должности или запрет на занятия деятельностью определенного характера на срок до пяти лет.

Размер наказания во многом зависит от тяжести совершенного общественно-опасного наказания, характера преступления, особенностей его совершения, наличия отягчающих или же смягчающих вину обстоятельств уголовного дела.


Чтобы не получить реальный срок лишения свободы надо еще в момент доследственной проверки выстроить грамотную линию защиты. В первую очередь следует отказаться от бесплатного адвоката, который положен гражданам. Лучше всего найти опытного защитника, который разбирается в специфике экономических преступлений. Надо сказать, о том, что не все имущество может быть признано незаконным.

Читайте также:  Имущественные налоги в 2023 году: как взаимодействовать с налоговиками

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры
  • Новости
  • Основные документы
  • Главное управление международно-правового сотрудничества
  • Региональное представительство
    Международной ассоциации прокуроров в России

Организация расследования преступлений, предусмотренных ст. 174 УК РФ

Объектом правонарушения в случае легализации любым способом, в том числе и путем обналичивания денежных средств, являются установленный общественный порядок в сфере бизнеса и государственного контроля законности приобретения имущества. Механизм мониторинга со стороны государства был впервые предусмотрен законом о противодействии легализации имущества, добытого криминальным путем, и финансирования терроризма, принятым еще 2001 году.

Предусматривалась двухступенчатая система контроля, в том числе и со стороны Росфинмониторинга за сделками либо денежными операциями, сумма которых превышает 600000 рублей.

Предмет легализации – всегда имущество, включенное в гражданский оборот – деньги либо ценные бумаги, иные активы, которые возможно передать по сделке, либо, в случае денежных средств, – обналичить. Непременным условием для квалификации преступления по указанной статье является принадлежность имущества другим лицам. Например, индивидуальный предприниматель, по просьбе преступника и за определенный процент, соглашается на фиктивную сделку, затем обналичивает деньги и передает их обратно преступнику.

Диспозиция статьи построена таким образом, что предполагает два основных способа легализации имущества – путем финансовых операций, например, банковского вклада, либо с помощью заключения любых сделок. Даже дарение либо передача по наследству имущества, полученного в результате криминальной деятельности, признаются легализацией.

Совершение правонарушения путем осуществления финансовой операции зачастую используется интернет-мошенниками, наркодилерами, при незаконной торговле наркотиками с помощью платежных систем, и другими преступными организациями, для которых всегда актуальным является вопрос – как обналичить деньги? В данном случае используется перевод с телефонов или из электронных кошельков денег на банковский вклад.

Важно! Совершение преступного акта будет признаваться оконченным, даже если была произведена всего лишь одна сделка (финансовая операция).

Выделяются следующие способы отмывания доходов, добытых преступным путем:

  1. Неоправданное завышение стоимости услуг и продукции.
  2. Заключение соглашений с фиктивными организациями с последующими переводами на счета крупных сумм средств. Полученные средства направляются на законную деятельность.
  3. Нелегальные операции по обезналичиванию и обналичиванию средств через банковское учреждение, фиктивные фирмы.
  4. Формирование видимости получения кредитных средств от банковского учреждения или организации-нерезидента, оформленной в оффшорной зоне. Создается эта видимость путем множественного перечисления безналичных средств на счета разных компаний. После этого средства возвращаются обратно.
  5. Проведение сделок и банковских операций через оффшорные компании, созданные банковским учреждением. Сделки могут осуществляться через финансовые фирмы, которые не являются аффилированными. Признаки этого способа отмывания: сделки с компаниями, зарегистрированными в оффшорных зонах, фиктивные переводы средств в форме кредита на счета банковского учреждения, не являющегося резидентом. Затем средства переводятся в другой оффшорный банк. После этого средства возвращаются обратно. Сложная сеть операции нужна для того, чтобы скрыть источник поступления средств.
  6. Пересылка средств в другую страну, из другой страны или на территории одного государства. Сюда относятся международные переводы. К примеру, это может быть перевод средств в другую страну для приобретения недвижимости.
  7. Направление средств, которые ранее переведены на зарубежные счета, на инвестирование в РФ. Это может быть приобретение ценных бумаг крупных предприятий. Этот способ крайне распространен. Связано это с тем, что огромные объемы нелегальных средств хранятся именно на зарубежных счетах. Тратить средства в этих же странах сложно, так как легко отслеживается их преступное происхождение. Поэтому средства возвращаются в РФ. Самый простой способ возврата – приобретение акций.
  8. Создается фиктивное предприятие. Доход от преступной деятельности оформляется как законная прибыль этого предприятия. В качестве этого предприятия может быть создан, к примеру, кинотеатр, ресторан.
  9. Создание нелегальной сети трансграничных расчетов. Она позволяет осуществлять переводы, которые невозможно отследить. Средства передаются оператору по месту нахождения плательщика. Оператор направляет запрос другому оператору, сообщает сумму перевода средств. Средства поступают на указанный счет.
  10. Прочие способы. Это может быть имитация выигрыша в игорном учреждении, создание интеллектуального труда и его реализация в другой стране. Участники теневой экономики часто используют метод нелегального возмещения налога.

Это лишь малый перечень способов отмывания средств. Для обхода закона создаются все новые и новые схемы. Новые методы сложнее отследить.

Субъектом правонарушения по ст. 174 УК РФ признается совершеннолетнее вменяемое лицо. Обязательное условие – человек, привлекаемый к ответственности по данной статье, непосредственно не должен участвовать в криминальной деятельности по приобретению легализуемого имущества. При этом он заведомо осведомлен о его незаконном происхождении и имеет своей целью помочь преступнику в создании видимости, что имущество приобретено легальным путем.

Внимание! Субъект преступления может быть не осведомлен обо всех подробностях или обстоятельствах криминальной деятельности, например, знает только в общих чертах, что денежные суммы представляют собой прибыль от торговли наркотиками, не владея информацией о конкретных сделках и их участниках. При этом он соглашается произвести обналичку денег, совершая тем самым их легализацию.

Легализация средств, полученных преступным путем, производится со следующими целями:

  • Сокрытие источников и характеров происхождения средств.
  • Формирование видимости легальности имеющихся доходов.
  • Сокрытие лиц, которые являются владельцами нелегальных доходов и занимаются их отмыванием.
  • Уклонение от перечисления налогов.
  • Формирование беспрепятственного доступа к деньгам.
  • Формирование условий для безопасного использования средств.
  • Создание возможности для свободного инвестирования в законный бизнес.

Отмывание средств – характерный признак деятельности преступных объединений.

Как оформить наследство на недвижимость иностранцу в Украине

Под самостроем, согласно статье 376 ГК Украины, понимается объект недвижимости, возведенный на земельном участке, не выделенном под эти цели и без соответствующих разрешительных документов и проекта, а также с нарушением СНиП.

Любое строение, которое обладает хотя бы одним из этих признаков, считается самовольной постройкой. Такое здание не может быть введено в эксплуатацию. Это значит, что построенный с нарушением действующего законодательства дом, нельзя будет продать, подарить или заложить. Такая недвижимость не сможет пройти государственную регистрацию.

Очень многие граждане Украины идут на нарушение установленного законом порядка строительства из-за очень длительного срока подготовки разрешительных документов. По факту процедура легализации незаконных строений оказывается еще более длительным и сложным процессом. Затраты на легализацию строения превышают расходы, идущие на оформление разрешительных документов на официальную застройку.

Действующее законодательство приравнивает неоформленные официально дома к строительным материалам. Легализация самостроя проводится двумя основными способами.

Узаконивание самостроя через официальные органы государственной власти

До недавнего времени легализация самостроя в Украине была доступна в форме амнистии. Надеяться на неё в будущем не стоит. Узаконить самовольное строительство можно обратившись в соответствующие органы местной власти. В рамках децентрализации власти происходит разделение полномочий органов архстройконтроля. В настоящее время на практике можно столкнуться с тем, что узаконивание самовольного строительства в Киеве и Киевской области может отличаться в некоторых деталях от такой же процедуры в других регионах страны.

В любом случае для того, чтобы узаконить самовольное строительство придется подавать заявление в соответствующие органы местной власти. Вместе с ним предоставляется пакет документов, в который входят такие бумаги, как:

  • копия технического паспорта на самостоятельно возведенную недвижимость;
  • документы, подтверждающие готовность объекта к эксплуатации;
  • акт технической экспертизы объекта.

Самостоятельно добиться положительного решения крайне трудно. Предоставляемые к рассмотрению документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, о которых обычному человеку мало что известно. Самый логичный и простой способ узаконить самострой – обратиться в организацию, специализирующуюся на этом виде деятельности.

Судебное решение

Узаконить самострой можно через суд. Исковое заявление подается в отношении местных администраций.

Основания для принятия судом решения в пользу истца дают статьи 376 и 351 ГК Украины. Рассматриваются судом дела только в отношении завершенных объектов строительства. На основании принятого решения проводится государственная регистрация права собственности, вследствие которого происходит легализация самостроя.

Не получится через суд узаконить самострой, если он не будет соответствовать действующим техническим и строительным нормам или возведен на земельном участке, не принадлежащем застройщику. Производить узаконивание самостроя необходимо вместе с оформлением права собственности на земельный надел, на котором он расположен. Сделать это будет очень сложно.

Признание права собственности на объект самовольной застройки не означает предоставления разрешения на его эксплуатацию. Оно выдается застройщику судом при предоставлении ему документов, подтверждающих соответствие строения всем существующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям действующими нормативно-правовыми регламентами.

В решении проблемы с легализацией объекта огромную роль играет техническая экспертиза. Проходит она в два этапа. Сначала проводится предварительный визуальный осмотр, фотографирование объекта и осуществляются его замеры. На втором этапе обследования определяются материалы, использованные для возведения конструкции. На основе проведенной экспертизы ставится соответствующая отметка на техническом паспорте объекта.

Если не узаконить самострой, то он может быть снесен в любое время. Снос производится приставами по решению суда. Оформление самостроя в судебном порядке может длиться несколько лет и ничем не закончиться. Без хорошего адвоката узаконить самострой таким образом не получится. Это самый трудный и дорогостоящий путь решения проблемы.

Оформление самостроя позволяет после легализации строения сдавать его в аренду, продавать, дарить, передавать в наследство, оформлять в залог. Внесение недвижимости в государственный реестр является одним из способов защиты его от захвата мошенниками или от сноса по решению суда.

Узаконить самовольное строительство можно не только для жилых домов, но и для других объектов, таких как гаражи или складские помещения. В соответствии с украинским законодательством, граждане страны считаются собственниками недвижимости только тогда, когда их дома внесены в Реестр прав на недвижимость.
Зачем нужно узаконивание самовольного строительства

Возведение незаконных строений может привести к серьезным последствиям не только для обычных граждан, но и для должностных лиц, выступающих в роли исполнителя услуг. Минимальное наказание за самострой – штраф в размере не менее 850 гривен. Всего в действующем законодательстве за такие нарушения закона насчитывается 11 видов наказаний.

В Уголовном кодексе Украине этой проблеме посвящена статья 1971. Согласно её положениям, в качестве одного из наказаний для виновного лица может быть использован штраф в размере до 500 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. Альтернативой этому наказанию является арест сроком до 6 месяцев или ограничение свободы до трех лет. Грубым нарушениям правил возведения построек посвящена статья 97 КоАП.

Штрафы за самострой назначаются не только за нарушение правил строительства. Они могут накладываться и за отсутствие официального ввода сооружения в эксплуатацию. Меры наказания за такое нарушение закона определены в статье 96 КоАП. Сумма штрафных санкций может превышать 10 тысяч гривен.

За нарушение норм градостроения придется заплатить штраф в размере до 900 необлагаемых налогом минимумов. Накладываться такая мера ответственности может не только на владельца самостроя, но и на строителей, возводивших объект.

  • Процедура наследования земли и недвижимости (дома, квартиры) для иностранцев в Украине не отличаются. Она аналогична процедуре установленной для граждан Украины. Однако имеет некоторую специфику.
  • Существуют требования относительно обязательного отчуждения иностранцами земель сельскохозяйственного назначения в течение одного года после принятия наследства (об этом ниже).

ВС разъяснил, что нужно учитывать в приговорах по статье УК о легализации

  • Юридические компании
  • Юристы Киева
  • Адвокаты Украины
  • Нотариусы Украины
  • Государственные нотариусы
  • Частные нотариусы

1. Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество, расположенное на территории Украины, и обременений таких прав.

Государственная регистрация права собственности на объект незавершенного строительства, обременений такого права проводится в порядке, определенном настоящим Законом, с учетом особенностей правового статуса такого объекта.

2. Действие настоящего Закона не распространяется на государственную регистрацию воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических и других объектов гражданских прав, на которые законом может быть распространен правовой режим недвижимого имущества.

1. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

  • 1) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и их обременений (далее — государственная регистрация прав) — официальное признание и подтверждение государством фактов приобретения, изменения или прекращения прав на недвижимое имущество, обременений таких прав путем внесения соответствующих сведений в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество;
  • 2) Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество (далее — Государственный реестр прав) — единая государственная информационная система, обеспечивающая обработку, хранение и предоставление сведений о зарегистрированных вещных правах на недвижимое имущество и их обременения;
  • 3) заявитель:
    • владелец, другой правоприобретатель, сторона сделки, в которых возникло, перешло ли прекратилось вещное право, или уполномоченные ими лица — при подаче документов для проведения государственной регистрации приобретения, изменения или прекращения права собственности и иных вещных прав;
    • орган государственной власти, его должностное лицо, которым установлено, изменено или прекращено обременение, лицо, в интересах которого установлены, изменены или прекращены обременения, или уполномоченные ими лица — в случае подачи документов для проведения государственной регистрации приобретения, изменения или прекращения обременения имущественных прав;
    • ипотекодержатель, лицо, в интересах которого установлена, изменена или прекращена ипотека, или уполномоченные ими лица — в случае подачи документов для проведения государственной регистрации приобретения, изменения или прекращения ипотеки;
    • орган местного самоуправления — в случае постановки на учет бесхозного недвижимого имущества;
    • лицо, за которым закреплен личный счет в похозяйственной книге соответствующего сельского, поселкового, городского совета или уполномоченное им лицо — в случае проведения государственной регистрации права собственности на индивидуальные (усадебные) жилые дома, садовые, дачные дома, хозяйственные (приусадебные) здания и сооружения , пристройки к ним, были закончены строительством в 5 августа 1992 и расположены на территориях сельских, поселковых, городских советов, которым в соответствии с законодательством осуществлялось ведение похозяйственного учета;
    • частный партнер (концессионер) — в случае проведения государственной регистрации права государственной или коммунальной собственности на недвижимое имущество, вещные права на которое возникли в результате создания и / или строительства (нового строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта и технического переоснащения), и / или управление (пользование, эксплуатация, техническое обслуживание) по договору, заключенному в рамках осуществления государственно-частного партнерства, в том числе концессионным договором;
    • государственный партнер (концессиедатель) или по его поручению государственное или коммунальное предприятие, учреждение, организация или хозяйственное общество, 100 процентов акций (долей) которых принадлежат государству, Автономной Республике Крым, территориальной общине или другом хозяйственному обществу, 100 процентов акций (долей) которого принадлежит государству, — в случае подачи документов для проведения государственной регистрации приобретения права государственной или коммунальной собственности на земельный участок, необходимый для осуществления государственно-частного партнерства (реализации проекта, осуществляемого на условиях концессии), для проведения государственной регистрации приобретения, изменения или прекращения обременения прав на такой земельный участок;

    1. Общими принципами государственной регистрации прав являются:

    • 1) обеспечение государством объективности, достоверности и полноты сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и их обременения;
    • 2) обязательность государственной регистрации прав в Государственном реестре прав;
    • 2-1) одновременность совершения нотариального действия с недвижимым имуществом, объектом незавершенного строительства и государственной регистрации прав;
    • 3) публичность государственной регистрации прав;
    • 4) внесение сведений в Государственный реестр прав исключительно по основаниям и в порядке, определенным этим Законом;
    • 5) открытость и доступность сведений Государственного реестра прав.

    2. Вещные права на недвижимое имущество и их обременения, которые подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Законом, возникают с момента такой регистрации.

    3. Имущественные права на недвижимое имущество и их обременения, возникшие до 1 января 2013 года, признаются действительными при наличии одного из следующих условий:

    • 1) регистрация таких прав была проведена в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их возникновения;
    • 2) на момент возникновения таких прав действовало законодательство, которое не предусматривало их обязательной регистрации.

    4. Любые действия лица, направленные на установление, изменение или прекращение прав на недвижимое имущество и их обременений, которые подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Законом, могут совершаться, если имущественные права на такое имущество зарегистрированы согласно требованиям этого Закона, кроме случаев, когда вещные права на недвижимое имущество, возникшие до 1 января 2013 года, признаются действительными в соответствии с частью третьей настоящей статьи, и в случаях, определенных статьей 28 настоящего Закона.

    5. Государственная регистрация права собственности и других вещных прав проводится в пределах Автономной Республики Крым, области, городов Киева и Севастополя по местонахождению недвижимого имущества.

    На основании решения Министерства юстиции Украины государственная регистрация права собственности и других вещных прав в определенных случаях может проводиться в пределах нескольких административно-территориальных единиц, определенных абзацем первым настоящей части, или независимо от местонахождения недвижимого имущества.

    Государственная регистрация обременений вещных прав проводится независимо от местонахождения недвижимого имущества.

    Государственная регистрация прав проводится по заявлениям в сфере государственной регистрации прав любым государственным регистратором с учетом требований, установленных абзацами первым — третьим этой части, кроме случая, предусмотренного статьей 32-1 настоящего Закона.

      1. Государственной регистрации прав подлежат:

      • 1) право собственности и право доверительной собственности как способ обеспечения исполнения обязательства на недвижимое имущество, объект незавершенного строительства;
      • 2) вещные права на недвижимое имущество, производные от права собственности:
        • право пользования (сервитут);
        • право пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис)
        • право застройки земельного участка (суперфиций);
        • право хозяйственного ведения;
        • право оперативного управления;
        • право постоянного пользования и право аренды (субаренды) земельного участка;
        • право пользования (найма, аренды) зданием или другим капитальным сооружением (их отдельной части), что возникает на основании договора найма (аренды) здания или другого капитального сооружения (их отдельной части), заключенного на срок не менее трех лет;
        • (Абзац девятый пункта 2 части первой статьи 4 исключен на основании Закона № 340-IX от 05.12.2019)
        • право доверительной собственности (кроме права доверительной собственности как способа обеспечения исполнения обязательств);
        • другие вещные права в соответствии с законом;
      • 3) (Пункт 3 части первой статьи 4 исключен на основании Закона № 340-IX от 05.12.2019)
      • 4) обременения прав на недвижимое имущество, объект незавершенного строительства:запрет отчуждения и / или пользования;
        • арест;
        • ипотека;
        • требование нотариального удостоверения договора, предметом которого является недвижимое имущество, установленная собственником такого имущества;
        • налоговый залог, предметом которого является недвижимое имущество, объект незавершенного строительства;

      2. При определении долей в праве общей собственности или их изменения, изменения субъекта управления объектами государственной собственности, изменения правоприобретателя вещного права, производного от права собственности, срока действия такого вещного права, а также изменения обременителя, лица, в интересах которой установлено обременение прав, или изменения условий обременения проводится государственная регистрация таких изменений, при этом дата и время государственной регистрации прав, обременений прав остаются неизменными.

      Распространение предоставления

      Пункт 11 начинается вот с такого разъяснения:

      «11. Распространение вредоносных компьютерных программ или иной вредоносной компьютерной информации заключается в предоставлении доступа к ним конкретным лицам или неопределенному кругу лиц любым способом, включая продажу, рассылку, передачу копии на электронном носителе либо с использованием сети “Интернет“, размещение на серверах, предназначенных для удаленного обмена файлами».

      Давайте посмотрим на определение «распространения» и «предоставления» все в том же «треглавом»:

      «8) предоставление информации — действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;
      9) распространение информации — действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;»

      Как мы видим, разница принципиальная: «определенный» круг лиц получает информацию или «неопределенный». То есть, авторы постановления в пункте 11 делают утверждение уровня «белое это черное»…
      Аналогичную трактовку «распространения» мы видим в 22-м пункте постановления, повествующем о распространении порнографии. Да и во многих других статьях УК предусмотрена ответственность за распространение информации. Включение туда еще и «предоставления» повлечет за собой привлечение к ответственности довольно большого числа людей, в действиях которых нет состава преступления. Но кого это волнует, когда нужно «легализовать практику»?
      Кстати, с определением «распространения» связан еще один важный момент. Уже стало общепринятым мнение о том, что «распространение информации» — это длящийся процесс, который завершается только после того, как информация удалена, и именно с этого момента начинает течь срок давности.
      Но посмотрите на приведенное выше определение. «Распространение», в соответствии с ним — это только и исключительно «действия». Состояние «доступности информации», которое после этих действий наступает, в состав «распространения» не включено и вообще никак на него не влияет. То есть, никакое оно не «длящееся», оно завершается с завершением действий и тогда же начинают течь сроки давности. Но об этом авторы постановления, разумеется, не пишут…
      Есть у такой трактовки «распространения» и еще одно важное следствие: оно закончено даже в том случае, если передаваемую информацию не получил вообще никто — достаточно завершения самих «действий». Впрочем, именно это следствие нашим следствием как раз на практике и применяется, по понятным причинам…

      По итогам прошедшего года правоохранительные органы отмечают рост налоговых преступлений в связи с экономическим кризисом и прогнозируют сохранение такой тенденции в этом году.

      По оценкам правоохранителей, все чаще в целях уклонения от уплаты налогов предприниматели прибегают к незаконному обналичиванию денежных средств путем заключения фиктивных договоров с фирмами-«однодневками».

      Между тем «безобидный» Обман государства на деле оборачивается серьезными потерями и для самих субъектов предпринимательской деятельности.

      Факт существования фирм-«однодневок» и организаций, оказывающих Услуги по их обслуживанию и регистрации, — уже давно не секрет для юридического сообщества и правоохранительных органов. Негативное влияние «обналички» на экономику, пожалуй, ни у кого не вызывает сомнений.

      Законодательный инструментарий для борьбы с фирмами-«однодневками» достаточно обширен. Нормами финансового, административного и уголовного права установлены процедуры контроля в сфере денежного обращения и ответственность за совершение противоправных действий. Однако при всем многообразии юридических запретов и санкций незаконное обналичивание продолжает существовать и даже развиваться.

      Зависимость от «обналички»

      Суть обналичивания можно упрощенно описать как процесс создания предприятием фиктивных затрат с целью получения необоснованной налоговой выгоды. Как следствие, предприятие уменьшает сумму налогов, подлежащих перечислению в бюджет.

      Деньги за минусом процентов возвращаются предприятию в наличной форме. Процент, который удерживают преступные группы, предоставляющие такого рода услуги, является их доходом. В силу минимальных издержек, связанных с процедурой обналичивания, доход таких группировок весьма значителен.

      Каково влияние таких процессов на деятельность предпринимателя?

      Самый большой ущерб для нормального развития экономических отношений, как представляется, состоит в том, что «обналичка» порождает неравенство условий хозяйствования субъектов, находящихся в одной экономической нише.

      Предприятия, не прибегающие к услугам фирм-«однодневок», несут значительные издержки в виде ЕСН, НДС, налога на прибыль по сравнению с теми, кто пользуется такими услугами. При этом отказ от услуг «обналички» влечет экономический крах для предпринимателя в силу неконкурентной цены на рынке.

      Добросовестные хозяйствующие субъекты элементарно вытесняются с рынка либо вынужденно втягиваются в криминальный процесс обналичивания.

      Так, в рамках обсуждения этой проблемы опрошенные нами предприниматели единодушно утверждали, что не хотели бы использовать незаконное обналичивание, однако отказ от такого рода услуг означает для них потерю контрактов с заказчиками.

      Для компенсации расходов, связанных с уплатой налогов, им придется на десятки процентов повысить цены. Конкуренты, не желающие отказываться от услуг обналичивания, предложат покупателю цены значительно ниже.

      Получается, предприниматели осознают противоправность своих действий, но в силу указанных выше причин не в состоянии выйти из этого порочного круга.

      Таким образом, организации, специализирующиеся на «обналичке», предоставляют предпринимателям весь арсенал доступных средств для совершения налоговых преступлений. Вовлекая в нелегальный оборот новые и новые организации, «обнальщики» способствуют повышению уровня коррупции в экономике.

      Основные схемы «обналички»

      Основным способом незаконного «обналичивания» денежных средств является совершение мнимой сделки, предметом которой служит обязанность исполнителя выполнить работы, оказать услуги или осуществить поставку товарно-материальных ценностей заказчику, которая фактически не исполняется. При этом заказчик услуги обналичивания изготавливает фиктивные первичные бухгалтерские документы (акты выполненных работ, счета-фактуры и т. д.), подтверждающие исполнение основного договора (контракта). На основании этих документов в данные налоговой отчетности заказчика вносятся заведомо ложные сведения. Денежные средства заказчик перечисляет на расчетный счет исполнителя, который по фиктивным документам (например, для закупки продукции) обращает их в наличную форму. Затем наличные деньги передаются заказчику, за вычетом суммы вознаграждения.

      Чуть менее распространены различные варианты недобросовестного использования гражданско-правовых средств, в частности приобретение у физических лиц неликвидных векселей (фактическая цена которых равна цене бланка установленной формы) по номинальной стоимости, оформленных специально для незаконного обналичивания денежных средств. При этом используются либо вымышленные данные физических лиц, либо утерянные паспорта.

      Как раскрывают «обналичку»

      Преступления, связанные с предоставлением услуг незаконного обналичивания, как правило, совершаются в составе организованной группы. Возглавляет ее лицо, имеющее необходимые ресурсы и деловые связи в банковском сообществе.

      Схемы обналичивания тщательно планируются, и участники соблюдают специальные меры защиты и конспирации, принятые в преступных группировках.

      Между тем «обнальщики», всегда стремящиеся увеличить количество новых клиентов, априори не могут осуществлять свою деятельность скрытно.

      В рамках своей деятельности такие фирмы вынуждены сдавать отчетность по фирмам-«однодневкам». Как следствие, изготавливаются поддельные печати, оформляются налоговые декларации, составляются фиктивные документы. Обслуживают процесс движения документов и денег курьеры и водители.

      Кроме того, преступники активно используют интернет, мобильную связь. Нередко круг лиц, вовлеченных в процесс обналичивания, становится достаточно широким. В связи с этим следов совершаемого преступления, как материально-фиксированных, так и психофизиологических, остается очень много, а значит, повышается возможность его раскрытия.


      Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *