какие деревья можно пилить без разрешения на землях сельхозназначения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «какие деревья можно пилить без разрешения на землях сельхозназначения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Дальнейшие перспективы для лесного фермерства в России, по мнению специалистов Greenpeace, представляются туманными. Так, может увеличиться количество ландшафтных пожаров из-за выжигания молодой лесной поросли вместе с сухой травой, поскольку за неиспользование сельхозземель по целевому назначению собственникам грозят крупные штрафы — до 700 тыс. руб. для юридических и до 50 тыс. руб. для физических лиц.

Что можно рубить, не опасаясь последствий

Существует возможность рубки деревьев на собственном участке без оформления разрешительных документов. Вы сможете избавиться от потерявших ценность растений, если выполните следующие условия:

  • Единовременно можно спилить одно-два растения, при условии, что окружающие отреагируют позитивно (особенно важно мнение соседей и активистов-экологов).
  • Важно, чтобы деревья и кустарники были не старше определенного возраста, не принадлежали к редким или ценным породам (предел зависит от вида и места произрастания). То есть, вырубка некоторых невысоких плодовых деревьев не требует оформления в органах власти.

Хозяин, решивший, что можно рубить деревья на своем земельном участке без оформления разрешительных документов, рискует очутиться в неприятной ситуации. Закон трактует подобное действие как правонарушение, и после его выявления наступает ответственность.

Какой она будет, административной или уголовной, в основном зависит от размера ущерба, причиненного природе. Наказание в виде штрафа для граждан не превышает 3-4 тыс. рублей, но, если применялась спецтехника, ее, вместе с древесиной, конфисковывают. Более серьезная ответственность наступает, если незаконно вырубался лес. Штраф возрастает до 100-500 тыс. рублей и дополняется работами исправительного или принудительного характера на разные сроки, а иногда и заключением на 1-2 года.

Как получить разрешение на вырубку деревьев?

  • На вопрос отвечает Лебедев Алексей Юрьевич – консультант по охране окружающей среды отдела по управлению имуществом и охраны окружающей среды администрации Комсомольского муниципального района
  • Гражданский Кодекс РФ устанавливает, что собственник земельного участка имеет право на находящиеся на нем растения. Вырубка деревьев на земельном участке, находящемся в собственности или аренде, разрешена в следующих случаях:
  • земля имеет сельскохозяйственное назначение, кроме деревьев формирующих лесозащитные полосы;
  • при самопроизвольном падении дерева;
  • деревья произрастают на земле, выделенной под дачно-садоводческую деятельность или индивидуальное жилищное строительство, и находящейся в собственности землевладельца (при условии, что в кадастровом паспорте земельного участка не указаны какие-либо ограничения на действия с землей).

Кроме федерального законодательства снос зеленых насаждений регулируется местными нормативными актами. В соответствии с действующим законодательством снос зеленых насаждений при проведении работ, в том числе и рубка деревьев, производится при условии компенсации ущерба за снос зеленых насаждений. Разрешение на снос зеленых насаждений выдается собственником земельного участка.

В случае отнесения земель к категории земель лесного фонда разрешение выдается Краевым государственным казенным учреждением «Комсомольское лесничество», расположенным по адресу г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Машинная, д. 22 «а», тел. 8 (4217) 55-85-22, 55-85-30.

В случае отнесения земель к ведению администрации Комсомольского муниципального района разрешение выдается администрацией муниципального района.

Письмо Министерства сельского хозяйства РФ от 13 февраля 2018 г. N 15/121 О рубке древесной растительности на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения

Департамент земельной политики, имущественных отношений и госсобственности Минсельхоза России в пределах компетенции рассмотрел обращение, направленное письмом Минприроды России от 12 января 2018 г. N 16-50/00127-ОГ, по вопросу рубки древесной растительности на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450, Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), и не уполномочен осуществлять официальное толкование действующего законодательства, а также давать оценку действиям органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Кроме того, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ «О мелиорации земель» культуртехническая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель. Этот тип мелиорации земель подразделяется на виды мелиорации земель, в том числе расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха.

Читайте также:  Льготная ипотека с господдержкой в 2023 году: самое главное

Исключением в указанном случае являются расположенные на землях сельскохозяйственного назначения защитные лесные насаждения и леса, расположенные на таких землях в границах особо охраняемых природных территорий (в рамках соблюдения особого правового режима использования природных ресурсов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий), в отношении которых действующим законодательством определен механизм надзора за их состоянием и использованием, а также предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушения законодательства в соответствующей сфере, в том числе за незаконную рубку.

С учетом изложенного полагаем, что на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения правообладателями таких земельных участков может осуществляться расчистка земель от древесно-кустарниковой растительности, не относящейся к защитным лесным насаждениям и лесам на сельскохозяйственных землях в границах особо охраняемых природных территорий, в рамках проектов по культуртехнической мелиорации.

Врио заместителя директора Р.В. Шуранов

Когда без разрешения не обойтись

Уточнить, какие деревья можно пилить без разрешения на своем участке, однозначно не получится – слишком много вводных. Услуга (а, значит, и вид документа) может принимать различный вид в зависимости от следующих обстоятельств:

  • Статус человека, заказывающего разрешение. Им может стать владелец надела, жилец или гражданин, арендующий землю. Право на разрешение имеется у представителя службы, занимающейся обрезкой или вырубкой.
  • Вид услуги. Кроме собственно разрешения, дающего право на рубку или спил, может потребоваться порубочный билет (документ, дающий возможность вырубать или пересаживать деревья, например, на муниципальных делянках).
  • Имеет значение причина обращения – мешают ветки, дерево стало опасным или засохло.

К частым причинам относятся следующие ситуации:

  • Дерево расположено на прилегающей к наделу собственника территории, принадлежащей лесному фонду или, например, муниципалитету. Если вам нужно проложить коммуникации, а растение мешает, за разрешением надо отправиться в местные органы самоуправления, предварительно проведя межевание.

Какая установлена ответственность

Если владелец позволит себе вырубить дерево на дачном участке без разрешения уполномоченных органов, то он должен быть готов, что правонарушение выявят и его накажут по всей строгости существующих законов. В частности, может наступить административная ответственность, а в самом худшем случае, и уголовная, при этом главным критерием разграничения являются размер причиненного ущерба:

ч. 1 ст. 8. 28 КоАП РФ предполагает за незаконный сруб деревьев наказание в виде административного штрафа. Если с граждан взимается сумма от 3000 до 4000 рублей, то с должностных лиц взыскивается от 20 до 40 тыс. р. Максимальный штраф для организаций достигает 300 тыс. рублей. Часть 2 указанной нормы права для граждан предполагает ту же сумму штрафа, в отличие от должностных лиц и организаций, где размер максимального взыскания значительно вырос. Однако проступок, совершенный с использованием спецтехники, влечет не только штраф, но и конфискацию, как древесины, так и самих механизмов, при помощи которых ликвидировались насаждения.

Часть 1 ст. 260 УК РФ также предусматривает ответственность за незаконную рубку леса. При этом здесь, в отличие от административного проступка, прямо указано, что срубка насаждений должна привести к прекращению их роста, более того причиненный ущерб должен быть значительным. Согласно Постановлению Пленума ВС № 41, принятому в 2017 году, значительным считается ущерб, причиненный на сумму 5000 рублей.

Лесной форум гринпис россии

Важно

ЛК РФ.В соответствии со ст. 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.Таким образом, к ситуации, когда необходимо расчистить земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения от древесной и кустарниковой растительности с целью ввода его в сельскохозяйственный оборот, не могут применяться положения Лесного кодекса РФ о заготовке древесины, так как она может производиться только в эксплуатационных и защитных лесах на основании договоров аренды лесных участков.

Можно ли рубить деревья на землях сельхозназначения?

Российской Федерации и средств собственников, владельцев и пользователей земельных участков. В связи с вышеприведенными положениями возникает вопрос: Целесообразно ли проведение культуротехнической мелиорации земельного участка из категории «земли сельскохозяйственного назначения» и каков порядок ее проведения в отношении конкретного земельного участка с целью введения его в сельскохозяйственный оборот? Министерство сельского хозяйства и Управления природными ресурсами и защиты окружающей среды разъясненили, что древесная растительность, произрастающая на землях сельскохозяйственного назначения не относиться к ведению Департаментов лесного комплекса регионов и данные вопросы должны быть разъяснены Министерством сельского хозяйства.

Использование лесов для сельскохозяйственной деятельности

Лес может использоваться для нужд сельского хозяйства (выпас животных, пчеловодство, сенокошение, оленеводство, выращивание сельскохозяйственных культур и другая деятельность). На предоставленных для сельского хозяйства лесных участках можно размещать улья и пасеки, возводить навесы, изгороди и иные временные постройки. Граждане и юридические лица имеют право использовать леса для проведения сельхозработ на основании договоров по аренде лесных участков.

В целях осуществления гражданами сельскохозяйственной деятельности (включая пчеловодство) для собственных нужд, расположенные на сельскохозяйственной территории леса предоставляются им в безвозмездное пользование либо устанавливается ограниченное право пользования (сервитут). Использование лесов при ведении сельского хозяйства осуществляется по правилам, которые устанавливает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Лесной кодекс РФ, статья 38).

Как получить разрешение на вырубку деревьев (порубочный билет) на своем участке под ИЖС

Как получить разрешение на вырубку деревьев (порубочный билет) на своем участке под ИЖС расскажем ниже.
Выдача разрешения на вырубку деревьев (порубочного билета) на участке под ИЖС является муниципальной услугой и в каждом регионе она может называться по-своему (разрешение на снос древесно-кустарниковой растительности, разрешение на вырубку деревьев и кустарников, порубочный билет и т.д.), поскольку регламентируется местными нормативно-правовыми актами.
Как правило ответственным за оказание данной услуги назначен Департамент экологии и природопользования муниципалитета (опять же, в каждом регионе по-разному).

Читайте также:  Ущерб должен возмещать…пострадавший???

Подать заявление на получение разрешения на вырубку деревьев можно обратившись в администрацию муниципалитета, или же через МФЦ, который в свою очередь направит ваше заявление непосредственному исполнителю.
Правда не хотим вас обнадеживать, поскольку практика показывает, что зачастую администрация отказывает в предоставлении такой услуги в виде сухой формулировки: «не наша зона ответственности». И здесь все вполне логично, сами посудите: администрация выдаст разрешение на вырубку, вы им воспользуетесь, а федералы тут как тут с документами 30-летней давности о том, что деревья то их. Никто попросту не захочет брать такую ответственность на себя.

Законы, регламентирующие вырубку

Рубка деревьев регламентируется Земельным законодательством. Это свод законов, в которых прописаны все действия, которые можно (или напротив – нельзя) предпринимать в отношении земельных ресурсов нашей страны.

Земельный Кодекс (ЗК), п. 2, ч. 2, ст. 40 гласит, что собственник земельного участка вправе вырубать ненужные ему посаженные (или растущие самопроизвольно) деревья. Это же положение зафиксировано и в Гражданском кодексе (ГК) РФ (гл. 17, ст. 261).

Если между соседями существует спорная ситуация, при которой неясно, на чьей территории растет дерево, подлежащее спилу, стоит произвести межевание земельного участка, если этого еще не было сделано ранее. Тогда по законодательству будет точно установлено, кто является собственником спорной земли и кто вправе спилить дерево.

Постановление Правительства РФ от 26.04.2019 N 516 «Об урегулировании вопроса рубки деревьев, кустарников, произрастающих на земельных участках из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, и о внесении изменений в Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности» предписывает предусматривать возможность осуществления рубок деревьев, кустарников, произрастающих на земельных участках специального назначения, предоставленных в аренду, безвозмездное пользование.

В данном случае, как следует из условий вопроса, предприятие (а не публично-правовое или муниципальное образование) является собственником земельного участка, то есть участок находится не в государственной или муниципальной, а частной собственности.

В силу пунктов 2, 3 статьи 261 Гражданского кодекса РФ, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.

Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (пункт 3 статьи 209 ГК РФ).

Обратимся к Лесному кодексу РФ, в соответствии со статьей 6 которого леса располагаются не только на землях лесного фонда, но и на землях иных категорий. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются статьями 120-123 ЛК РФ.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, осуществляются в соответствии с целевым назначением таких земель (часть 1 статьи 120 ЛК РФ).

Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ (часть 2 статьи 3 ЛК РФ). То есть правовое регулирование использования такой лесной растительности основывается на положениях земельного и гражданского законодательства.

В данном случае на земельном участке планируется строительство, что, очевидно, соответствует его разрешенному использованию и целевому назначению.

По смыслу статьи 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил и требований о назначении земельного участка.

Следовательно, собственник земельного участка не лишен возможности осуществлять строительство или иную деятельность, соответствующую целевому назначению принадлежащего ему земельного участка, в том числе покрытого лесными насаждениями, и, соответственно, осуществить рубку деревьев, кустарников, произрастающих на таких земельных участках, если такая рубка необходима для обеспечения использования земельного участка в соответствии с его видом (видами) разрешенного использования, и не наносит ущерба окружающей среде.

Как указано выше, разрешительная система на такую рубку (наличие специального разрешения) урегулирована на федеральном уровне только при предоставлении земельного участка специального назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду, безвозмездное пользование (но не в собственность).

Подробно порядок сноса зеленых насаждений, находящихся на земельных участках, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, регламентируется законодательством субъектов РФ: как правило, в таких случаях получать разрешение установленной формы на вырубку (снос) зеленых насаждений не потребуется, поскольку разрешительный порядок на зеленые насаждения, находящиеся на земельных участках, принадлежащих на праве частной собственности, не распространяется, на что прямо указано в соответствующих актах. Правда, так бывает не всегда – в отдельных случаях нормативное регулирование сформировано таким образом, что вырубка деревьев и кустарников может производиться лишь на основании специального разрешения, независимо от формы собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены.

Аналогичным образом решаются и вопросы проведения компенсационного озеленения и определения компенсационной стоимости зеленых насаждений, регламентированные региональным и муниципальным законодательством. Нормативные акты, принимаемые на местах по данному вопросу, как правило, предусматривают, что данные правила не распространяются на отношения, связанные с использованием и воспроизводством зеленых насаждений на земельных участках, находящихся в частной собственности. Однако, повторимся, целесообразно обратиться к законодательству вашего региона.

Что делать после получения разрешения

Если в разрешении указана сумма экологического сбора или другого платежа за спил, необходимо уплатить её до спиливания. Порядок оплаты и одобрения манипуляций, связанных с вырубкой, прописывается в местном подзаконном акте. В некоторых случаях вырубать дерево до оплаты и предоставления подтверждающих документов в администрацию запрещено.

Читайте также:  5 способов, как быстро выписаться из квартиры и прописаться в другую

Спиливать деревья, конечно, многие пытаются самостоятельно. Но во многих случаях так поступать не надо. Большие растения просто так не вырубить – ствол, ветки или всё растение целиком могут упасть на строения, другие растения, повредить линии электропередач и прочую инфраструктуру. Разумеется, при спиле необходимо обеспечить безопасность окружающих. Поэтому разумно найти исполнителя – компанию, которая оказывает такие услуги профессионально.

Многие компании, оказывающие услуги по удалению растений, берут оформление порубочного билета на себя. Это удобно, экономит собственнику участка время на хождение по инстанциям.

Как вырубить деревья на своем участке, не нарушая Закон

Добро пожаловать на мой авторский канал ВСЁ PRO ДОМ.Надеюсь, что моя статья Вам понравится и Вы поддержите ее лайком.

Представьте, что вы купили дом с участком, на котором растут старые яблони и которые нужно ликвидировать, чтобы на их месте посадить саженцы.

Вам даже в голову не придет обращаться за специальным разрешением в администрацию или иную инстанцию.

Почему же, в таком случае, мы опасаемся сделать то же самое, когда необходимо спилить огромную сосну на своей же территории. Почти все статьи, которые я читал на эту тему, убеждают нас, что как раз в этом случае нужно оформлять порубочный билет.

Сосны на соседнем участке

Но ведь это разрешение должен выдавать только собственник или арендатор земель, например, администрация поселения, лесхоз и др., а собственник вашего участка – это ВЫ. Так о каком же порубочном билете может идти речь.

К тому же ст. 209 ГК РФ разрешает собственнику пользоваться землей и другими природными ресурсами по своему усмотрению. Значит и с деревьями, растущими на своем участке вы вольны поступать так, как вам заблагорассудится.

Другие авторы пугают нас еще более «страшными» статьями Уголовного Кодекса и Кодекса об Административных Правонарушениях.

Статья 260 УК РФ о незаконной рубке лесных насаждений и отдельно стоящих деревьев. Если сумма ущерба значительная (более 5 000 рублей), то предусматривается наказание в виде штрафов, исправительных и принудительных работ и, даже лишения свободы.

Эта сосна на моем участке. Стоимость спила этой сосны 8 000 рублей без всяких порубочных билетов

Но, если почитать 15 пункт Постановления Пленума Верховного Суда № 21 от 2012 года, то становиться понятно, что статья 260 не распространяется на зеленые насаждения, произрастающие на участках для ИЖС, гаражного строительства, ведения подсобного хозяйства, садоводств и т.д.

Получается, что эту статью нельзя применять для собственника, спилившего дерево у себя на участке.

Статья 8.28. КоАП применяется только для незаконной вырубки, повреждения или выкапывания деревьев в лесах с суммой ущерба до 5000 рублей. Если в документах на земельную собственность нет ограничений прав на владение участком из-за лесных насаждений, значит и леса на вашем участке нет, то есть эта статья тоже не распространяется на ваши деревья.

Как срубить по закону — что такое порубочный билет и как его получить

Чтобы срубить дерево и при этом не стать фигурантом административного или уголовного дела, лучше всего узнать о правилах вырубки деревьев на участках в местных органах, отвечающих за охрану окружающей среду.

Если участок находится в населенном пункте, то следует обратиться в местную администрацию. Если участок находится в СНТ, то в правление садового товарищества. Если речь идет о дереве на участке у многоквартирного дома, то нужно обратиться в управляющую компанию или ТСЖ.

Если речь идет об аварийном дереве, которое угрожает безопасности, то нужно подготовить фото- или видеодоказательство этого. А потом можно позвонить в МЧС. Аналогично можно поступить, если опасное дерево находится за забором, но близко к индивидуальному участку. Если же дерево не является аварийным, то необходимо оформить порубочный билет.

Порубочный билет — это документ, на основании которого осуществляется беспрепятственная вырубка деревьев или обрезка кустарников в пределах определенной местности.

Оформить данный документ можно через портал Госуслуг. Предоставление этой госуслуги производится бесплатно. Срок оформления порубочного билета — 28 рабочих дней.

На портале перечислены все необходимые документы для получения порубочного билета. Это, в частности, паспорт заявителя, а также документы, подтверждающие право собственности на участок. После рассмотрения заявки уполномоченными органами принимается решение об оформлении порубочного билета в бумажном виде.

Как видно, с одной стороны, за вырубку деревьев может грозить штраф, но с другой стороны — суд может обязать собственника спилить деревья, которые посажены слишком близко к границе с соседним участком.

Поскольку деревья могут затенять большое пространство вокруг себя, для их расположения есть определенные нормативы. Согласно правилам для СНТ (СП 53.13330.2019) минимальные расстояния до границы с соседним участком составляют:

— 3 метра — для высокорослых деревьев,

— 2 метра — для среднерослых,

— 1 метр — для кустарников.

Четких критериев для разграничения высокорослых и среднерослых деревьев нет — поэтому решение этого вопроса остается на усмотрение суда. Как правило, к высокорослым на практике относят лесные деревья (береза, дуб, ель и т. д.).

Для частных домовладений минимальные расстояния до границы участка такие:

— 4 метра — от стволов высокорослых деревьев,

— 2 метра — от среднерослых деревьев,

— 1 метр — от кустарника (СП 30-102-99).

Если деревья затеняют соседний участок, его владелец может обратиться в суд с иском об их спиливании.

Но дополнительно нужно будет доказать, что деревья нарушают не только нормативы минимальных расстояний, но и создают препятствия для пользования участком. Прежде всего — дефицит инсоляции.

Действующие санитарные нормы по освещенности земельных участков приведены в СанПиН 1.2.3685-21 (утв. Постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.01.2021).

В судебной практике есть примеры, когда по иску соседей владельцу участка приходилось спиливать высокие деревья (Одинцовский горсуд МО, дело № 2-4385/2019).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *