ФНС опубликовала образцы платежных поручений по ЕНС для разных случаев

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФНС опубликовала образцы платежных поручений по ЕНС для разных случаев». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Предположим, что вам нужно перечислить платеж, который не входит в состав ЕНП, но которые администрирует ИФНС (например, НДФЛ с выплат иностранцам с патентом). Тогда обращайте внимание на заполнение этих полей.

Если нужно перечислить платеж, не входящий в ЕНП

Поле Что вносим в платежку
Поле 104 КБК для перечисления платежа из 20 знаков. В нашем примере – 182 1 01 02040 01 1000 110
КПП плательщика Значение КПП плательщика, за кого платим.
Поле 105 Код ОКТМО из 8 цифр.
Поля «106» – «109» «0» (ноль). Если отразить иное значение, налоговики сами установят принадлежность к платежу.
«ИНН» и «КПП» получателя ИНН и КПП администратора доходов бюджета, который администрирует платежи по БК РФ.
поле «Получатель» Сокращенное наименование органа Казначейства, которому открыт счет, и в скобках – сокращенное наименование администратора доходов бюджета, который администрирует платеж по БК РФ
«Назначение платежа» Дополнительные данные для идентификации назначения платежа
поле «101» «01» или «13»

Что означает «Статус плательщика» в платёжном поручении?

Статус (лат. status) — означает «состояние», либо «положение» рассматриваемого объекта в определённой структуре или системе. В нашем случае – положение в налоговой системе.

Статус плательщика — это правовое положение объекта, который непосредственно оформляет расчётные документы на денежный перевод в бюджетную систему Российской Федерации по перечислению налогов, сборов и иных платежей, и это правовое положение выражается определённым кодом.

Статус плательщика (101) — указывается двузначным кодом статуса налогоплательщика. С 2014 года код налогоплательщика, идентифицирующий лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, может принимать значения от 01 до 26, что закреплено в Приложении 5 Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н.

Согласно Приложению 11 к Положению Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» максимальное количество символов в реквизите 101 (поле 101) платёжного поручения, инкассового поручения, платёжного требования или платёжного ордера при составлении в электронном виде также закреплено двузначной цифрой (2)

В Приложении № 5 Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н приведено значение статуса плательщика для всех 26 кодов, которые необходимо использовать при заполнении поля 101. А Приказом Минфина России от 23.09.2015 N 148н в Приложение № 5 внесены некоторые изменения и дополнения.

Ниже приведены действующие с 23.09.2015 г. значения кодов «Статус налогоплательщика»:

Код Статус налогоплательщика (плательщика сборов)
01 Юридическое лицо — налогоплательщик (плательщик сборов)
02 Налоговый агент
03 Организация федеральной почтовой связи, составившая распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица
04 Налоговый орган
05 Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы
06 Участник внешнеэкономической деятельности — юридическое лицо
07 Таможенный орган
08 Плательщик — юридическое лицо (индивидуальный предприниматель, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава крестьянского (фермерского) хозяйства), осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации
09 Налогоплательщик (плательщик сборов) — индивидуальный предприниматель
10 Налогоплательщик (плательщик сборов) — нотариус, занимающийся частной практикой
11 Налогоплательщик (плательщик сборов) — адвокат, учредивший адвокатский кабинет
12 Налогоплательщик (плательщик сборов) — глава крестьянского (фермерского) хозяйства
13 Налогоплательщик (плательщик сборов) — иное физическое лицо — клиент банка (владелец счета)
14 Налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам
15 Кредитная организация (филиал кредитной организации), платёжный агент, организация федеральной почтовой связи, составившие платёжное поручение на общую сумму с реестром на перевод денежных средств, принятых от плательщиков — физических лиц
16 Участник внешнеэкономической деятельности — физическое лицо
17 Участник внешнеэкономической деятельности — индивидуальный предприниматель
18 Плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством Российской Федерации возложена обязанность по уплате таможенных платежей
19 Организации и их филиалы (далее — организации), составившие распоряжение о переводе денежных средств, удержанных из заработной платы (дохода) должника — физического лица в счёт погашения задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке
20 Кредитная организация (филиал кредитной организации), платёжный агент, составившие распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица
21 Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков.
22 Участник консолидированной группы налогоплательщиков.
23 Органы контроля за уплатой страховых взносов.
24 Плательщик — физическое лицо, осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации
25 Банки — гаранты, составившие распоряжение о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации при возврате налога на добавленную стоимость, излишне полученной налогоплательщиком (зачтенной ему) в заявительном порядке, а также при уплате акцизов, исчисленных по операциям реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, и акцизов по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции.
26 Учредители (участники) должника, собственники имущества должника — унитарного предприятия или третьи лица, составившие распоряжение о переводе денежных средств на погашение требований к должнику по уплате обязательных платежей, включённых в реестр требований кредиторов, в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Что может понадобится указать

Во время заполнения стандартной формы документа проблемы вызывает как раз графа российского плательщика (2 цифры КПП или попытка ввести число 14) в Сбербанк Онлайн. С подобными налогоплательщиками ФНС вынужден проводить параллельную работу, направленную на дополнительное уточнение их положения — из-за этого процесс обработки заявки на платеж может затянуться. При совершении очередной проверки не нужно предоставлять дополнительные бумаги, но придется собрать такую информацию, как:

  • дата (или период), сумма, вид и назначение (часто выдаются по запросу организацией);
  • сведения о выбранном получателе (ИНН, ОКАТО, КПП плательщика физического лица);
  • номер платежки и реквизиты (БИК отечественного банка и его полное название).

На территории России статус действующего плательщика — главный из центральных элементов документооборота, который помогает налоговым органам в кратчайшие сроки идентифицировать физическое лицо или компанию, регулярно осуществляющую финансовые операции в адрес государственного бюджета. Безошибочная фиксация собственного статуса даст возможность сократить количество недоимок по оплате и крупных штрафов.

Что указывается в поле 101 платежки?

Поле с кодом 101 располагается в правом верхнем углу платежного поручения. Вносить в него нужно двузначный цифровой код статуса плательщика.

В качестве плательщика может выступать: юридическое лицо, ИП, физическое лицо, орган (например, налоговый, таможенный, служба судебных приставов, банк).

Всего предусмотрено 26 таких кодов, по которым можно определить, кто именно заполняет платежное поручение, от чьего имени перечисляются денежные средства.

Данная информация позволяет правильно идентифицировать лицо, переводящее деньги в бюджет, и корректно провести совершенное перечисление денег.

Необходимость в заполнении данного показателя в графе 101 появилась с 2014 года.

Что означает «Статус плательщика» в платёжном поручении?

Статус (лат. status) — означает «состояние», либо «положение» рассматриваемого объекта в определённой структуре или системе. В нашем случае – положение в налоговой системе.
Статус плательщика — это правовое положение объекта, который непосредственно оформляет расчётные документы на денежный перевод в бюджетную систему Российской Федерации по перечислению налогов, сборов и иных платежей, и это правовое положение выражается определённым кодом.
Статус плательщика (101) — указывается двузначным кодом статуса налогоплательщика. С 2014 года код налогоплательщика, идентифицирующий лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, может принимать значения от 01 до 26, что закреплено в Приложении 5 Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н.
Согласно Приложению 11 к Положению Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» максимальное количество символов в реквизите 101 (поле 101) платёжного поручения, инкассового поручения, платёжного требования или платёжного ордера при составлении в электронном виде также закреплено двузначной цифрой (2)
В Приложении № 5 Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н приведено значение статуса плательщика для всех 26 кодов, которые необходимо использовать при заполнении поля 101. А Приказом Минфина России от 23.09.2015 N 148н в Приложение № 5 внесены некоторые изменения и дополнения.

Как определить значение бюджетникам?

Единая система идентификации поля 101 в платежках установлена на законодательном уровне. Чиновники в приложении №5 к Приказу Минфин №107н от 12.11.13 перечислили общие правила заполнения поля.

В поле 101 составитель платежки должен указать специальный код, который соответствует виду платежа, категории плательщика и получателя перечисляемых средств. Ключевые значения для бюджетной организации указаны в таблице.

Статус Назначение Пример
01 Уплата налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей, которые администрирует ФНС При перечислении взносов ОМС, ОПС или ВНиМ
02 Расчеты по налоговым обязательствам, в случаях, когда компания выступает налоговым агентом Расчеты с бюджетом по НДФЛ, уплата НДС налоговым агентом
08 Расчеты с бюджетом, за исключением налоговых обязательств, подконтрольных ФНС Плата взносов в ФСС от несчастных случаев и профзаболеваний
Не заполнять Расчеты с контрагентами, в том числе с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, с персоналом и внештатными работниками Перечисление заработной платы, зачисление аванса по договору поставки, окончательный расчет за услуги сторонних компаний

О том, как правильно заполнить остальные поля платежного поручения читайте в отдельном материале «Образец заполнения платежного поручения». А чтобы не запутаться в заполнении реквизитов на оплату страхового обеспечения по наемным работникам, ознакомьтесь со статьей: «Как платить страховые взносы бюджетной организации».

Как заполнять налоговые платежки с учетом изменений 2021 года?

Основной источник права, в котором фиксируются правила указания статуса в платежных поручениях, направляемых в банк с целью выполнения бюджетных обязательств, — приложение 5 к приказу № 107. В соответствии с данными правилами статус плательщика следует рассматривать как ключевой идентификатор лица, формирующего распоряжение о переводе финансовых средств в бюджетную систему РФ.

Соответствующие сведения должны указываться в реквизите 101 платежного поручения. В нем могут фиксироваться такие статусы, как:

  • 01 — указывается налогоплательщиком в статусе юрлица (таковым может быть, например, ООО, АО, ПАО);
  • 02 — указывается налоговым агентом (таковым может быть юрлицо либо ИП, которые, к примеру, обязаны исчислять НДФЛ с зарплаты наемных сотрудников и перечислять его в бюджет);
  • 03 — указывается организацией ФПС (собственно, это ФГУП «Почта России»);
  • 04 — указывается налоговым органом (это ФНС России и ее территориальные подразделения);
  • 05 — указывается территориальной структурой Федеральной службы судебных приставов;
  • 06 — указывается юрлицом, осуществляющим внешнеэкономические действия;
  • 07 — указывается таможенным органом (то есть Федеральной таможенной службой);
  • 08 — указывается юрлицом, ИП, нотариусом, адвокатом, главой фермерского хозяйства, которые переводят денежные средства в уплату страховых взносов и иных платежей в российскую бюджетную систему;
  • 09 — указывается ИП (при уплате различных налогов, например, при ОСН, УСН, ЕНВД);
  • 10, 11, 12 — указывается соответственно нотариусами, адвокатами, фермерами (также при уплате налогов);
  • 13 — указывается плательщиком в статусе физлица, который владеет банковским счетом;
  • 14 — указывается плательщиком, который осуществляет транзакции в пользу физлиц;
  • 15 — указывается кредитной структурой либо ее филиалом, платежным агентом, ФПС при составлении поручений с реестром на перевод, принятый от физлица;
  • 16, 17 — указывается соответственно физлицами и ИП, осуществляющими внешнеэкономические действия;
  • 18 — указывается плательщиком таможенных сборов, обязанным уплачивать их в силу закона, но не являющимся декларантом;
  • 19 — указывается юрлицами, которые взимают с зарплаты наемных сотрудников долги перед бюджетом на основании полученного исполнительного документа;
  • 20 — указывается кредитными организациями, а также их филиалами, формирующими распоряжения на перевод средств по отдельным платежам физлиц;
  • 21, 22 — указывается ответственными участниками, входящими в состав консолидированных групп плательщиков и обычными участниками соответственно;
  • 23 — указывается органом контроля за уплатой взносов во внебюджетные фонды;
  • 24 — указывается физлицом, которое уплачивает страховые взносы, налоги, сборы и иные платежи в бюджет РФ;
  • 25 — указывается банками-гарантами при формировании распоряжений в процессе возврата НДС, при уплате акцизов;
  • 26 — указывается учредителями фирмы-должника, собственниками имущества унитарного предприятия, а также третьими лицами, намеревающимися взыскать долг с соответствующей фирмы в процессе банкротства.
Читайте также:  Продление договора аренды земельного участка

ФСС РФ в письме от 15.01.2010 № 02-13/08-13157 рекомендовал плательщикам взносов указывать в платежных документах статус 08, подтверждая этим норму, указанную в положениях приказа № 107.

Таким образом, в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в поле 101 указывается значение 08 в отношении всех категорий страхователя.

Последствия неправильного оформления платежных поручений

Неверно заполненное платежное поручение с указанием ошибочных реквизитов может повлечь за собой ответственность за несвоевременное совершение платежа. В подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ приводятся примеры, в каких случаях ошибки в платежных документах не позволяют считать обязанность налогоплательщика по самостоятельному исчислению платежей исполненной:

Прочие случаи ошибочного заполнения платежек не являются основанием для отказа в зачислении платежей. Субъект предпринимательской деятельности в таких случаях вправе обратиться в налоговую инспекцию для уточнения платежей.

Судебная практика также свидетельствует о том, что решение в подобных ситуациях, скорее всего, будет вынесено в пользу налогоплательщика (постановление ФАС Московского округа от 07.08.2009 № КА-А41/7564-09 по рассматриваемому делу № А-41-10152/08).

Периодически проводимая сверка с налоговой инспекцией и внебюджетными фондами позволит выявить возможные ошибки при составлении платежных документов, вовремя зачесть требуемые суммы и избежать дальнейших конфликтов и недоразумений с проверяющими относительно образовавшейся суммы недоимки.

Победитель обязан заплатить

Претендента на исполнение контракта, признанного победителем, ждут дополнительные траты. Лица, с которым заключается государственный или муниципальный контракт, обязаны перечислить плату. Сумма списывается со спецсчета победителя, если денежных средств достаточно для проведения операции.

А если денег не хватает, то в адрес победителя направляют соответствующее требование о внесении платы на банковский счет электронной площадки. Оплатить это обязательство придется все тем же платежным поручением.

Сумма платы определяется исходя из начальной цены госконтракта — 1% от НМЦК, но не более 5000 рублей. Для субъектов малого предпринимательства и для некоммерческих социально-ориентированных организаций предусмотрены послабления. Такие субъекты платят 1%, но не более 2000 рублей (постановление правительства РФ № 564).

Зачислив плату за победу в закупках, не забудьте получить оправдательные закрывающие документы. Оператор торговой площадки предоставит акты и счета-фактуры. Документацию получают электронно, если исполнитель подключил услугу на использование юридически значимого документооборота на соответствующей торговой площадке. Если услуга не подключена, то запросите бумажные акты и счета, их следует получить по месту нахождения оператора торговой площадки.

Что делать, если статус плательщика указали неверно

Некритические ошибки в платежном поручении можно исправить уточнением платежа. К таким ошибкам как раз и относится неверный статус плательщика в поле 101.

Для уточнения платежа нужно подать в ИФНС по месту регистрации фирмы заявление. В заявлении необходимо указать:

  • номер, дату и сумму платежного поручения, в котором была допущена ошибка;
  • указать, что именно поле 101 было заполнено неверно;
  • указать правильный статус поля 101.

К заявлению необходимо приложить заверенную копию платежного документа, в котором была допущена ошибка.

После получения заявления, налоговая произведет сверку по налогам и взносам, уплачиваемым вашей организацией.

И далее примет решение в течение:

  • 10 дней со дня получения заявления об уточнении платежа (если совместная сверка не производилась);
  • 10 дней со дня подписания акта сверки (если совместная сверка была произведена).

Уведомить о принятом решении ИФНС обязана в течение пяти рабочих дней после получения заявления.

Даже если из-за ошибки в поле 101 вам уже успели начислить пени, после принятия решения об уточнении платежа налоговая обязана будет их отсторнировать.

Как определить значение бюджетникам?

Единая система идентификации поля 101 в платежках установлена на законодательном уровне. Чиновники в приложении №5 к Приказу Минфин №107н от 12.11.13 перечислили общие правила заполнения поля.

Читайте также: 

В поле 101 составитель платежки должен указать специальный код, который соответствует виду платежа, категории плательщика и получателя перечисляемых средств. Ключевые значения для бюджетной организации указаны в таблице.

Статус

Назначение

Пример

01

Уплата налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей, которые администрирует ФНС

При перечислении взносов ОМС, ОПС или ВНиМ

02

Расчеты по налоговым обязательствам, в случаях, когда компания выступает налоговым агентом

Расчеты с бюджетом по НДФЛ, уплата НДС налоговым агентом

08

Расчеты с бюджетом, за исключением налоговых обязательств, подконтрольных ФНС

Плата взносов в ФСС от несчастных случаев и профзаболеваний

Не заполнять

Расчеты с контрагентами, в том числе с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, с персоналом и внештатными работниками

Перечисление заработной платы, зачисление аванса по договору поставки, окончательный расчет за услуги сторонних компаний

Что делать, если была допущена ошибка

Расчетные документы с разными статусами плательщика сотрудники налоговой службы разносят на разные лицевые счета. Если поле «101» будет заполнено неправильно, то деньги зачислятся в счет другого платежа, по которому у отправителя может и не быть долга, при этом «нужный» платеж останется непогашенным.

Например, если юридическое лицо при переводе налоговых отчислений за своих сотрудников укажет код «01», то у фирмы в качестве налогоплательщика возникнет переплата, а в роли налогового агента – недоимка, на которую будут начислены пени и штрафы.

Важно: неверное обозначение статуса плательщика при заполнении платежного поручения относится к некритическим ошибкам, за исключением перечислений НДС и НДФЛ. В остальных случаях главное верно указать код бюджетной классификации и назначение платежа.

Ошибка может быть замечена самим плательщиков или налоговой службой.

В первом случае нужно составить заявление в свободной форме указав:

  • наименование плательщика;
  • адрес компании;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • КПП;
  • основной государственный регистрационный номер;
  • ошибку, которая была допущена.

Заявление отправляется в налоговую вместе с копией ошибочного документа. После получения заявки на уточнение статуса, будет проведена проверка всех налогов и взносов вашей компании. В течение 10 дней с момента получения заявления, вас уведомят о принятом решение.

Реквизиты в поле 101 – те самые, в которых и должен содержаться статус налогоплательщика в платежном поручении в 2019 году. Он выбирается из этого списка:

  • 01 – если плательщик юрлицо.
  • 02 – для налоговых агентов. Тут имеются в виду как юридические лица, так и ИП, которые перечисляют НДФЛ с доходов своих работников.
  • 03 – исключительно для филиалов федеральной почтовой связи.
  • 04 – также специальный код, только уже для подразделений ФНС РФ.
  • 05 – для службы судебных приставов.
  • 06 – если юрлицо участник внешнеэкономических действий.
  • 07 – таможня.
  • 08 – юридическое лицо или ИП, занимающееся фермерством или частной юридической практикой. Для указания этого кода обязательно нужно делать отчисления по страховкам. Важно обратить внимание на статус 08 в платежном поручении в 2019 году, потому что он часто путается с обозначением 24. Их главное отличие в юридическом статусе плательщика
  • 09 – используется чаще всего и нужен для переводов в бюджет от индивидуальных предпринимателей при любых системах налогообложения.
  • 10 – используется нотариусом при уплате налогов.
  • 11 – для адвокатов в тех же условиях.
  • 12 – условия как в пунктах 10 и 11, только для фермеров.
  • 13 – физлицо, обладающее счётом в банке.
  • 14 – чтобы обозначить транзакции физическим лицам. Этот код и для ИП, которые платят зарплату работникам и НДФЛ.
  • 15 – актуален для банков, платёжных агентов, почтовых служб при оформлении поручений на перевод от физического лица.
  • 16 – снова внешнеэкономические действия, теперь для физических лиц.
  • 17 – условия пункта 16 для ИП.
  • 18 – необходим при уплате сборов на таможне, но только если плательщик не заполнял декларацию.
  • 19 – нужен юридическим лицам, которые взимают долги в пользу государственного бюджета с заработной платы сотрудников.
  • 20 – любые кредитные организации, которые оформляют распоряжения о переводе денег по платежам физических лиц, воспользуются таким кодом.
  • 21 – если есть группа плательщиков, то это число вписывают ответственные лица.
  • 22 – этот будет для остальных участников консолидированной групп из пункта 21.
  • 23 – для органа, который контролирует все взносы во внебюджетные фонды.
  • 24 – гражданам, оплачивающим в бюджет все страховые взносы и налоги с доходов. Стоит обратить внимание, не нужен ли тут код 08.
  • 25 – оплата акцизов или при процессе возврата НДС, пригодится банкам-гарантам.
  • 26 – для граждан или организаций, которые хотят получить долг от фирмы в процессе банкротства.
  • 27 — для банковских организаций, которые возвращают деньги в бюджет, так и не попавшие к получателю.
  • 28 — для получателей международных отправлений по почте.
  • 29 — перевод выплат на социальное, пенсионное и медицинское страхование сотрудников от компании.
  • 30 — те же страховые средства, только уплачивает их физическое лицо. Пункты 29 и 30 появились в 2018 году.

Чтобы упростить поиск подходящего значения для 101, стоит сразу отметить, что:

  1. Коды, используемые чаще всего простыми гражданами для обозначения статуса плательщика в поле 101 платежного поручения в 2019 году — 03, 09–11, 13, 15–17, 19, 20.
  2. Организациям в большинстве случаев необходимы — 01, 02, 04–07, 26.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *