Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «МЕТОДИКА РАСЧЕТА КОЭФФИЦИЕНТОВ НЕВЫХОДОВ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Штатная численность работников – это число трудоустроенных субъектов, которые учитываются в штат компании, закрепленный в соответствующем расписании. При этом в штат могут включаться только те сотрудники предприятия, которые трудоустроены в нем в качестве основного места работы.
Показатели, исследуемые при анализе трудозатрат
При исследовании эффективности трудовых затрат важен не только анализ использования фонда рабочего времени. Не меньшего внимания заслуживает изучение кадровой структуры (профессионализма сотрудников, причин увольнения).
Об использовании резервов рабочей силы судят по таким показателям, как:
- Производительность труда – отношение результатов деятельности предприятия к затратам труда. П = ОП/Т, где ОП – это объем выпускаемой продукции, Т – затраты рабочего времени (РВ);
- Выработка – объем продукции на одного работника при выпуске за определенный период. В = ОП/Ч, где Ч – численность работников;
- Трудоемкость – затраты РВ на выпуск единицы продукции.
Затраты рабочего времени принято измерять в человеко-часах или человеко-днях.
При расчетах учитывают:
- Протяженность рабочего дня;
- Среднесписочное число штатных работников (заключивших трудовой договор);
- Фонд рабочего времени (ФРВ) – общее число часов, отработанных за год всеми работниками;
- Количество дней, отработанных одним сотрудником в течение года;
- Время сверхурочной работы одного сотрудника или всего персонала.
Анализ кадрового состава
Он позволяет выявить причины потерь рабочего времени, оценить структуру кадров и резервы более производительного труда.
В ходе аналитического исследования определяется степень обеспеченности кадрами, то есть отношение фактического числа постоянных работников к их плановому количеству.
Показателями кадровой обеспеченности являются разница между этими числами (абсолютное отклонение), а также процент отклонения от плановой численности. Например, если по плану число работающих составляет 240 человек, а фактически работает 217, то абсолютное отклонение составляет 23, а процент отклонения равен 9.6.
При анализе кадрового состава предприятия выявляют факторы, влияющие на темпы выпуска продукции, ее качество и скорость реализации, а также на получение прибыли.
Как рассчитать штатную численность работников
Одна из формул расчета штатной величины основана на сопоставлении выручки с рабочим временем:
Н = Ов ÷ (Фрв × Впл × Квн)
где Ов — плановый объем работ или выручки;
Фрв — планируемый фонд рабочего времени в часах (при 40-часовой рабочей неделе фонд времени в среднем составляет 2004 часа в год, 167 часов в месяц);
Впл — плановая выработка на одного работника;
Квн — плановый коэффициент выполнения нормы.
Пример. Персонал отдела продаж состоит из 15 человек. Руководство хочет просчитать, можно ли сократить подразделение. Чтобы определить штатную численность, кадровик использовал формулу Н = Ов ÷ (Фрв × Впл × Квн).
Плановый показатель Ов объема продаж на июнь — декабрь 2021 года — 58 000 000 рублей. Фонд рабочего времени (Фвр) за этот период — 1 047 часов. Плановая выработка на одного работника равна 755 000 рублей/мес. Фактическая выработка за июль — декабрь 2020 года — 644 373 рублей/мес. Плановый коэффициент выполнения нормы (Квн) рассчитан как отношение: 755 000 / 644 373 = 1,17. Плановая выработка в час на одного сотрудника составит 4 327 рублей/час (755 000 / 1 047 × 6 мес.). Подставив величины в формулу, кадровик получил результат: 58 000 000 / (1 047 × 4 327 × 1,17) = 10,94 — округляем до 11 человек. Следовательно, на первый взгляд, в отделе продаж избыток персонала.
Эта формула не учитывает условия работы, специфику деятельности предприятия и человеческий фактор (люди — не роботы, они болеют, уходят в отпуск и т.п.).
Фактическая численность работников
Определение фактической численности происходит по табелю рабочего времени, который ведется на предприятии, поэтому нужно учесть дату выхода на работу каждого сотрудника.
Для отчета перед Росстатом введено понятие «среднесписочная численность». Согласно п. 77 Приказа Федеральной службы государственной статистики №428, для учета берутся списочные сотрудники предприятия, внешние совместители, работники по договорам гражданско-правового характера. Рассчитывается такая численность путем выяснения среднего количества сотрудников, работающих полный рабочий день, относительно каждого календарного месяца. Отдельно считается количество сотрудников, которые работают на полставки.
Часто случается так, что фактическая численность на предприятии больше штатной. Связано это с привлечением временных сотрудников, работа которых нужна лишь периодически. Превышение штатной численности недопустимо лишь предпринимателям, которые работают на упрощенной системе налогообложения (УСН) или патенте (ПСН). На УСН количество работников не должно превысить 100, а на патенте – 15.
Численность работников организации определяет эффективность коммерческой деятельности. Нужно серьезно подходить к установлению штатного расписания. Кроме планируемых людей в штате, руководитель должен учесть и тех, которые будут на него работать по факту. Превышение работников в штате или, наоборот, их недобор говорит о том, что свое штатное расписание вам необходимо пересмотреть.
На практике используется шесть видов численности работников, которые отличаются методами исчисления и способами отражения в отчетности:
- нормативная — устанавливается трудовыми нормами и объемом работ к выполнению (идеальное значение);
- плановая — зависит от вида деятельности, размера предприятия, объема производства, наличия вакантных рабочих мест и других факторов (реалистичнее нормативной — определяется по данным конкретного предприятия);
- среднесписочная — среднее число сотрудников организации за отчетный период, не считая внешних совместителей и тех, кто работает по договорам подряда;
- фактическая — величина работников предприятия на определенную дату;
- штатная — сотрудники, которых руководитель утвердил в штатном расписании компании (без учета сезонных работников);
- явочная — персонал организации, находящийся на рабочем месте.
Понятие штатной численности не закреплено законом. Оно используется в кадровом деле и означает сотрудников нужной специальности и квалификации, которые обеспечивают предприятию успешную работу и выполнение планов.
Начисляйте зарплату и ведите кадровые документы в Контур.Бухгалтерии. Учет, налоги, зарплата, отчетность с отправкой через интернет в одном сервисе.
Охрана труда: просто о сложном
После вступления в силу новой редакции Трудового кодекса компаниям, в штате которых насчитывается более 50 человек, пришлось обзавестись службой охраны труда. Для остальных фирм возникновение такой обязанности зависит от вида их деятельности. В любом случае организация нового подразделения – довольно масштабный проект, если учесть, что необходимо уделить внимание и профессиональной подготовке самих «охранников». Однако, как показывает практика, расставить все по своим местам не так уж и сложно.
Если на производственной фирме работает больше пятидесяти человек, нужно в обязательном порядке обзавестись службой охраны труда или хотя бы соответствующим специалистом. Только в одном случае у директора есть выбор при решении вопроса о том, создавать или нет службу охраны труда – если численность сотрудников фирмы не превышает 50 человек. Решение в этом вопросе принимается, как правило, с учетом специфики производственной деятельности компании. Если руководство предприятия останавливается на том, что служба или специалист по охране труда ей не нужны, то их функции должен выполнять руководитель организации (или работодатель – индивидуальный предприниматель).
При условии, что количество служащих вынуждает делать это, и фирма решила создать у себя именно службу, то нужно четко определить круг ее обязанностей. Например, на нее можно возложить такие основные задачи и функции, как:
Создание службы оформляется приказом руководителя фирмы, после чего данное подразделение попадает в полное подчинение к директору компании или к его заместителю (п. 2 Рекомендаций).
Плюс ко всему, в обязательном порядке составляется Положение «О службе охраны труда». Разработку этого документа организация полностью берет в свои руки, пользуясь пунктами, указанными в Рекомендациях. В Положении должны быть перечислены права и обязанности по охране труда служащего и работодателя, требования к оборудованию, машинам и механизмам фирмы и к выпускаемой ею продукции. Кроме того, в положении указывают:
Если вы решили пригласить специалистов, занимающихся оказанием таких услуг, то будьте готовы к тому, что налоговики могут высказать претензии. Например, инспекторы могут заявить, что заключение подобного договора экономически необоснованно. Нередко проверяющие заявляют, что расходы компании по этому контракту нельзя учитывать при расчете налога на прибыль. Однако чаще всего суд принимает сторону фирмы (постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 апреля 2004 г. № А56-20964/03).
Рассчитываем масштабность службы
Штатная численность службы и ее структура зависят от характера условий труда, степени опасности производства и ряда других факторов. Они перечислены в «Межотраслевых нормативах численности работников служб охраны труда в организациях» (утв. постановлением Минсоцтруда от 22 января 2001 г. № 10). Указанные нормативы численности охватывают основные направления деятельности работников службы, например:
Чн – нормативная численность работников,
Кн – коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т. п.
Его рассчитывают по формуле:
Процент планируемых невыходов
где процент планируемых невыходов определяется по данным бухгалтерского учета.
Пример
Среднесписочная численность сотрудников производственной фирмы – 1105 человек. Нормативная численность сотрудников службы охраны труда, рассчитанная по Межотраслевым нормативам, – 3,61. Коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п. (принят условно) – 1,1.
Штатная численность службы охраны труда составит:
Чсп = 3,61 x 1,1 = 3,97
Рабочие моменты
Для того чтобы сотрудники службы охраны труда могли полноценно работать, необходимо составить и утвердить их должностные инструкции, распределить между ними функции в подразделениях фирмы (п. 10 Рекомендаций).
Работникам службы следует выделить отдельное помещение, в котором можно было бы проводить прием посетителей. Помещение надлежит оборудовать оргтехникой и техническими средствами связи (п. 11 Рекомендаций).
Также службе следует предоставить кабинет, в котором будут проходить инструктажи и учеба сотрудников фирмы. В выделенном помещении непременно должна иметься нормативная и справочная литература по охране труда (п. 12 Рекомендаций).
Сотрудники данного подразделения обязаны регулярно проходить переподготовку, направленную на повышение квалификации. В свою очередь директору фирмы необходимо проверять их знания в области охраны труда, основных требований и положений (п. 13 Рекомендаций).
Пример расчета коэффициента планируемых невыходов рабочих, занятых в сфере водоснабжения и (или) водоотведения
В соответствии с Приказом государственного Комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике №66 от 22.03.1999 «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства» (далее – Приказ №66 от 22.03.1999) нормативами предусмотрена для руководителей, специалистов и служащих — списочная численность, для рабочих — явочная численность.
Для определения списочной численности рабочих необходимо учесть коэффициент планируемых невыходов на работу, принимающий во внимание ежегодные отпуска, неявки на работу, оформленные листками нетрудоспособности, неявки в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей и т.д.
Итак, как рассчитать коэффициент невыходов?
В таблице 1 представлен пример расчета коэффициента невыходов на работу рабочих организации, осуществляющих свою трудовую деятельность в районе Крайнего Севера.
Численность работников – разновидность норм труда
Статьей 160 Трудового кодекса РФ предусмотрена возможность установления норм труда, которые включают в себя как нормы выработки и времени, так и нормативы численности и прочие. Устанавливаются они соответственно достигнутому уровню развития техники и технологий, организации труда, производства и могут пересматриваться в некоторых ситуациях.
Нормы труда устанавливаются:
- на уровне организации (локальными нормативными актами, принятыми с учетом мнения представительного органа работников не позднее чем за два месяца до их введения);
- на уровне отрасли или нескольких отраслей, всего профессионального сообщества и т.п.: типовые нормы для однородных работ. Они разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, который уполномочен на это Правительством РФ. В частности, к типовым нормам относятся Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, утв. Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 N 10, и другие.
Норма численности формула
Для варианта 1.
Берется базовая численность работников (за предшествующий период), умножается на коэффициент планируемого роста производства (например, 1,2):
Nбазов * 1,2 = N требуемое количество рабочих.
Для варианта 2 рассмотрим пару примеров, А и В.
Пример А. По выработке (за месяц).
Планируется изготовить в месяц 144 конструкции. По нормативам установлено, что в месяц 1 человек может изготовить 15 конструкций. Нормативы могут быть как недовыполнены, так и перевыполнены: речь идет о коэффициенте выполнения норм, который высчитывается ретроспективно. Возьмем пример, когда нормы перевыполняются — тогда коэффициент будет выше 1, например, 1,2. Получится:
144 /15/1,2 = 8 (необходимое количество рабочих для производства 144 конструкций в месяц).
Иногда в числитель добавляют еще коэффициент невыходов (например, 1,1) — тогда расчет будет таким:
144 * 1,1 /15/1,2 = 8,8 (таким образом, лучше иметь 9 рабочих — тогда план месяца по выработке будет выполнен, даже если кто-то из рабочих заболеет).
Пример Б. По времени обслуживания (за месяц).
Формула сходна, но коэффициент выполнения не используется.
Данные для расчетов: общая трудоемкость в часах (высчитывается как сумма всех видов работ, умноженных на продолжительность каждого вида работ); продолжительность рабочего времени 1 работника в часах за месяц; коэффициент невыходов.
Допустим: трудоемкость 1560 часов; в месяце — 164,1 рабочих часа (среднее число в 2023 году для 40 часовой недели); коэффициент невыходов —1,2. Тогда:
1560 / 164,1 * 1,2 = 11,4 рабочих (рекомендуется округлить в меньшую сторону).
Нормы, применяемые для расчета численности управленческого персонала
Для определения НЧ управленческого штата в СССР существовали отраслевые нормативы. Сегодня нередко оказывается, что управленческий штат непомерно раздут, и перед кадровиком директор ставит высказать соображения относительно НЧ управленцев. Вот краткие рекомендации:
- на 1 менеджера должно быть от 5 до 15 подчиненных (цифры варьируются в зависимости от профиля компании: чем более рутинной работой занимаются подчиненные, тем их может быть больше; меньше всего подчиненных должно быть у руководителя в сфере интеллектуальных разработок, консалтинга и т.п.);
- 30% руководителей и 70% исполнителей — такова наиболее гармоничная структура компании.
Кадровый учет, отчеты по сотрудникам, автоматический расчет зарплаты, пособий, командировочных и удержаний в удобном бухгалтерском веб-сервисе
На практике используется шесть видов численности работников, которые отличаются методами исчисления и способами отражения в отчетности:
- нормативная — устанавливается трудовыми нормами и объемом работ к выполнению (идеальное значение);
- плановая — зависит от вида деятельности, размера предприятия, объема производства, наличия вакантных рабочих мест и других факторов (реалистичнее нормативной — определяется по данным конкретного предприятия);
- среднесписочная — среднее число сотрудников организации за отчетный период, не считая внешних совместителей и тех, кто работает по договорам подряда;
- фактическая — величина работников предприятия на определенную дату;
- штатная — сотрудники, которых руководитель утвердил в штатном расписании компании (без учета сезонных работников);
- явочная — персонал организации, находящийся на рабочем месте.
Понятие штатной численности не закреплено законом. Оно используется в кадровом деле и означает сотрудников, которые нужны предприятию для успешной работы и выполнения планов.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Ситуация 1: нужно нанять больше людей, но нет денег
В этом случае можно оптимизировать рабочие процессы:
- Повысить квалификацию персонала — отправить на курсы или обучить смежной профессии. Перед этим нужно прикинуть, что будет дешевле: нанять нового сотрудника или оплатить обучение старому. Иногда не подходят сразу оба варианта.
- Отдать часть задач на аутсорс — подойдет, если подрядчик на аутсорсе обойдется дешевле, чем штатный сотрудник с белой зарплатой.
- Автоматизировать работу с помощью CRM-системы — она снимет часть рутинных задач с сотрудников. В итоге вырастет продуктивность персонала, нанимать еще людей не придется.
- Мотивировать — измерять продуктивность и поощрять за достижения. Например, давать премии, делать необычные подарки, предлагать обучение на курсах. Все это поднимает продуктивность, люди будут делать больше, чем раньше и, возможно, не придется никого нанимать.
Попробуйте с помощью этих методов увеличить продуктивность персонала и наблюдайте, что происходит. Если ни один из этих методов не помог, то у вас остается немного вариантов: взять человека хотя бы на неполный день либо обратиться за консультацией к бизнес-аналитику, чтобы он проанализировал ваши процессы и, возможно, выявил причину проблемы.
Ситуация 2: нужно сократить расходы и кого-то уволить, но персонала и так мало
Случился кризис, и резко упал спрос на продукцию. Самый простой способ как можно быстрее выровнять ситуацию и сократить издержки — уволить сотрудника. Выполняем расчет численности персонала организации и оказывается, что увольнять некого. Наоборот, желательно еще хотя бы одного человека нанять в команду.
Что можно сделать:
- Составить хронометраж — изучить производительность труда сотрудников в течение дня или недели. Насколько эффективно они работают, на что отвлекаются, возможно, кто-то ленится или сильно опаздывает. Бывает, что проблема именно в персонале, а не в большой нагрузке. Лентяев увольте, их задачи равномерно распределите между теми, кто не занят весь рабочий день.
- Провести переаттестацию — выясните, все ли хорошо знают свои обязанности или кто-то растерял навыки. Так вы отделите незаменимых сотрудников от тех, кто не справляется: их можно отправить на курсы повышения квалификации или уволить.
- Ввести систему штрафов и предупреждений , установить более строгие дедлайны. Эти меры приведут персонал в тонус, улучшат показатели эффективности работы. Те, кто не справляется, будут заслуженно получать меньшую зарплату.
- Оптимизировать процессы с помощью CRM-системы — она возьмет на себя часть операций. В результате объем работы сократится, и чтобы выполнять ее, вам потребуется меньше сотрудников, чем раньше, — а значит, кого-то можно будет уволить, не жертвуя качеством сервиса.
Если увольнять кого-то необходимо несмотря ни на какие меры, всегда есть возможность обойтись малой кровью. Например, если у вас есть вакансии в других отделах, можно попробовать переучить сотрудников, которых вы собрались увольнять, и перевести на другую должность.
Учитывайте, что при оптимизации штата легко потерять ценные кадры: уволить того, кто действительно хорошо делает свою работу, и оставить некомпетентного сотрудника. Чтобы такого не произошло, обязательно нужны переаттестация и хронометраж.
Приказ Минтруда РФ от 30.09.2013 N 504
Методологической основой подготовки «Методики расчета штатной численности государственных архивов на основе нормативов по труду» послужили «Рекомендации по определению штатной численности работников бюджетных организаций на основе нормативов по труду». В них «штатную численность работников бюджетных организаций рекомендуется установить на основе межотраслевых, отраслевых и местных нормативных материалов по труду, позволяющих определить необходимую численность функциональных подразделений организации или отдельных исполнителей. Штатная численность работников бюджетной организации устанавливается по структурным подразделениям, раздельно для руководителей, специалистов и других служащих, для производственного и обслуживающего персонала (рабочих)«[1].
Методика расчета позволяет определить необходимую штатную численность работников: специалистов по основной деятельности, а также других специалистов, обеспечивающих эту деятельность, административно-управленческого и младшего обслуживающего персонала архива не только по функциональным подразделениям и отдельным группам работников, но и по архиву в целом, отдельным направлениям его деятельности.
Методика и формулы расчета необходимой штатной численности рекомендуются для использования в архивах разных типов, уровней подчиненности и независимо от состава документов.
Использование при расчете нормативов по труду является наиболее точным методом определения необходимой численности работников и оценки уровня производительности их труда.
Под необходимой штатной численностью работников понимается численность, позволяющая эффективно и качественно выполнять в полном объеме работы по комплектованию, учету, обеспечению сохранности и использованию документов в конкретном архиве, а также организационные и управленческие функции при условии соблюдения научно обоснованных режимов труда и отдыха и современного уровня организации труда.
Специалисты по основной деятельности – это специалисты высшей и средней квалификации, выполняющие работы, непосредственно относящиеся к главным функциям архивов: хранение и обеспечение сохранности документов, комплектование, учет и использование документов, а также занимающиеся сводным планированием и отчетностью по результатам этих направлений деятельности, организацией работы совещательных органов архива.
Исходя из специфики деятельности архивов, реставраторы, фотографы, переплетчики, операторы микрофильмирующей, копировальной и другой воспроизводящей техники могут быть условно отнесены к особой группе специалистов по основной деятельности, обслуживающих важнейшие направления деятельности архивов, – обеспечение сохранности и использование документов. Эти специалисты, как правило, имеют среднее специальное образование или специальную подготовку. Производить расчет их численности следует по формуле, используемой для расчета численности специалистов по основной деятельности.
Административно-управленческий персонал (АУП) – это категория руководителей и специалистов, осуществляющих управление архивом по функциям – общее руководство, руководство структурными подразделениями, бухгалтерский учет, кадровое и делопроизводственное обеспечение. Работники АУП обеспечивают сбор и обработку всей управленческой информации, подготавливают, принимают и реализуют управленческие решения, принимают участие в практическом решении научно-производственных задач.
Инженерно-технические работники (ИТР) – это специалисты различного профиля высшей или средней квалификации, осуществляющие техническое обслуживание имеющегося в архиве кинофотофоно-, микрофильмирующего, реставрационного, копировального оборудования, точной оптической аппаратуры, ПЭВМ и других средств вычислительной техники, а также инженерное обслуживание зданий и помещений архива.
Рабочие и младший обслуживающий персонал (МОП) – работники, не принимающие непосредственного участия в выполнении основных функций архива, но обслуживающие их. Это уборщики помещений и территорий, кладовщики, гардеробщики, лифтеры, рабочие, обеспечивающие эксплуатацию инженерного оборудования зданий (отопление, водоснабжение, канализация, электроосвещение), контрольно-измерительных приборов и автоматических устройств, установленных на данном оборудовании.
Для расчета необходимой штатной численности работников государственных архивов применяются следующие виды нормативов: норма времени, норма выработки, норма управляемости, норма времени обслуживания и норма обслуживания.
Норма времени – это величина затрат рабочего времени, установленная для выполнения единицы работы одним работником или группой работников соответствующей квалификации при определенных организационно-технических условиях.
Норма выработки – это установленный объем работы, который один работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны выполнить в единицу рабочего времени при определенных организационно-технических условиях[2].
Норма управляемости – это численность работников, деятельностью которых может эффективно управлять при заданных организационно-технических условиях один руководитель.
Расчеты необходимой численности работников архива в целом проводятся по всем видам работ, которые осуществляются или должны осуществляться (это определяется целью расчета) в архиве, – как по основным (архивным), так и по административно-управленческим, а также инженерно-техническим, хозяйственным, вспомогательным работам (если определено, что инженерно-техническое и хозяйственное обслуживание архива должно осуществляться его штатными работниками).
Делать расчеты целесообразно раздельно по категориям работников: специалисты по основной деятельности, руководители по основной деятельности, специалисты административно-управленческого персонала, инженерно-технические работники, рабочие, младший обслуживающий персонал, руководители по неосновной деятельности.
Данную работу рекомендуется проводить в следующем порядке. Сначала целесообразно рассчитать необходимое количество работников по основной деятельности. Для этого следует составить перечень всех функций по основной деятельности и всех архивных работ, которые должен выполнять архив для реализации своих задач и функций, определенных архивным и смежным законодательством (федеральным и региональным), Основными правилами работы государственных архивов Российской Федерации, правилами работы государственных архивов с научно-техническими и кинофотофоновидеодокументами, регламентами, другими отраслевыми нормативно-методическими документами, а также федеральными и региональными программами и планами развития архивного дела, уставом данного архива (положением об архиве).
В перечень включаются нормированные и ненормированные работы.
Затем определяются объемы каждой из работ, которые архив обязан ежегодно выполнять по каждому из направлений основной деятельности в определенный период времени (например, в ближайшие пять лет). Расчет необходимых объемов работ проводится на основе анализа состояния и результатов деятельности архива за последние годы, с обязательным учетом действующих федеральных и региональных программ и планов развития архивного дела, рекомендаций органов управления архивным делом – федерального и регионального (данного субъекта Российской Федерации), имеющихся у архива собственных прогнозов, программ и планов развития.
От текущего планирования деятельности архива данная работа будет отличаться тем, что обычно при планировании архивы исходят из утвержденной штатной численности, а не необходимой. Поскольку штатная численность многих архивов недостаточна, при планировании и осуществлении работ по основной деятельности архивы нередко вынуждены нарушать установленные или нормативные сроки их проведения, превышать нормы времени и выработки, работать по упрощенным технологиям (нередко с ущербом для качества) или вообще откладывать проведение отдельных видов работ на неопределенное время.
При проведении расчетов для обоснования необходимой штатной численности основного персонала государственного архива следует в основу расчетов закладывать объемы работ, в которых с максимально возможной полнотой учитываются такие факторы, как объемы и состояние сохранности фондов архива; наличие секретных, уникальных и особо ценных документов, а также кинофотофонодокументов и микроформ, требующих обособленного хранения и специального учета; необходимые мероприятия по обеспечению сохранности документов, созданию страхового фонда и фонда пользования (что требует в ряде архивов создания лабораторий или групп реставрации и микрофильмирования документов); количество и состав источников комплектования архива, объемы, состав и состояние документов (в том числе документов по личному составу), находящихся в ведомственных архивах и подлежащих передаче в государственный архив; прогнозируемые ежегодные объемы комплектования государственного архива; наличие и объем документов государственного архива, подлежащих рассекречиванию и полному описанию; интенсивность использования документов архива, прогнозируемые потребности в информации по документам архива различных категорий пользователей; уровень компьютеризации архива, его техническая оснащенность в целом; размещение архива в одном здании или на нескольких обособленных территориях; ближайшие перспективы ввода в эксплуатацию новых помещений архива, нового оборудования и т.д.
При этом следует учитывать и факторы, объективно ограничивающие объемы работ, а также рост штатной численности архива. Например, из-за отсутствия достаточных резервов площадей в архивохранилищах, а также перспектив их расширения в ближайшие годы невозможно планировать увеличение ежегодных объемов комплектования архива; нехватка специального оборудования и отсутствие средств на его приобретение не позволят увеличить объемы создания страхового фонда; реальные возможности бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в целом сдерживают рост штатов бюджетных организаций и т.п. Главное условие результативности работы по определению необходимой штатной численности – исходить из неотложного и в то же время реального объема работ, не закладывать в расчеты весь объем работ, которые по тем или иным причинам не выполнялись в течение длительного времени.
После составления перечня и определения необходимых ежегодных объемов каждой из работ делаются расчеты трудозатрат и штатов, потребных для выполнения этих работ.
-
Гребнев Е.Т. Нормирование управленческого труда / Е.Т. Гребнев, К.А. Смирнов. М., 1980.
-
Клюев В.К. Экономическое обеспечение деятельности библиотек / В.К. Клюев, A.M. Чукаев. М., 1991.
-
Научная организация управленческого труда в аппарате министерств и ведомств: Межвуз. сб. / МГИАИ. М., 1985.
-
Недоступов М.И. Нормирование труда: Учеб. пособие. Т. 1 / М.И. Недоступов, В.Н. Годионенко, А.В. Чиркова; Санкт-Петербург, ун-т экономики и финансов. СПб, 1995.
-
Основы научной организации труда в государственных архивах: Метод. рекомендации / ВНИИДАД. М., 1986.
-
Экономика труда. Кн. 1, 2 / Санкт-Петербург, ун-т экономики и финансов. СПб, 1993.