Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проходит процедура банкротства физических лиц и какие у неё последствия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 1 октября 2015 года в Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ были внесены дополнения, благодаря которым теперь и физические лица имеют право подавать в арбитражный суд заявление на признание гражданина банкротом.
В закон внесут новые поправки
Серьезные изменения ожидаются закон «О банкротстве». О подготовленных поправках заявил первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов. Должников — физ. лиц, желающих пройти банкротство, разделят на три группы — по уровню их доходов.
Обсуждается повышение платы за работу финуправляющих в 4 раза — с 25 тыс. рублей за каждую процедуру (реструктуризация долга и реализация имущества) до 100 тыс. рублей. Хотя, возможно, депутаты эту поправку и не примут, но уже сейчас известно, что основные изменения поддерживает комитет Думы по собственности.
Иначе, чем сейчас, будут отбираться финансовые управляющие и вообще институт арбитражных управляющих будет глобально реформирован.
Против многих поправок выступает Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) — напомним, что закон говорит не только о банкротстве физ. лиц, но и о процедуре несостоятельности компаний. Но опыт говорит, что при активном правительственном лобби Госдума принимает законы очень быстро, иногда три чтения проходят за одну неделю.
Альтернативный вариант закона о банкротстве от «Справедливой России»
Проект закона о реформе системы банкротства юридических и физических лиц в России был внесен в Госдуму в июне 2021 года, в последний день работы депутатов прошлого созыва. Его автор — народный избранник VII созыва нижней палаты парламента Ирина Чиркова, партия «Справедливая Россия».
Законопроект написан в качестве альтернативы официальным правительственным поправкам в закон «О банкротстве», которые были разработаны Минэкономразвития и внесены в Госдуму в мае 2021 года. Сейчас документ ожидает даты назначения первого чтения.
Совпадения и отличия двух вариантов законопроектов разобрал портал «Федресурс».
В отличие от варианта, предложенного в поправках правительством, депутат Чиркова намерена сохранить сложившиеся на сегодняшний день процедуры наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления в процедуре банкротства юрлиц. Согласно же предложениям правительства в ходе реформы должны сохраниться только две процедуры: реструктуризация долгов и конкурсное производство (ликвидация), по аналогии с процессами, которые допустимы при банкротстве физ лиц.
Государственно-правовое управление президента РФ (ГПУ) тоже считает идею отказа от процедур финансового оздоровления и внешнего управления ошибочной. Год назад ГПУ предлагало рассмотреть перспективы отказа от этих двух процедур при банкротстве через два года после вступления поправок в силу. В итоге в варианте правительства в поправках в закон зафиксирован промежуточный вариант: переход к банкротству согласно новым правилам будет растянут во времени.
В течение первых двух лет действия обновленного закона суды будут вправе принимать решения о применении как прежних, так и новых процедур. Это необходимо для адаптации участников рынка к новым правилам, пояснял весной 2021 года глава Минэкономразвития Максим Решетников.
Некоторые идеи законопроектов правительства и «справедливороссов» совпадают. Например, авторы стремятся одинаково изменить систему реализации имущества банкротов. На смену торгам, в ходе которых цена лота растет, должны прийти так называемые «голландские аукционы» с плавающей системой формирования цены. То есть сначала торги проходят в парадигме повышения цены лота.
Но если желающих купить имущество нет, то цена будет снижаться до поступления первого предложения на покупку. После этого торги снова пойдут с упором на рост цены. Но если никто из участников не захочет поднять котировку, то победителем признают того представителя, кто первым озвучил свое предложение.
Есть совпадения в области отбора и назначения арбитражных управляющих для проведения дела о банкротстве. Чиркова, так же как и МЭР, предлагает законодательно ввести механизм случайного выбора финуправляющего. Для чего необходимо разработать и начать применять балльную систему оценки работы этих специалистов.
Есть и существенные разночтения в обоих законопроектах. В варианте от «Справедливой России» зафиксировано требование кардинально изменить систему обеспечения имущественной ответственности арбитражных управляющих. Сейчас они обязаны страховать свою ответственность, что фактически приравнено к праву заниматься своей работой для этих специалистов. Внесенный Чирковой проект предусматривает альтернативный способ обеспечения имущественной ответственности.
Предполагается, что будет оформляться аналог банковского кредита — выписка независимой банковской гарантии в качестве страховки. Кроме того, документ допускает, что каждая саморегулируемая организация арбитражных управляющих (СРО АУ) может создать свой внутренний целевой фонд для обеспечения ответственности своих членов. «По существу, в данном случае применяется метод резервирования денежных средств (самострахование)», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Также проект Чирковой в отличие от правительственного предусматривает ежегодную индексацию фиксированных гонораров управляющих на официальный размер инфляции, который подсчитывает Банк России. «Порядок индексации размера вознаграждения арбитражного управляющего устанавливается регулирующим органом», — сообщается в проекте.
Размер суммы вознаграждения для временного и конкурсного управляющего, к примеру, сейчас составляет 30 тысяч рублей в месяц (и 25 тыс. для финуправляющего при банкротстве физ. лиц для каждой процедуры).
Реализация предложений будет «способствовать сокращению сроков и издержек на проведение процедур, применяемых в делах о банкротстве, повышению их эффективности и увеличению размера погашения требований кредиторов, а также защите интересов должников», написано в пояснительной записке к проекту.
Если у Вас есть вопросы по поводу законодательства, или долги, от которых Вы хотите избавиться через признание своей финансовой несостоятельности в суде — позвоните сейчас, мы с удовольствием дадим ответы на все вопросы, обеспечим юридическое сопровождение на всех этапах процедуры, а также поможем организовать банкротство в Арбитражном суде.
Наши кредитные юристы проследят за тем, чтобы права гражданина были соблюдены, а суд вынес положительное решение в деле о банкротстве физлица в кратчайшие сроки.
Банкротство через МФЦ — внесудебное банкротство
В 2023 у должников появилась возможность признать себя банкротом не только через суд, но и в упрощенном порядке — без суда через МФЦ. Внесудебное банкротство проще и при этом является бесплатным.
Стать банкротом через МФЦ может лицо:
- имеющее долг в сумме по всем обязательствам не более 500 000 рублей;
- в отношении которого числится оконченное исполнительное производство по причине отсутствия у него имущества.
Схема такого банкротства отличается от банкротства через суд. Человек подает в МФЦ только заявление и список кредиторов. МФЦ самостоятельно проверяет право на списание долгов через ФССП, затем публикует сообщение о начале внесудебной процедуры.
По истечении 6 месяцев в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве МФЦ включает информацию о завершении процедуры. Должник освобождается от обязательств перед кредиторами, о которых он сообщил при подаче на заявления.
Для наглядности приводим сравнительную таблицу:
Судебное банкротство | Внесудебное банкротство | |
---|---|---|
Сумма долга | От 300 000 ₽ | До 500 000 ₽ |
Инстанция | Суд | МФЦ |
Стоимость | От 80 тысяч ₽ | Бесплатно |
Постановление о прекращении исп. производства | Не нужно | Нужно |
Сроки | От 6-13 месяцев | 6 месяцев |
Назначение конкурсного кредитора и его права
Получение статуса «конкурсного кредитора» – это сложный процесс, занимающий много времени и включающий исполнение определенных требований. Большинство банков, СФО и других организаций, участвуя в процессе признания финансовой несостоятельности, стараются войти в их число. Все оттого, что полученный статус дает преимущества и лучшие права для финансовых организаций, целью которых является получение своих средств обратно.
Среди всех прав конкурсного кредитора можно выделить основные:
- подача ходатайств в судебный орган для изменения назначенного этапа производства;
- возможность принять участие и наблюдать за конкурсным производством;
- право запросить замену финансового управляющего;
- возможность для кредитора принять участие в этапе восстановления платежеспособности гражданина или предприятия;
- получение информации и выписок из реестра о наличии у должника обязательств и их размере.
Перечисленными правами обладают только те организации и частные лица, которые подали заявку и успешно прошли регистрацию в реестре.
Непосредственные участники банкротства
Признание несостоятельности гражданина – это длительная процедура, к которой могут относиться разнообразные учредители, представители и защитники законных интересов должника и кредиторов. Существуют непосредственные участники, к числу которых относятся:
- при проверке обоснованности заявления о рассмотрении дела – сам заявитель и другие граждане;
- при рассмотрении существующих долгов и всего, что с ними связано – кредиторы и участники, подающие иски против выдвинутых условий;
- все субъекты, подающие иски, жалобы, ходатайства и апелляции, связанные с проведением процесса и другая сторона (ответчик);
- организация, в которой состоит назначенный арбитражный управляющий.
Финансовый управляющий
Суд после вынесения определения о признании заявления о банкротстве физического лица обоснованным — утверждает финансового управляющего.
Финансовый управляющий — гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих основной функцией которого является деятельность по координации под контролем суда всей хозяйственной деятельности гражданина-должника в целях максимального удовлетворения требований его кредиторов за счет полной или частичной реализации имущества должника.
Решения финансового управляющего являются обязательными и влекут правовые последствия для широкого круга лиц. Участие финансового управляющего в деле о банкротстве гражданина является обязательным.
Суд утверждает финансового управляющего по предложению должника или на основании протокола собрания кредиторов. Суд направляет определение в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих (СРО арбитражных управляющих). Если суд не указал конкретную кандидатуру финансового управляющего, то СРО в течение 9 дней с даты получения определения суда представляет кандидатуру финансового управляющего. Если суд указал конкретного финансового управляющего СРО в течение 9 дней с даты получения определения суда направляет информацию о соответствии требованиям кандидатуры.
Собрание кредиторов может выбрать финансового управляющего и предложить в суд кандидатуру для утверждения. Выбор финансового управляющего собранием кредиторов оформляется протоколом. СРО после получения протоколоа собрания кредиторов направляет в суд информацию о соответствии финансового управляющего требованиям Закона.
СРО обязана обеспечить свободный доступ заинтересованным лицам (кредиторам, должнику, его адвокату, представителю и т.д.) доступ к проведению процедуры выбора кандидатуры финансового управляющего.
По результатам рассмотрения представленной СРО информации суд утверждает финансового управляющего.
Если СРО не предоставляет в суд информацию по кандидатуре финансового управляющего, суд дело откладывает, заинтересованные лица выбирают иную СРО.
Что такое банкротство
Банкротство — это возможность законно списать долги через суд либо их реструктуризировать. Однако просто заявить в банк о своей несостоятельности и отказаться от долговых обязательств не получится. Банкротство должно быть подтверждено судебным решением. Свое тяжелое материальное положение придется доказать. Такие дела рассматриваются в арбитражном суде. Процесс этот непростой.
Заявить о банкротстве физлица могут несколько сторон:
- сам гражданин;
- кредитор (банк или другие финансовые организации);
- государственный орган — (чаще всего ФНС).
Важно учесть, что подача заявления не гарантирует, что по окончании всех процедур долги будут списаны.
По закону заемщик вправе подать заявление в суд, если:
- фактически не в состоянии исполнить денежные обязательства в установленный срок;
- очевидны признаки неплатежеспособности и недостаточности имущества;
- размер задолженности превышает стоимость имущества должника.
Ограничения в правах во время банкротства
Здесь возникают трудности в следующем:
- на время процедуры закрыт доступ ко всем денежным операциям по счетам и картам, все банковские карты будут под контролем финансового управляющего;
- физлицо более не распоряжается своим имуществом без одобрения управляющего: продать дом или купить машину, находясь в стадии банкротства, невозможно;
- запрещаются все сделки отчуждения, дарения имущества в пользу родных;
- банкрот обязан передать все банковские карты, пароли от «Личных кабинетов» онлайн-банков и электронных счетов арбитражному управляющему;
- запрещен выезд за границу по усмотрению суда.
Сколько времени занимает процесс банкротства
После того как все необходимые документы собраны и переданы в суд, а госпошлина и вознаграждение для управляющего оплачены, происходит рассмотрение судом документов, признание решения обоснованным и назначается финансовый управляющий. Начинается непосредственно само ведение процедуры банкротства с реализацией имущества и распределением денежных средств кредиторам. В среднем банкротство длится около 6–8 месяцев. Однако процедура может затянуться, если:
- у заемщика есть дорогостоящая собственность, которая может довольно долго продаваться через аукцион;
- есть спорные сделки, которые финансовый управляющий решит проверить;
- происходит оспаривание судебного решения.
Иногда банкротство длится 1–2 года.
Последствия банкротства физического лица
Признание вас банкротом влечет следующие последствия (ст. 213.30 Закона N 127-ФЗ; пп. 2.1 п. 1 ст. 59 НК РФ):
1) в течение пяти лет вы не можете взять кредит/заем без указания на факт своего банкротства, а также повторно заявить о возбуждении дела о признании вас банкротом;
2) вы не вправе занимать должности в органах управления или иным образом участвовать в управлении (за исключением установленных случаев):
— кредитной организацией — в течение 10 лет;
— страховой организацией, НПФ, управляющей компанией инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и НПФ или МФК — в течение пяти лет;
— всеми остальными организациями — в течение трех лет;
3) если по итогам завершения расчетов с кредиторами у вас остались непогашенные суммы недоимки и задолженности по пеням и штрафам по налогам, такие суммы будут признаны безнадежными к взысканию.
Обратите внимание! Не облагаются НДФЛ доходы должника, полученные в виде суммы задолженности перед кредиторами, от уплаты которой он освобождается в рамках дела о его банкротстве, а также доходы от продажи имущества в случае признания его банкротом и введения процедуры реализации его имущества (п. п. 62 — 63 ст. 217 НК РФ).
Судебное производство по делу о БФЛ
Такое производство осуществляет арбитражный суд. Обращаться с заявлением об открытии дела вправе само физическое лицо, его кредиторы, а также гос. структура, облеченная соответствующими полномочиями. Исключение составляют лица, выступающие с требованиями о возмещении ущерба здоровью или жизни, о принудительном взыскании алиментных выплат.
Все категории, лишенные такого права, для предъявления своих требований должны дожидаться состоявшегося признания банкротства должника. Зато их требования остаются в силе даже по окончании данного процесса. Об этом гласит 203 статья 127-го ФЗ.
Следующая статья того же нормативного акта (204) позволяет должнику представить суду план погашения задолженности. В этом приложении к заявлению должны быть отражены:
- планируемый период погашения;
- ежемесячная сумма, выделяемая на выплаты долга;
- ежемесячная сумма, необходимая для жизнеобеспечения должника и его иждивенцев.
Для утверждения судом такого плана нужно согласие кредиторов. Принятие дает возможность приостановить судебное производство на период до 90 дней. В ходе осуществления плана по обоснованному ходатайству какой-либо стороны он может быть изменен.
Порядок погашения задолженности
Закон о банкротстве рассматривает порядок погашения обязательств банкрота перед кредиторами в статье 213.27. Так, в ее 6 пункте установлено, что считается погашенной задолженность, которую не погасили по причине нехватки реализуемого имущества.
Вследствие этого по окончании расчетов должник считается свободным от дальнейших претензий, включая и те, которые не были выставлены во время процедуры. Такое право ему дает 3 пункт статьи 213.28 все того же законодательного акта.
Однако для того чтобы воспользоваться таким послаблением, ответчику необходимо, чтобы были соблюдены условия:
- отсутствие правонарушений в ходе этого судопроизводства;
- отсутствие актов предоставления суду ложных сведений или непредоставления необходимых данных;
- отсутствие незаконных действий в ходе процедуры (злостного уклонения от уплаты долга, получения денег путем мошенничества и т.п.).
Должник и лица, участвующие в процессе банкротства
Законодательство о банкротстве РФ устанавливает лица, которые участвуют в деле о банкротстве и в арбитражном процессе по делу о банкротстве.
Первая категория лиц обладает широким объемом прав согласно АПК РФ. К данной категории относятся:
- должник;
- конкурсный кредитор;
- установленный в судебном порядке управляющий;
- органы исполнительной власти;
- органы местного управления, ФНС, обеспечители.
Перечисленные лица вправе:
- запрашивать информацию, относящуюся к рассматриваемому делу, у других участников;
- изучать материалы дела и доказательства, копировать их, составлять выписки;
- предоставлять доказательства по делу о банкротстве;
- направлять жалобы на процессуальные акты по делу о банкротстве;
- быть в курсе о жалобах, направленных от лица других участников;
- подавать заявления с требованием об отводе других участников дела.
Вторая категория лиц, которые принимают участие в арбитражном процессе, включает в себя таких лиц:
- представитель сотрудников должника, который выражает интересы подчиненных в процессе рассмотрения дела;
- представитель учредителей будущего банкрота;
- представитель кредиторского собрания;
- сотрудник федерального исполнительного органа, когда рассматриваемое дело относится к гостайне;
- лица, выражающие интересы органов исполнительной власти и муниципалитета;
- СРО управляющих;
- орган по регулированию вопросов по выбору управляющих;
- кредиторы по текущим обязательным платежам при изучении вопросов, которые имеют отношение к нарушению их имущественных прав и интересов.
Перечисленные выше лица имеют только те права, которые установлены законом о банкротстве. Они могут изучать материалы дела, получать интересующие их копии и выписки в соответствии с материалами.
Непосредственные участники в арбитражном процессе по делу о банкротстве
Согласно п. 1 ст. 35 ФЗ № 127 к ним относят представителей участников. Поверенные могут выступать от лица:
- сотрудников должника (в этом случае неплатежеспособным является ИП или юрлицо)
- собственника унитарной компании (имеет право не просто выступать от имени владельца имущества, но обжаловать действия и решения арбитража, кредиторов и судебных актов, касающихся внешнего управления)
- учредителей должника (уполномоченный имеет все права участников процессуального законодательства)
- от собрания кредиторов (то есть лицо, которое уполномочено принимать полноценное участие в процессе от имени всех кредиторов)
- федеральных органов (касается области безопасности, если дело затрагивает доступ к сведениям, относящимся к гостайне)
Лица, которые также могут стать участниками процесса:
- представляющие интересы властных органов (региональных или местных) в сфере банкротства
- иные субъекты, предусмотренные АПК РФ (эксперты, специалисты, прокурор, пр.)
Помимо вышеперечисленных представителей в процессе имеют право принять участие (п. 2 ст. 35 ФЗ 127):
- СРО арбитражных управляющих (для предоставления кандидата)
- надзорные органы (в ситуации утверждения АУ)
- текущие кредиторы (когда нарушены их права)
Согласно поправкам от 29.06.2015 года все указанные в ст. 35 ФЗ № 127 субъекты имеют одинаковые права в рамках ФЗ.
Права лиц, участвующих в деле о банкротстве
О правах указано в нескольких статьях ФЗ № 127 – ст. 7, ст. 8, ст. 20.3, ст. 22, ст. 34 (п. 2, 3), ст. 35 (п. 3, 4), ст. 61.14 и 61.15. Все права нацелены на то, чтобы для любого лица было возможно организовать собственную защиту.
Основные права участников:
- ряд лиц имеют права подать заявление о существующем или предстоящем банкротстве
- все участники имеют право познакомиться с материалами дела (прочитать, сделать выписку или ксерокопию), а также запрашивать необходимые данные о неплатежеспособном субъекте
- знакомиться с имеющимися доказательствами и предоставлять свои аргументы
- задавать вопросы другим лицам, принимающим непосредственное участие в деле (строго по теме возможной несостоятельности)
- ходатайствовать об осуществлении или отводе каких-либо действий (или лиц), а также возражать против чужого ходатайства
- подать жалобу
- знать о жалобах других вовлеченных лиц друг к другу
- получать и обжаловать акты
Законодательство РФ в области банкротства наделяет участников дела не только правами, но и обязанностями, главное из которых – меры ответственности всех сторон за неисполнение закона.
Согласно положениям упомянутого ФЗ, в деле о несостоятельности вправе принимать участие следующие субъекты:
- непосредственно задолжавшее лицо – то есть человек или организация, имеющие неисполненные обязательства перед кредиторами или государственными органами. Заявление о несостоятельности подается им самостоятельно, однако оно должно иметь подтверждение неплатежеспособности;
- кредиторы – лица или органы, имеющие требования финансового характера к должнику, они обязательно объединяются в единый орган (собрание);
- арбитражный управляющий, назначенный судебным органом для ведения хозяйственной деятельности должника с целью улучшения его финансового положения, а также погашения взятых займов и иных задолженностей;
- органы исполнительной власти, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ (чаще всего речь идет о налоговых инспекциях);
- органы МСУ;
- лицо, предоставившее финансовое обеспечение для оздоровления;
- иные уполномоченные на то органы.
Указанный ФЗ определяет правовой статус участников процесса признания банкротом. Кроме того, в нем указаны полномочия и обязанности субъектов, которые являются ответчиками по делам о привлечении к субсидиарной ответственности.
Отдельно следует отметить статью под номером 35, где перечислены те, кто участвует непосредственно в процессе по делу о несостоятельности. К данным лицам относятся представители:
- сотрудников должника, то есть кто-либо от трудового коллектива задолжавшей компании;
- владельца имущества организации;
- учредителей компании;
- собрания кредиторов.
Если дело связано с государственной тайной, в разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде вступают представители федерального органа, отвечающего за безопасность. Также участвовать вправе в отдельных, прямо предусмотренных законом случаях иные лица и органы исполнительной власти субъекта РФ, либо муниципальные органы власти.
Действия от лица конкурсных кредиторов осуществляются собранием. С точки зрения суда оно считается правомочным, если на нем присутствовало более половины лиц, включенных в реестр. Протокол собрания отправляется в суд не позднее 5 рабочих дней после его проведения.