Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужны ли права на квадроцикл 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ранее владельцы автомобилей с двигателями объемом менее 50 кубических сантиметров могли передвигаться по дорогам без разрешения. Однако рост числа ДТП, вызванных незнанием основных правил Правил дорожного движения, привел к необходимости реформирования действующего законодательства. В результате в 2013 году была внесена поправка в Федеральный закон 196 «О безопасности дорожного движения».
Нужны ли права на квадроцикл с двигателем до 50 кубов?
В частности, эта поправка затронула разделы 25 и 26 вышеупомянутого законодательного акта о водительских удостоверениях.
Была введена категория М, регулирующая выдачу прав на управление четырехколесными велосипедами и мопедами. Однако квадроциклы не включены в вышеуказанный список. Их использование регулируется постановлением Правительства РФ 796 от 12 июля 1999 г.
Глава 2, раздел 1 вышеупомянутого правового акта гласит, что к ним относятся транспортные средства с кинетическим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью более 4 кВт. На такие квадроциклы должны выдаваться водительские права трактора; если двигатель квадроцикла имеет объем менее 50 кубических сантиметров, он приравнивается к мопеду или полноприводному велосипеду. Поэтому двигатели объемом до 50 куб.
см приводят в движение квадроциклы. Необходимо получить водительское удостоверение соответствующей категории.
Подводные камни при сдаче экзаменов
При сдаче экзамена вы можете столкнуться с несколькими ловушками, которые не позволят вам его сдать. Первая из них — душевное состояние человека: накануне экзамена на получение водительских прав ATV волнуются даже те, кто уверен в своих силах. Ситуацию усугубляет энтузиазм.
Рекомендуется расслабиться и вести себя так же спокойно, как на обычном уроке.
Экзамен будет проходить в незнакомой обстановке. Вам нужно будет отвечать на экзаменационные вопросы. Стресс и волнение могут заставить вас забыть материал, который вы хорошо знаете.
Поэтому рекомендуется изучить билет несколько раз, спрашивая у преподавателя. Важно проанализировать допущенные вами ошибки, чтобы вовремя восполнить пробелы в своих знаниях. Как правило, вам дается тот же билет, который вы ранее изучали во время экзамена по вождению.
Поэтому его легко понять и найти правильные ответы.
Практическая часть считается самой сложной. Можно растеряться от неожиданных требований экзаменатора и не рассчитать габариты автомобиля или угол поворота квадроцикла. Эта часть теста субъективна.
Многие пункты могут быть продиктованы одним из двух способов. Однако окончательное решение всегда остается за экзаменатором. Студенты должны знать свои права и уметь отстаивать их в диалоге с представителем TSA.
Важно отметить. Не спешите в зоне проведения экзамена. Если есть возможность, желательно сдавать экзамен на подготовленном автомобиле.
Категория прав для управления квадроциклом
Чтобы понимать, какой категории должно быть удостоверение водителя, нужно разобраться с терминологией. Подавляющее большинство квадроциклов, используемое в РФ, в сертификации и эксплуатационных документах названо «самоходной техникой». В эту же категорию относятся снегоходы, болотоходы, мотовездеходы.
Такие транспортные средства ставят на учет в Гостехнадзоре. В качестве основного документа их владельцы получают ПСМ — паспорт самоходной машины.
С 05.11.2013 управлять самоходной техникой можно, получив удостоверение тракториста-машиниста категории AI. По форме и порядку выдачи оно отличается от привычного водительского удостоверения современного образца.
Если же внедорожник в сертификации назван «транспортным средством» (редкие модели квадроциклов китайского производства, трициклы), его регистрируют в ГИБДД с получением ПТС. Права получают там же. Для управления такими транспортными средствами нужно водительское удостоверение категории B1.
Какие права требуются для управления квадроциклом и снегоходом
Чтобы эксплуатировать каждую из этих машин легально, водитель должен получить водительское удостоверение трактора, которое имеет открытую категорию «А». Точнее — подкатегорию «А1», которая позволяет управлять внедорожным мотоциклом, но не стоит путать его с категорией на мотоцикле — это два разных понятия.
Если у водителя нет документа, то сотрудник ГАИ может не только оштрафовать его, но и забрать транспортное средство. Вернуть его можно только после получения справки. Если управлять этим видом транспортного средства без соответствующей категории, штраф полагается от пяти до пятнадцати тысяч рублей – по закону.
Когда квадроцикл (КВ) оборудован габаритами, фарами, зеркалами и стоп-сигналами, то для езды на нем нужны обычные права. Но первое, что нужно сделать, чтобы получить водительское удостоверение для снегохода (СН) и квадроцикла — это собрать необходимые справки и поехать с ними в Гостехнадзор.
На какие электросамокаты требуются права?
После выхода закона для управляющих транспортными средствами категории «М» в 2014 году, правоохранительные органы практически не обращали внимание на водителей электротранспорта данной категории, из-за малого количества этих средств на улицах страны. Вопрос стали подымать с 2018 года, когда количество двухколёсных увеличилось во много раз в городах из-за высокой популярности. В особенности острым стал вопрос, когда значительно возросло количество дорожно-транспортных происшествий повлёкших за собой травмы разных степеней тяжести и даже летальный исход с участием мощных представителей этой категории. В итоге все гаджеты, которые имеют мощность двигателя более 250 Вт приравниваются к транспортным средствам категории «М», а водители таких устройств обязаны пройти обучение в автошколе и получить водительское удостоверение на данную категорию транспорта.
Основные требования к водителям
Требования к кандидатам в водители категории AI на квадроцикл содержит Постановление Правительства № 796 от 12.07.1999, а именно:
- возраст от 16 лет;
- отсутствие ограничений и противопоказаний по состоянию здоровья и психики (подтверждается справкой № 003-В/у);
- успешная сдача экзаменов;
- регистрация временная или постоянная, а также прохождение практики в одном из учебных комбинатов в городе/районе выдачи удостоверения;
- отсутствие запретов на управление транспортными средствами по линии ГИБДД (если ранее было получено ВУ).
Наказание за выезд на ДОП на «неподходящем» квадроцикле
Самая сложная ситуация — если на квадроцикл нет ПСМ. Если водителя такой техники остановит инспектор, квадроцикл заберут на штрафплощадку, потому что продолжить движение по ДОП на нем по закону нельзя. Хозяину придется оплатить перевозку на эвакуаторе и простой на штрафстоянке.
В дополнение к этому придется заплатить и штраф. Каким он будет — зависит от инспектора. Ведь если у водителя нет ПСМ, то скорее всего, нет и нужного удостоверения с категорией, и регистрации квадроцикла с госномером, и страхового полиса, и талона техосмотра. Наказания за эти нарушения такие:
- управление ТС без прав: от 5 до 15 тысяч рублей;
- управление незарегистрированным ТС — от 500 рублей;
- отсутствие страховки — от 500 рублей;
- отсутствие техосмотра — от 500 рублей;
- отсутствие 1 зеркала заднего вида — 500 рублей;
- отсутствие звукового сигнала — 500 рублей;
- отсутствие фар — 500 рублей.
Необходимы ли на квадроцикл права?
Ответ на данный вопрос находится в двух нормативных актах:
● Постановление Правительства РФ (ППРФ) №796 о правилах, разрешающих управлять внедорожной техникой, созданный для исполнения упоминаемого ППРФ.
● Приказ Минсельхозпрода Российской Федерации №807.
Раздел №2 Постановления Правительства РФ сообщает о том, что под самоходными средствами в этом нормативном акте подразумевается каждый мототранспорт, который подходит под любого из упомянутых критериев:
● Содержат ДВС объемом не меньше 50 кубических сантиметров, или имеют электрический двигатель мощностью более 4 кВт. Регистрируют на них паспорт самоходного средства и иных разновидностей техники.
● Не попадают под действие этого документа все автотранспортные средства, которые предназначены для передвижения по проезжей части общего пользования, а также набирающие скорость свыше 50 км/ч.
✅ Что собой представляет квадроцикл
Первые квадроциклы появились в 70-х годах и быстро завоевали популярность: благодаря колёсам с мощными грунтозацепами, но низким давлением на грунт они могли спокойно передвигаться по песку и рыхлой земле. Сейчас эти устройства применяются как любителями экстремального спорта или туристами, так и в утилитарных целях (например, лесниками – квадроцикл дешевле и экономичнее по топливу автомобиля-вездехода, но часто проедет там, где вездеход застрянет).
Квадроциклы многим кажутся несерьёзной игрушкой (особенно с появлением упрощённых лёгких моделей с электродвигателем для катания по городу). Но надо помнить: этот аппарат способен двигаться с большой скоростью и считается транспортным средством. Поэтому для управления им часто нужны водительские права.
- Права необходимы для управления квадроциклом, снегоходом, трициклом;
- Чтобы получить права на квадроцикл, снегоход, мотовездеход при открытой категории А в удостоверении, выданном ГИБДД, требуется сдать экзамен в Гостехнадзоре и получить удостоверение тракториста-машиниста.
- Какие права нужны на трицикл зависит от габаритов и мощности ТС;
- Если у вас есть категория А в водительских правах, то вы вправе управлять квадрициклом и трициклом с мотоциклетной посадкой, но для езды на этих ТС с автомобильной посадкой сдайте экзамен в ГИБДД и получите водительское удостоверение категории В1.
- Важно не путать квадроцикл и квадрицикл. Для них необходимы абсолютно разные водительские удостоверения;
Квадроцикл, квадрицикл – где разница
Видов самоходной техники достаточно и законодательство старается учитывать ее технические особенности. Например, в результате недавних реформ, коснувшихся системы ГИБДД, категория «В» расширилась, появилась В1, касающаяся «трициклов с квадрициклами».
Стоит понимать, что это не синонимы, а названия разных средств передвижения:
1. Квадроцикл – тип мотовездехода, имеющее 4 полноценных колеса, снабженные шинами, удобным сидением (мотоциклетная посадка) и рулем также мотоциклетного типа.
2. Квадрицикл – отдельные 4х колесные мототранспортные разновидности транспорта, способные развить скорость в 25 км/ч, а двигатель их 15 кВт максимум. Причем, масса – 400 кг (виды тяжелее 550 кг нужны для перемещения грузов). Их регистрируют и контролируют в ГИБДД, это машины L7 – категории (внутренний транспорт). Туда входят и маленькие легковые автомобильчики, редкость в России.
Получается, гражданин должен оформить себе отдельные права. Обычные не подойдут и неважно, сколько категорий там открыто.
Надо ли проходить обучение
Для получения удостоверения категории А1 нужно сдать специальные экзамены, чтобы подтвердить свою компетентность управления транспортным средством.
Рекомендуется проходить и квалифицированное обучение, которое предоставляют следующие инстанции:
- специальный учебный комбинат от Гостехнадзора, потому что стандартные автошколы не осуществляют обучение для управления квадроциклами;
- самостоятельно, обращаясь за помощью к опытным в данном деле знакомым.
Также Гостехнадзор, в отличие от ГАИ допускает прохождение обучения экстерном. Но в конце него также придется сдавать квалификационные экзамены.
Они состоят их двух частей – теоретической и практической. Первый блок включает проверку знаний в сфере пользования самоходного мототранспорта, общих ПДД.
Особое внимание обращается на:
- компетентные познания со сферой безопасного пользования транспортным средством;
- особенностями самоходных машин;
- знание всех деталей конструкции квадроцикла и снегохода, чтобы мочь устранять какие-либо неполадки при дальнейшей эксплуатации, не доводить до возникновения аварийной ситуации;
- ознакомление с российским законодательством, регулирующим процесс эксплуатации транспортных средств, правилами транспортировки пассажиров и грузов, нормами охраны естественной среды;
- знание правил устранения аварий и избегания непредвиденных ситуаций, предоставления домедицинской помощи потерпевшим;
- осведомление ответственности за нарушение (осведомленное или ненарочное) существующих в той сфере правил.
Практическая часть в свою часть также состоит из двух блоков. Первый блок – это управление квадроциклом на закрытой площадке со специальным оборудованием, а второй – езда по разработанному пути на автостраде общего использования.
На площадке водитель показывает свои навыки в управлении самоходным транспортным средством, выполняя для этого ряд предусмотренных экзаменатором упражнений.
Они включают:
- начало вождения на участке с небольшим подъемом. Упражнение квалифицируется кА пройденное, если при начале перемещения транспортное средство не скатилось в низ;
- торможение на разных скоростях, включающее даже экстренные остановки;
- разворот квадроцикла в условиях ограниченного полупространства, при этом разрешено включать заднюю скорость лишь один раз;
- перемещение задним ходом и заезд в бокс.
Как получить водительские права на квадрОцикл
По отзывам, получить права на квадрОцикл в Гостехнадзоре достаточно просто. Сама процедура почти такая же, как в ГИБДД, но сдавать экзамены легче.
Кратко опишем процедуру получения прав на квадрОцикл по пунктам:
1. КвадрОциклом можно управлять, а следовательно, и получить права на него, с 16 лет
2. Пройдите обучение в специализированном учебном заведении
3. Пройдите медкомиссию и получите справку, что нет ограничений на управление квадрОциклом по состоянию здоровья
4. Подготовьте пакет документов для экзаменов в Гостехнадзоре:
— заявление
— квитанция об уплате госпошлины
— паспорт или другой документ, удостоверяющий личность
— медицинская справка
— фотографии
Написать заявление, уплатить госпошлину и записаться на экзамены можно через сайт госуслуг.
4. Сдайте экзамены по теории и по практике в Гостехнадзоре и получите права.
Вся процедура чётко прописана в «Правилах допуска к управлению самоходными машинами…», вплоть до сроков пересдачи и проч. нюансов.