Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «На какие транспортные средства нужно ставить тахограф?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?
Сроки установки тахографов с СКЗИ
Транспортные средства | Срок установки тахографов |
Автобусы, кроме пригородных и городских | 1 июня 2014 |
Пригородные автобусы | 1 июня 2018 |
Городские автобусы | 1 июля 2021 |
Грузовики для перевозки опасных грузов | 1 апреля 2014 |
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок | 1 июля 2014 |
Грузовики тяжелее 12 тонн | 1 сентября 2014 |
Грузовики тяжелее 3,5 тонн | 1 апреля 2015 |
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами | 1 июля 2016 |
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ | 1 января 2018 |
На какие транспортные средства ставится прибор?
При использовании автомобиля для личных нужд без цели получения финансовой выгоды необходимости в установке тахографа нет. Если он уже установлен, то при поездке по своим делам можно активировать специальный режим, отключающий некоторые функции прибора. При этом Минтранс четко регулирует, в каких категориях транспорта должен быть установлен тахограф.
К ним относятся:
- M2 – ТС массой до 5 тонн, наличие не менее 8 пассажирских мест;
- M3 – ТС массой свыше 5 тонн, наличие не менее 8 пассажирских мест;
- N2 – ТС массой от 3,5 до 12 тонн, используемое для перевозки грузов;
- N3 – ТС массой более 12 тонн, используемое для перевозки грузов.
Чтобы избежать денежных взысканий в 2022 году, нужно не только установить устройство и следить за его работоспособностью, но и своевременно проводить проверку прибора. Тахограф признают допустимым к использованию только в том случае, если выполнены следующие требования:
- на пломбе отсутствуют следы физического воздействия;
- присутствует устройство, позволяющее контролировать показатели скоростного режима;
- установлен навигатор, подключенный к системе ГЛОНАСС и GPS;
- на самом приборе отсутствуют царапины, вмятины и дефекты, которые могут говорить о попытке физического воздействия на тахометр;
- корпус изделия цел;
- у водителя присутствует чип карты, которую использует только он.
Такие требования вытекают из положений приказа Минтранса РФ №440 от 28 октября от 2021 года. Если прибор не соответствует требованиям, это чревато наложением штрафов за тахограф по статье 11.23 КоАП РФ. Поэтому нужно следить за состоянием тахометра и своевременно его менять.
Какой штраф за езду грузовика без тахографа в 2022 году
Актуально на 2022 год
Штраф за отсутствие тахографа
От 5 до 50 тыс. руб.
Статья 11.23 КоАП
С 1 ноября 2019 года физические лица, которые владеют:
- автобусами с количеством мест более восьми;
- автомобилями с максимальной разрешенной массой более 3,5 т;
— обязаны установить на них тахограф. Об этом говорят федеральные законы: 386 от 30.10.2018 и 216 от 26.07.2019. Теперь это требование есть в правилах техосмотра. Кстати, автобус с числом мест более восьми автоматически попадает под требования Постановления Правительства № 153, а значит, кроме тахографа обязательно должен быть оснащен еще и аппаратурой ЭРА-Глонасс.
Если в грузовике или автобусе нет тахографа, водителя оштрафуют на 3000–5000 ₽. Для ИП и ООО, которые отправили машину без тахографа — до 50 000 ₽. То есть штраф за тахограф на физическое лицо получить тоже может.
Штраф за езду без тахографа в КоАП
За то, что водитель ездит за рулем больше нормы, его оштрафуют на 2000 ₽. Достанется и владельцам бизнеса: ИП может потерять до 25 000 ₽, а компания — до 50 000 ₽. Вот еще штраф для юрлиц и ИП.
Штраф за нарушение норм труда и отдыха водителей
Если прибор покажет, что рабочее время в табеле отличается от фактического, то работодателя привлечет госинспекция по труду, по статье о нарушении трудового законодательства. Штраф за такое нарушение:
- Для юрлиц — до 50 000 ₽ и до 70 000 ₽ за повторное нарушение.
- Для ИП — до 5000 ₽ и до 20 000 ₽ за повторное нарушение.
Оснащение тахографом ТС
Согласно статье 20 Закона 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» (с изменениями от 26.07.2017) юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией автотранспортных средств, должны оснащать машины техническими средствами контроля, которые обеспечивают непрерывную, некорректируемую регистрацию сведений о скорости и маршруте движения ТС, а также режиме труда и отдыха водителей ТС.
В 2021 году необходимо устанавливать тахографы на все грузовые ТС грузоподъемностью более 3,5 тонн, которые осуществляют грузоперевозки опасных веществ и других грузов.
Также тахографы должны быть на:
- автобусах с количеством посадочных мест более 8 (масса ТС 5 тонн и более);
- междугородних грузовиках, которые перевозят грузы на расстояние более 50 км;
- грузовые ТС с массой 12-15 тонн, которые не осуществляют грузоперевозки.
Закон о тахографах для грузовиков
Начнем с юридических аспектов. «Закон» тут следует взять в кавычки, т.к. кроме действительно норм законов (например, положений КоАП РФ о штрафах за отсутствие тахографа), большинство понятий прописано в Приказе №36 Минтранса, вернее в Приложении № 2 к нему.
С одной стороны, есть документ, в котором указано кому нужно иметь прибор во время движения, и вроде бы не имеет большого значения закон это, распоряжение, приказ или любая другая правовая форма. Но с другой, и это как раз нередко приводит к путанице, изменить федеральный закон долго и трудоемко, а поменять нормы приказа (выпустить новый) – дело нескольких дней, если не часов.
Именно смена норм вышеуказанного приказа и приводит к порождению слухов, мифов, путаниц.
Кому не нужен тахограф?
Не надо устанавливать тахографы на:
- Грузовой и пассажирский транспорт международных перевозок, если они уже имеют аналогичные приборы европейского образца.
- Троллейбусы всех видов.
- Автомобили экстренных служб, в т.ч. проводящих оперативно-следственные мероприятия.
- Военные ТС.
- Автомобили органов, контролирующих техсостояние машин.
- Ретро-авто, если их год выпуска был 30 или более лет назад, ТС оборудовано оригинальными кузовом / рамой / двигателем, и не используется в коммерческих целях.
- Некоторые виды специальных автомобилей, включая автокраны, сельхозтехнику и многое-многое другое.
Именно в последнем пункте и сосредоточены многие сложности. Рассмотрим их более подробно. Не должны устанавливать тахограф:
- автокраны;
- автоэвакуаторы;
- автобетононасосы / бетоносмесители;
- автомобили коммунальщиков и дорожников;
- перевозчики денежной выручки;
- ТС, оборудованные подъемными платформами;
- автолавки;
- передвижные медицинские комплексы / лаборатории;
- молоковозы, скотовозы, птицевозы;
- сельхозтехника, используемая по назначению в рамках своего или соседних муниципальных образований;
- учебные автомобили;
- ТС, проходящие испытания;
- передвижные телестудии.
Напомним, это лишь часть общего перечня. Но именно в этих пунктах и сосредоточены сложности, основные из которых рассмотрим отдельно в виде «вопросов-ответов».
Кто должен установить
Тахографами называют электронные устройства, которыми оснащают коммерческие автомобили для отслеживания режимов труда/ отдыха водителей и сбора информации о дорожных событиях.
Современные контрольные приборы позволяют фиксировать:
- скорость транспортного средства на всех промежутках пути;
- пройденное расстояние;
- положение на маршруте и отклонение от него;
- затраты топлива;
- техническое состояние ТС.
В таблице приведены нормативные акты, которые регулируют деятельность, связанную с тахографами.
Наименование документа |
Регламентация |
Федеральный закон № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. |
Устанавливает необходимость обязательной фиксации информации о маршрутах движения коммерческого транспорта, рабочих сменах и перерывах водителей |
Постановление Правительства РФ № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» от 10.09.2009 г. |
Содержит порядок монтажа тахографа и подключения прибора к автомобильным датчикам для считывания информации |
Приказ Министерства транспорта РФ № 36 от 13.02.2013 г. |
Утверждает необходимость защиты собираемых данных криптографическими методами. Введено понятие «СКЗИ» – средство криптографической защиты информации. |
Приказ Министерства транспорта РФ № 440 от 28.10.2020 г. |
Документ содержит:
|
Приказ Министерства транспорта РФ № 438 от 26.10.2020 г. |
Устанавливает правила и сроки оборудования автомобилей тахографами |
Какова Актуальность Данного Материала?
Конечно, законодательство в области тахографии регулярно меняется. Тематика для России относительно новая и только развивается. В этой связи, достаточно часто изменяются (откладываются) сроки оснащения тахографами для различных категорий автомобилей. Также постоянно сокращается список исключений — кому не надо ставить тахограф! Политика выстроена таким образом, чтобы планомерно и поэтапно оснастить устройствами контроля режимов труда и отдыха все коммерческие типы автомобилей. Если Вы хотите получать объективную и актуальную информацию по вопросам кому нужно устанавливать тахограф, а кому не надо его ставить — рекомендуем сохранить ссылку на эту статью. Мы будем постоянно следить за нововведениями в нормативно-правовых документах и регулярно обновлять материал этой страницы.
Актуальность материала на данный момент: Февраль 2020 года.
Действие закона применяется к юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также физическими лицами, осуществляющими эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонн, и автобусов. Проще говоря, если Ваш грузовой автомобиль до 3,5 тонн, и нет автобуса, то Вам тут делать нечего! Остальным, следует читать дальше!..
Отдельно отметим, что приказы Минтранса №36 и №273 только указывают кому и в какие сроки нужно устанавливать тахограф. А вот какой именно тахограф устанавливать — ЕСТР или с блоком СКЗИ, зависит уже от самого собственника автомобиля. Если у Вас есть соответствующие допуски и разрешения для выполнения международных перевозок, и Вы реально собираетесь выполнять такие рейсы, можно ставить тахограф ЕСТР, если нет — то СКЗИ. Для тех, кто хочет установить тахограф ЕСТР ради экономии — сообщаем, что это только видимость и иллюзия. Легитимный европейский тахограф, установленный по всем правилам ЕСТР обходится на порядок дороже, чем с блоком СКЗИ. Настоятельно не рекомендуем покупать и устанавливать б/у устройства, скорее всего он уже вышел из законного оборота при международных перевозках и его Вам просто «втюхивают», чтобы избавиться. Однако, порядок подбора тахографа ЕСТР и его легитимная установка это огромный материал для совсем другой статьи. Если будут запросы, обязательно напишем.
Какие авто должны быть в обязательном порядке оснащены тахографами?
Приборы следует устанавливать:
- на автобусы, осуществляющие перевозку пассажиров, число которых превышает 8 человек;
- на грузовые транспортные средства, имеющие массу более 3,5 т.
Контрольное оборудование не обязательно монтировать:
- на троллейбусы;
- на автобусы, осуществляющие перевозки по городу и исполняющие пригородные рейсы;
- на транспортные средства, предназначенные для международных рейсов, – для них требуется монтаж устройств, соответствующих международным стандартам;
- на военизированные ТС;
- на машины, которые задействованы в оперативной, розыскной деятельности;
- на авто, которые эксплуатируются в Гостехнадзоре;
- на старые автомобили, не используемые в коммерческих целях, но имеющие эксплуатационный срок, превышающий 30 лет;
- на транспортные средства, оснащённые устройствами контроля устаревшего образца;
- на учебные авто, которые не используют в коммерческих целях;
- на ТС, участвующие в испытаниях.
Установка не требуется
Следует отметить некоторые категории транспорта, на которые устанавливать бортовой самописец не требуется. Основные из них:
- автотранспорт, который задействован пригородных в городских перевозках на постоянной основе;
- различные учебные, квалификационные и сертификационные транспортные средства, проходящие испытания на дорогах;
- троллейбусы;
- автотранспорт, оснащенный приборами типа ЕСТР, задействованные в международных перевозках;
- российские военные транспортные средства, а также полицейские авто;
- автотранспорт, который прошел процесс регистрации в ГОСТехнадзоре;
- транспортные средства, которые эксплуатируются более 30 лет и не предназначены для транспортировки грузов.
Кроме того, при рассмотрении вопроса, нужен ли тахограф на личный автомобиль, следует отметить, что в современном законодательстве упор делается на вид осуществляемой деятельности собственника данного транспорта. Если собственником является юридическое лицо или частный предприниматель, установка этого устройства является обязательной. Чтобы отсутствие бортового тахографа не выступило основанием для назначения водителю штрафной санкции, требуется обязательно иметь при себе специальное подтверждение того, что транспорт не используется в целях осуществления коммерческой деятельности.
Нужно ли ставить тахограф на личный грузовой автомобиль, важно выяснить заранее.
Согласно новому постановлению аппаратура спутниковой навигации должна отвечать следующим требованиям: обеспечивать определение по сигналам не менее 2 действующих глобальных навигационных спутниковых систем, одной из которых является глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС, передачу информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 3 секунд через Государственную автоматизированную систему “ЭРА-ГЛОНАСС”.
Вся информация передается в обязательном порядке в Федеральную службу по надзору за транспортом, а также, по решению собственника транспортного средства и при наличии технической возможности такой передачи, в региональные, муниципальные и другие информационные системы.
В перечень сведений о владельце транспортного средства, размещаемых в системе «ЭРА-ГЛОНАСС», включен ИНН. По итогам идентификации аппаратуры спутниковой навигации в системе предусмотрено оформление свидетельства в электронном виде, которое направляется на адрес электронной почты владельца транспортного средства в течение 24 часов после идентификации.
Нужен ли тахограф на личный грузовик?
До 1 ноября 2021 года установка тахографов была обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Т.е. частникам тахограф бы не нужен.
Однако с 1 ноября 2021 года в закон «О БДД» добавлен следующий пункт:
3.
Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны: … обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;
Таким образом, с 1 ноября 2021 года тахограф нужен
в том числе на личные грузовые автомобили категории С и личные автобусы.