Дельные советы о проверках и кое-что о полиции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дельные советы о проверках и кое-что о полиции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


У правоохранительных органов есть право делать комплексную выездную проверку бизнеса не чаще одного раза в три года. Обычно этим занимается специальное подразделение по борьбе с экономическими преступлениями.

Почему проверки полиции зачастую заканчиваются плачевно

Наш опыт показывает, что при появлении в офисе компании сотрудников полиции выявляются следующие функциональные пробелы:

  • отсутствие единого алгоритма действий для всех сотрудников компании, что может привести к дезорганизации деятельности компании, и, как результата – возникновение хаоса, облегчающего неправомерный доступ сотрудников полиции к ценной информации;
  • некомпетентность работников компании при идентификации подлинности предъявляемых документов, и, как следствие, риск проникновение в компанию лиц, которые не являются сотрудниками правоохранительных органов;
  • невозможность самостоятельного выявления и пресечения незаконных действий полицейских.
  • отсутствие мер профилактики, позволяющих своевременно выявлять проблемные зоны компании, привлекательные для проверяющих;
  • отсутствие мотивации сотрудников компании защищать интересы компании и незнание своих прав, в связи с чем они легко поддаются психическому давлению со стороны недобропорядочных сотрудников правоохранительных органов;
  • отсутствие контактных данных структур и подразделений, куда можно обратиться on-line при нарушении проверяющими законов и норм поведения;
  • отсутствие срочной квалифицированной юридической поддержки.

И наконец, немного о том, что сулит компании проведение в ее офисе проверки с участием представителей правоохранительных органов.

Среди прочих можно выделить основные негативные последствия:

  • похищение ценной информации;
  • заморозка деловой активности компании;
  • потеря репутации;
  • подготовка для реализации рейдерского захвата;
  • огромные расходы на адвокатов и (или) «отступные» расходы силовым структурам;
  • арест активов, убытки, упущенная выгода;
  • возбуждение уголовного дела в отношении собственников бизнеса или сотрудников компании.

Полиция должна получить доказательства совершения экономического преступления. Такую информацию можно добыть из бухгалтерской отчетности и первичной отчетности, поэтому проверяют первичные и учредительные документы компании. Еще при визите могут сделать обыск офиса и устроить допрос сотрудников, руководителей. Поэтому важно заранее позвонить адвокату и заказать сопровождение полицейской проверки –получить гораздо более эффективную защиту при проверках ОБЭП от возможных противоправных действий.

Целью проверок бизнеса будет выявление предпринимателей – нарушителей отраслевого и коррупционного законодательства. Внеплановые проверки ОБЭП организуют, если поступила информация об экономическом преступлении либо если:

  • у полиции есть информация от налоговой о совершенных нарушениях;
  • необходимо провести доследственную проверку в отношении контрагента;
  • есть подозрения на совершение финансовых действий фирмой-однодневкой с целью уклонения от уплаты налогов;
  • конкурент или бывший сотрудник подал заявление в полицию;
  • предприниматель работает с госконтрактом;
  • между собственниками возник корпоративный конфликт, который не урегулировали в специальном договоре, либо провели рейдерский захват бизнеса.

Как действовать, если к Вам с проверкой пришла полиция

На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье:

  • Какие документы надо проверить у полицейских
  • Обыск и обследование помещения: в чем отличие с точки зрения полномочий проверяющих
  • Как правильно вести себя на допросе

Защита при вызове на допрос или дачу объяснений

В связи с проверкой организации полицией возможно проведение разных мероприятий. Очень часто сотрудников, а также владельцев вызывают на допрос или на дачу объяснений/опрос. Если первое является обязательным, то второе – добровольным. Тем не менее, отказ сотрудничать может насторожить работников правоохранительных органов.

Поэтому желательно идти навстречу, но к соответствующему разговору тщательно подготовиться, провести предварительную консультацию с юристом, обсудить все моменты, которые в принципе могут затрагиваться.

Учтите: явка как на допрос, так и на дачу объяснений, возможна с адвокатом. Вы имеете на это право по закону (ст. 48 Конституции). Кроме того, явка на допрос обязательна, а вот дача показаний – далеко не всегда.

На что именно нужно обращать внимание во время проведения допроса или же дачи показаний? На то, как именно всё фиксируется, что вы подписываете. Перед тем, как отвечать, разберитесь с формулировками, избегайте двойных трактовок. Всё, что вы скажете, нужно предварительно обдумать. Вам надо быть полностью уверенным: ничего из сказанного не обернётся впоследствии против вас и вашего бизнеса.

Подробную консультацию по поводу того, как именно лучше всего вести себя при даче объяснений или же во время допроса, стоит предварительно получить у адвоката. Чем лучше вы будете понимать происходящее, тем меньше вероятности, что вас смогут запугать и вытащить из вас ту информацию, которую вы не собирались разглашать.

Наши сотрудники очень хорошо разбираются в том, как проходят допросы. Мы можем спрогнозировать большинство вопросов в ваш адрес и по вашему бизнесу, а иногда и по конкретному делу. В процессе общения с адвокатом Вы узнаете, что именно вам предстоит. В итоге вы будете чувствовать себя увереннее при самом стрессовом допросе. А, значит, вероятность того, что из вас достанут лишнюю информацию, уменьшается.

Читайте также:  Пенсионерам дали новую льготу – достаточно показать паспорт

Шпаргалка для предпринимателя, к которому пришла проверка

  1. Попросите инспекторов показать удостоверения и документы на проведение проверки, перепишите данные.
  2. Уточните повод для проверки и просмотрите законодательные акты, которыми руководствуются инспекторы.
  3. Вызовите юриста, который проконтролирует действия проверяющих.
  4. Ограничьте передвижения проверяющих по офису. Сразу проводите их в комнату, где они будут встречаться с сотрудниками и проверять документы фирмы.
  5. Узнайте, что именно будут проверять инспекторы и какие документы им нужны.
  6. Проинструктируйте сотрудников, чтобы они не отвечали на вопросы проверяющих, не выдавали и не подписывали никаких документов.
  7. Записывайте на видео процесс проверки и отмечайте все нарушения.

По результатам проверки обязательно составляется документ (протокол, акт, заключение). Потребуйте, чтобы он был подписан всеми присутствующими и Вам был предоставлен второй экземпляр (оригинал) с Вашими замечаниями. В дальнейшем он станет основанием для обжалования решений проверяющих органов, с которыми Вы не согласны. Судебная практика показывает, что часто проверяющие органы трактуют закон в свою пользу. Поэтому готовиться к проверке лучше заранее, не дожидаясь, пока «грянет гром». Инициировать судебное дело можно, но следует помнить, что создание положительных прецедентов, особенно на уровне высших судебных органов, – весьма сложное дело. Компании, строящие серьезный бизнес, должны понимать необходимость привлечения к участию в такой работе квалифицированных юристов.

Комментарий к ст. 36 НК РФ

Комментируемая статья регулирует порядок осуществления полномочий органов внутренних дел в сфере налоговых правоотношений, закрепляя право органов внутренних дел участвовать в выездных налоговых проверках, проводимых налоговыми органами.

Кроме того, если органы внутренних дел при осуществлении своих полномочий выявят обстоятельства, требующие совершения действий, отнесенных к компетенции налоговых органов, они обязаны в десятидневный срок со дня выявления таких обстоятельств направить материалы в налоговый орган для принятия по ним решения.

Приказом МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009 утвержден порядок взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений.

Данным Приказом, в частности, также утверждена форма запроса налогового органа об участии органа внутренних дел в выездной (повторной выездной) налоговой проверке.

ФНС России в письме от 24.08.2012 N АС-4-2/14007@ поручила нижестоящим налоговым органам в обязательном порядке инициировать привлечение сотрудников органов внутренних дел для участия в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках в следующих случаях:

1) при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении налога на добавленную стоимость, акциза (зачета или возврата иного налога) или признаков необоснованного предъявления налога на добавленную стоимость, акциза к возмещению;

2) при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки совершения преступлений, предусмотренных статьями 198 — 199.2 УК РФ, в том числе:

если после вынесения налоговым органом решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщиком предпринимаются действия, направленные на уклонение от налогового контроля, на затруднение налогового контроля, либо иные действия, имеющие признаки активного противодействия проведению выездной налоговой проверки («миграция» организации, смена учредителей и (или) руководителей организации, реорганизация, ликвидация организации и т.д.);

при обнаружении в ходе проведения предпроверочного анализа или налоговой проверки наличия в цепочке приобретения (реализации) товаров (работ, услуг) фирм-«однодневок», используемых в целях уклонения от уплаты налогов, в том числе зарегистрированных на номинальных учредителей (имеющих номинальных руководителей), зарегистрированных по утерянным паспортам, и пр.;

3) при обнаружении признаков неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и фиктивного банкротства налогоплательщика.

В письме ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 указано, что в случае проведения выездной налоговой проверки с участием сотрудников органов внутренних дел в соответствии с пунктом 1 статьи 36 НК РФ и подпунктом 28 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» порядок действий налоговых органов регламентируется Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009.

В целях качественного и полного сбора доказательственной базы по нарушениям законодательства о налогах и сборах, повышения эффективности совместной работы рекомендуется инициировать привлечение сотрудников органов внутренних дел для участия в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках в следующих случаях:

1) при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении налога на добавленную стоимость, акциза (зачета или возврата иного налога) или признаков необоснованного предъявления налога на добавленную стоимость, акциза к возмещению;

2) при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки совершения преступлений, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе:

если после вынесения налоговым органом решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщиком предпринимаются действия, направленные на уклонение от налогового контроля, на затруднение налогового контроля, либо иные действия, имеющие признаки активного противодействия проведению выездной налоговой проверки («миграция» организации, смена учредителей и (или) руководителей организации, реорганизация, ликвидация организации и т.д.);

при обнаружении в ходе проведения предпроверочного анализа или налоговой проверки наличия в цепочке приобретения (реализации) товаров (работ, услуг) фирм-«однодневок», используемых в целях уклонения от уплаты налогов, в том числе зарегистрированных на номинальных учредителей (имеющих номинальных руководителей), зарегистрированных по утерянным паспортам, и пр.;

3) при обнаружении признаков неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и фиктивного банкротства налогоплательщика.

Запрос об участии сотрудников органов внутренних дел в выездной (повторной выездной) проверке может быть направлен как до начала проверки, так и в процессе ее проведения.

Читайте также:  Как получить льготную ипотеку для молодой семьи

В случае, если выездная (повторная выездная) налоговая проверка проводится или ее проведение предполагается с участием сотрудников органов внутренних дел, необходимо провести рабочее совещание с сотрудниками органов внутренних дел по следующим вопросам:

выработка и согласование основных направлений проведения предстоящей проверки;

составление аналитической схемы выявления предполагаемых правонарушений, по которым имеется соответствующая информация;

организация и тактика осуществления мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.

Как уберечься от проверки со стороны полиции?

Только уплачивая налоги в срок и в необходимом объеме. Любые схемы уклонения от уплаты налогов, даже самые совершенные, рано или поздно попадают в поле зрения правоохранительных органов. И если с вами случилась такая неприятность – немедленно заплатите налоги, даже если уголовное дело уже возбуждено.

Активное сотрудничество со следствием поможет получить минимальное наказание за нарушение или даже добиться прекращения дела ввиду деятельного раскаяния. Если же доначисления сделаны незаконно – обращайтесь за помощью к нашим юристам и будьте готовы отстаивать свои права и интересы.

О полномочиях сотрудников полиции при проведении проверочных мероприятий

  • Сотрудники полиции в соответствии с законодательством Российской Федерации наделены рядом полномочий, подпадающих под общее понятие «проверка».
  • В силу Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (далее – Федеральный закон «О полиции») полиция обязана:
  • принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 12);
  • прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия (пункт 2 части 1 статьи 12);
  • выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу (пункт 4 части 1 статьи 12);
  • осуществлять оперативно-разыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений (пункт 10 части 1 статьи 12);
  • пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции (пункт 11 части 1 статьи 12).
  • При этом полиции предоставлены права требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий (пункт 1 части 1 статьи 13), проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности (пункт 2 части 1 статьи 13), беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (пункт 5 части 1 статьи 13).
  • Действуя в соответствии с Федеральным законом «О полиции», сотрудники полиции в целях подтверждения соответствующих полномочий обязаны предъявлять только служебные удостоверения.

Обжалование актов органов внутренних дел и действий или бездействия их должностных лиц при осуществлении оперативно-разыскной деятельности

Порядок обжалования актов органов внутренних дел и действий или бездействия их должностных лиц при осуществлении оперативно-разыскной деятельности отличается лишь тем, что законодательно установлены особенности прокурорского надзора за оперативно-разыскной деятельностью.

В ст. 21 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» сказано следующее:

  • прокурорский надзор за исполнением указанного Закона осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры;
  • по требованию указанных прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, представляют им оперативно-служебные документы, включающие дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-разыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-разыскных мероприятий;
  • сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности;
  • прокуроры, указанные в ч. 1 настоящей статьи, обеспечивают защиту сведений, содержащихся в представленных документах и материалах;
  • неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за оперативно-разыскной деятельностью, влечет установленную законом ответственность.

Правила гостеприимства

Желание иметь четкий и однозначный алгоритм действий, которым следует руководствоваться, если в компанию пришли люди в погонах, вполне понятно. Но проблема в том, что каждый случай индивидуален, и нужно учитывать слишком много факторов. Например, одни организации занимают собственные помещения и даже здания, имеют собственную службу безопасности или хотя бы охрану. Другие скромно арендуют помещение в офисном центре. Соответственно, у первых любой визитер сначала намается на посту охраны и только потом окажется внутри здания; у вторых гость войдет в кабинет руководителя, как снег на голову.

Огромное значение имеет и штатная численность. Одно дело, когда алгоритм действий заблаговременно обсудили пять-шесть человек, и совершенно другое, если правоохранители могут поработать (в том числе предварительно и без уведомления руководства фирмы) с несколькими десятками сотрудников. Среди них вполне могут оказаться и те, кто готов из мести или зависти оговорить руководителя или коллегу. К сожалению, на практике приходится сталкиваться и с подобными случаями.

Читайте также:  Как поставить на Кадастровый учет дом и землю

Поэтому правила, которые мы изложим ниже, не стоит воспринимать как безусловное руководство к действию. Это лишь добрые советы. Но применять их можно только с учетом конкретной ситуации и обстановки, а еще лучше после предварительной очной консультации с юристом, которому вы доверяете на сто процентов.

Мероприятия по приему «мирно» прибывших сотрудников полиции могут быть такими:

  • доложить о визите руководству и (или) заранее определенному сотруднику;
  • проверить документы. Их лучше откопировать или как минимум переписать данные. Если сотрудник отказывается предъявить удостоверение, есть смысл позвонить в дежурную часть (служба 02) и сообщить, например, о попытке неизвестного проникнуть на предприятие под видом полицейского;
  • выяснить цель визита и, если ведется соответствующий журнал, зафиксировать ее документально. По возможности предложить сотруднику сделать это собственноручно;
  • если цель визита – проведение каких-либо мероприятий (обследование, осмотр, выемка, обыск и т.п.), внимательно прочитайте адрес, название фирмы и другие реквизиты места проведения мероприятия. Если выявятся несоответствия, правоохранителей можно тактично (без физического сопротивления) не пустить. Опять же, есть смысл позвонить в дежурную службу или в управление собственной безопасности и сообщить, что сотрудники превышают полномочия;
  • требуйте копии постановления о производстве выемки (обыска), распоряжения на обследование помещений и др. В случае отказа ни в коем случае не расписывайтесь в получении копии;
  • если фиксируется факт ознакомления с документом, то перед подписанием надо подробно зафиксировать (хотя бы переписать) основные реквизиты и суть бумаги (в том числе наименование подразделения и должностных лиц, номер уголовного дела и / или материала проверки, номера статей, телефоны и т.д.);
  • по возможности не допускать (но без физического сопротивления) гостей в кабинет руководителя, в бухгалтерию, в серверную и т.п.;
  • если в ходе проводимых мероприятий изымаются предметы и документы, необходимо следить, чтобы все изъятое фиксировалось. Требовать предоставления копий изымаемых документов (электронной информации);
  • все допускаемые сотрудниками правоохранительных органов нарушения фиксировать (в т.ч. в составляемых ими же документах).

Основания для посещения фирмы следует выяснить до того, как сотрудники полиции зашли внутрь. Помните, что посещать организации они могут только в определенных случаях.

В каких случаях возможна проверка документов?

Полномочия сотрудников правоохранительных органов строго регламентированы законом, и сотрудник полиции не вправе просто так потребовать у любого прохожего документы для проверки — это будет являться превышением полномочий.

Случаи же, когда полицейский имеет право проверить удостоверение личности гражданина, перечислены в законе «О полиции». К ним относятся следующие ситуации:

  • имеются основания полагать, что гражданином совершено преступное деяние;
  • есть подозрение, что гражданин объявлен в розыск;
  • имеются данные о совершении лицом административного правонарушения (в том числе в случае, когда лицо застигнуто на месте его совершения);
  • есть основания для применения к гражданину такой принудительной меры, как задержание.

Здесь следует отметить, что основания для задержания лица сотрудником полиции также четко установлены в законе. Помимо граждан, подозреваемых в совершении уголовно наказуемого деяния, могут быть задержаны лица:

  • объявленные в розыск;
  • совершившие побег из-под стражи, а также из психиатрической лечебницы;
  • предпринявшие попытку проникновения на объекты, находящиеся под охраной;
  • уклоняющиеся от административного ареста;
  • признанные судом невменяемыми и уклоняющиеся при этом от медицинского лечения;
  • совершившие попытку уйти из жизни;
  • нарушившие комендантский час;
  • затребованные к выдаче иностранным государством;
  • имеющие явные признаки психического отклонения, создающего опасность для окружающих.

Ответ на запрос ОБЭП МВД или следователя о предоставлении информации и документов.

В случае необходимости, наши адвокаты могут подготовить мотивированный ответ на запрос из полиции о предоставлении информации от имени коллегии адвокатов в Москве и других регионах и в дальнейшем вести переписку от своего имени.

Также скажем о том, что сотрудники полиции постоянно направляют запросы и получают различные варианты ответов. Многие устаревшие образцы ответов взяты напрямую в интернете. Часто предприниматели или юристы организации самостоятельно компилируют ответ, нередко пользуясь устаревшими или не совсем точными советами. Мы не в коем случае не очерняем юристов организаций. Большинство из них профессионалы своего дела, однако невозможно иметь постоянный практический опыт про всем отраслям права и по всем вариантам ситуаций.

По полноте и грамотности Вашего ответа на запрос о предоставлении информации сотрудники ОБЭП и следственных органов смогут сделать однозначный вывод о том, насколько Вы и Ваши сотрудники готовы дать отпор неправомерным действиям.

При необходимости наш адвокат может приехать к Вам в офис, изучить ситуацию, подготовить индивидуальный ответ и проконсультировать по поводу подготовки к дальнейшим действиям ОБЭП (ОЭБ).

Если Вы находитесь в другом регионе, просто отсканируйте запрос и направьте нам.

Автор статьи Смоленцев С.А.

адвокат по экономическим преступлениям

эксперт РБК, Russia Today, других деловых и новостных СМИ

редактировано 12 декабря 2022 года


Если у Вас есть дополнительные вопросы по поводу запроса полиции о предоставлении информации — звоните прямо сейчас по деж. телефону 8-903-225-46-65, краткие консультации предоставляются бесплатно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *