Об имущественных и иных правах на воздушное пространство

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Об имущественных и иных правах на воздушное пространство». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


На сегодняшний день не решен вопрос о собственнике атмосферного воздуха. Одни ученые считают невозможным признание атмосферного воздуха в качестве объекта имущественных прав в силу особенностей его физического состояния, другие же авторы настаивают на обратном.

Особенности правового режима земель

В жизни любого человека и общества земля играет важную экологическую, экономическую и политическую роль. Земля — это территория государства, предел его суверенной власти. Как объект хозяйственной деятельности человека она существует без всякого содействия с его стороны — как всеобщий предмет человеческого труда, как основное средство производства в сельском и лесном хозяйстве. Земля используется также как фундамент, как пространственный операционный базис для развития городов и других поселений, отраслей народного хозяйства.

Что представляет собой «земля» как юридическая категория? По законодательству понятием «земля» обозначается поверхность земного шара, находящаяся в пределах государственных границ России. В этом смысле земля измеряется квадратными метрами, километрами, гектарами.

Особенности правового режима лесов и растительного мира вне лесов

Отношения по поводу лесов и дикого растительного мира вне лесов в российском законодательстве традиционно регулируются разным законодательством: лесным законодательством и законодательством о растительном мире вне лесов. И хотя в естественнонаучном смысле эти природные объекты суть растительный мир, в юридическом смысле они считаются разными природными объектами.

Растительный мир — это совокупность диких растений (наземных и водных), произрастающих в состоянии естественной свободы на территории государства, а также в пределах его континентального шельфа. Обратим внимание на то, что к растительному миру относятся только дикие растения, т.е. экологически связанные с остальной природой. Соответственно, культурные растения, выращиваемые человеком для потребления, не являются частью растительного мира. Отношения по поводу этих растений регулируются аграрным, а также гражданским законодательством.

Глава Х. Заключительные положения

Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22. «Позиция Конституционного Суда не изменит сложившуюся отказную судебную практику по приобретательной давности, а лишь усложнит доказывание добросовестности.

Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Ученые доказали, что изменение климата в XX в. является следствием повышения приземной температуры воздуха. Потепление объясняют тем, что в атмосфере возросла концентрация парниковых газов: углекислого газа, метана, хлорфторуглеродов, оксидов азота.

Временно согласованные выбросы устанавливаются на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов при условиях соблюдения технических нормативов выбросов и наличия плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Использование и охрана атмосферного воздуха: вопросы теории

  1. Без воздуха человек может прожить лишь несколько минут. Именно на такое время он может задержать дыхание. Затем ему необходимо сделать вдох. В случае невозможности этого, человек задыхается и погибает.
  2. Атмосфера является обязательным фактором для коммуникации. При произнесении звуков возникают воздушные колебания, которые образуют звуковые волны. Они действуют на барабанную перепонку, в результате чего появляются колебания, поступающие в головной мозг. Он в свою очередь воспринимает их как звук. Поскольку на Луне нет воздуха, там звуков не слышно, а астронавты общаются с помощью специальных устройств или жестов.
  3. Земная атмосфера служит защитой планеты от метеоритов, вредного солнечного ультрафиолета и космического холода.
  4. Наличие воздуха на Земле позволяет самолетам и другому воздушному транспорту совершать полеты. Благодаря атмосфере летают птицы: воздух обтекает их крылья, образуя подъемную силу.
  5. Кислород, содержащийся в воде, обеспечивает жизнь рыб, которые дышат с помощью жабр.

Загрязнение воздуха бывает естественное и искусственное, то есть в результате человеческой деятельности. Каждый вид имеет свою классификацию.

  1. Сильный ветер, который поднимает камни и пыль на воздух. В результате атмосфера засоряется, образуется риск для птиц. Совместно с другими видами загрязнения, вред от ветра может влиять на жизнь животных и растений.
  2. Испарения при извержении вулканов. Вулканическая деятельность сопровождается выбросами в атмосферу огромного количества сажи. Раскаленные газы и пыль загрязняют воздух. Пепел от вулкана представляет смертельную опасность в случае попадания в каналы дыхания. От этого вида загрязнения страдают птицы, земноводные и организмы, живущие в воде.
  3. Выделение океанической и морской соли. Ежегодно испаряется порядка 450 тысяч км2 воды. Конденсат выделяет большое количество тепла. Этим обусловлено то, что в атмосферу поступает огромная паровая энергия. Однако это не столь значительный вред для экологии.
  4. Продукты жизнедеятельности животных и растений. Загрязнение воздуха происходит из-за бактерий, спор грибов, которые переносятся ветром. Также опасность представляют экскременты животных, поскольку они выделяют газы, растворяющиеся в воздухе. Гниющие остатки флоры образуют риск для окружающей среды.
  5. Лесные пожары. Каждый год в России пожары уничтожают до 40 миллионов гектаров леса. Как правило, их причиной является неосторожное обращение человека с огнем или удары молнии. Количество пепла и сажи, которое попадает в атмосферу, исчисляется тоннами.
  6. Космическая пыль. При образовании звездных систем в космосе остаются частицы, которые потом попадают на нашу планету. После приземления метеорита остаются кратер, а камни и пыль поднимаются в небо.
Читайте также:  Перевод жилого помещения в нежилое в 2023 году

Вследствие человеческой деятельности появляются такие источники засорения воздуха:

  1. Транспортный. Выхлопные газы составляют 17% от всех парниковых газов Земли. Автомобили являются источниками выделения таких веществ, как оксид углерода и азота, диоксида серы, углеводорода и сажи. По сути, грузовик выделяет больше вредных газов, чем легковая машина. Но поскольку легковой транспорт наиболее распространен, ущерб от него больше.
  2. Промышленный. Самый большой урон экологии наносят заводы, занимающиеся черной и цветной металлургией и химическая отрасль промышленности. В результате деятельности таких предприятий в атмосферу попадают опасные вещества и газы: диоксид серы, свинец, сероуглерод, ксилол.
  3. Выбросы энергетических предприятий. Тепловые электрические станции осуществляют свою деятельность на угле, при сгорании которого в воздух выделяется диоксид углерода, угарный газ, свинец, углеводород, сажа.
  4. Нефтяная промышленность и добыча полезных ископаемых. Пожары на природных месторождениях представляют огромный риск для окружающей среды. Поскольку в этих местах большое количество топлива, специалистам непросто справится с горением оперативно. Продолжающийся неделями пожар служит причиной смога, который охватывает большие территории.
  5. Загрязнения от сельского хозяйства. В агрономической промышленности используются химические удобрения. Из-за ветра пестициды попадают не только на обрабатываемые участка, но и на новые территории, просачиваясь в почву и воду. Животноводство также представляет опасность для природы, поскольку в кишечных газах и навозе присутствует метан.
  6. Курение. При сгорании сигареты в воздух выделяются вредные вещества, которые оказывают отрицательное влияние на качество атмосферы.

Смог — смесь из дымки, тумана и пыли, возникающая в крупных городах.

Химические вещества в составе такого образования очень активны и имеют свойство окисляться, что делает его опасным для живых существ и растений. Кроме того, смог может образоваться в итоге лесных пожаров и извержении вулкана.

Кислотный дождь — явление, которое образуется при контакте воды и компонентов, засоряющих воздух (оксида серы и азота, аммиака и др.). Термин применяется ко всем осадкам с низким показателем водорода. Так, кислотный дождь может выпасть в виде снега, дождя, града, тумана.

Кислотные осадки приводят к загрязнению воды и последующей гибели ее обитателей. От этого вредного явления болеют и погибают растения, почва теряет плодородные свойства. Питающиеся природными дарами животные также страдают. Для человека кислотные дожди чреваты выпадением волос, ухудшением состояния кожи, развитием различных заболеваний.

Существуют несколько видов профилактических мер, направленных на защиту воздуха от засорения:

  1. Технологические мероприятия предполагают улучшение технологии изготовления и хранения топлива. Осуществляется фильтрация сырья от различных примесей. Отходы утилизируются безопасным способом. В рамках данного вида профилактики предусмотрены предупредительные действия: замкнутость процесса производства, замена угля на газ, использование гидрообеспыливания, применение централизованного тепла вместо котельных установок.
  2. Законодательные меры подразумевают принятие федеральных правовых актов, способствующих улучшению экологического положения (строительство заводов вне города, запрет на въезд автомобилей в зоны отдыха и т.д.).
  3. Планировочные работы заключаются в санитарной защите зон, озеленении, эффективной планировке населенных пунктов, строительстве автодорог в объезд поселений, размещение источников больших выбросов с учетом направления ветра.
  4. Санитарно-технические мероприятия, в состав которых входит установка электрофильтров и аппаратов, вылавливающих газ, а также герметизация транспортного оборудования.

Атмосферный воздух как объект правовой охраны

Основным законом в сфере охраны атмосферного воздуха является Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Также к нормативно-правовым актам, регулирующим вопросы охраны атмосферного воздуха, относятся Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, Положение о государственном надзоре в области охраны атмосферного воздуха, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 № 476 и др.

В некоторых субъектах РФ приняты региональные законы об охране атмосферного воздуха (например, Закон Брянской области от 11.04.2006 г. № 20-3 «Об охране атмосферного воздуха на территории Брянской области»; Закон Нижегородской области от 02.03.2007 г. № 25-3 «Об охране атмосферного воздуха в Нижегородской области», Закон Республики Тыва от 7 апреля 2015 г. № 63-3PT «Об охране атмосферного воздуха на территории Республики Тыва» и др.).

ПРАВОВАЯ ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Прежде чем перейти к вопросу о правовом статусе воздуха, следует определить соотношение понятий «атмосфера», «атмосферный воздух», «воздух». Атмосфера Земли (от греч. atmos — пар и сфера) — это воздушная среда вокруг Земли, вращающаяся вместе с ней. М.М. Бринчук считает, что понятия «атмосферный воздух» и «атмосфера» совпадают не полностью.

Читайте также:  Как продать квартиру иностранцу из недружественной страны

Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов.

Вопрос об объектах права собственности на природные ресурсы можно рассматривать в двух аспектах. Объекты права собственности на природные ресурсы.
В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций.

Основа правовой защиты атмосферного воздуха

Замечание 1

Правовые меры охраны атмосферного воздуха регулируются Законом об его охране (далее, Закон), статья 1 которого рассматривает атмосферу в виде жизненно важной составляющей окружающей среды. Он представляет собой естественную смесь газов атмосферы, которая находится вне пределов жилых, производственных и прочих помещений.

Защита и охрана атмосферы заключается в работе в сфере мероприятий, которые осуществляют органы государственной власти нашей страны, органы власти субъектов, органы местного самоуправления, физические и юридические лица в целях совершенствования качественной составляющей атмосферного воздуха, в том числе обеспечивая предотвращение его вредных влияний на человеческое здоровье и окружающую природную среду.

Определение 1

Качество атмосферного воздуха рассматривается с позиции совокупности его физических, биологических и химических свойств, которые отражают соответствие экологическим и гигиеническим нормативам качества.

Глава Х. Заключительные положения

Эксперт добавила: может показаться, что толкование ст. 234 ГК РФ в постановлении КС противоречит Определению № 186-О, однако такой вывод преждевременный. «Сложно согласиться, что одинаково добросовестны лицо, которое заведомо не знало, что купило участок у продавца, не имеющего права его отчуждать, и собственник, который решил увеличить площадь своего участка, самовольно заняв часть чьей-то земли.

Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Ученые доказали, что изменение климата в XX в. является следствием повышения приземной температуры воздуха. Потепление объясняют тем, что в атмосфере возросла концентрация парниковых газов: углекислого газа, метана, хлорфторуглеродов, оксидов азота.
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области охраны атмосферного воздуха в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Глава Х. Заключительные положения

Статья 34. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Признать утратившим силу Закон РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1982, № 29, ст. 1027).

3. Признать утратившим силу постановление Верховного Совета РСФСР «О порядке введения в действие Закона РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1982, № 29, ст. 1028).

4. Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент Российской Федерации

Б. Ельцин

Москва, Кремль

4 мая 1999 г.

№ 96-ФЗ

Статья 15. Общие требования к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух

1. В целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.

2. Пункт 2 статьи 15 утратил силу согласно Федеральному закону от 19 июля 2011 г. № 248-ФЗ.

3. Пункт 3 статьи 15 утратил силу согласно Федеральному закону от 19 июля 2011 г. № 248-ФЗ.

4. Пункт 4 статьи 15 утратил силу согласно Федеральному закону от 19 июля 2011 г. № 248-ФЗ.

5. Пункт 5 статьи 15 утратил силу согласно Федеральному закону от 19 июля 2011 г. № 248-ФЗ.

6. Органы исполнительной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут вводить ограничения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха на соответствующей территории, а также стимулировать производство и применение экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей.

7. Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена.

8. Действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Глава III. Организация деятельности в области охраны атмосферного воздуха

Статья 9. Программы охраны атмосферного воздуха и мероприятия по его охране

Статья утратила силу с 1 января 2005 г. согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.

Статья 10. Финансирование программ охраны атмосферного воздуха и мероприятий по его охране

Читайте также:  Оценка акций для вступления в наследство в Нижнем Новгороде

Статья утратила силу с 1 января 2005 г. согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.

Статья 11. Нормирование качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на атмосферный воздух

1. В целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.

2. Гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются и пересматриваются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух

1. В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов:

технические нормативы выбросов;

предельно допустимые выбросы.

2. Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов.

3. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

4. В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти.

Временно согласованные выбросы устанавливаются на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов при условиях соблюдения технических нормативов выбросов и наличия плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Сроки поэтапного достижения предельно допустимых выбросов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению соответствующих территориальных органов специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха.

План уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух разрабатывается и осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, для которых устанавливаются временно согласованные выбросы, с учетом степени опасности указанных веществ для здоровья человека и окружающей среды.

5. В целях государственного регулирования вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух.

6. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, методы их определения пересматриваются и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха

1. Законодательство Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Законодательство субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха вправе предусматривать введение дополнительных экологических требований охраны атмосферного воздуха.

3. Имущественные отношения, возникающие при осуществлении деятельности по охране атмосферного воздуха, регулируются гражданским законодательством.

4. Отношения в области охраны атмосферного воздуха, возникающие при установлении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее — продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, регулируются законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Правовое регулирование охраны атмосферного воздуха

Основой правового регулирования вопросов охраны атмосферного воздуха является Закон об охране атмосферного воздуха, в котором закрепляются полномочия органов государственной власти РФ и ее субъектов в рассматриваемой сфере, определяются функции государственного управления, формулируются требования к охране атмосферного воздуха при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Детализация положений названного Закона нашла свое отражение в решениях Правительства РФ, среди которых можно выделить постановление от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и физических воздействий на него».

Доля нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в рассматриваемой сфере крайне незначительна. В качестве примера можно привести Временные рекомендации по расчету выбросов вредных веществ в атмосферу в результате сгорания на полигонах твердых бытовых отходов и размера предъявляемого иска за загрязнение атмосферного воздуха, утвержденные Минприроды России 02.11.1992.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *