Грубое нарушение правил бухгалтерского учета

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Грубое нарушение правил бухгалтерского учета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.

Уголовные преступления

Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого. Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.

Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.

Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:

  • умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
  • причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
  • достижение обвиняемым возраста 16 лет.

Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.

Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.

То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.

Комментарий к ст. 15.11 КоАП

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемую на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. К основным задачам бухгалтерского учета относятся:

— формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

— обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

— предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

По смыслу диспозиции данной статьи административным правонарушением является грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, выразившееся в искажении сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов, либо в искажении любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

Согласно ст. 120 Налогового кодекса РФ под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается:

а) отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета;

б) систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Вместе с тем в соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», налоговая декларация в перечень элементов состава бухгалтерской отчетности не входит, а представляет собой самостоятельный документ — письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога (ч. 1 ст. 80 НК РФ).

Таким образом, искажение сумм начисленного налога, указанных в налоговой декларации, должно рассматриваться в качестве деяния, образующего состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ «Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля», санкция которой является более мягкой (от трехсот до пятисот рублей) по отношению к санкции ст. 15.11 КоАП РФ (от двух тысяч до трех тысяч рублей).

В данном случае судьей может быть решен вопрос о переквалификации действий должностного лица со ст. 15.11 КоАП РФ на ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, так как составы данных статей имеют единый родовой объект посягательства, а также учитывая соотношения санкций данных статей, можно сделать вывод, что такая переквалификация не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Также учитывая положения ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ, данная переквалификация не повлечет за собой изменение подведомственности рассмотрения данного дела.

Привлекая к ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.11, конкретное должностное лицо, необходимо учитывать субъективную сторону правонарушения. С субъективной стороны данное нарушение характеризуется виной в форме умысла, то есть должностное лицо должно знать и осознавать, что нарушает основные требования, предъявляемые к ведению бухгалтерского учета и предоставлению бухгалтерской отчетности, желает этого или безразлично относится к установленным требованиям по ведению бухгалтерского учета. Очень часто суды не придают значения характеристике субъективной стороны административного правонарушения, что приводит к вынесению постановлений не соответствующих положениям КоАП РФ. Необходимо учитывать положения статьи 1.5 КоАП РФ, из которых следует, что обязанность доказывания вины правонарушителя лежит на субъекте, ведущем производство по делу об административном правонарушении, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. И при установлении вины должностного лица в грубом нарушении правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности суду необходимо детально проанализировать обязанности конкретных должностных лиц, отраженные в приказах и инструкциях организации, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых повлекло за собой совершение данного административного правонарушения.

Читайте также:  Налог с продажи квартиры в 2023 году для физических лиц

При привлечении к административной ответственности по статье 15.11 КоАП РФ в постановлениях о назначении административного наказания судам необходимо указывать, какие именно правила ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности были нарушены, и должны содержаться ссылки на конкретные нормы законодательства о бухгалтерском учете.

Суды при рассмотрении дел данной категории нередко совершают ошибки в определении надлежащего субъекта административной ответственности. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при решении вопроса о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статье 15.11 КоАП РФ необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) — за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Необходимо также принимать во внимание пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», согласно которому в случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

В случае если ведение бухгалтерского учета в организации производится на основании гражданско-правового договора третьими лицами, которые не представляли сведения, необходимые для осуществления налогового контроля, либо представляли их с нарушением установленного законодательством срока или грубо нарушали правила ведения бухгалтерского учета и представления отчетности, то это обстоятельство не освобождает руководителя организации от административной ответственности, предусмотренной статьями 15.6 и 15.11 КоАП РФ, поскольку в соответствии со статьями 6 и 18 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» именно он несет ответственность за организацию бухгалтерского учета.

Кто и кому назначает наказание за отсутствие первичных документов

Заявление на то, чтобы нарушитель понес ответственность, подает налоговая инспекция, а наказание назначает уже суд (ч. 1 ст. 23.1, ст. 15.11 КоАП РФ).

Виновный в правонарушении устанавливается индивидуально.

Обычно суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер – за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда от 24.10.2006 № 18). Субъектом такого правонарушения обычно признают главного бухгалтера или бухгалтера с правами главного.

Руководитель организации тоже может быть признан виновным, если:

  • в организации вообще не было главного бухгалтера (постановление Верховного суда от 09.06.2005 № 77-ад06-2);
  • учет и расчет налогов вела специализированная организация (п. 26 постановления Пленума Верховного суда от 24.10.2006 № 18);
  • причина нарушения – письменное распоряжение руководителя, с которым главный бухгалтер был не согласен (п. 25 постановления Пленума Верховного суда от 24.10.2006 № 18).

Грубые нарушения в бухучете

Ошибиться в работе не может только тот, кто не работает. В деятельности остальных ошибки и недочеты — дело распространенное. Но ведь за грубые ошибки могут серьезно наказать. Так что считается грубым нарушением правил учета?

Исчерпывающий перечень наказуемых деяний закрепляет статья 15.11 КоАП РФ. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету — это:

  • занижение сумм налогов, взносов и сборов на 10% и более, допущенных вследствие искажения показателей бухгалтерского учета;
  • искажение бухгалтерской отчетности (нарушение определяется для денежных показателей, значение которых отклоняется от факта на 10% и более);
  • регистрация в учете мнимой или несуществующей операции или объекта;
  • ведение счетов бухгалтерского учета вне установленных учетных журналов и регистров;
  • подготовка и составление бухотчетности на основе данных, не подтвержденных регистрами и журналами бухучета;
  • отсутствие первичной и учетной документации в течение предусмотренных сроков ответственного хранения.

Обозначенные грубые нарушения приведут к наложению штрафа. Причем размер санкции зависит от того, впервые ли допущен проступок или наказание накладывают повторно. Например, за грубое нарушение бухучета, допущенное впервые, предусмотрено взыскание от 5000 до 10 000 рублей. За повторные проступки накажут посерьезнее — от 10 000 до 20 000 рублей. Либо должностное лицо могут дисквалифицировать на срок от одного года до двух лет.

Обозначим ответственных

Прежде чем определить размеры штрафных санкций и перечислить причины взысканий, необходимо разобраться, кого и за что могут наказать контролеры.

Категория субъекта Нормативный акт Пояснения к применению ответственности
Организация Статья 120 НК РФ В первую очередь за нарушения в части ведения бухгалтерского и налогового учета могут наказать саму организацию. То есть штраф или арест счетов будет применен не к руководству или ответственным работникам, а непосредственно к юридическому лицу.

Напомним, что предприниматели не могут быть наказаны за ошибки в бухучете. Так как ИП освобождены от обязательств вести бухучет.

Должностное лицо Статья 15.11 КоАП РФ Помимо штрафа на юридическое лицо, контролеры вправе применить санкции и к должностным лицам: к руководству компании, которое непосредственно несет ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета.

В вопросе о должностных лицах без путаницы не обойтись. Кого за что наказывать? Конечно, если в фирме нет главбуха, то нет причин для споров. Единственное должностное лицо, которое оштрафуют, — это директор. Но что, если в компании имеется главбух? Как тогда распределить штрафные санкции?

По сути, руководитель несет ответственность за организацию бухучета на предприятии. Директор назначает главного бухгалтера на должность, определяет ему круг обязанностей, при необходимости нанимает дополнительных работников в бухгалтерский отдел.

Рассмотрим нарушения правил бухгалтерского учета, которые признаются арбитражными судами грубыми:

  • систематические ошибки. Если организация несвоевременно или неправильно отражает на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственные операции, денежные средства, ценности, нематериальные активы и финансовые вложения, то она, безусловно, совершает ошибку, а если подобные нарушения допускались систематически, то эта ошибка признается грубой.
Читайте также:  Штраф за проезд железнодорожного переезда на красный свет

Например, организация была наказана согласно п. 2 ст. 120 НК РФ за систематическое неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций (Постановление ФАС Уральского округа от 04.04.2006 N Ф09-2199/06-С7 по делу N А60-20322/05).

При этом систематическим является нарушение, совершенное как минимум два раза в течение календарного года. Как известно, календарный год длится с 1 января по 31 декабря. Отсюда следует, что если организация допустила первую ошибку в декабре 2006 г., а вторую — в январе 2007 г., то она не может быть наказана за грубое нарушение правил бухгалтерского учета;

  • отсутствие первичных документов, счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета. Арбитражный суд установил по одному из дел, что у налогоплательщика отсутствовали счета-фактуры, а также первичные бухгалтерские документы, подтверждавшие операции по реализации за 2003 г. Поэтому суд признал правомерным привлечение организации к ответственности (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 04.07.2006, 28.06.2006 N Ф03-А73/06-2/2293 по делу N А73-14432/2005-18).

Итак, мы рассмотрели нарушения правил ведения бухгалтерского учета, за которые организация может быть наказана. Теперь приведем случаи, когда у организации имеется возможность избежать ответственности за подобные ошибки.

Книга покупок и книга продаж не являются регистрами бухгалтерского учета. Соответственно, организация не может быть наказана за отсутствие этих книг (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.06.2006 по делу N А79-15564/2005).

Не является грубым нарушением и неотражение в книге продаж отдельных хозяйственных операций [Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.08.2006 N Ф04-4983/2006(25116-А45-40) по делу N А45-7801/05-46/348].

Наряду с этим нельзя наказывать организацию за ошибки, допущенные в книге учета доходов и расходов, которая представляет собой регистр бухгалтерского учета. Но из текста ст. 120 НК РФ явно следует, что грубым нарушением является отсутствие регистров бухгалтерского учета, а не ошибки в них. Данная правовая позиция приведена в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 01.08.2003 по делу N А56-2776/03.

Уголовные преступления

Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого. Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.

Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.

Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:

  • умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
  • причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
  • достижение обвиняемым возраста 16 лет.

Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.

Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.

То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.

Отчетность в органы статистики

В органы государственной статистики все организации, в том числе и казенные, бюджетные учреждения, обязаны представлять первичные статистические и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Порядок и условия представления первичных статистических и административных данных органам, осуществляющим формирование официальной статистической информации, определены постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 №620 «Об условиях представления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета».

Нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации, влечет ответственность, установленную ст. 13.19 КоАП – наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб.

Отражение на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета свершившихся фактов хозяйственной жизни в полном объеме, ведение учета в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов, а также проведение сверок взаиморасчетов и инвентаризаций для своевременного выявление и исправления допущенных ошибок являются основой для формирования достоверной отчетности. Следует отдельно упомянуть о необходимости организации налогового учета казенными и бюджетными учреждениями при наличии налогооблагаемой базы (предусмотренных НК РФ хозяйственных операций и имущества). От своевременности указанных действий нередко зависит и соблюдение сроков представления всех видов отчетности.

Когда штраф будет меньше

Спешим успокоить: почти всегда есть возможность, что санкция за бухгалтерские нарушения будет меньше минимум в два раза. Соответствующие смягчающие факты названы в ст. 112 НК РФ. Однако не нужно держать ориентир только на них, ведь данный перечень – открыт.

Вот, что не названо в Кодексе, но почти точно сыграет в вашу пользу в случае нарушений в бухгалтерской отчетности и учете в целом:

  • нарушение случилось первый раз;
  • фирма в финансовом кризисе;
  • на бизнесе висит больной кредит перед банком;
  • бухгалтерское нарушение идет от прошлого начальства;
  • фирма оперативно и по собственной инициативе доплатила налог, пени, штрафы в соответствии с требованиями ИФНС;
  • штраф слишком велик по отношению к нарушению.

Грубое нарушение положения о бухгалтерском учете

Исполнительные органы власти могут в любое время запросить бухгалтерскую отчетность и сопутствующие документы для проведения проверки. В случае выявления ошибок или нарушений исполнительные органы власти могут привлечь к административной ответственности должностное лицо, являющееся исполнителем. К грубым административным нарушениям можно отнести:

  • Некорректное отражение операций, связанных с непосредственной деятельностью организации, которые приводят к уменьшению суммы налоговых обязательств подлежащих уплате в бюджет;
  • Бухгалтерская отчетность, предоставляемая в налоговую службу, составлена не из фактических данных организации (умышленное искажение);
  • Искажение финансовых показателей, отклонение которых составляет более 10% от надлежащей величины;
  • Отражение операций, связанных с деятельностью организации, которые на самом деле не существовали или искажены и т.д.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие правила учета доход и расходов

Наименование нормативно-правового документа Номер документа Описание
Налоговый кодекс Статья 120 Данная статья дает разъяснение по величине штрафных санкций, предусмотренных за нарушение правил в рамках учета доходов и расходов, связанных с деятельностью организации
Приказ Министерства Финансов Номер 86 Регламентирует порядок учета хозяйственных операций
Кодекс РФ об Административной ответственности Статья 15.11 Регламентирует понятие грубого нарушения требований к положению о бухгалтерском учете, а также меры применения административной ответственности
Налоговый кодекс Статья 112 Регламентирует сроки, в течение которых, организация подпадает под действие законодательства, регулирующего применение штрафных санкций за грубое нарушение правил учета доходов и расходов
Читайте также:  Узаконивание перепланировки нежилого помещения: пошаговая инструкция 2023

Распространенные вопросы и ответы на них

Вопрос №1. Существует ли сроки, по истечению которых, организацию не привлекут к ответственности за обнаруженное правонарушение?

Действительно в правовой практике можно встретить такое понятие как сроки давности правонарушения. За налоговое правонарушение существует срок давности, который составляет 3 года с момента завершения налогового периода, в котором было совершено правонарушение. При этом нельзя забывать, что умышленное препятствие проведение проверки со стороны органов исполнительной власти приостанавливает этот срок до момента составления акта о проверке всех данных налогового и бухгалтерского учета организации.

Вопрос №2. Относится ли к грубым нарушениям некорректный расчет базы для исчисления взносов во внебюджетные фонды?

Некорректный расчет базы для исчисления взносов во внебюджетные фонды также относится к грубым правонарушениям и после выявления данного правонарушения налоговой проверкой организация будет обязана возместить недостающую сумму налога, пени, а также штраф за данное деяние. Также как и в других случаях, организация может избежать штрафных санкций посредством своевременного устранения недостатков и подачи уточняющих документов в органы исполнительной власти.

Вопрос №3. В случае ошибочной переплаты налога в бюджет из-за некорректного отражения хозяйственной операции, будет ли организация привлечена к ответственности?

Любое нарушение норм учета доходов и расходов в части искажения налогооблагаемой базы будет относиться к грубым правонарушениям. Если исправить данное нарушение вовремя, то последствий для организации не будет, а переплаченный налог можно будет вернуть или использовать в зачет будущих выплат по налогам и сборам.

Административная ответственность

Никто не застрахован от ошибок. Однако за серьезные бухгалтерские ошибки предусмотрена ответственность.

Кроме того, инспекция может предъявить штраф по статье 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)» Налогового кодекса, которая предусматривает штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора), а деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40%.

При занижении налоговой базы дополнительно к выше обозначенным в таблице санкциям будет взиматься штраф, который составит 20% от суммы налога, не уплаченного в бюджет, но не менее 40 000 руб.

Кроме того, инспекция может предъявить штраф по статье 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)» Налогового кодекса, которая предусматривает штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора), а деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40%.

В рамках проводимой ФНС выездной проверки в ноябре 2019 года были запрошены документы у ООО «Вираж-С».

Ответственность за несоблюдение механизма кассовых операций и требований по обращению с наличными денежными средствами определена статьей 15.1 КоАП РФ.

Разграничение ответственности гендиректора и главбуха

Между тем многие налоговые инспекторы на местах по-своему трактовали и другие положения налогового законодательства. Так, например, если организация составила документ в произвольной форме по операции, для которой предусмотрен типовой бланк, налоговики могли классифицировать это как «грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения».

За отказ либо нарушение сроков предоставления в территориальное налоговое подразделение информации, затребованной в рамках финансового контроля, статьей 15.6 КоАП РФ штрафные санкции невелики – от 300 до 500 рублей. Однако, неприятно!

Предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 1 000 до 5 000 руб.

Если вдруг пришел отказ в приеме отчетности, то документооборот завершится и сервис окрасит его красным цветом.

Ответственность за нарушения бухгалтерского учета в 2017 году

В 2017 года ответственность за нарушения правил бухгалтерского учета регламентируется Федеральным законом №77-ФЗ «О снесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который 30 марта 2016 года подписал Президент РФ.

В этом документе в том числе была ужесточена ответственность за нарушения правил бухучета.

В этой связи организациям, ведущим предпринимательскую деятельность, теперь придется быть более внимательными к ведению документации, ведь в первую очередь существенно повысились штрафы за нарушения правил бухучета.

Вовсе не всегда нарушения возникают по злой воле, когда предприниматель пытается злонамеренно или ради упрощения себе задачи исказить какие-либо данные или пропустить какие-либо операции.

Чаще всего правила ведения бухгалтерского учета оказываются нарушенными в результате бытовых ситуаций, возникающих в ходе предпринимательской деятельности, а также от влияния человеческого фактора. Поэтому необходимо проявлять особенную осторожность при ведении бухучета, принимая во внимание данные обстоятельства.

Итак, согласно действующему законодательству, следующие ситуации трактуются как грубые нарушения правил бухгалтерского учета:

  • Любой показатель бухгалтерской отчетности отличается от действительности на 10% или больше. К этому могут привести различные обстоятельства, даже обычная ошибка в подсчетах или неверные данные, возникшие на каком-либо этапе ведения бухгалтерского учета.
  • Отсутствуют первичные учетные документы, или регистров бухучета и финансовой отчетности, а также аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности в том случае, если правила ведения бухучета предписывают аудиторскую проверку как обязательную. Данные о такой проверке, а также прочие бухгалтерские документы, должны храниться не менее 5 лет. Если по каким-либо причинам они становятся недоступны в более короткий срок, это также является грубым нарушением правил бухучета.
  • Сумма налогов и сборов занижена более чем на 10% в денежном измерении. Такая разница может возникнуть неумышленно, и чаще всего так происходит по причине неверной оценки остаточных средств в начале отчетного периода. Однако от ответственности за нарушения правил бухучета данный факт не освобождает.

Когда штраф будет меньше

Спешим успокоить: почти всегда есть возможность, что санкция за бухгалтерские нарушения будет меньше минимум в два раза. Соответствующие смягчающие факты названы в ст. 112 НК РФ. Однако не нужно держать ориентир только на них, ведь данный перечень – открыт.

Вот, что не названо в Кодексе, но почти точно сыграет в вашу пользу в случае нарушений в бухгалтерской отчетности и учете в целом:

  • нарушение случилось первый раз;
  • фирма в финансовом кризисе;
  • на бизнесе висит больной кредит перед банком;
  • бухгалтерское нарушение идет от прошлого начальства;
  • фирма оперативно и по собственной инициативе доплатила налог, пени, штрафы в соответствии с требованиями ИФНС;
  • штраф слишком велик по отношению к нарушению.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *