Прививки и вакцины: в чем разница

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прививки и вакцины: в чем разница». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


При первом заражении инфекцией иммунной системе нужно некоторое время для выработки приобретенного иммунитета. Он работает эффективнее врожденного и может защищать нас на протяжении всей дальнейшей жизни, но формируется такой иммунитет не сразу.

Как вакцина формирует приобретенный иммунитет?

Тот же принцип действует и при вакцинации. Упрощенно выработка приобретенного иммунитета происходит в четыре этапа:

  • Индукция. Макрофаги атакуют чужеродные клетки и передают информацию об антигене лимфоцитам.
  • Иммунорегуляторный этап. T- и B-лимфоциты нацеливаются на борьбу с инфекционным агентом.
  • Эффекторная стадия. Происходит выработка специфических антител и Т-лимфоцитов против инфекции.
  • Формирование иммунологической памяти, которая позволяет мгновенно отреагировать на вторжение возбудителя, против которого была сделана прививка.

Вакцины. Виды антигенов вакцин. Классификация вакцин. Виды вакцин. Живые вакцины. Ослабленные ( аттенуированные ) вакцины. Дивергентные вакцины.

Вакцины — иммунобиологические препараты, предназначенные для активной иммунопрофилактики, то есть для создания активной специфической невосприимчивости организма к конкретному возбудителю. Вакцинация признана ВОЗ идеальным методом профилактики инфекционных заболеваний человека. Высокая эффективность, простота, возможность широкого охвата вакцинируемых лиц с целью массового предупреждения заболевания вывели активную иммунопрофилактику в большинстве стран мира в разряд государственных приоритетов. Комплекс мероприятий по вакцинации включает отбор лиц, подлежащих вакцинации, выбор вакцинного препарата и определение схемы его использования, а также (при необходимости) контроль эффективности, купирование возможных патологических реакций и осложнений. В качестве Аг в вакцинных препаратах выступают:

• цельные микробные тела (живые или убитые);
• отдельные Аг микроорганизмов (наиболее часто протективные Аг);
• токсины микроорганизмов;
• искусственно созданные Аг микроорганизмов;
• Аг, полученные методами генной инженерии.

Большинство вакцин разделяют на живые, инактивированные (убитые, неживые), молекулярные (анатоксины) генно инженерные и химические; по наличию полного или неполного набора Аг — на корпускулярные и компонентные, а по способности вырабатывать невосприимчивость к одному или нескольким возбудителям — на моно- и ассоциированные.

Вакцины также можно группировать по признаку состава и способа их получения:

  1. Корпускулярные, то есть состоящие из цельных микроорганизмов возбудителя.
  2. Компонентные или бесклеточные состоят из частей возбудителя, так называемого антигена.
  3. Рекомбинантные: в состав этой группы вакцин входят антигены патогенного микроорганизма, введённые с помощью методов генной инженерии в клетки другого микроорганизма. Представителем данной группы является вакцина от гриппа. Еще яркий пример – вакцина от вирусного гепатита В, которая получается путём введения антигена (HBsAg) в клетки дрожжевых грибов.

Ещё один критерий, по которому классифицируется вакцина, – это количество профилактируемых ею заболеваний или возбудителей:

  1. Моновалентные вакцины служат для профилактики только одного заболевания (например, вакцина БЦЖ против туберкулёза).
  2. Поливалентные или ассоциированные — для прививки от нескольких болезней (пример — АКДС против дифтерии, столбняка и коклюша).

Анатоксины – это вакцины, созданные на основе обеззараженных токсинов, выделяемых в процессе жизнедеятельности некоторыми возбудителями инфекционных заболеваний. Особенность этой прививки состоит в том, что она провоцирует формирование не микробной невосприимчивости, а антитоксического иммунитета. Таким образом, анатоксины с успехом используются для профилактики тех заболеваний, у которых клинические симптомы связаны с токсическим эффектом (интоксикацией), возникающим в результате биологической активности патогенного возбудителя.

Форма выпуска – прозрачная жидкость с осадком в стеклянных ампулах. Перед применением нужно встряхнуть содержимое для равномерного распределения анатоксинов.

Преимущества анатоксинов – незаменимы для профилактики тех заболеваний, против которых живые вакцины бессильны, к тому же они более устойчивы к колебаниям температуры, не требуют специальных условий для хранения.

Недостатки анатоксинов — индуцируют только антитоксический иммунитет, что не исключает возможности возникновения локализованных болезней у привитого, а также носительство им возбудителей данного заболевания.

«Классические» инактивированные вакцины против COVID-19 разработаны, испытываются и уже применяются во многих странах мира (Индии, Китае, Казахстане, России, Франции, Турции, Иране и др.). При их производстве высокоочищенные препараты коронавируса инактивируют (как правило, бета-пропиолактоном — высокоактивным алкилирующим агентом, или формальдегидом), а в качестве стимулятора иммунного ответа (адъюванта) добавляют гидроокись алюминия. Основная трудность — для производства такой вакцины необходим высокопатогенный живой вирус в больших количествах, который можно получить в условиях биологической безопасностиBSL-2 или даже BSL-3, подразумевающей помещения со сложными инженерными системами для фильтрации воздуха и дезактивации всех отходов, недешевое оборудование и обязательные защитные костюмы для персонала в течение всего рабочего дня.

Инактивированные вакцины производятся по разным технологиям уже более ста лет, и фактически они представляют собой цельные вирусные частицы, но как бы «зашитые» химическими скрепками без возможности раскрыться. Поэтому в результате иммунизации антитела на их внутренние белки чаще всего не образуются. При грамотном производстве такие вакцины дают при введении минимум побочных реакций, но далеко не всегда — полноценный и долговременный иммунитет.

К примеру, так и не удалось получить эффективные инактивированные вакцины против паротита, ВИЧ-инфекции, гепатита С и вируса герпеса, а для вируса кори инактивированная вакцина оказалась очень дорогой. Что касается коронавируса SARS-CoV-2, то эффективность инактивированных вакцин оказалась существенно ниже по сравнению с векторными и мРНК-вакцинами, о которых пойдет речь ниже (70–80 против 90–95%). Так что минимум побочных реакций у вакцины — это хорошо, но более важна ее эффективность.

Уже несколько десятков лет у разработчиков вакцин были в запасе еще два новаторских подхода. Развивались они давно, но из-за консерватизма контролирующих органов до 2020 г. эти разработки оставались на стадии клинических испытаний.

Во-первых, это векторные вакцины, работы над которым ведутся с 1980-х гг. В этом случае в генетический материал непатогенного вируса вставляют ген основного иммуногенного белка патогена, и этот «гибрид» (непатогенный и чаще всего неспособный размножаться в организме человека) используют для вакцинации.

Когда такой рекомбинантный вирус попадает в клетки, информация с вирусного генома «считывается» в виде матричной РНК, по которой в клетке синтезируются вирусные белки, включая тот самый встроенный иммуногенный белок патогена. Далее этот белок, как при обычной инфекции, встраивается в клеточную мембрану, имитируя ситуацию заражения организма инфекционным агентом, не утратившим способность к размножению. Организм реагирует на такой экспонированный на клетке белок формированием иммунного ответа.

В качестве векторов-переносчиков генов иммуногенных вирусных белков испытывались разные вирусы: осповакцины, кори, аденовирусы, везикулярного стоматита, желтой лихорадки, альфа- и флавивирусы и др. Еще до 2020 г. ряд таких кандидатных вакцин дошел до клинических испытаний 1–2-й фазы, показав свою перспективность, но дальше этого дело не пошло. Кстати сказать, в 1990-е гг. несколько кандидатных вакцин были разработаны в новосибирском ГНЦ вирусологии и биотехнологии «Вектор», но контролирующие органы тогдашнего российского Минздрава не пустили их дальше первых двух фаз клинических испытаний, мотивируя это тем, что таких вакцин раньше не было. Но ведь и до Пастера не было инактивированных вакцин!

Что такое специфический иммунитет?

В основе профилактики заболеваний путем вакцинации лежит формирование так называемой иммунологической памяти или искусственного иммунитета. Человеческий организм запоминает свою реакцию на антиген и технологию его угнетения и в случае повторного его попадания быстрее и эффективнее вырабатывает необходимые антитела для борьбы с возбудителем. Такой вид иммунитета называется специфическим (или приобретенным). Приобретенный иммунитет помогает либо оттолкнуть болезнетворного агента, либо справиться с ним быстро и без осложнений.

Читайте также:  Где и как получить субсидии на приобретение (покупку) жилья в 2021 году

Можно сказать, что прививка — это некая тренировка для человеческого организма, подготовка его к возможной атаке того или иного заболевания. Вакцина запускает естественную иммунную реакцию на попадание микроорганизма, не допуская при этом тяжелого течения и осложнений заболевания.

Вакцина — это медицинский иммунобиологический препарат, которая содержит ослабленный возбудитель, полученный путем специальной обработки или искусственного синтеза. Вакцина вводится только под контролем врача. Разработка, хранение и использование вакцин находится под контролем Всемирной организации здравоохранения и международных организаций по контролю безопасности лекарственных средств.

Среди микроорганизмов, с которыми успешно борются с помощью вакцинации, могут быть вирусы (например, возбудители гриппа, кори, краснухи, полиомиелита, гепатита А и В и др.) или бактерии (возбудители туберкулеза, дифтерии, коклюша, столбняка и др.).

В последнее время разрабатываются и мультивакцины, в состав которых входят несколько возбудителей. Такая прививка способна защитить сразу от нескольких заболеваний.

Полный состав вакцин обязательно присутствует в аннотации к препарату во избежание возможного появления у человека аллергической реакции на тот или иной компонент.

Прививка создает специфический иммунитет

К счастью, в ряде случаев, человечеству удалось перехитрить микробов. Когда мы вводим антиген (проще говоря, кусочек клетки) микроорганизма или же целый, но ослабленный микроб в виде вакцины, то болезнь не возникает, зато вырабатываются антитела, и в иммунных клетках сохраняется информация о возбудителе. При инфицировании человека организм оказывается уже вооружен и может быстро защитить себя.

Таким образом, прививая ребенка, мы не только не «убиваем» и не «парализуем» иммунитет, а, наоборот, создаем специфический иммунитет против конкретной болезни, избегая при этом всех неприятностей периода заболевания.

При некоторых инфекционных заболеваниях (дифтерия, столбняк) тяжелые осложнения и летальные исходы обусловлены действием не самого микроба, а его токсинов – белковых молекул, которые он синтезирует. Против токсинов в организме тоже образуются нейтрализующие антитела. В таких случаях, эффективна вакцина, содержащая не саму бактерию или ее компоненты, а обезвреженный токсин, который в результате обработки утратил токсические свойства, но сохранил иммуногенные (в вакцинологии такое вещество обозначатся как анатоксин). Даже если привитый человек заболеет, антитоксические антитела не позволят токсину вызвать потенциально фатальные проявления болезни.

Особенности иммунной системы у детей

1. Иммунная система новорожденного ребенка НЕ ЗРЕЛАЯ! Ее созревание по длительности совпадает со всем периодом детства.

Но это не означает, что появившийся на свет малыш абсолютно беззащитен перед внешними агрессорами. В первое время его основная защита — это материнские молекулы (иммуноглобулины), переданные малышу внутриутробно и продолжающие поступать в его организм в период грудного вскармливания. Недаром последнее служит самой действенной мерой профилактики болезней для грудных детей.

2. Процесс активного становления иммунной системы ребенка проходит через несколько критических периодов:

  • первый месяц жизни (0–29 дни) — пассивная защита малыша материнскими антителами; собственные защитные механизмы еще очень несовершенны;
  • 4–6 месяц — заканчивается «срок действия» пассивной защиты и начинается активное становление собственной;
  • второй год жизни — резкое увеличение разнообразия контактов с внешним миром на фоне все еще недостаточной внутренней защищенности;
  • шестой-седьмой год жизни и подростковый период (12–15 лет) — активные перестройки в работе иммунной системы, временно повышающие восприимчивость организма к некоторым инфекциям.

Задача приведенных выше фактов не в том, чтобы умалить и очернить саму идею прививок, как способа защиты от страданий и смерти. Прививки вполне могут выступать в роли индивидуального лечебного препарата (например, антирабическая или противостолбнячная). Или в роли обоснованно необходимого средства профилактики для здоровых людей, отправляющихся в путешествие (в районы, богатые непривычными для нас инфекциями). Возможны и иные индивидуальные доводы в пользу вакцинации. Тем более, что наука не стоит на месте, и по мере роста наших знаний о работе иммунной системы и совершенствования системы пред и постпрививочного контроля, будут расти эффективность и безопасность новых вакцин.

Цель приведенных выше фактов и размышлений в том, чтобы побудить людей задуматься и обратить особое внимание на следующие моменты:

  • массовая вакцинация новорожденных и грудных детей;
  • вакцинация детей без обоснованной, индивидуальной необходимости и обязательного наличия генетического паспорта и результатов иммунологического обследования;
  • вакцинация детей без предварительного согласия родителей (особенно, в роддомах!);
  • вакцинация детей живыми вакцинами (БЦЖ, АКДС, против полиомиелита, кори, краснухи, паротита);
  • использование вакцин, содержащих токсичные компоненты;
  • одномоментное введение нескольких вакцин;
  • запугивание и прочие элементы экономического и психологического давления на людей (как на вакцинируемых, так и на вакцинирующих);
  • необходимость предоставления полной информации о плюсах и минусах вакцинации, возможных осложнениях, правах родителей на отказ от прививок и его последствиях, об альтернативных способах профилактики и лечения болезней.

ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ – ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ.

Микроорганизмы сопровождают человека всю его жизнь. С самого рождения малыш начинает знакомиться с миром вирусов и бактерий. И, помимо, положительных и необходимых для жизни контактов, микроорганизмы могут представлять опасность для человека, вызывая различные инфекционные заболевания.

До определенного времени инфекции являлись главной причиной высокой смертности и малой продолжительности жизни человека, поражая огромное количество людей и обширные территории земного шара.

В истории человечества первая пандемия чумы в середине VI века – «Юстинианова чума» – привела к смерти около 100 миллионов человек, убив от 50 до 60% населения Европы. Вторая пандемия чумы, названная «Чёрная смерть», возникла в середине XIV века и стала причиной гибели 30% населения Азии и до 50% жителей Европы. Третья пандемия чумы началась в Китае в середине XIX века и за несколько десятков лет охватила всю Землю.

В январе 1897 года человеку впервые была введена вакцина от чумы. Именно благодаря вакцине, разработанной учеником Л.Пастера русским ученым В.Хавкиным, была остановлена последняя пандемия чумы.

Распространение натуральной оспы в Европейском регионе связано с походами крестоносцев XI-XIII веков. В XVI века вирус оспы был занесен в Англию, а вскоре вызвал эпидемию в Центральной и Южной Америке, приведшую к гибели до 90% населения. В отдельные годы следующих двух веков в странах Европы заболевало оспой 10-12 миллионов человек, смертность составляла до 25-40%.

Первую прививку от натуральной оспы сделал в конце XVIII века английский врач Э.Дженнер, положив тем самым начало будущей ликвидации этого страшного заболевания, последний случай которого был зарегистрирован в мире в октябре 1977 г. в Сомали.

В XIX веке туберкулез убил около одной четверти взрослого населения Европы.

В 1882 г. Р.Кох выделил бактерию, вызывающую туберкулёз – микобактерию, и создал вещество для диагностики туберкулеза – туберкулин. Всемирная организация здравоохранения (далее – ВОЗ) объявила день открытия микобактерии туберкулеза Р.Кохом 20 марта Всемирным днем борьбы с туберкулезом. О возможности предотвращать туберкулез и уменьшать риск возникновения тяжелых форм заговорили, когда в начале XX века французские ученые Альбер Кальметт и Камиль Герен создали первую человеческую вакцину на основе штамма ослабленной живой коровьей туберкулезной бациллы – вакцину БЦЖ (BCG – Bacille Calmette-Guerin).

В XIX – первой половине ХХ веков полиомиелит бушевал в Европе и США, поражая десятки тысяч людей ежегодно.

Начало масштабного использования полиомиелитной вакцины привело к резкому сокращению заболеваемости. В настоящее время местная передача дикого вируса сохраняется на территории только трех государств – Афганистана, Пакистана и Нигерии.

Во время последней эпидемии краснухи в США (60-е годы ХХ века), заболело 12,5 миллионов человек, более чем у 2 тысяч человек развился энцефалит и более 11 тысяч женщин вынуждены были прервать беременность по причине риска развития у детей синдрома врожденной краснухи (далее – СВК). Было рождено более 20 тысяч детей с СВК. При этом имели глухоту более 11 тысяч детей, были слепые от рождения более 3,5 тысяч детей, развилась умственная отсталость почти у 2 тысяч малышей. Только широкомасштабная вакцинация последнего десятилетия смогла привести к практически полной ликвидации краснухи и СВК во многих развитых и в отдельных развивающихся странах.

Читайте также:  Как отозвать исполнительный лист из службы судебных приставов?

Две крупные вспышки эпидемического паротита были зарегистрированы в США: в 2006 г. – более 6,5 тысяч случаев среди студентов университетов Среднего запада и в 2010 г. – более 3,5 тысяч случаев среди старшеклассников нескольких школ, членов религиозной общины ортодоксальных евреев-хасидов. Риск формирования урона в виде возможного, прежде всего «мужского» бесплодия, которым осложняются средние и тяжелые формы эпидемического паротита в 20-50% случаев, нанесенный данной общине, достаточно велик.

В Республике Беларусь в довакцинальном периоде ежегодно около 1 тысячи детей заболевало полиомиелитом и значительная часть из них оставалась инвалидами, более 50 тысяч малышей заражались корью и краснухой, около 33 тысяч – эпидемическим паротитом и более 11 тысяч человек заболевало дифтерией.

В современности причиной эпидемий и пандемий остается вирус гриппа. Эпидемии гриппа многим известны, например, «Испанский грипп» в 1918–1919 гг. – унес жизни 50-100 миллионов человек; Азиатский грипп в 1957 г. – около 2 миллионов человек, Гонконгский грипп в 1968 г. – около 34 тысяч человек.

Согласно обновленным в 2017 г. данным ВОЗ респираторные заболевания, вызываемые сезонным гриппом, ежегодно приводят к смерти от 290 до 650 тысяч человек во всем мире.

Для нашей страны также продолжает оставаться актуальным грипп и острые респираторные инфекции, как самые массовые инфекционные заболевания современности. В последние пять эпидемических сезонов заболеваемости (с 2012 г.) ОРИ и гриппом заболевало около 1,8 миллионов человек. При этом число заболевших гриппом колебалось в широком диапазоне: от нескольких десятков до более 47 тысяч случаев.

Ближайшее будущее человечества, несмотря на развитие систем здравоохранения, появление новейших средств и способов диагностики, лечения и профилактики, будет сопряжено с инфекционными болезнями. Их распространению будут способствовать вооруженные конфликты, экономические кризисы, глобальные миграционные процессы, изменения климата и т.д.

От человечества в целом и каждого гражданина в отдельности зависит, сколько будет возникать случаев инфекционных заболеваний – единицы, десятки, сотни или тысячи. Увеличение количества заболеваний будет неизбежно приводить к большему риску возникновения тяжелых случаев, приводящих к инвалидности и летальному исходу, несмотря на своевременно и в полном объеме оказанную современную медицинскую помощь.

12 век

1100 Первые упоминания о прививании против оспы в Китае

18 век

1721 Прививание против оспы вводится в Великобритании
1796 Дженнер сделал прививку против коровьей оспы и ввел слово «вакцинация»
1798 Вакцинация против оспы

19 век

1870 Пастер изготовил первую живую бактериальную вакцину (против куриной холеры)
1884 Пастер изготовил первую живую вирусную вакцину (против бешенства)
1885 Пастер впервые использовал вакцину против бешенства на человеке
1888 Пастер разработал вакцину против сибирской язвы
1890-1892 Беринг и Китазато получили дифтерийный и столбнячный антитоксины, заложив основы иммунотерапии
1896 Созданы вакцины против брюшного тифа, холеры и чумы. Груббер и Дархэм обнаружили у иммунизированных антитела, положив основу серодиагностике инфекционных заболеваний

20 век

1921 Calmet и Guerin получили БЦЖ, первая живая бактериальная вакцина для человека
1923 Начало использования дифтерийного анатоксина (Рамон)
1926 Начало использования вакцины против коклюша на человеке
1927 Начало использования вакцины БЦЖ на человеке
1927 Начало использования вакцины против столбняка на человеке
1933 Goodpasture описал методику получения культуры вирусов на куриных эмбрионах
1935 Начало использования вакцины против желтой лихорадки на человеке
1936 Создана вакцина против гриппа
1939 Создана вакцина против клещевого энцефалита
1946 Гайский, Эльберт и Файбич создали вакцину против туляремии
1951 Создана вакцина против бруцеллёза
1955 Лицензирована инактивированная полиомиелитная вакцина
1957 Создана вакцина АКДС
1958 Создана живая вакцина против полиомиелита (ОПВ)
1961 Получена линия человеческих диплоидных клеток
1963 Лицензированы коревая и трехвалентная оральная полиомиелитная вакцины
1966 ВОЗ объявила программу искоренения оспы
1967 Начало вакцинации против паротита
1970 Начало вакцинации против краснухи
1971 Создана тривалентная вакцина против кори-паротита-краснухи
1972 Создана вакцина против менингита
1976 Создана конъюгированная вакцина против пневмококка
1977 Последний случай естественного заражения оспой
1981 Начало вакцинации против гепатита В
1981 Создана ацеллюлярная вакцина против коклюша
1984 Создана вакцина против ветряной оспы
1986 Лицензирование первой рекомбинантной вакцины (гепатит В)
1990 Лицензирование первой полисахаридной конъюгатной вакцины (гемофильная инфекция типа b)
1991 Введение детской иммунизации против гепатита В
1991 Создана вакцина против гепатита А
1994 Искоренение полиомиелита в Америке
1995 Лицензирование вакцины против ветряной оспы
1996 Лицензирование бесклеточной вакцины против коклюша
1997 Рекомендация использования последовательной схемы иммунизации против полиомиелита
1998 Создание вакцины против ротавирусной инфекции
1998 Создана вакцина против боррелиоза (болезнь Лайма)
1999 Запрет использования ротавирусной вакцины

21 век

2000 Прекращение использования живой полиомиелитной вакцины в США
2000 Создание вакцины против пневмококковой инфекции для детей
2006 Создана вакцина против вируса папилломы человека
2006 Вакцина против ротавирусной инфекции используется в США
2007 Вакцина против ротавирусной инфекции используется в Европе
2007 Лицензированы двухвалентная и тетравалентная вакцины против папилломавирусной инфекции
2008 Вакцина против японского энцефалита передана ВОЗ для предварительных испытаний
2013 Живые и инактивированные вакцины против японского энцефалита прошли лицензирование и преквалификацию ВОЗ и применяются в эндемичных странах
2015 Активная работа по разработке и клиническим испытаниям вакцины против вируса Эбола
2015 Европейское агентство лекарственных средств одобрило использование первой в мире вакцины, способной защитить детей от малярии
2016 В США Госуправление по продуктам и лекарствам (FDA) одобрило к применению вакцину против холеры
2017 Новая «Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» призывает правительства всех стран мира оказывать поддержку в проведении научных исследований и разработок новых вакцин, чтобы такие болезни, как лихорадка Денге, Эбола и Зика и другие инфекции могли навсегда кануть в прошлое …

Естественная защитная реакция организма

В качестве патогенов выступают бактерии, вирусы, паразиты или грибки. Все они различны, каждый патоген по-своему уникален. Это означает, что в структуре конкретного патогена есть особые, специфические элементы, которые могут быть распознаны защитной системой организма. Такие специфические элементы называются антигенами, на каждый антиген наша иммунная система вырабатывает свои антитела.

Антитела, выработкой которых организм отвечает на проникновение антигенов, являются важной частью иммунитета. Это своего рода солдаты, несущие службу по защите нашего организма. Каждый такой солдат (каждое антитело) обучен распознавать один конкретный антиген. Поскольку возможных антигенов множество, в нашем организме постоянно присутствуют тысячи различных антител. Но если организм ещё никогда не встречался с данным антигеном, у него нет соответствующих антител. Их ещё только предстоит выработать. Иммунной системе требуется время, чтобы отреагировать на новый антиген и начать производить новые специфические антитела.

Какие действия должны предпринять родители после вакцинации? Существуют ли какие-то ограничения?

Повторюсь, вакцинация — это вполне стандартная процедура, поэтому не следует укладывать ребенка в кровать и проявлять над ним «гиперопеку». Семья может жить своей обычной жизнью, но, конечно, помнить, что ребёнку была сделана прививка, и, может быть, чуть внимательнее отнестись к ребёнку.

При введении АКДС и других серьёзных вакцин в ближайшие З дня постарайтесь придерживаться более или менее щадящего режима для ребёнка, то есть желательно избегать лишних визитов, ограничить контакты и общую нагрузку на ребёнка. В это время малышу показан спокойный домашний режим. Прогулки не возбраняются. Постарайтесь лишь прикрыть место прививки одеждой, чтобы на него не попала грязь. И, конечно, прогулка должна быть разумной продолжительности.

Читайте также:  Требования для организации зуботехнической лаборатории

Также рекомендуется не экспериментировать в питании, то есть не вводить новых продуктов в рацион ребёнка, в период за неделю до прививки и неделю после. Если ребёнок склонен к аллергическим реакциям, в этот период он должен получать питание, в котором исключены те продукты, которые могут вызвать аллергию.

Если ребёнку была сделана инъекция (а практически все вакцины являются инъекционными препаратами), постарайтесь не купать его в течение дня после прививки. На другой день можно принимать ванну в обычном режиме, опять же, если у ребёнка не будет температурной реакции.

После прививки от полиомиелита, которая капается в рот, в течение часа рекомендовано ограничение по питанию и питью, поскольку живая полиомиелитная вакцина может смыться со слизистых, и не дать ожидаемого эффекта, Данное ограничение не касается других вакцин, которые вводятся в виде инъекций.

Таким образом, как видите, рекомендации самые простые. Жёсткие ограничения вводятся в особых случаях, относящихся к вакцинации групп детей с тяжёлыми хроническими заболеваниями, выраженной аллергией и так далее.

Санитарными правилами закреплена рекомендация, касающаяся поствакцинального периода, согласно которой после прохождения прививки ребенку следует находиться в лечебном учреждении в течение 20—30 минут. Именно в этот временной отрезок наиболее вероятно первое проявление возможной аллергической реакции. Однако такие ситуации у детей, к счастью, бывают крайне редко. Родители, которых беспокоит состояние ребенка после прививки, всегда могут остаться и провести это время под контролем врача в лечебном учреждении. Если ребенок склонен к аллергической реакции, это условие нужно выполнить обязательно.

И последнее. Перед тем, как пойти на вакцинацию, дома на случай, если у ребёнка к вечеру поднимется температура, желательно иметь жаропонижающее средство. Для малышей до 1 года лучше взять свечи, для детей более старшего возраста подойдет таблетированный препарат или в виде сиропа. Порог, при котором нужно снижать температуру, у каждого ребёнка свой. Родители могут сами по состоянию ребенка определить, нужно ли давать ему жаропонижающее,

Основные принципы вакцинопрофилактики

Для эффективной борьбы с эпидемиями важно, чтобы сформировался коллективный иммунитет — прослойка людей, обладающая антителами к данной инфекции и необходимая для прерывания ее распространения. Для каждой нозологии этот порог индивидуален, но в целом чем более заразно заболевание, тем выше должен быть процент иммунизируемых людей. Для полиомиелита показатель составляет 80 %, а для кори, ввиду ее высокой заразности, — все 95 %.

Каждая страна сама определяет политику вакцинации. Одни дают свободу выбора своим гражданам и делают упор на просвещение. В других вакцинация является обязательной, и отказ от нее ведет к санкциям, например невозможности трудоустройства на определенные работы, или наложению штрафа.

Однако во многих странах растет группа людей, отказывающихся прививаться и прививать своих детей из-за недоверия к вакцинам, действиям правительства. И сейчас, в эпоху непрекращающихся волн коронавируса, это может стать еще более серьезной проблемой, чем это представлялось в том же 2019 году, когда антипрививочное движение было внесено в список 10 проблем здравоохранения.

В этой статье мы рассмотрим историю вакцинации, чтобы понять, какой огромный путь прошло человечество и с чем ему удалось справиться.

В организм человека вводится специальное вещество, содержащее ослабленные или убитые микроорганизмы, продукты их жизнедеятельности или антигены, полученные генно-инженерным путем.

После того как был введен препарат, в организме активируется иммунная система, принимая в себя антитела к возбудителю заболевания. Таким образом формируется иммунитет, который впоследствии либо не пропустит инфекцию в организм, либо поможет ей пройти с минимальными проявлениями.

Число заболеваний, в успешной борьбе с которыми используются вакцины, на сегодняшний день перевалило за 20. Среди них туберкулез, полиомиелит, краснуха, дифтерия, корь, коклюш. Такое страшное заболевание, как оспа, унесшее не один миллион человеческих жизней, было ликвидировано к 70-м года XX века только благодаря прививкам.

Самые распространенные страхи, связанные с профилактическими прививками, — качество вакцины и возможная реакция организма. Да, процесс вакцинации не проходит без последствий, в ряде случаев даже возможны осложнения. Их обусловливают:

  • неправильное выполнение вакцинации;
  • плохое качество вакцинного препарата;
  • введение вакцины при наличии противопоказаний;
  • индивидуальные свойства и реакции организма человека.

Поэтому для того, чтобы реакция организма была минимальной, прививки должны делаться хорошими специалистами и с учетом всей необходимой информации о пациенте.

Вот о чем мы вас спросим перед вакцинацией:

  • есть ли у вас температура, насморк, кашель, сыпь, понос;
  • имеются ли хронические заболевания и какие вы лекарства принимаете;
  • бывают ли аллергические реакции;
  • не производилось ли в последние несколько месяцев переливание крови;
  • не менялись ли резко климатические условия (смена места жительства, длительная командировка).

Они содержат ослабленный живой микроорганизм. Примером могут служить вакцины против полиомиелита, кори, паротита, краснухи или туберкулеза. Могут быть получены путем селекции (БЦЖ, гриппозная). Они способны размножаться в организме и вызывать вакцинальный процесс, формируя невосприимчивость. Утрата вирулентности у таких штаммов закреплена генетически, однако у лиц с иммунодефицитами могут возникнуть серьезные проблемы. Как правило, живые вакцины являются корпускулярными.
Живые вакцины получают путем искусственного аттенуирования (ослабления штамма (BCG — 200-300 пассажей на желчном бульоне, ЖВС — пассаж на ткани почек зеленых мартышек) либо отбирая естественные авирулентные штаммы. В настоящее время возможен путь создания живых вакцин путем генной инженерии на уровне хромосом с использованием рестриктаз. Полученные штаммы будут обладать свойствами обеих возбудителей, хромосомы которых были взяты для синтеза. Анализируя свойства живых вакцин следует выделить, как положительные так и их отрицательные качества.

Положительные стороны: по механизму действия на организм напоминают «дикий» штамм, может приживляться в организме и длительно сохранять иммунитет (для коревой вакцины вакцинация в 12 мес. и ревакцинация в 6 лет), вытесняя «дикий» штамм. Используются небольшие дозы для вакцинации (обычно однократная) и поэтому вакцинацию легко проводить организационно. Последнее позволяет рекомендовать данный тип вакцин для дальнейшего использования.

Отрицательные стороны: живая вакцина корпускулярная — содержит 99% балласта и поэтому обычно достаточно реактогенная, кроме того, она способна вызывать мутации клеток организма (хромосомные аберрации), что особенно опасно в отношении половых клеток. Живые вакцины содержат вирусы-загрязнители (контаминанты), особенно это опасно в отношении обезьяннего СПИДа и онковирусов. К сожалению, живые вакцины трудно дозируются и поддаются биоконтролю, легко чувствительны к действию высоких температур и требуют неукоснительного соблюдения холодовой цепи.
Хотя живые вакцины требуют специальных условий хранения, они продуцируют достаточно эффективный клеточный и гуморальный иммунитет и обычно требуют лишь одно бустерное введение. Большинство живых вакцин вводится парентерально (за исключением полиомиелитной вакцины).

На фоне преимуществ живых вакцин имеется и одно предостережение, а именно: возможность реверсии вирулентных форм, что может стать причиной заболевания вакцинируемого. По этой причине живые вакцины должны быть тщательно протестированы. Пациенты с иммунодефицитами (получающие иммуносупрессивную терапию, при СПИДе и опухолях) не должны получать такие вакцины.

Примером живых вакцин могут служить вакцины для профилактики краснухи (Рудивакс), кори (Рувакс), полиомиелита (Полио Сэбин Веро), туберкулеза, паротита (Имовакс Орейон). Живые вакцины выпускаются в лиофилизированном виде (кроме полиомиелитной).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *